Файл: Педагогика 3 курс экзамен.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.02.2019

Просмотров: 1170

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Остановимся на внутрикл.дифференциации.

Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными уч-ми, так и с гр. Ее характерными чертами явл.: открытость требований, предоставление уч-ми возможности самим выбирать усвоения материала и переходить с одного ур.на др. Система работы уч-ля по этой технологии вкл.в себя различные ступени: 1)Выявление отставаний в ЗУН; 2)Ликвидацию их пробелов; 3)Устранение причин неуспеваемости; 4)Формир-е интереса и мотивация к учебе; 5)Дифференцирование учеб.задач и оценок деят-ти уч-ка.
Внутр.дифференциация предполагает условное дел.кл.: 
1)по ур.умственного развития (ур.достижений); 2)по личностно-психологич.типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и т.д.). 
Сначала проводят диагностику познават.процессов каждого уч-ка. Обычно – тестирование.
По полученным данным дел. их на 3 гр.:.

1)уч-ки с высокими учеб.способностями, возможностями,показателями успеваемости по опред.предметам, умеющие хорошо работать. Ученики с уравновешенными процессами возбуждения и торможения. Они обладают устойчивым вниманием,при наблюдении вычленяют признаки предмета; в результате наблюдения у них формируется первоначальное понятие. В ходе обучения успешно осваивают процессы обобщения, владеют большим словар.запасом.

2)уч-ся со средними способностями,показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособностью, учеб.мотивацией, интересом. Уч-ки с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Не могут самост.выдел.признаки предмета, их представления бедны и отрывочны. Чтобы запомнить материал, им нужны многократные повторения. Внешне их психич.особенности проявл. в торопливости, эмоциональности, невнимательности и несообразительности. Для них трудны задания на обобщение, так как ур. их аналитического мышления низок.

3)уч-ся с низкими учеб.способностями, сформированности познават.интереса, мотивации учения,показателями успеваемости, быстрой утомляемостью, с большими пробелами в знаниях, в игнорировании заданий. Они медлительны, апатичны, не успевают за кл. При отсутствии индивид.подхода к ним, они теряют интерес к учебе.

При ДО возможен переход уч-ся из одной гр. в др.


Билет 5

1. Методы закрепления изучаемого материала и методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению нового материала, их характеристика.

Методы закрепления: Устное изложение знаний уч-м связано с первичным восприятием и осмыслением их уч-ся. В дидактике большое значение придается последующей учеб.работе по усвоению изложенного материала. Метод беседы.  Применяется, если изложенный уч-м материал явл.сравнительно несложным и для его усвоения достаточно исп-ть приемы повторения. Его суть в активном воспроизведении изложенного материала с целью его более глубокого осмысления и усвоения. Беседа исп-ся по всем предметам шк.обучения. Работа с учебником. Уч-ся должны поработать самост-но с учебником, а затем проводить беседу.


Методы самост-й работы: Работа с учебником - овладение новыми знаниями осуществляется самост. каждым уч-м путем вдумчивого изучения материала по учебнику и осмысления содержащихся в нем фактов, примеров и вытекающих из них теорет-х обобщений. При этом уч-ся приобретают умение работать с книгой. Лаб.работа - метод обучения, при котором уч-ся под руководством уч-ля и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют опред.практ.задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учеб.материал.

Проведение лаб.работ вкл.в себя след.методич.приемы: 1)постановку темы занятий и определение задач лаб.работы, 2)определение порядка лаб.работы или отдельных ее этапов, 3)непосредственное выполнение лаб.работы уч-ся и контроль уч-я за ходом занятий и соблюдением техники безопасности, 4)подведение итогов лаб.работы и формулирование основных выводов.

Лаб.работы как метод обучения во многом носят исследовательский характер, и в этом смысле высоко оцениваются в дидактике. Они пробуждают у уч-ся глубокий интерес к окруж.природе, стремление осмыслить, изучить окруж.явления, применять добытые знания к решению и практич., и теорет. проблем.


2. Технология полного усвоения знаний.

