ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.02.2019

Просмотров: 1214

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

29.  Производственная мощность предприятия 

Основные  фонды  предприятия  и  уровень  их  использования  определяют  его 
производственную мощность. Производственная мощность – это максимально возможный 
выпуск  продукции  за  единицу  времени  в  натуральном  выражении  в  установленных 
планом  номенклатуре  и  ассортименте,  при  полном  использовании  производственного 
оборудования  и  площадей,  с  учетом  применения  передовой  технологии,  улучшения 
организации производства и труда, обеспечения высокого качества продукции.  
Производственная мощность измеряется готовой продукцией, выраженной в натуральных 
единицах, используемых в производственной программе (тонны, штуки, киловатт-часы). 
Производственная  мощность  предприятия  определяется  по  мощности  ведущих 
производственных  цехов,  участков  и  агрегатов.  Ведущими  считаются  те,  которые 
выполняют  основные  и  наиболее  массовые  операции  по  изготовлению  продукции  и  в 
которых  сосредоточена  большая  часть  оборудования.  При  разработке  производственной 
мощности  может  оказаться,  что  отдельные  производства  отстают  от  ведущих.  В  таких 
случаях разрабатывается следующий комплекс решений: 

 

Перераспределение мест между исполнителями 

 

Увеличение сменности работы 

 

Внедрение научной организации труда 

 

Перераспределение оборудования между цехами 

 

Углубление специализации и кооперирования 

 

Улучшение тех. оснащенности производства и модернизация 

 

Пополнение парка оборудования 

Виды производственной мощности:  
1)  входная  мощность  –  мощность  на  начало  года,  показывающая,  какими 
производственными  возможностями  располагает  предприятие  в  начале  планового 
периода. 
2) выходная мощность – мощность на конец года. Она определяется путем суммирования 
входной и вводимой мощностей за вычетом выбывающей.  
3) проектная мощность – мощность, заложенная в проекте строительства, реконструкции 
и расширения предприятия. 


background image

Среднегодовая производственная мощность: 
 

М

ср.г 

    

     

  

 

 

      

  

, где 

М

н  

- мощность на начало года (входная) 

М

в

 – ввод мощности в течение года 

М

л

 – выбывающая мощность в течение года 

n1 – число полных месяцев с момента ввода в действие до конца года 
n2 – число полных месяцев с момента выбытия до конца года  
Расчет в натуральных единицах производственной мощности: 
 

М = 

    

  

, где 

n – число единиц ведущего оборудования 
Ф

р

 – рабочий фонд времени работы единицы оборудования, ч. 

Н

т

 – норма трудоемкости обработки изделия, ч.  

Уровень  использования  производственной  мощности  измеряется  коэффициентом 
использования мощности. 

К

и.м. 

=

  

     

 

 

Прирост объема продукции за счет улучшения использования мощности:  

∆V = V*

 

  

   

     , где 

V – достигнутый годовой объем выпуска продукции 
К

ф

  –  фактический  коэффициент  использования  среднегодовой  производственной 

мощности 
К

пр

 – проектный коэффициент использования производственной мощности 

На  каждом  предприятии  необходимо  добиваться  повышения  эффективности 
использования производственной мощности за счет сокращения простоев, повышения 
степени  загрузки  оборудования,  совершенствования  оборудования,  применение 
прогрессивных технологий, улучшение организации производства и труда.  
 
30.  Формирование и виды  цен на продукцию 

Цена  на  выпускаемую  продукцию  для  предприятия  есть  договорная  цена  между  ним  и 
потребителем. Существует несколько вариантов формирования договорной цены: 
1)  Ц

д

  =  себестоимость  +  прибыль. Этот вариант применим в том случае, когда фирма  – 

изготовитель  товара  является  ведущей  на  данном  рынке  и  когда  результаты  финансовой 
деятельности  удовлетворяют  руководство.  Этот  вариант  позволяет  достаточно 
справедливо  распределить  прибыль  между  производителем,  который  не  предлагает 
дефицитный товар, и потребителем, для которого цена не является решающим фактором 
при покупке.  
2)    Ц

д

  =  спрос  –  предложение.  За  основу  принимаются  прогнозируемый  спрос  и 

себестоимость  товара.  Задача  для  предприятия  ставится  следующим  образом:  цена  за 
единицу  товара  предварительно  определена,  необходимо  установить,  при  каком  кол-ве 
проданных товаров предприятие начнет получать реальную прибыль. Также имеет место 
обратная к этой задача. 
3) Цена конкурента i < Ц

д

 < цена конкурента j. Учитывает уровень конкуренции и часто 

дает  хорошие  результаты.  Производитель  изучает  динамику  цен  конкурентов  и 
определяет, какова будет цена конкурента на аналогичный товар. Основное внимание при 
этом направлено на уменьшение расходов и увеличение прибыли.  

