ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.11.2024

Просмотров: 159

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Предмет теории литературы. Место теории литературы в системе наук об искусстве.

2. Эпитет, метафора.

1. Язык литературного произведения. Художественная речь и её элементы.

2. Эпическое произведение как понятие. Отличие эпоса от лирики и драмы.

2. Эпическое произведение как понятие. Отличие эпоса от лирики и драмы.

1. Содержание и форма литературного произведения.

2. Метафора, сравнение.

1. Литература и сми. Роль литературоведческих знаний в журналистской деятельности.

2. Анализ драматического произведения как художественного целого.

2. Анализ драматического произведения как художественного целого.

2. Роды и жанры литературы.

1. Модель творческой индивидуальности писателя. Определение типа воображения и типа творчества писателя.

2. Метонимия. Синекдоха и её виды.

Структура творческой индивидуальности

1 .Сюжет и композиция. Пространство и время в литературе.

2. Лирическое отступление. Вводные эпизоды. Художественное обращение.

1. Автор - повествователь - персонаж .

2. Основные характеристики лирического стихотворного текста.

2. Основные характеристики лирического стихотворного текста.

1. Направления (течения) как способы и формы исторического развития художественной литературы.

2. Антитеза. Усиление.

1 .Эпизод как микроструктура анализа прозаического художественного текста.

2.Риторический вопрос. Риторическое обобщение. Риторическое восклицание. Пафос.

2.Риторический вопрос. Риторическое обобщение. Риторическое восклицание

1. Наука и искусство: сходство и различие.

2. Тема. Идея. Пафос.

1. Место литературы в ряду других искусств.

2. Элементы сюжета.

2.Элементы сюжета

1. Предмет и содержание художественной литературы как искусства слова.

2. Архитектоника. Группировка образов.

1. Литература - фундаментальная наука.

1. Лирика как род литературы, как особый способ мышления и осмысления жизни.

2. Бессоюзие. Многосоюзие. Умолчание.

1 .Литература - беллетристика - паралитература.

2.Символ художественный. Характер художественный.

1. Художественная литература как универсальная форма общественного сознания, как универсальный вид искусства.

2. Инверсия. Стык. Параллелизм.

1. Соотношение сюжета и фабулы в литературном произведении.

2.Ассонанс. Аллитерация. Звукоподражание.

1. Вымысел. Персонаж- Деталь.

2. Идейно- эстетические функции литературы: познавательные, идеологические, эстетические, воспитательные возможности литературы.

1. Художественное описание. Пейзаж. Портрет литературный. Интерьер.

2. Олицетворение. Гротеск. Аллегория.

1. Художественный метод и творческая практика писателя.

2. Гипербола. Литота. Перифраз.

1. Назначение литературы.

2. Анафора. Повторение. Эпифора.

Мы постоянно сталкиваемся с параллельными понятиями. Слово «текст» чаще всего используется в лингвистике. Пост-модернисты создают тексты, а не произведения. «Textus» в переводе с латыни значит сплетение, структура, строение, ткань, связь, связное изложение. Текст – система знаков, связанных между собой. Текст существует неизменным, на определенном материальном носителе. Существует наука «текстология», которая изучает первоначальные тексты, оригиналы. Тексты различных веков различны. Но текст все равно подвижен. Текст многомерен, то есть может быть по-разному прочитан разными людьми. Распахнутость текста во внешний мир превращает текст в художественное произведение, а не простую систему знаков.

«Произведение и есть тот малый мир, в котором художественная вселенная писателя просматривается в ракурсе конкретного духовного состояния, владеющего художником в этот момент, в этой стадии его судьбы, в этой фазе его движения кистями…<…>… Литературное произведение в его классическом варианте – живой «организм», в котором бьется как бы духовное «сердце» - формируемая и одновременно формирующая мысль художника, вобравшая в себя все силы его души». (Грехнев В.А. «Словесный образ и литературное произведение»).

Текст существует сам по себе, он замкнут. В произведении все наоборот – важно, на что откликается автор, что его волнует. Писатель меняется на протяжении жизни. Пример: Василий Аксенов в передаче «Времена». «Гаврилиада» Пушкина. Произведения моментны, так, например, Боккаччо открещивался от «Декамерона». Диалектическое развитие мысли отражено в тексте произведения. Мысль формирует текст. Пример: Толстой с основной идеей. Он обращается к истории. Героини: княжна Марья и Наташа Ротсова, совершенно разные, проходят испытание Анатолем Курагиным. Семьи оказываются тесными для обеих героинь, которые, казалось бы, и не думают о свободе. Но грань ими не переходится. Это формируется как мысль – отсталость патриархального общества. Произведение не только изменяется, но и по-разному воспринимается читателем. Очень важно перечитывание – открываются разные стороны произведения. «Гомер каждому: и юноше, и мужу, и старцу столько дает, сколько кто может взять». Текст и произведение принципиально различны.

