ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.11.2024

Просмотров: 164

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Предмет теории литературы. Место теории литературы в системе наук об искусстве.

2. Эпитет, метафора.

1. Язык литературного произведения. Художественная речь и её элементы.

2. Эпическое произведение как понятие. Отличие эпоса от лирики и драмы.

2. Эпическое произведение как понятие. Отличие эпоса от лирики и драмы.

1. Содержание и форма литературного произведения.

2. Метафора, сравнение.

1. Литература и сми. Роль литературоведческих знаний в журналистской деятельности.

2. Анализ драматического произведения как художественного целого.

2. Анализ драматического произведения как художественного целого.

2. Роды и жанры литературы.

1. Модель творческой индивидуальности писателя. Определение типа воображения и типа творчества писателя.

2. Метонимия. Синекдоха и её виды.

Структура творческой индивидуальности

1 .Сюжет и композиция. Пространство и время в литературе.

2. Лирическое отступление. Вводные эпизоды. Художественное обращение.

1. Автор - повествователь - персонаж .

2. Основные характеристики лирического стихотворного текста.

2. Основные характеристики лирического стихотворного текста.

1. Направления (течения) как способы и формы исторического развития художественной литературы.

2. Антитеза. Усиление.

1 .Эпизод как микроструктура анализа прозаического художественного текста.

2.Риторический вопрос. Риторическое обобщение. Риторическое восклицание. Пафос.

2.Риторический вопрос. Риторическое обобщение. Риторическое восклицание

1. Наука и искусство: сходство и различие.

2. Тема. Идея. Пафос.

1. Место литературы в ряду других искусств.

2. Элементы сюжета.

2.Элементы сюжета

1. Предмет и содержание художественной литературы как искусства слова.

2. Архитектоника. Группировка образов.

1. Литература - фундаментальная наука.

1. Лирика как род литературы, как особый способ мышления и осмысления жизни.

2. Бессоюзие. Многосоюзие. Умолчание.

1 .Литература - беллетристика - паралитература.

2.Символ художественный. Характер художественный.

1. Художественная литература как универсальная форма общественного сознания, как универсальный вид искусства.

2. Инверсия. Стык. Параллелизм.

1. Соотношение сюжета и фабулы в литературном произведении.

2.Ассонанс. Аллитерация. Звукоподражание.

1. Вымысел. Персонаж- Деталь.

2. Идейно- эстетические функции литературы: познавательные, идеологические, эстетические, воспитательные возможности литературы.

1. Художественное описание. Пейзаж. Портрет литературный. Интерьер.

2. Олицетворение. Гротеск. Аллегория.

1. Художественный метод и творческая практика писателя.

2. Гипербола. Литота. Перифраз.

1. Назначение литературы.

2. Анафора. Повторение. Эпифора.

  1. Читатель – имеет свое лицо, конципированный или конгениальный автору, способный понять текст и сделать его в своем восприятии художественным произведением. О таком реципиенте мечтают авторы.

  2. Реальность – те события, в русле которых писатель живет и зеркалом которых вдохновляется или костенеет.

Литература, как все виды искусств.

Творчество – инициативная, одухотворенная деятельность людей и их групп во имя сохранения и упрочения имеющихся ценностей.

Искусство называют художественным творчеством.

3 аспекта художественного творчества:

  1. Эстетический;

  2. познавательный;

  3. миросозерцательный (авторская субъективность).

Эстетический аспект - чувственно воспринимаемое, то есть зрением и слухом. Это особый род эмоционально оценивающего восприятия, направленный на целостность предмета.

Эстетика – учение, противостоящее логическому, то есть наука о прекрасном и его освоение.

Эстетические эмоции – субъективная грань эстетического, не контролируемая разумом. Эти эмоции связаны с оценкой.

Чернышевский: «Прекрасно то существо, в котором видим мы жизнь такую, какова должна она быть по нашим понятиям».

Эстетические эмоции необходимы человеку культуры.

Искусство – игра.

Хэйзинга: «Человеческая культура возникла из игры. Искусство – это танец пера»

Барт: «главное удовольствие от текста».

Литература – это познание и творчество. В отличие от музыки, живописи, скульптуры, танца, которые обладают непосредственным чувством, формой, которая создается из камня, движения тела, звука стуны. Литература создает свою форму из слов, которая постигается только в процессе понимания, а не в процессе восприятия. Главный предмет искусство – это человеческая жизнь. Гоголь говорил, что “предметом литературы” является сознание человека. Литература имеет насколько функций: 1. Познавательная функция, 2.Комуникативная функция, 3.Воспитательная функция, 4.Самовыражение функции, 5. Эстетическая функция (чувственное наслаждение). Искусство связанно с игрой; поэт писав что то превращается в своего героя. Литература не непосредственна, а опосредованная через представление о предметах. Литература самый универсальный вид искусства. В ней есть: музыкальность, кинемотографичность.


2. силобическое стихосложение.

Силобическая система стихосложений.

Стихосложение в основе которого лежит счет слогов.

В силлабическом стихе преобладают рифмованные стихотворения. Рифмой именуется совпадение двух слогов, начиная с ударной.

Рифмы делятся на а) мужские, т.е. оканчкиваютя на ударный слог б) женские, ударение на на втором от конца слоге в) дактилические, т.е ударение на 3 от конца слоге, в) гипердактилические, т.е ударение далее 3-го слога.

В отличие от античного стихосложения не требует чтения резко отличного от прозы. Есть лишь повышенно-отчетливое чтение.

К пению нисколько не приближается. Стихи пишутся не на музыкальную мелодию.

