ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.11.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Предмет теории литературы. Место теории литературы в системе наук об искусстве.
1. Язык литературного произведения. Художественная речь и её элементы.
2. Эпическое произведение как понятие. Отличие эпоса от лирики и драмы.
2. Эпическое произведение как понятие. Отличие эпоса от лирики и драмы.
1. Содержание и форма литературного произведения.
1. Литература и сми. Роль литературоведческих знаний в журналистской деятельности.
2. Анализ драматического произведения как художественного целого.
2. Анализ драматического произведения как художественного целого.
2. Метонимия. Синекдоха и её виды.
Структура творческой индивидуальности
1 .Сюжет и композиция. Пространство и время в литературе.
2. Лирическое отступление. Вводные эпизоды. Художественное обращение.
1. Автор - повествователь - персонаж .
2. Основные характеристики лирического стихотворного текста.
2. Основные характеристики лирического стихотворного текста.
1. Направления (течения) как способы и формы исторического развития художественной литературы.
1 .Эпизод как микроструктура анализа прозаического художественного текста.
2.Риторический вопрос. Риторическое обобщение. Риторическое восклицание. Пафос.
2.Риторический вопрос. Риторическое обобщение. Риторическое восклицание
1. Наука и искусство: сходство и различие.
1. Место литературы в ряду других искусств.
1. Предмет и содержание художественной литературы как искусства слова.
2. Архитектоника. Группировка образов.
1. Литература - фундаментальная наука.
1. Лирика как род литературы, как особый способ мышления и осмысления жизни.
2. Бессоюзие. Многосоюзие. Умолчание.
1 .Литература - беллетристика - паралитература.
2.Символ художественный. Характер художественный.
2. Инверсия. Стык. Параллелизм.
1. Соотношение сюжета и фабулы в литературном произведении.
2.Ассонанс. Аллитерация. Звукоподражание.
1. Художественное описание. Пейзаж. Портрет литературный. Интерьер.
2. Олицетворение. Гротеск. Аллегория.
1. Художественный метод и творческая практика писателя.
Читатель – имеет свое лицо, конципированный или конгениальный автору, способный понять текст и сделать его в своем восприятии художественным произведением. О таком реципиенте мечтают авторы.
Реальность – те события, в русле которых писатель живет и зеркалом которых вдохновляется или костенеет.
Литература, как все виды искусств.
Творчество – инициативная, одухотворенная деятельность людей и их групп во имя сохранения и упрочения имеющихся ценностей.
Искусство называют художественным творчеством.
3 аспекта художественного творчества:
Эстетический;
познавательный;
миросозерцательный (авторская субъективность).
Эстетический аспект - чувственно воспринимаемое, то есть зрением и слухом. Это особый род эмоционально оценивающего восприятия, направленный на целостность предмета.
Эстетика – учение, противостоящее логическому, то есть наука о прекрасном и его освоение.
Эстетические эмоции – субъективная грань эстетического, не контролируемая разумом. Эти эмоции связаны с оценкой.
Чернышевский: «Прекрасно то существо, в котором видим мы жизнь такую, какова должна она быть по нашим понятиям».
Эстетические эмоции необходимы человеку культуры.
Искусство – игра.
Хэйзинга: «Человеческая культура возникла из игры. Искусство – это танец пера»
Барт: «главное удовольствие от текста».
Литература – это познание и творчество. В отличие от музыки, живописи, скульптуры, танца, которые обладают непосредственным чувством, формой, которая создается из камня, движения тела, звука стуны. Литература создает свою форму из слов, которая постигается только в процессе понимания, а не в процессе восприятия. Главный предмет искусство – это человеческая жизнь. Гоголь говорил, что “предметом литературы” является сознание человека. Литература имеет насколько функций: 1. Познавательная функция, 2.Комуникативная функция, 3.Воспитательная функция, 4.Самовыражение функции, 5. Эстетическая функция (чувственное наслаждение). Искусство связанно с игрой; поэт писав что то превращается в своего героя. Литература не непосредственна, а опосредованная через представление о предметах. Литература самый универсальный вид искусства. В ней есть: музыкальность, кинемотографичность.
2. силобическое стихосложение.
Силобическая система стихосложений.
Стихосложение в основе которого лежит счет слогов.
В силлабическом стихе преобладают рифмованные стихотворения. Рифмой именуется совпадение двух слогов, начиная с ударной.
Рифмы делятся на а) мужские, т.е. оканчкиваютя на ударный слог б) женские, ударение на на втором от конца слоге в) дактилические, т.е ударение на 3 от конца слоге, в) гипердактилические, т.е ударение далее 3-го слога.
В отличие от античного стихосложения не требует чтения резко отличного от прозы. Есть лишь повышенно-отчетливое чтение.
К пению нисколько не приближается. Стихи пишутся не на музыкальную мелодию.
Искусства делятся на односоставные (архитектура, скульптура, музыка, живопись, литра) и синтетические (театр, кино, танец). в 19-20 в очень важно изобразить речь. Поток сознания. Литра изобр. процесс, действие, динамику, апеллирует к воображению. Она ненаглядна – требует перевода.