Форма и содержание – основополагающие понятия, которые содержат обобщенные представления о внутренних и внешних сторонах произведения. Это научная абстракция.


Содержание – это то, что сказано. Это высказывание писателя о мире, его эмоционально-мыслительная реакция на те или иные явления действительности. Это система приемов и средств, в которых это восприятие находит свое выражение.

Форма – это стиль, это жанр (роман, драма и т.д.), композиция, художественная речь, ритм.

Содержание – тема, фабула, конфликт, характеры и обстоятельства, художественные идеи, тенденция (пафос).

Сюжет относится и к форме, и к содержанию. Сюжет объединяет эти два понятия. Абсолютное единство. Прием ради приема никогда не используется. Но это единство неодинаково. В конце 19 века – кризис содержания, ищут новые формы. Пост-модернисты создают текст, похожий на лабиринт. Текст меняет свою линейную структуру. А до этого времени искали новое содержание. Но новое содержание повлекло за собой новую форму. Вся неисчерпаемость жизни и подсознания отображена в произведении.

Единство формы и содержания. Есть литература второго плана. Она – почва. Пример: детство Пушкина. Беллетристика тиражирует мысли гениев для масс. Пример: Бестужев-Марлинский. Очень часто открытия совершаются литературой второго плана. Массовая литература – не литература, а слово на коммерческой службе.

2. МЕТАФОРА (гр. metaphorá - перенос) - это перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства. Однако лингвисты определяют метафору как семантическое явление; вызванное наложением на прямое значение слова добавочного смысла, который у этого слова становится главным в контексте художественного произведения. При этом прямое значение слова служит только основой для ассоциаций автора. Среди других тропов метафора занимает главное место, она позволяет создать емкий образ, основанный на ярких, зачастую неожиданных, смелых ассоциациях. Например: Горит восток зарею новой - слово горит, выступая как метафора, рисует яркие краски неба, озаренного лучами восходящего солнца. Пример: «Горит восток…» Должно быть подобие. «Пчела из кельи восковой, летит за данью полевой» - нигде нет обозначаемых слов. Вид метафоры – олицетворение (антропоморфизм) – перенос свойств живого организма на неживое. Есть застывшие олицетворения. Иногда абстрактное понятие выражает конкретная фраза. Такие олицетворения легко становятся символами – стук топора у Чехова. Метафора может быть выражена двумя существительными, глаголом, прилагательным (тогда это метафорический эпитет).


СРАВНЕНИЕМ называется сопоставление одного предмета с другим с целью художественного описания первого

Сравнение - одно из самых распространенных средств изобразительности в металогической речи. Сравнения широко используют поэты

Сравнения, которые указывают на несколько общих признаков в сопоставляемых предметах, называются развернутыми. В развернутое сравнение включаются два параллельных образа, в которых автор находит много общего. Художественный образ, используемый для развернутого сравнения, придает описанию особую выразительность

Это образное словосочетание или развернутая структура, предполагающая сопоставление двух явлений, понятий или состояний, обладающих общим признаком. Всегда двухчленно, есть словесные указатели: как, будто, словно, точно, специальные конструкции, сравнение через отрицание («Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи…» Некрасов), творительный падеж. Сравнение может быть простым и развернутым. Простое: «похож на вечер ясный» - зафиксировано переходное состояние, духовное перепутье. Поэма «Демон». Само сравнение наметило судьбу. Развернутое сравнение – стихотворение Н. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц». Сначала сравнения со зданиями, домами, а затем нарушение логики – от материального к духовному. Истинная красота – чистый дух, устремленность к миру. Заболоцкий: красота в многообразии. Сравнение помогает понять ход мысли писателя.

4


1. Литература и сми. Роль литературоведческих знаний в журналистской деятельности.

2. Анализ драматического произведения как художественного целого.

Литературоцентризм — характерное явление русской культуры, имеющее тысячелетнюю историю, которая делится на четыре периода.

