ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.11.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Предмет теории литературы. Место теории литературы в системе наук об искусстве.

2. Эпитет, метафора.

1. Язык литературного произведения. Художественная речь и её элементы.

2. Эпическое произведение как понятие. Отличие эпоса от лирики и драмы.

2. Эпическое произведение как понятие. Отличие эпоса от лирики и драмы.

1. Содержание и форма литературного произведения.

2. Метафора, сравнение.

1. Литература и сми. Роль литературоведческих знаний в журналистской деятельности.

2. Анализ драматического произведения как художественного целого.

2. Анализ драматического произведения как художественного целого.

2. Роды и жанры литературы.

1. Модель творческой индивидуальности писателя. Определение типа воображения и типа творчества писателя.

2. Метонимия. Синекдоха и её виды.

Структура творческой индивидуальности

1 .Сюжет и композиция. Пространство и время в литературе.

2. Лирическое отступление. Вводные эпизоды. Художественное обращение.

1. Автор - повествователь - персонаж .

2. Основные характеристики лирического стихотворного текста.

2. Основные характеристики лирического стихотворного текста.

1. Направления (течения) как способы и формы исторического развития художественной литературы.

2. Антитеза. Усиление.

1 .Эпизод как микроструктура анализа прозаического художественного текста.

2.Риторический вопрос. Риторическое обобщение. Риторическое восклицание. Пафос.

2.Риторический вопрос. Риторическое обобщение. Риторическое восклицание

1. Наука и искусство: сходство и различие.

2. Тема. Идея. Пафос.

1. Место литературы в ряду других искусств.

2. Элементы сюжета.

2.Элементы сюжета

1. Предмет и содержание художественной литературы как искусства слова.

2. Архитектоника. Группировка образов.

1. Литература - фундаментальная наука.

1. Лирика как род литературы, как особый способ мышления и осмысления жизни.

2. Бессоюзие. Многосоюзие. Умолчание.

1 .Литература - беллетристика - паралитература.

2.Символ художественный. Характер художественный.

1. Художественная литература как универсальная форма общественного сознания, как универсальный вид искусства.

2. Инверсия. Стык. Параллелизм.

1. Соотношение сюжета и фабулы в литературном произведении.

2.Ассонанс. Аллитерация. Звукоподражание.

1. Вымысел. Персонаж- Деталь.

2. Идейно- эстетические функции литературы: познавательные, идеологические, эстетические, воспитательные возможности литературы.

1. Художественное описание. Пейзаж. Портрет литературный. Интерьер.

2. Олицетворение. Гротеск. Аллегория.

1. Художественный метод и творческая практика писателя.

2. Гипербола. Литота. Перифраз.

1. Назначение литературы.

2. Анафора. Повторение. Эпифора.

К более сложным случаям метонимии относятся такие, когда одно название получают действие и его результат (Времен минувших небылицы, в часы досугов золотых, под шепот старины болтливой, рукою верной я писал, примите ж вы мой труд игривый... ); название орудия действия переносится на само действие (...Их селы и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам...); состояние человека характеризуется через внешнее проявление этого состояния (...Лукерья, по которой я сам втайне вздыхал...). Интерес представляет метонимия определений. Например, у Пушкина сочетание «перекрахмаленный нахал» характеризует одного из светских гостей. Безусловно, по смыслу определение перекрахмаленный может быть отнесено лишь к существительным, называющим какие-то детали туалета модного щеголя, но в образной речи такой перенос названия возможен. В художественной литературе встречаются примеры подобной метонимии (Потом приходил коротковатый старичок в изумленных очках. - Бунин). Источники метонимического сближения понятий неисчерпаемы, что дает большой простор творческому использованию этого тропа [Трактиров нет. В избе холодной высокопарный, но голодный для виду прейскурант висит... (Пушкин); И бредет гармонь куда-то, только слышится едва... (Твардовский)].

СИНЕКДОХА (гр. synecdochē - соподразумевание, соотнесение). Разновидность метонимии, количественная метонимия. Этот троп состоит в замене множественного числа единственным, в употреблении названия части вместо целого, частного вместо общего и наоборот. Можно выделить несколько разновидностей синекдохи. Чаще всего используется синекдоха, состоящая в употреблении формы единственного числа вместо множественного, что придает существительным собирательное значение. (С берез неслышен, невесом слетает желтый лист). Название части предмета может заменять слово, обозначающее весь предмет (Поэт, задумчивый мечтатель, убит приятельской рукой! - Пушкин). Наименование отвлеченного понятия нередко употребляется вместо названия конкретного (Свободная мысль и научная дерзость ломали свои крылья о невежество и косность политического строя). Синекдоха используется в различных функциональных стилях. Например, в разговорной речи распространены синекдохи, получившие общеязыковой характер (умного человека называют голова, талантливого мастера - золотые руки и т.д.). В книжных стилях, в особенности в публицистическом, часто встречаются синекдохи: 302 миллиона долларов «утонуло» в Тихом океане, когда раскаленные обломки межпланетной станции «Марс-96» на огромной скорости вонзились в воду.


7


1 .Сюжет и композиция. Пространство и время в литературе.

2. Лирическое отступление. Вводные эпизоды. Художественное обращение.

Сюжет и композиция текста

Сюжет – динамическая сторона формы литературного произведения.

Конфликт – художественное противоречие.

Сюжет – одна из характеристик художественного мира текста, но не только он перечень примет, по которым довольно точно можно описать худ. мир произведения довольно широк – пространственно-временные координаты – хронотоп, образный строй, динамика развития действия, речевые характеристики и другие.