Искусства делятся на односоставные (архитектура, скульптура, музыка, живопись, литра) и синтетические (театр, кино, танец). в 19-20 в очень важно изобразить речь. Поток сознания. Литра изобр. процесс, действие, динамику, апеллирует к воображению. Она ненаглядна – требует перевода.

До н. 18в приоритет принадлежал живописи, тк глаза расположены к сердцу ближе, чем уши. Скульптура не кричит, не одета, Вергилий же кричит, одет, обвивает шею и тело. В скульптуре важно выбрать плодотворный момент, такой, который оставляет свободное поле для воображения. Предмет живописи – тела с их видимыми св-вами. Предмет поэзии – действие. Телесная красота – предмет живописи, а не поэзии.

Лессинга критикует Чердер: привлекает неразнообразный жанровый материал, недостаточно историчен, не сравнивает литру с музыкой. Поэзия – музыка души. Как и музыка, воспринимается во времени.

Гегель: в античности приоритет отдавали пластике, материи => скульптуре


2.Элементы сюжета

– сюжет распадается на разнообразные элементы (основные и факультативные), которые группируются в строго определенном порядке для оптимального выражения идейно – тематического содержания.

Основные элементы:

- экспозиция – прежшествует завязке, ее функции: первое знакомство, оринтация во времени и пространстве, представление действующих лиц, изображение ситуации до конфликта.

- завязка – событие (группа событий), ведущее к конфликтной ситуации. Может присутствовать явно, обособлено, может сливаться с экспозицией.

- развитие – система последовательного развертывания той части событийного плана, кот. Контролируется конфликтом. Может быть спокойным или бурным ,с неожиданными поворотами.

- перипетии – неожиданные повороты в судьбе главных героев, в событийном плане произведения.

- кульминационный момент – момент наивысшего напряжения конфликтной ситуации имеет решающее значение для его разрешения, после чего развитие действия поворачивается к развязке.

- развязка – событие, решающее конфликт. Рассматривается вкупе с финалом. Развязка как правило сочетается с завязкой. Вторит ей образным праллелизмом. Завершая композиционный круг.

Факультативные элементы:

- заглавие – не всегда относится к системе событий. Но чаще всего в заглавии координируется основной конфликт.

- эпиграф – может стоять в начале, сразу после заглавия и перед отдельными главами. Аккомпанирует идейному замыслу писателя, соотносится с главным конфликтом.

- отступление – может быть лирическим ,публицистическим, филологическим, историческим. Используется в качстве средства замедления, тормодения развития действия, переключения от одной сюжетной линии на другую. Здесь реализуется авторское право комментировать и вмешиваться.

- Вставные повести – рассказы или новеллы, имеющие косвенное отношение к основному сюжету или совсем к нему не относится.

- внутренние монологи – играют сходную роль с отступлением, обращены к самому себе, к читателю или в сторону. Рассуждение автора или персонажа.

- финал – как правило, совпадает с развязкой, но есть случаи, когда финал существует отдельно от развязки. Произведение с открытым финалом обходится без развязки.

- пролог и эпилог – изображаются события, которые произошли ДО или ПОСЛЕ событий основного действия. Пролог обособляется от экспозиции, а эпилог – от конца.


13

1. Предмет и содержание художественной литературы как искусства слова.

2. Архитектоника. Группировка образов.

1. Литература - фундаментальная наука.

  1. Общее свойство художественной литературы и ее предмет

Форма вымысла и форма собственного слова.

«Нет такой области знаний, с которой не соприкасался бы литературный критик»

Литература относится к изобразительным искусствам.

Литература очеловечивает, гуманитаризирует.

Предмет литературы: человек и человеческая жизнь.

Литература – вид искусства.

По способу существования, онтологический принцип, литература относится к временным искусствам, образы которых обладают временной протяженностью.

Лессинг отмечал: «В центре словесного произведения – действия, то есть процессы, протекающие во времени, ибо речь обладает временной протяженностью»

От формы бытия искусств напрямую зависит характер их восприятия (рецепции).

  1. Литература относится к изобразительным искусствам.

Семиотический принцип.

Искусство – знаковая система.

В эстетике с 18 века выделяются 2 типа знаков: объективные (определенное, естественное) и необъективные (неопределенное, искусственное).

Объективные – воспроизведение жизни в формах самой жизни. (Чернышевский) Говорить о предметности.

Субъективность – эстетическое восприятие, отличающееся от того, что мы видим и слышим в действительности.

  1. Литература относится к простым односоставным искусствам. Однако она тесно связанна со сложными, синтетическими науками.

  1. Литература относится к монофункциональным видам искусства.

Функции литературы:

  1. Эстетическая;

  2. Познавательно-оценочная;

  3. Языкотворческая;

  4. Воспитательная;

  5. Коммуникативная;

  6. Знаковый характер литературы;

  7. Моделирующая/ преобразовательная.

М. Маклоэн: «Книги не имеют будущности, письменность обречена. Она слишком интеллектуальна для эпохи телевидения».

Воздействовать не только на разум, но и на чувства.


Литература сохраняет свое лидерство, так как она обладает познавательно-коммуникативными свойствами.

Литература поможет нам высказывать себя в общении.

Литература – особая реальность.

Герои живут по своим законам, независимо от автора.

«Литература – лабиринт сцеплений», - Л. Н. Толстой.

Нельзя потакать маргиналу.

Возвышать реципиента, чтобы у него появилась потребность в приобщении к искусству.

2.Архитектоникавнешняя форма строения произведения и его частей.

14