До н. 18в приоритет принадлежал живописи, тк глаза расположены к сердцу ближе, чем уши. Скульптура не кричит, не одета, Вергилий же кричит, одет, обвивает шею и тело. В скульптуре важно выбрать плодотворный момент, такой, который оставляет свободное поле для воображения. Предмет живописи – тела с их видимыми св-вами. Предмет поэзии – действие. Телесная красота – предмет живописи, а не поэзии.
Лессинга критикует Чердер: привлекает неразнообразный жанровый материал, недостаточно историчен, не сравнивает литру с музыкой. Поэзия – музыка души. Как и музыка, воспринимается во времени.
Гегель: в античности приоритет отдавали пластике, материи => скульптуре
2.Элементы сюжета
– сюжет распадается на разнообразные элементы (основные и факультативные), которые группируются в строго определенном порядке для оптимального выражения идейно – тематического содержания.
Основные элементы:
- экспозиция – прежшествует завязке, ее функции: первое знакомство, оринтация во времени и пространстве, представление действующих лиц, изображение ситуации до конфликта.
- завязка – событие (группа событий), ведущее к конфликтной ситуации. Может присутствовать явно, обособлено, может сливаться с экспозицией.
- развитие – система последовательного развертывания той части событийного плана, кот. Контролируется конфликтом. Может быть спокойным или бурным ,с неожиданными поворотами.
- перипетии – неожиданные повороты в судьбе главных героев, в событийном плане произведения.
- кульминационный момент – момент наивысшего напряжения конфликтной ситуации имеет решающее значение для его разрешения, после чего развитие действия поворачивается к развязке.
- развязка – событие, решающее конфликт. Рассматривается вкупе с финалом. Развязка как правило сочетается с завязкой. Вторит ей образным праллелизмом. Завершая композиционный круг.
Факультативные элементы:
- заглавие – не всегда относится к системе событий. Но чаще всего в заглавии координируется основной конфликт.
- эпиграф – может стоять в начале, сразу после заглавия и перед отдельными главами. Аккомпанирует идейному замыслу писателя, соотносится с главным конфликтом.
- отступление – может быть лирическим ,публицистическим, филологическим, историческим. Используется в качстве средства замедления, тормодения развития действия, переключения от одной сюжетной линии на другую. Здесь реализуется авторское право комментировать и вмешиваться.
- Вставные повести – рассказы или новеллы, имеющие косвенное отношение к основному сюжету или совсем к нему не относится.
- внутренние монологи – играют сходную роль с отступлением, обращены к самому себе, к читателю или в сторону. Рассуждение автора или персонажа.
- финал – как правило, совпадает с развязкой, но есть случаи, когда финал существует отдельно от развязки. Произведение с открытым финалом обходится без развязки.
- пролог и эпилог – изображаются события, которые произошли ДО или ПОСЛЕ событий основного действия. Пролог обособляется от экспозиции, а эпилог – от конца.
№13
1. Предмет и содержание художественной литературы как искусства слова.
2. Архитектоника. Группировка образов.
1. Литература - фундаментальная наука.
Общее свойство художественной литературы и ее предмет
Форма вымысла и форма собственного слова.
«Нет такой области знаний, с которой не соприкасался бы литературный критик»
Литература относится к изобразительным искусствам.
Литература очеловечивает, гуманитаризирует.
Предмет литературы: человек и человеческая жизнь.
Литература – вид искусства.
По способу существования, онтологический принцип, литература относится к временным искусствам, образы которых обладают временной протяженностью.
Лессинг отмечал: «В центре словесного произведения – действия, то есть процессы, протекающие во времени, ибо речь обладает временной протяженностью»
От формы бытия искусств напрямую зависит характер их восприятия (рецепции).
Литература относится к изобразительным искусствам.
Семиотический принцип.
Искусство – знаковая система.
В эстетике с 18 века выделяются 2 типа знаков: объективные (определенное, естественное) и необъективные (неопределенное, искусственное).
Объективные – воспроизведение жизни в формах самой жизни. (Чернышевский) Говорить о предметности.
Субъективность – эстетическое восприятие, отличающееся от того, что мы видим и слышим в действительности.
Литература относится к простым односоставным искусствам. Однако она тесно связанна со сложными, синтетическими науками.
Литература относится к монофункциональным видам искусства.
Функции литературы:
Эстетическая;
Познавательно-оценочная;
Языкотворческая;
Воспитательная;
Коммуникативная;
Знаковый характер литературы;
Моделирующая/ преобразовательная.
М. Маклоэн: «Книги не имеют будущности, письменность обречена. Она слишком интеллектуальна для эпохи телевидения».
Воздействовать не только на разум, но и на чувства.
Литература сохраняет свое лидерство, так как она обладает познавательно-коммуникативными свойствами.
Литература поможет нам высказывать себя в общении.
Литература – особая реальность.
Герои живут по своим законам, независимо от автора.
«Литература – лабиринт сцеплений», - Л. Н. Толстой.
Нельзя потакать маргиналу.
Возвышать реципиента, чтобы у него появилась потребность в приобщении к искусству.
2.Архитектоника – внешняя форма строения произведения и его частей.
№14