Учитывая  зависимость  от  отраслей  и  сфер  экономики,  от  назначения  и 
последовательности  формирования  цены  могут  быть  классифицированы  по  следующим 
основным признакам. 
По характеру обслуживаемого оборота выделяют: 


background image

 

оптовые цены предприятия (фирмы) – цены изготовителей продукции, по кᴏᴛᴏᴩым 
они продают произведенную продукцию потребителям, возмещая  ϲʙᴏи затраты на 
производство  и  реализацию  продукции  и  получая  прибыль,  необходимую  для 
развития ϲʙᴏего производства; 

 

отпускные  цены  предприятия  (фирмы) –  оптовые  цены  предприятия  с  учетом 
налога на добавленную стоимость и других косвенных налогов; 

 

закупочные  цены  –  цены,  по  кᴏᴛᴏᴩым  реализуется  сельскохозяйственная 
продукция; 

 

цены на строительную продукцию; 

 

розничные цены – цены, по кᴏᴛᴏᴩым торговые организации реализуют продукцию 
населению, предприятиям, организациям; 

 

тарифы  грузового  и  пассажирского  транспорта  –  плата  за  перемещение  грузов  и 
пассажиров,  взимаемая  транспортными  организациями  с  отправителей  грузов  и 
населения. 

 

тарифы на платные услуги, оказываемые населению; 

 

цены, обслуживающие внешнеторговый оборот. 
По степени регулирования различают: 

 

ϲʙᴏбодные цены – цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг под 
воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения без какого-либо 
государственного влияния; 

 

регулируемые цены – цены, устанавливаемые под влиянием спроса и предложения, 
но  их  величина  регулируется  государством  или  отдельными  субъектами 
Федерации.  Существуют  прямые  и  косвенные  методы  регулирования.  Прямое 
регулирование  осуществляется  путем  установления  фиксированных,  предельных 
цен,  надбавок,  предельного  уровня  рентабельности.   Косвенное  регулирование 
осуществляется путем изменения налогов и процентных ставок; 

 

фиксированные, 

твердые 

цены 

– 

цены, 

устанавливаемые 

органами 

ценообразования.  Стоит  заметить,  что  они  назначаются  по  ограниченному  кругу 
товаров и продукции; 

 

договорные  цены  –  цены,  устанавливаемые  по  соглашению  сторон  при  купле-
продаже.  Заключая  договор-контракт,  продавец  и  покупатель  принимают  на  себя 
определенные обязательства. 

31. Понятие и показатели прибыли организации. 

Прибылью  называется  получаемая  разница  между  доходами,  которые  были 

выручены  в  результате  продажи  продукции,  и  финансовыми  расходами,  связанными  с 
производством товара. Данный показатель считается наиболее важным экономике. Только 
он  в  полной  мере  способен  отображать  уровень  эффективности  деятельности  любой 
организации. 
Функции прибыли: 

1.  Является показателем эффективности деятельности предприятия 
2.  Обладает стимулирующей функцией, она является основным источником прироста 

собственного капитала. Прибыль в рыночной экономике – движущая сила и 
источник обновления производства фондов и выпускаемой продукции. 

3.  Является источником социальных благ для членов трудового коллектива. 
4.  Прибыль является источником формирования доходов бюджетов различного 

уровня. Она поступает в бюджеты в виде налога. 

 
 Формула для расчета прибыли в общем виде может быть выражена так:  

П = В – (З+Н+Ш), где 

П – прибыль предприятия 
В – выручка от реализации 
З –затраты на производство и реализацию продукции 


background image

Н – сумма выплачиваемых налогов 
Ш – штрафные санкции.  
 