Авторами явл. Кэрролл и Блум. В отеч-й лит-ре Кларин. ТПУ задает единый для уч-ся фиксированный ур-нь овладения ЗУНами, но делает переменными для каждого уч-гося время, методы, формы, условия труда. Определяющим явл.планируемые результаты обучения, которые должны быть достигнуты всеми уч-ся. Это критерий полного усвоения. Уч-ль должен довести до уч-ся планируемые показатели полного усвоения учеб.содержания. Он опред-т цели предстоящей деят-ти, конкретные действия и операции, которые должен выполнять уч-ся. К целям познават.деят-ти относ.: 1)знание (уч-к запомнил, воспроизвел, узнал); 2)понимание (объяснил, проиллюстрировал, интерпретировал); 3)применение (применил изуч-й материал в конкретных условиях и в новой ситуации); 4)обобщение и систематизация (выд.части из целого, образовал новое целое); 5)оценка (определил ценность и значение объекта изучения). Подготовка учеб.материала сост.в том, что все содержание учеб.материала дел. на отдельные учеб.ед-цы. Учеб.ед-цы закончены по смыслу и небольшие по объему (3-6 ур-в). По каждой из ед-ц усвоения готовится тест по 2хбалльной шкале (зачет-незачет). К каждой учеб.ед-це разрабатывается коррекционный дид.материал, рассчитанный на доп.проработку неусвоенного материала. Отметка за усвоение темы (раздела, курса) выставляется после заключительной проверки. В ходе работы каждый уч-ся получает нужную помощь, разъяснение, поддержку. Деят-ть уч-ля в рамках технологии предполагает следующее: 1)ознакомление с учеб.целями; 2)разъяснение общего плана обучения; 3)изложение нового материала; 4)организацию текущей проверки; 5)оценивание текущих результатов; 6)коррекционную работу с уч-ся, не достигшими полного усвоения; 7)организацию малых подгрупп взаимопомощи; 8)повторное тестирование тех уч-ся, которым была оказана помощь. Также проводится работа по всем ед-м усвоения, завершающаяся итоговым тестом и оценкой усвоения материала в целом каждым уч-м.



Билет 6

1. Методы учебной работы по выработке умений и навыков и применения знаний на практике, их характеристика.

Метод упр-й. Сущность:уч-ся производят упр-я в применении усвоенного материала на практике и этим углубляют знания и способности. Требования: 1)сознательный характер, проведение после усвоения материала; 2)способствовать углублению знаний; 3)развивать творч-х способностей. 
На организацию этой деят-ти оказывают след-е умения и навыки: устные и письм-е упр-я; практ-е задания. 
Устн. упр.-развивают логич-е мышление, память, речь, внимание. Отличаются динамичностью. 
Пис.упр.исп-ся для закрепл-я знаний и выработки умений в их применении. Исп-ние их способствует развитию логич-го мышления, культуры письм.речи, самост-ти в работе. Письм.упр.могут сочетаться с устными и графическими. К учебно-трудовым упр.относ.практич.работы уч-ся, имеющие производственно-трудовую направленность. Целью этих упр-й явл.применение теорет.знаний уч-ся в трудовой деят-ти. Лаб.работы- проведение уч-ся по заданию уч-ля опытов с исп-м спец.оборудования. Разновидностью исслед-х лаб.работ мб длительные наблюдения уч-ся за отдельными явлениями: над ростом растений и развитием животных, над погодой, ветром. Лаб.работа мб частью урока, занимать урок и более. Практич.работы проводятся после изучения крупных разделов и носят обобщающий характер.

При подборе упр.нужно, чтобы они сочетали в себе подражательную и творческую деят-ть уч-ся и требовали от них сообразительности, размышлений, поиска собственных путей решения той или иной задачи.
Также уч-ль должен знать о трудностях тренировочная деят-ти. Упр. связаны с явлением, которое назыв.переносом знаний. Суть его заключается в том, что в процессе учеб.работы уч-ся приходится как бы переносить усвоенные мыслительные операции, умения и навыки на др.материал, т.е. применять их в др.условиях. Усвоив правило, уч-к не всегда легко оперирует им. В этой связи Менчинская подчеркивала, что уч-ся сравнительно нетрудно на основе анализа примеров и фактов сделать нужные теорет-е выводы, сформулировать правила, но труднее применять эти выводы к объяснению новых примеров и фактов.


