ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.11.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Предмет теории литературы. Место теории литературы в системе наук об искусстве.
1. Язык литературного произведения. Художественная речь и её элементы.
2. Эпическое произведение как понятие. Отличие эпоса от лирики и драмы.
2. Эпическое произведение как понятие. Отличие эпоса от лирики и драмы.
1. Содержание и форма литературного произведения.
1. Литература и сми. Роль литературоведческих знаний в журналистской деятельности.
2. Анализ драматического произведения как художественного целого.
2. Анализ драматического произведения как художественного целого.
2. Метонимия. Синекдоха и её виды.
Структура творческой индивидуальности
1 .Сюжет и композиция. Пространство и время в литературе.
2. Лирическое отступление. Вводные эпизоды. Художественное обращение.
1. Автор - повествователь - персонаж .
2. Основные характеристики лирического стихотворного текста.
2. Основные характеристики лирического стихотворного текста.
1. Направления (течения) как способы и формы исторического развития художественной литературы.
1 .Эпизод как микроструктура анализа прозаического художественного текста.
2.Риторический вопрос. Риторическое обобщение. Риторическое восклицание. Пафос.
2.Риторический вопрос. Риторическое обобщение. Риторическое восклицание
1. Наука и искусство: сходство и различие.
1. Место литературы в ряду других искусств.
1. Предмет и содержание художественной литературы как искусства слова.
2. Архитектоника. Группировка образов.
1. Литература - фундаментальная наука.
1. Лирика как род литературы, как особый способ мышления и осмысления жизни.
2. Бессоюзие. Многосоюзие. Умолчание.
1 .Литература - беллетристика - паралитература.
2.Символ художественный. Характер художественный.
2. Инверсия. Стык. Параллелизм.
1. Соотношение сюжета и фабулы в литературном произведении.
2.Ассонанс. Аллитерация. Звукоподражание.
1. Художественное описание. Пейзаж. Портрет литературный. Интерьер.
2. Олицетворение. Гротеск. Аллегория.
1. Художественный метод и творческая практика писателя.
Проделав такую работу при активном руководстве учи-теля, ученик на конкретных примерах понимает, что можно «увидеть» в художественном произведении, в каждом, каза-лось бы, незаметном слове автора. Умение почувствовать и определить авторские настроения и «почерк» его в отдельных эпизодах, на наш взгляд, играет решающую роль и при от-вете на более значимые вопросы--о своеобразии произведе-ния в целом.
Читательское мышление, особенно у неопытных читателей, конкретно: в ответ на вопрос, чем понравилась или не понра-вилась книга, ученик обычно вспоминает о тех или иных сце-нах, эпизодах, «случаях» из жизни героев и именно на них ориентируется, отвечая на такой вопрос. Значит, необходимо, чтобы эти сцены, эпизоды он умел оценить не только с точки зрения, хорошо или плохо поступал в них герой, отвечает ли он своим поведением общепринятым нормам и личным прин-ципам нашего читателя-учащегося. Нужна большая глубина и подвижность, когда бы ученик, сохраняя свои непосредст-венные впечатления, понимал, как, т. е. при помощи каких художественных средств, добился писатель нашего восторга или негодования, чем поразил он нашу мысль.
Какого количества обучающих аналитических работ до-статочно, чтобы считать, что учащиеся самостоятельно справ-ляются с тем обычным, обманчиво легким, на первый взгляд, вопросом типа «почему» и «как», о котором шла речь выше? Ответ на это может быть сугубо индивидуальным в каждом отдельном случае. И путь к такому ответу постепенный: от развернутого учительского руководства к более общему и, наконец, к обычному свернутому вопросу. Сделать руковод-ство более общим -- значит опустить советы, рекомендации к тем аналитическим операциям, с которыми учащиеся уже имели возможность познакомиться, которые ими освоены. На-пример, не делать за них отбора изобразительных средств автора в эпизоде, требовать обоснованности в оценке своих впечатлений, сознательного пользования литературоведче-скими терминами. Наряду с этим учитель может предлагать обучающее руководство уже не каждый раз, но в процессе знакомства класса с новым видом работы по литературному анализу.
При анализе аллегорического эпизода важно привести учащихся к пониманию сложности аллегорического плана повествования, его двуплановости и необходимости строго придерживаться законов первого и второго (собственно алле-горического) плана художественного изображения.'
В анализе эпизодов с массовым героем и значительным историческим событием в центре, помимо вопросов, обычных для сюжетной сцены, можно, вероятно, привлекать внимание учащихся к вопросам соотношения правды факта и правды художественной, к вопросам типизации, чтобы, кончая VIII класс, учащиеся имели верные теоретико-литературные понятия, как того требует программа, понимали своеобразие художественной литературы как вида искусства.
Чтобы проверить, насколько сознательно владеют уча-щиеся умениями анализа литературного эпизода, можно предложить классу письменную работу с заданиями подробно описать все последовательные действия, которые необходимы при анализе какого-то конкретного законченного отрывка.
2.Риторический вопрос. Риторическое обобщение. Риторическое восклицание
- особые синтаксические обороты речевых обращений к тому или иному адресату, имеющие вопросительную или восклицательную интонации, которые передают особое эмоционально – экспрессивное состояние автора, действующего лица литературного произведения.
