ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.02.2019
Просмотров: 1234
Скачиваний: 1
единицах. Они разрабатываются предприятием самостоятельно в соответствии со сметами
затрат на производство и производственную нужду, а также бизнес-планам.
Норматив запаса:
Н = Р * n, где
Н – норматив запаса ОбС
Р – средний дневной расход соответствующего элемента ОбС
n – норма запаса в днях
Норма запаса n складывается из: текущего запаса – время между соседними запасами,
страхового взноса, транспортного запаса – если время грузооборота больше времени
документооборота, технологического запаса, подготовительного запаса.
Общая задача при разработке норматива ОбС состоит в оптимальности: достаточность для
закупки в необходимом объеме сырья и всего обеспечивающего ритмичную работу и сбыт
продукции; не быть избыточным, т.к. сверх нормативные запасы отвлекают из оборота
денежные средства, омертвляют ресурсы производства, снижают их отдачу, уменьшают
эффективность деятельности предприятия.
18. Показатели использования оборотных средств
Эффективность использования ОбС тесно связана с временным фактором. Основными
показателями являются:
Коэффициент оборачиваемости показывает число оборотов, совершаемых ОбС за
отчетный период:
К
об
=
, где
РП – выручка от продажи
ОбС ср. г. – среднегодовой остаток Обс
Длительность оборота показывает, за сколько дней ОбС совершают полный оборот:
Т =
, где
D – кол-во дней в году
V – годовой объем товаров
Коэффициент загрузки показывает сумму оборотных средств, затраченную на 1 рубль
реализованной продукции и, тем самым, характеризует эффективность использования
ОбС: чем меньше величина коэффициента загрузки ОбС, тем эффективнее ОбС
используется
К
загр
=
=
Коэффициент отдачи характеризует рентабельность на единицу вложенного капитала:
К
от
=
Эти показатели представляют собой интерес в сравнении с прошлогодними показателями.
Факторами ускорения оборота ОбС являются такие: организация продвижения товара и
его продажи, применение прогрессивных форм расчетов, своевременное оформление
финансовой документации, соблюдение платежной дисциплины. Увеличение скорости
оборота ОбС повышает привлекательность предприятия с точки зрения инвестиционной
деятельности. Ускорение оборачиваемости необходимо осуществлять на всех стадиях
кругооборота ОС.
19. Виды норм труда.
Нормирование труда – вид деятельности по управлению трудом и производством,
направленный на восстановление необходимых затрат и резервов труда, а также
соответствие между численностью различных групп персонала и количеством единиц
оборудования и рабочих мест. Нормирование труда позволяет установить необходимую
численность и проф. квалификационную структуру персонала, определить трудоемкость
прогнозируемого выпуска продукции, а также ожидаемые издержки производства.
Виды норм:
1) норма времени – необходимые затраты времени одного работника на выполнение
единицы работы, измеряемая в чел.-минутах или в чел.-часах.
Н
вр
= Т
п.з
+ Т
оп
+ Т
о.р.н
+ Т
от.л
+ Т
п.т
, где
Т
п.з
– время подготовительно-заключительной работы
Т
оп
– оперативное время
Т
о.р.н
– время на обслуживание раб. места
Т
от.л
– время перерывов на отдых
Т
п.т
– время перерывов
2) норма выработки – кол-во единиц продукции за определенный промежуток времени.
Измеряется в натуральном выражении.
Н
выр
=
, где
Т
см
– фонд времени
Н
вр
– норма выработки
3) норма обслуживания – необходимое кол-во станков, раб. мест и др. производительных
объектов, закрепленных для обслуживания за одним рабочим (бригадой).
Но =
, где
Т
см
– фонд времени
Н
вр.о
. – норма времени обслуживания
4) норма численности – численность работников, необходимая для выполнения
определенного объема работы.
Н
q
=
, где
Q – общее кол-во единиц обслуживания или объем выполняемых работ
Н
о
– норма обслуживания
5) норма управляемости – кол-во работников, которое должно быть подчинено одному
руководителю.