2. Технология проектного обучения в начальной школе.

ТПО явл. одним из вариантов практич-й реализации идеи продуктивного обучения. Продуктивное обучение характеризуется тем, что образоват-й процесс имеет на выходе индивид-й опыт продуктивной деят-ти. В основе технологии лежат идеи Дьюи об организации учеб.деят-ти по решению практических задач, взятых из повседневной жизни. Дьюи отрицает необходимость стандартизированного содержания образования и фактически сводит обучение к основанному на интересах детей практицизму. На основе теорет-х идей Дьюи и его последователей была разработана проектная система обучения, или метод проектов, суть которого заключалась в том, что исходя из своих интересов уч-ся вместе с уч-м проектировали решение какой-либо практической задачи. Материал различных учеб.предметов группировался вокруг комплексов-проектов. И этот подход обеспечивает формир-е практич-х умений и навыков уч-ся. В наст.вр. педагоги обращаются к проектному обучению в рамках задачи гуманизации образования, видя в нем одно из возможных решений проблемы превращения уч-ка в субъекта учеб. деят-ти, развития его познават-х возможностей и потребностей. Целью продуктивного обучения явл. не усвоение суммы знаний и не прохождение образоват-х программ, а реальное исп-ние, развитие и обогащение собственного опыта уч-ся и их представлений о мире. В этой технологии, каждый ребенок должен иметь возможность реальной деят-ти, в которой он может не только проявить свою индивидуальность, но и обогатить ее.



Билет 7

1. Формы обучения.

Форма обучения как дид.категория означает внеш.сторону организации учеб.процесса. Она зависит от целей, содержания, методов и средств обучения, материальных условий, состава участников образ-го процесса и др. его эл-в.

Формы обучения дел. по кол-ву уч-ся, времени и месту обучения, порядку его осуществления. Выдел.:1)Индивид-я  - взаимодействие уч-ля с одним уч-м. 2)В групп-х - уч-ся работают в разных гр. 3)Фронтальная - работа уч-ля сразу со всеми уч-ся в едином темпе и с общими задачами. 4)Коллективная – уч-я рассматр-ся как целостный коллектив с особенностями взаимодействия. 5)При парном - основное взаимодействие происходит между 2мя уч-ми.

Такие формы обучения, как аудиторные и внеаудиторные, кл-е и внеклас., шк-е и внешк., связаны с местом проведения занятий.

Форма организации обучения –опред-й вид занятий (урок, лекция, семинар, экскурсия, факультативное занятие, экзамен и т.д.). Их классификация проводится учеными по разным основаниям. Например, по классификации Андреева выдел.след.формы организации обучения: вводное занятие; занятие по углублению знаний; практ.занятие; занятие по систематизации и обобщению знаний; занятие по контролю ЗУНов; комбинированные формы занятий.

Онищук подразделяет формы организации обучения по дид.целям на теорет-е, практ-е, трудовые, комбинированные. Хуторской выдел. 3 гр.форм организации обучения: индивид-е, коллективно-груп-е и индивид-но-коллективные занятия. К индивид-м занятиям относ.репетиторство, тьюторство, менторство, гувернерство, семейное обучение, самообучение. Коллективно-груп-е занятия вкл. уроки, лекции, семинары, конференции, олимпиады, экскурсии, деловые игры. Индивидуально-коллективные занятия – это погружения, творческие недели, научные недели, проекты.


2. Дальтон-технология.

Это - технология, в которой заложены большие возможности для реализации идеи личностного развития ребенка.

Цели: 1)обеспечить индивидуальное развитие уч-ка; 2)обеспечить развитие его соц.опыта за счет овладения навыками сотрудничества, ответственности и самост-ти в учебно-познават.деят-ти.