Художественный мир – субъективная модель объективной действительности.

Худ. мир каждого произведения уникален. Он есть сложно-опосредованное отображение темперамента, мировоззрения автора.

Худ. мир – отображение всех граней творческой индивидуальности.

Специфику литературной изобразительности составляет движение. А наиболее адекватной формой выражения является глагол.

Действие, как развертывающееся во времени и пространстве событие или лирическое переживание, вот, что составляет основу поэтического мира. Это действие может быть более или менее динамичным, развернутым, физическим, интеллектуальным или опосредованным, НО его наличие обязательно.

Конфликт, как основная движущая сила текста.

Худ. мир во всей его полноте (с пространственными временными параметрами, народонаселением, стихийной природой и общими явлениями, высказыванием и переживанием персонажа, авторским сознанием) существует не как беспорядоченное нагромождение…., а как стройный целесообразный космос, в котором организуется стержень. Таким универсальным стержнем принято считать КОЛЛИЗИЮ или КОНФЛИКТ.

Конфликт – противоборство противоречия либо между характерами, либо между характерами и обстоятельствами, либо внутри характера, лежащее в основе действия.

Именно конфликт составляет ядро темы.

Если мы имеем дело с малой эпической формой, то действие развивается на основе одного единственно конфликта. В произведениях большого объема увеличивается число конфликтов.

СЮЖЕТ =/ФАБУЛА (не равны)

Элементы сюжета:


Конфликт – интегрирующий стержень, вокруг которого все крутится.

Сюжет менее всего напоминает сплошную, непрерывную линию, соединяющую начало и конец событийного ряда.

Сюжеты распадаются на разнообразные элементы:

  • Основные (канонические);

  • Факультативные (группируются в строго определенном порядке).

К каноническим элементам относятся:

  • Экспозиция;

  • Кульминация;

  • Развитие действия;

  • Перипетии;

  • Развязка.

К факультативным относятся:

  • Заглавие;

  • Эпиграф;

  • Отступление;

  • Концовка;

  • Финал;

  • Пролог;

  • Эпилог.

Экспозиция (лат. – изложение, объяснение) – описание событий, предшествующих завязке.

Основные функции:

  • Знакомство читателя с действием;

  • Ориентация в пространстве;

  • Представление действующих лиц;

  • Изображение ситуации до конфликта.

Завязка – событие или группа событий, непосредственно ведущих к конфликтной ситуации. Она может вырастать из экспозиции.

Развитие действия – вся система последовательного развертывания той части событийного плана от завязки до развязки, которая руководит конфликтом. Может быть спокойным или неожиданными поворотами (перипетиями).

Момент наивысшего напряжения конфликта имеет решающее значение для его разрешения. После чего развитие действия поворачивается к развязке.

В «Преступлении и наказании» кульминация – Порфирий приходит в гости! Разговор! Так сам сказал Достоевский.

Число кульминационных моментов может быть большим. Это зависит от сюжетных линий.

Развязка – событие, разрешающее конфликт. Рассказывает вкупе с финалом драм. или эпич. Произведения. Чаще всего финал и развязка совпадают. В случае открытого финала развязка может и отступить.

Важность заключительного финального аккорда осознают все писатели.

«Сила, художественная, удара приходится на конец»!

Развязка, как правило, сополагается с завязкой, вторит ей неким параллелизмом, завершая некий композиционный круг.


Факультативные элементы сюжета (не самые главные):

  1. Заглавие (только в художественном);

Чаще всего в заглавии кодируется основной конфликт (Отцы и дети, Толстый и тонкий)

Заглавие не выходит из светлого поля нашего сознания.

  1. Эпиграф (от греч. – надпись) – может стоять и вначале произведения, или частями произведения.

Эпиграф аккомпанирует идейному замыслу автора и соотносится с главным конфликтом произведения.

Эпиграф устанавливает гипертекстуальные отношения.

Образуется аура родственных произведений.

  1. Отступление – элемент с отрицательным знаком. Бывают лирические, публицистические и т. д. используются для замедления, торможения развития действия, переключение от одной сюжетной линии к другой.

  2. Внутренние монологи – играют сходную роль, так как обращены к самому себе, в сторону; рассуждение персонажей, автора.

  3. Вставные номера – играют сходную роль (в Евгении Онегине – песни девушек);

  4. Вставные повести – (о капитане Копейкине) роль их – дополнительный экран, который расширяет панораму художественного мира произведения;

  5. Финал. Как правило, совпадает с развязкой. Завершает произведение. Или заменяет развязку. Тексты с открытыми финалами обходятся без развязки.

  6. Пролог, эпилог (от греч. – перед и после сказанного). Они не имеют прямого отношения к действию. Отделяются либо промежутком времени, графическими средствами обособления. Иногда могут вклиниваться в основной текст.

Эпос и драма – сюжетные; а лирические произведения обходятся без сюжета.

Субъектная организация текста

Бахтин рассмотрел впервые эту тему.

Любой текст – это система. В эту систему вовлечено нечто, которое будто не поддается систематизации: сознание человека, личности автора.

Сознание автора в произведение получает некую форму, а форму уже можно потрогать, описать. Иначе говоря, Бахтин дает нам представление о единстве пространственных и временных отношений в тексте. Дает осмысление своего и чужого слова, их равноправие, представление о «бесконечном и завершимом диалоге, в котором ни один смысл не умирает, сближаются понятия форма и содержания, через осмысление понятия мировоззрения. Сближаются понятия текст и контекст, и утверждает целостность человеческой культуры в пространстве и времени земного бытия.