Н
у
=
,
где
Н
у
– нормы управляемости;
Ч
р
– численность работников предприятия, подразделения;
F1 - фонд рабочего времени одного работника в планируемом периоде;
Т
ф.у
. – трудоемкость работ по функциям управления.
Аналитический метод – предварительный анализ производств. возможностей раб. места и
определение необходимых затрат на каждый элемент и операцию в целом.
При суммарных методах нормы труда устанавливаются без анализа трудового процесса.
Нормирование на основе опыта нормировщика (опытный метод) или на основе
статистических данных (статистический метод).
Исследования трудового процесса проводят:
При установлении норм аналит.-исслед. методов и при установлении норм аналит.-расч.
методов. Для этого применяют следующие инструменты:
Хронометраж – фиксирование длительности исследуемых элементов оперативного
времени по конкретному виду продукции.
Фотографии раб. дня – устанавливают затраты времени на все виды работ и
перерывы, которые наблюдались в течении определенного периода времени.
Фотохронометраж – применяется для одновременного определения затрат времени
и длительности отдельных элементов производственных операций.
20. Персонал предприятия и его структура
Персонал предприятия – совокупность работников определенной категории или
профессии, занятых единой произв. деятельностью, направленной на получение прибыли
или дохода и удовлетворение своих материальных потребностей. Трудовые ресурсы
предприятия обладают такими характеристиками: численностью, структурой и качеством.
Численность персонала предприятия зависит от характера, сложности, трудоемкости
производства и управленческих процессов, степени их механизации, автоматизации и
компьютеризации.
Структура персонала предприятия – это совокупность отдельных групп работников,
объединенных по ряду признаков и категорий. В зависимости от участия в
производственном процессе выделяют: промышленно-производственный персонал
(работники, связанные с производством), непромышленный персонал (работники,
несвязанные с производством и его обслуживанием; работники соц. инфраструктуры
предприятия).
Промышленно-производственный персонал в зависимости от характера трудовых
функций имеет следующие категории:
1) рабочие – непосредственно связаны с созданием мат. ценностей или оказания
производственных, транспортных услуг. Рабочие подразделяются на основных и
вспомогательных.
2) специалисты – работники, осуществляющие экономические, инженерно-технические,
юридические, административные и др. функции. (Экономисты, инженеры, технологи,
бухгалтеры).
3) служащие (тех. исполнители) – работники, осуществляющие финансово-расчетные
функции, подготовку и оформление документов, хоз. обслуживание (секретари, кассиры).
4) руководители – работники, осуществляющие функции управления организацией
(директор, начальник, управляющий и их заместители).
Структура персонала:
1) организационная структура – состав и соподчиненность должностных лиц в
соответствии с орг. структурой предприятия.
2) функциональная структура – разделение труда в сфере управления предприятием и
соотношение отдельных групп персонала в зависимости от их функций.
3) штатная структура – отражает состав персонала в соответствии со штатным
расписанием предприятия, предусматривает разграничение прав и ответственности и
выражается в системе должностей.
4) социальная структура – характеризует персонал как совокупность групп, выделенных
по полу, возрасту, семейному положению, уровню образования и др.
5) ролевая структура – определяет состав и распределение творческих, коммуникативных
и поведенческих ролей между отдельными работниками.
21. Управление персоналом предприятия
Управление персоналом на предприятии – ϶ᴛᴏ деятельность, выполняемая в
организации, кᴏᴛᴏᴩая позволяет реализовывать и обобщать широкий спектр вопросов
учета личного фактора в системе управления предприятием.
