ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.02.2019
Просмотров: 1191
Скачиваний: 1
Билет 23
1. Технологии личностно-ориентированного образования.
Гл.особенность - «признание уч-ка гл.действующей фигурой всего образоват.процесса. Целью технологии выступает развитие индивидуальности. В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей.
Принципы: 1)основным явл.принцип субъектности уч-ка. Исходя из этого определяются содержание, методы обучения, а также стиль взаимоотношений уч-ля и уч-ка. Уч-ль не принуждает уч-ка изучать обязательный материал, а создает наилучшие условия для его саморазвития. Уч-ку предоставляется возможность выбрать учеб.материал, отвечающий его субъектности (целям, интересам, желаниям, способностям и т.д.). Уч-к сам отбирает, изучает, анализирует, делает выводы. Упор делается на развитие самостоятельного мышления. При этом в содержание образования кроме научных знаний вкл-ся методы и приемы познания, знания о том, как овладевать учеб.материалом. Эта технология невозможна без диагностики интеллектуального и духовного развития уч-ка. 2)Принцип личностного целеполагания - создание условий для самоопределения уч-ся по отношению к изучаемому материалу, своим результатам обучения. Определяя собственные цели, уч-ся принимают ответственность за их достижение; повышается их мотивация; приобретаются навыки целеполагания. 3)Принцип выбора индивидуальной образоват.траектории. Уч-ся имеют право выбора смысла, цели, содержания, темпа, методов, средств, форм, критериев оценки обучения. 4)Принцип метапредметных основ образоват.процесса. Уч-ль и уч-ся выходят за рамки своей учеб.дисциплины, изучая фундаментальные образоват.объекты: закон, формула, экология и др. 5)Принцип продуктивности обучения. Создание уч-ся разных когнитивных, творческих, продуктов, отличающихся от общепринятых образцов. 6)Принцип первичности образоват.продукции уч-ся. Личностное содержание опережает изучение общепринятых научных и культурных образцов. 7)Принцип образоват.рефлексии - осознание уч-м и уч-ся своей деят-ти, себя в образоват.процессе.
В целом для технологии характерны диалогичность, деятельностно-творческий характер, поддержка индивидуального развития ребенка, предоставление ему нужного пространства свободы для принятия самост.решений, творчества, выбора содержания, способов обучения и поведения.
Примерами технологий явл.: технологии педагогики сотрудничества, пед.система Монтессори, технология обучения в школе Френе, Дальтон-технология.
2. Технология обучения в начальной школе С.Н. Лысенковой.
Это перспективно-опережающее обучение с исп-ем опорных схем при коммент-м управлении. Т-я сост. из 3 основ: комментир-м управлении учением, опорных схемах и перспективной подготовке уч-в.
Методич.прием «комментир.управление» - ответ (инфу) с места о том, что делает уч-к, помогает оптимально вкл.в работу весь кл., наладить непрерывную обратную связь со всем кл-м. С.Н. Лысенкова объед. комментир.3 действий:думаю, рассказываю, записываю. Уч-ся вслух объявляет, что он в данный момент делает; одновременно решается задача управл-я деят-ю всего кл.
Сначала учат мыслить вслух – принцип её уроков. Четкий ритм, аргументация эл-в при комментир-и обеспечивают доступность выполнения заданий каждым уч-м кл.
След.осн.-опорные схемы/опоры. Схема - опора мысли уч-ка, его практ.деят-ти, связующее звено между уч-м и уч-м. Опорные схемы - оформленные в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рис. выводы, к-рые рождаются в момент объяснения. Они служат опорами мысли, опорами действия. Уч-ся строят свой ответ по схеме. Т.е. дети не заучивают механически правила и формулировки. Они усваивают материал осмысленно. Схема -алгоритмом рассуждения и док-ва.
След.осн.-перспективная подготовка. Трудная тема начинается не в заданные программой часы, а раньше, т.е. начало попутного прохождения трудной темы, приближенной к изучаемому в данный момент материалу. Перспективная тема дается на каждом уроке малыми дозами (5-7 мин). Тема раскрывается медленно, последовательно. В обсуждение вовлекаются сначала сильные, затем средние,потом слабые уч-ся.
Методич.приемы: 1.В 1м кл.без дз. 2.ДЗ по новой теме, когда каждый сможет выполинить самост. 3.Механич.зазубривание нет. 4. Дифференцир-й опрос (когда понял). 5. Воспитание организованности и прилежания. 6.Взаимодействие с родителями. 7.Связь между годами обучения - преемственность.