Она основывается  на 3х принципах, которые объед.принципом гуманизма:

1)Принцип свободы - право выбора уч-м предмета, темы, партнера, источников знаний, темпа, форм и способов работы. Но учеб.предмет опред.учеб.планом. Но эта свобода сочетается с ответственностью: уч-к осуществляет свободное учение, самоконтроль, взаимоконтроль, но окончательно ур.достижения цели оценивает уч-ль по выполненному заданию.  Каждый уч-к индивидуально отчитывается перед уч-м.    2)Принцип самостоятельности. Самост-ть - выбор уч-м ур.самост-ти познават.деят-ти и маршрута своего развития, самост-ть действий принятия решения и ответственности за этот выбор.

3)Принцип сотрудничества - выбор формы учебно-познават.деят-ти: индивидуальной, парной, в малой группе. Уч-к имеет право обращаться за помощью к кому угодно: к уч-ся, родителям, уч-лю. Он не должен бояться признать, что чего-то не знает.


Задания сост.содержательную основу технологии. Они должны носить творч.характер. В каждом задании определяется задача (проблема), а сами задания формулируются на уровневой основе. Могут быть задания исследовательского характера с постановкой эксперимента, разработкой проекта. Задания могут ограничиваться учеб.программой или выходить за ее рамки.

Требования к заданиям: 1)они носят уровневый характер; 2)охватывают достаточный объем учеб.материала, 3)четко формулируется цель задания и результат его выполнения; 4)рассчитано на возможность уч-ка самостоятельно справиться с ним (даются указания, лит-ра, сроки выполнения); 5)предполагают разные способы их выполнения, возможность сотрудничества с др.; 6) содержание задания предполагает предварительное и последующее обсуждение.

В ходе работы по данной технологии дети учатся:планировать познават.деят-ть на протяжении урока, дня,  

недели; рационально распределять время на учеб.деят-ть; ставить цели своей познават.деят-ти; рационально организовывать рабочее место; выбирать задания по степени сложности, по интересу, по целевой установке и т. д.


Билет 8

1. Виды обучения в начальной школе.

Вид обучения –обобщенная характеристика обучающих систем, устанавливающая особенности обучающей и учеб.деят-ти. Вид обучения опред-ся пед.технологией обучения, лежащей в его основе.

Различают след.виды обучения:

1)Объяснительно-иллюстративное (традиционное) – обучение, при котором уч-ль передает инфу в готовом виде посредством словесного объяснения с привлечением наглядности, а обучаемые воспринимают и воспроизводят ее. 2)Догматическое – обучение, построенное на принятии инфы без док-в, на веру.

3)Проблемное – обучение, где под руководством уч-ля организуется самост-я поисковая деят-ть уч-ся по решению учеб.проблем. При этом у них формир-ся новые ЗУНы, развиваются личностно значимые качества. 4)Развивающее – обучение, обеспечивающее оптимальное развитие уч-ся, где ведущая роль отводится теорет.знаниям. Обучение строится в быстром темпе и протекает осознанно. 5)Эвристическое – обучение, база на основных принципах проблемного и развивающего обучения, где успешность развития уч-ка идёт за счет построения и самореализации личностной образов-й траектории в заданном образоват.пространстве. 6)Личностно-ориентированное – обучение, где образов-е программы и учеб. процесс направлены на каждого уч-ка с присущими ему познават.особенностями. 7)Комп-е – обучение, где основа на программировании обучающей и учеб.деят-ти, воплощенной в контрольно-обучающей программе для ЭМВ. 8)Модульное – обучение, придающее полифункциональность min дид.ед-це учеб.инфы – модулю, который обеспечивает целостное усвоение содержания образ-я. 9)Дистанционное – обучение, позволяющее достигнуть заданных целей с помощью совр.систем телекоммуникаций. 10)Межпредметное – обучение, основа на изучении интегрированных учеб.предметов, построенных на реализации межпредметных и внутрипредметных связей в смежных обл-х познания.