Управление персоналом имеет два основных аспекта: функциональный и
организационный. При функциональном подходе в системе управления персоналом
выделяют основные элементы:
определение общей стратегии, планирование персонала, привлечение, отбор и оценку
персонала, повышение квалификации и переподготовку кадров, определение условий
труда, разработку политики заработной платы персонала. По϶ᴛᴏму на каждом
предприятии должна быть разработана кадровая политика, кᴏᴛᴏᴩая содержит в себе:
отбор и продвижение кадров;
подготовку кадров и их непрерывное обучение;
процедуру найма работников;
расстановку работников в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со сложившейся системой производства;
стимулирование труда;
совершенствование организации труда; создание благоприятных условий для
работников предприятия.
Можно сформулировать следующие цели системы управления персоналом:
обеспечение кадрами;
организация их эффективного использования;
профессиональная подготовка;
социальное развитие коллектива.
В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с данными целями формируется система управления персоналом
предприятия. В качестве базы для ее построения могут быть использованы следующие
методы:
Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как
осознание необходимости дисциплины труда, чувство долга, стремление человека
трудиться в определенных организациях и т. п. Эти методы отличает прямой
характер их воздействия.
Экономические методы могут быть использованы путем осуществления
материальной стимуляции коллектива и отдельных работников, т. е. они основаны
на использовании экономического механизма.
Социально-психологические методы заключаются в применении социального
механизма – системы взаимоотношений в коллективе, социальных потребностей и
т. д.
22. Производительность труда: понятие, виды и методика расчета
Производительность труда – продуктивность производственной деятельности людей,
измеряемая кол-вом продукции, произведенной работников в сфере материального
производства за единицу рабочего времени, или кол-вом времени, которое затрачено на
производство одной единицы продукции.
Выделяют следующие виды производительности труда:
Индивидуальная производительность труда – это производительность труда
отдельного конкретного работника или производительность труда в конкретном
производственном подразделении, на предприятии.
Локальная производительность труда – производительность труда в конкретном
регионе или в данной отрасли.
Общественная производительность труда – это производительность труда по
народному хозяйству, экономике страны в целом.
Различают три метода измерения производительности труда:
1. Натуральный метод измерения состоит в том, что производительность труда (или
выработка) определяется путем деления количества произведенной продукции в
натуральном измерении (штуках, тоннах, метрах и т.п.) на число работников или
количество
затраченного
рабочего
времени.
2. Стоимостной метод заключается в том, что показатель производительности труда
определяется как соотношение произведенной продукции, выраженной в денежных
единицах (валовая или товарная продукция, валовой оборот, нормативная стоимость
обработки и т.п.), к числу работников или к затратам рабочего времени.
3. Трудовой метод применяется при наличии научно-обоснованных норм; на рабочих
местах, в бригадах, на производственных участках и в цехах при выпуске разнообразной
незавершенной продукции производительность труда определяется в нормо-часах.
Эффективность
использования
трудовых
ресурсов
предприятия
оценивается
производительностью труда, которая показывает кол-во продукции, произведенной в
единицу времени одним работником.
ПТ = V / ч, где
V – объем производства за год
ч – кол-во работников
Важным показателем использования труда является трудоемкость, показывающая
затраты раб. времени на производство единицу продукцию в натуральном выражении:
ТЕ = t / V, где
t – время
V – объем продукции
Под резервами роста производительности труда подразумевается не используемая
реальная возможность экономии труд. ресурсов, которые делятся на текущие и
перспективные:
Текущие резервы могут быть реализованы в ближайшее время и не требуют значительных
финансовых ресурсов. К ним относятся:
Совершенствование организации труда
Ликвидация потерь раб. времени
Применение рациональных и эффективных систем оплаты труда
Лучшее использование оборудования
Ликвидация или сокращение брака
Перспективные резервы роста производительности труда требуют перестройки
производства, внедрения Н-Т и т.д. Для этого нужны капитальные вложения и
значительные сроки осуществляемых работ.
23. Определение численности рабочих
Работники предприятия могут быть постоянными, временными, сезонными или
принятыми для выполнения разовых работ. В числе показателей, характеризующих
численный состав работников, в первую очередь следует назвать общую и списочную
численность. Общая численность работников - это общее количество физических лиц,