Выручка от реализации: 

В = 

 

   

 

Ni*Цi, 

Где Ni – кол-во произведенной и реализованной потребителям продукции 
Цi – цена продукции 
n – число позиций реализуемой продукции, шт.  
 
Основными показателями прибыли являются: 
 
- общая прибыль (убыток) отчетного периода - балансовая прибыль (убыток); 
Балансовая прибыль (убыток) представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации 
продукции, финансовой деятельности и доходов от прочих внереализационных операций, 
уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.  

Пб = ± Пр ± Пи ± Пв.о

Пр — прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг; 
Пи — прибыль (убыток) от реализации имущества предприятия; 
Пв.о. — доходы (убытки) от внереализационных операций. 
 

прибыль 

(убыток) 

от 

реализации 

продукции 

(работ, 

услуг); 

Прибыль  (убыток)  от  реализации  продукции  (работ,  услуг)  определяется  как  разница 
между выручкой от  реализации продукции в действующих ценах без НДС, спецналога и 
акцизов и затратами на ее производство и реализацию.  

 

 -прибыль от финансовой деятельности; 
- прибыль (убыток) от прочих внереализационных операций; 
Прибыль (убыток) от финансовой деятельности и от прочих внереализационных операций 
определяется как разница между общей суммой полученных и уплаченных:  
- штрафов, пени и неустоек и других экономических санкций;  
- процентов, полученных по суммам средств, числящихся на счетах предприятия и др. 

Пифд = Дифд – Рифд, 

где Дифд – доходы от инвестиционной и финансовой деятельности, руб.; 
Рифд – расходы от инвестиционной и финансовой деятельности, руб. 
- налогооблагаемая прибыль; 

Налогооблагаемая прибыль определяется специальным расчетом. Она равна балансовой 
прибыли, уменьшенной на сумму: 
- отчислений в резервный и другие аналогичные фонды, создание которых предусмотрено 
законодательством  
- рентных платежей в бюджет; и др.  


background image

 

- чистая прибыль. 
Чистая прибыль предприятия, т.е. прибыль, остающаяся в его распоряжении, 
определяется как разность между балансовой прибылью и суммой налогов на прибыль, 
рентных платежей, налога на экспорт и импорт.  
Чистая прибыль направляется на производственное развитие, социальное развитие, 
материальное поощрение работников, создание резервного фонда, уплате в бюджет 
экономических санкций, связанных с нарушением предприятием действующего 
законодательства, на благотворительные и другие цели. 

ЧП = ФП + ВП + ОП — Н, 

 где ЧП — чистая прибыль; ФП — финансовая прибыль. Вычисляется методом вычитания 

из доходов от финансовой деятельности аналогичных расходов; ВП — валовая прибыль. 

Рассчитывается как выручка от продажи минус себестоимость продукции; ОП — 

операционная прибыль. Из доходов от прочих видов деятельности вычитаются расходы; Н 

— сумма налогов. 

32.  Механизм формирования показателей прибыли 

Прибылью  называется  получаемая  разница  между  доходами,  которые  были 

выручены  в  результате  продажи  продукции,  и  финансовыми  расходами,  связанными  с 
производством товара.  

 Формула для расчета прибыли в общем виде может быть выражена так:  

П = В – (З+Н+Ш), где 

П – прибыль предприятия 
В – выручка от реализации 
З –затраты на производство и реализацию продукции 
Н – сумма выплачиваемых налогов 
Ш – штрафные санкции.  
 
Выручка от реализации: 

В = 

 

   

 

Ni*Цi, 

Где Ni – кол-во произведенной и реализованной потребителям продукции 
Цi – цена продукции 
n – число позиций реализуемой продукции, шт.  
 
Основными показателями прибыли являются: 
 
- общая прибыль (убыток) отчетного периода - балансовая прибыль (убыток); 
Балансовая прибыль (убыток) представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации 
продукции, финансовой деятельности и доходов от прочих внереализационных операций, 
уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.  

Пб = ± Пр ± Пи ± Пв.о

Пр — прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг; 
Пи — прибыль (убыток) от реализации имущества предприятия; 
Пв.о. — доходы (убытки) от внереализационных операций. 
 

прибыль 

(убыток) 

от 

реализации 

продукции 

(работ, 

услуг);