ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.02.2019
Просмотров: 1188
Скачиваний: 1
2й этап связан с осознанием схемы ориентировочной основы деят-ти. Уч-ся предварительно знакомятся с характером деят-ти, условиями ее протекания, последовательностью действий. Выдел.3 типа ориентировок: 1) конкретный образец или описание действия без указаний о методике его выполнения; 2)полные и подробные указания о правильном выполнении действия; 3)ориентировочная основа действия создается обучаемыми самост-но на основе полученного знания.
3й этап — выполнение действия во внеш.форме с помощью каких-либо моделей, схем, чертежей. На этом этапе от уч-ся требуется рассказывать о совершаемых ими операциях и их особенностях.
4й этап — внешнеречевой, когда обучаемые проговаривают вслух те действия, которые осваиваются. Происходит дальнейшее обобщение, автоматизация действий.
5й этап — этап внутр.речи, когда действие проговаривается про себя, т.е. обобщение и свертывание действия идет наиболее интенсивно.
6й этап связан с переходом действия во внутр-й (умственный) план. Управление процессом обучения происходит путем смены названных этапов и осуществления контроля со стороны уч-ля. Достоинствами технологии явл.: создание условий для работы уч-ка в индивид-м темпе; сокращение времени формир-я умений и навыков за счет показа образцового выполнения действий; достижение высокой автоматизации действий в связи с их алгоритмизацией; обеспечение доступного контроля качества выполнения. Недостатками технологии явл.ограничение возможностей усвоения теорет.знаний, сложность разработки методич-го обеспечения, формир-е у обучаемых стереотипных мыслительных и моторных действий в ущерб развитию их творческого потенциала.
Билет 19
1. Современные требования и концептуальные подходы к результатам начального общего образования.
В стандартах нач.обр.2 поколения, воплощающих компетентностный подход в обр., прояв. след. специфич.особенности оценки результатов нач.обр.: предметом оценки явл.предметные, метапредметные и личностные результаты общего обр.; осн.для оценки явл.требования к результатам нач.образования, выраженные в ключевых компетентностях уч-ка и не диф. по учеб.предметам, а также требования к усвоению общеобразоват.программ, отражающих предметное содержание нач. обр.; ориентация оценки на деятельностный подход; комплексный подход к оценке результатов обр.
В концепции ФГОС указаны требования к результатам освоения осн.общеобразоват. программ, которые вкл.в себя: 1. Предмет.результаты — усвоение уч-ся конкретных эл.соц.опыта, изучаемого в рамках отдельного учеб.предмета; 2. Метапредметные— освоенные уч-ся на базе 1го или неск. учеб. предметов способы деят., применимые в учёбе и жизни; 3. Личностные — формир. система ценностных отношений уч-ся.
Далее требования к метапредметным результатам обучения. Они должны отражать: 1.Умение самост.опред.цели своего обучения, ставить и формулир.для себя новые задачи в учебе, развивать мотивы и интересы; 2.Умение самост.планировать пути достижения целей; 3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деят.; 4. Умение оценивать правильность выполнения учеб.задачи, возможности ее решения; 5.Владение осн.самоконтроля, самооценки и т.д.
Также прописаны требования к личностным результатам, которые вкл.готовность и способность уч-ся к самообразованию, саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к учению и, систему значимых соц.и межличностных отношений.
2. Технология адаптивного обучения.
ТАО - гибкая система организации учеб.занятий с учетом индивид-х особенностей уч-ся. Центр-е место в ней отводится уч-ся, их деят-ти, качествам их личности, формир-ю их учеб.умений. При исп-нии ТАО уч-ль работает со всем кл. и индивидуально. Деят-ть уч-ся совершается совместно с уч-м, индивидуально с уч-м и самост-но под руководством уч-ля. Учение становится самост.деят-ю: чтение обязательной и доп.лит-ры, рефераты, решение задач разного ур-ня сложности, выполнение лаб. и практ.работ, индивид-ная работа с уч-м, контроль ЗУНов. ТАО предполагает контроль всех видов: контроль уч-ля, самоконтроль, взаимоконтроль уч-ся, контроль с исп-ем технических средств. Вводится многоканальная связь(уч-ль — уч-к, уч-к — уч-к, уч-ль — коллектив уч-ся, уч-к — коллектив уч-ся. Процесс обучения мб представлен 3 этапами: 1)объяснение нового учеб.материала - его дел. на крупные блоки и опред-ют нужные и целесообразные средства наглядности (уч-ль обучает всех уч-ся); 2)индивид-я работа уч-ля с уч-ся на фоне самостоятельно занимающегося класса; 3)самост-я работа уч-ся.
ТАО предполагает разнообразную, гибкую систему организации учеб.занятий, учитывающих индивид-е особенности шк-в. Объяснение нового материала может занимать весь урок или его часть. То же самое относится и к самост-й работе уч-ся. Данная технология дает возможность целенаправленно варьировать продолжительность и последовательность этапов обучения. Организация обучения в вариационных парах создает комфортную обстановку и ситуацию успеха, которые стимулируют познавательный интерес учащихся и способствуют развитию у них учебных и коммуникативных умений и навыков.