Пафос – страсть, душевное переживание.идейно – эмоциональное настроенность худ произведения или всего творчества в общеупотребит смысле - приподнятое, восторженное состояние человеч. духа.
№11
1. Наука и искусство: сходство и различие.
2. Тема. Идея. Пафос.
Обычно термин «познание» ассоциируется у нас с наукой, какими-то теоретическими понятиями. Следует отметить, что литература и наука тесно связаны между собой.
В чем же различие между научным и художественным мышлениями? Исследователь А.А. Потебня, например, искал различия между этими двумя видами мышления «во внутреннем строе языка как исторически складывающейся системы». Мышление научное отличается от мышления художественного тем, что мышление художественное – это мышление образами. А мышление научное – мышление понятиями.
Мышление научное, его еще можно назвать логическим, построено на шаблонах. Такой мышление очень точно и построено на открытии новых проблем и фактов. Тогда как художественное мышление требует более глубокого анализа действий, потому что оно построено не на точном и рациональном познании мира, а на подсознательном и чувственном уровнях.
Таким образом, искусство в нашей жизни играет очень большую, просто огромную роль. Искусство обеспечивает историческое развитие народа и является своеобразным синтезом, собирая в себе все достижения человека. Без искусства нет истории нации, а значит нет и самой нации.
В искусстве, как и в науке, самая животворящая традиция - вечные поиски, эксперименты, тяга к анализу и синтезу. Наука учит по новому, гораздо тоньше смотреть не только на строение вещества но и на само искусство. И, наконец, самое главное: средства, назначения науки и искусства различны, но связь между ними есть. Как две параллели они координируются друг с другом и устремляются к будущему, как бы дополняя друг друга, помогая совершенствовать метод художественный и научный. По меткому выражению атомная физика, новая математика, кибернетика, космогония, информатика и интернет нуждается в большей смелости фантазии и мечте. Искусству же нужны знания, глубокая мысль.
Искусство - это грандиозное здание, отдельное же произведение - здание микроскопическое, но тоже завершенное. В науке же ни одно исследование не завершено оно имеет смысл и ценность в ряду предшественников и последователей. Если науку уподобить грандиозному зданию, то отдельные исследования - это кирпич в его стене. Поэтому искусство веками накапливает ценности, отсеивает слабое, но хранит великое, и оно сотни и тысячи лет волнует слушателей и зрителей. У науки путь более прямой: мысли каждого исследователя, добытые им факты - это кусочек пройденного пути. Нет дороги без этого метра асфальта, но он пройден, дорога идет дальше, отсюда так мал срок жизни научного произведения, что-то около 30-50 лет. Такова судьба книг и работ гениальных физиков Ньютона, Максвелла, и даже совсем близкого к нам Эйнштейна. И знакомится с работами гениев ученые советуют по изложениям современников, так как время обтесывает гениальное открытие, придает ему новую форму, даже меняет черты. В этом надо искать источник психологических различий научного и художественного творчества.
2. Тема – предмет описания, изображения исследования разговора ит.д. в искусстве – объект худ. ихображеня, круг жизненных явлений, отражаемых писателем, художником, или композитором и скрепленных воедино авторским замыслом.
Идея – содержательно – смысловая целостность худ. произведения как продукта эмоционального переживания и освоения жизни автором.
Пафос- страсть, душевное переживание. идейно – эмоциональное настроенность худ произведения или всего творчества в общеупотребит смысле - приподнятое, восторженное состояние человеч. духа.
№12
1. Место литературы в ряду других искусств.
2. Элементы сюжета.
1. Теория литературы – теоретическое осмысление литературы.
Аристотель – родоначальник теории литературы.
Задачи6 категория поэтики, её изучение.
Крика обращается к современности, к текущей журнальной и книжной продукции.
Критика осваивает жанры:
Эссе;
Рецензии;
Обзоры;
Литературный портрет;
Статьи.
Критика не только информирует читателя, но и ставит проблемы этики, экономики, политики.
Теория литературы связана с другими науками:
Философией;
Этикой;
Филологией;
Социологией;
Культурологией.
Литература, как вид искусства.
Определяется формами, способами самовыражения.
+ поставочная режиссура.
Виды искусства характеризуются и иначе: как обладающая либо поэтичностью, живописью, музыкальностью и т.д.
Материальный носитель – слово. Письменное воплощение слова – буква.
ВНУШЕНИЕ словом!
Что это за тайна такая – слово?
Термин литература появился недавно.
До середины 18 века называлось «поэтика».
В 19 веке – «Изящная словесность».
Худ. литература сегодня – вымышленное изображение, записанное особым языком, подразумевающее присутствие художественной образности.
Гюстав Лансон, 20 век, предположил , что из огромного количества печатных текстов можно приобщить к художественной литературе только те, которые могут стимулировать эмоции и эстетические чувства.
Дуализм: 1) написанное, зафиксированное словом.
2) слово – духовная субстанция.
Литература с позиции коммуникации:
5 элементов. Все они взаимосвязаны.
Традиции – круг предшественников, на которые автор опирается.
- сознательно избираемое художником влияние культуры, следование жанровым формам.