1. Древнерусский культ книги (XI — XVII вв.), выросший из почитания священных книг и обожествления письменного слова. Если, вслед за В.И. Далем, считать интеллигенцией "разумную, образованную умственно развитую часть жителей", то древнерусских книжников следует назвать первым поколением русских интеллигентов, а книжность — колыбелью и обителью русской интеллигенции.

2. Книга — апофеоз разума и просвещения (XVIII — первая половина XIX в). Начинает постепенно складываться книжный рынок: в начале царствования Петра I издавались 12 книг в год, в конце царствования Екатерины II — 360 книг; Петр I положил начало газетному делу, Екатерина II — журналистике. Золотой век дворянской культуры, время существования изысканной, духовно и экономически независимой "республики высшего света" (В.А. Жуковский) дал прекрасные образцы изящной словесности, русской истории и филологии.

3. Становление и расцвет книжного социального института (вторая половина XIX — начало XX в.) Пережив николаевский "цензурный террор" (1848 — 1855), обретя общественное признание и индустриальную полиграфическую базу, русская словесность начала стремительно развиваться качественно и количественно. Общеизвестна роль литературы в подготовке общественного мнения к отмене крепостного права (Д.В. Григорович, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов), в становлении и развертывании нигилизма, народничества, толстовства, эмансипации женщин, мифологизации русской этико-политической интеллигенции, героизации образов самоотверженных боевиков подпольной России. В это время складывается характерная для критического реализма тенденция учительства, проповедничества, обличительства.

Книжный социальный институт (КСИ) — это совокупность учреждений и профессиональных кадров, обеспечивающих удовлетворение коммуникационных потребностей общества в целом и отдельных его членов путем предоставления книжной продукции. В КСИ объединяются следующие социальные группы: а) авторы — профессиональные литераторы, в том числе — журналисты, и непрофессиональные писатели, эпизодически выступающие на страницах изданий; б) книгоиздатели, обеспечивающие редакционную подготовку и тиражирование произведений печати, включая редакции журналов, газет, сборников; в) книготорговцы, стимулирующие и удовлетворяющие по возможности платежеспособный спрос публики; г) библиотекари и библиографы, обеспечивающие регистрацию, хранение, общественное использование литературы.


Это группы практиков книжного дела, деятельность которых определяется количественными показателями КСИ. Так, в 1913 г. выпуск книг в Российской Империи составил 34 тыс. названий, а в 1814 г. — только 234 названия (возрос в 145 раз); газет и журналов издавалось соответственно 2 028 и 33 (увеличение в 61,5 раза). Издательская динамика XIX в. свидетельствует о бурном росте значимости литературы в России. В дореволюционной России, помимо практического сектора КСИ, получил развитие научный сектор — литературоведение, филология, литературная критика. Стал формироваться сектор профессионального образования (библиотечные курсы, школа книгопродавческого дела, проекты специальных школ), появилась профессиональная периодика, профессиональные общественные организации; короче говоря, российский КСИ приобретал формы развитого и полноценного социального института. С точки зрения развития книжных коммуникаций начало XX в. по праву является золотым веком русской книжности, это вершина русского литературоцентризма.

4. Советский псевдолитературоцентризм. Идеи коммунистического равенства, мировой революции, марксизм-ленинизм в целом — безусловно книжные идеи, но когда революционеры-книжники захватили власть, оказалось, что взрастивший их литературоцентризм вовсе не нужен. В духовной жизни был утвержден политикоцентризм, т.е. главенство принципа коммунистической партийности. В 1934 г. первый съезд Союза советских писателей провозгласил доктрину социалистического реализма, означавшую включение литературы в идеологический процесс по воспитанию человека коммунистической формации — хомо советикус. Вольнолюбивый литературоцентризм был преобразован в псевдолитературоцентризм; некоторые писатели были репрессированы, а услужливые осыпаны материальными и моральными благами.

В отличие от литературоцентризма, книжный социальный институт, взращенный деятелями "серебряного века", был взят советской властью на вооружение и не только сохранен, но и увеличен до колоссальных размеров. В составе советского КСИ появился новый сектор — сектор управления, располагавший цензурой, идеологическими отделами, финансовыми и материально-техническими средствами, а также (немаловажно!) репрессивными санкциями. КСИ стал четко управляемой централизованной иерархической структурой, в которую легко вписывались Союз советских писателей, научные центры, высшие и средние специальные учебные заведения, добровольные общества любителей книги.