Билет 20
1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Система оценки направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлеченность в оценочную деят-ть как уч-й, так и уч-ся.
Осн.ф-и системы оценки: 1) ориентация образоват.процесса на достижение планируемых результатов освоения ООП НОО; 2) обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образоват.деят-тью внутри шк., на муниципальном, региональном и федеральном ур.
Система оценивания строится на след.принципах:
1)Оценивание явл.постоянным процессом. 2)В зависимости от этапа обучения исп. диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание. 3)Оценивание мб только критериальным. 4)Критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учеб.целям. 5)Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деят-ти уч-ка, но не его личные качества. 6)Оценивать можно только то, чему учат.
Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться совместно.
Система оценивания выстраивается ТО, чтобы уч-ся включались в контрольно-оценочную деят-ть, приобретали навыки и привычку к самооценке.
В качестве объекта оценивания выступают образоват.достижения уч-ся, определенные в требованиях к освоению образоват.программ, которые задаются в стандартах образования.
Основными направлениями и целями оценочной деят-ти явл.оценка образоват.достижений уч-ся и оценка результатов деят-ти шк. и пед.кадров.
Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. По нему за точку отсчёта принимается нужный для продолжения образования и реально достигаемый большинством уч-ся опорный ур.образоват.достижений.
Система оценки предусматривает исп. традиционной системы отметок по 5-балльной шкале. При этом достижение опорного (базового) ур.интерпретируется как безусловный учеб.успех уч-ка, как исполнение им Требований Стандарта.
В процессе оценки исп. разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
2. Технология концентрированного обучения.
В основе ТКО - метод «погружения в предмет». Данная технология, начиная от Блонского, разрабатывалась и исп-сь Шаталовым, Щетининым, Тубельским и др. Психологическое обоснование технологии дано Ибрагимовым. Сторонники этой технологии считают, что при традиц-й классно-урочной системе организации обучения у уч-ся слабо формир-ся знания и умения по отдельным учеб. дисциплинам, т.к. содержание материала в учеб.программах и учебниках искусственно разбито на самост-е, логически завершенные разделы, темы, параграфы. Кроме того, интерес у уч-ся к материалу теряется за счет длительности изучения проблемы. Частая смена предметов не позволяет уч-ся ни в один из них погрузиться полностью. Каждый урок — это новая доминанта для уч-ся, новые требования со стороны уч-й, новое содержание материала, новые эмоц-е впечатления и т. д. На переключение с одного предмета на др.тратится много энергии, в течение дня каждый след.урок как бы стирает предыдущий, обесценивая его значимость. Нужно каждый раз настраиваться и осуществлять учеб.деят-ть. Суть КГО сост.в том, что уроки объединяются в блоки; в течение дня, недели сокращается ч.параллельно изучаемых учебных дисциплин. Такая форма организации учеб.процесса макс-но сближает учеб.процесс с естественными психологич-ми особенностями человеческого восприятия. Чтобы предупредить забывание материала, усвоенного на уроке, следует провести работу по его закреплению в день восприятия, т. е. нужно на какое-то время более основательно «погрузиться» в предмет.
Билет 21
1. Общее понятие о педагогических технологиях, их отличие от методик, современные педагогические технологии обучения, их классификация.
Пед.технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих спец.набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий пед.процесса.
Отличие от методик:
1) методика позволяет ответить на вопрос: “Каким путем можно достичь требуемых результатов в обучении?”, а технология на вопрос: “Как сделать это гарантированно?”2)технология обучения очень близка к понятию “авторская методика обучения”и предполагает присовокупление к ней личности преподавателя во всех ее многообразных проявлениях. 3)Технология отличается своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если». Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда методики входят в состав технологий, а иногда, наоборот, те или иные технологии - в состав методик обучения.
В
наиболее обобщенном виде все известные
в пед.науке и практике технологии
систематизировал Г.К.Селевко:
1)По ур.применения:
общепедагогические, частнометодические (предметные)
и локальные (модульные) технологии.
2)По философской основе: материалистические
и идеалистические, диалектические и
метафизические, научные и религиозные,
гуманистические и антигуманные,
свободного воспитания и принуждения.
3)По ведущему фактору психич.развития: биогенные,
социогенные, психогенные и
идеалистические технологии.
4)По научной концепции усвоения
опыта: ассоциативно-рефлекторные,
бихевиористские, гештальтехнологии,
интериоризаторские, развивающие.
5)По ориентации на личностные
структуры: информационные технологии; операционные (формирование
способов умственных действий);
эмоционально-художественные и
эмоционально-нравственные; технологии
саморазвития; эвристические (развитие
творческих способностей) и прикладные
(формирование действенно-практической
сферы). 6)По характеру содержания и
структуры: обучающие и воспитывающие,
светские и религиозные, общеобразовательные
и профессионально-ориентированные,
гуманитарные и технократические,
различные отраслевые, частнопредметные,
монотехнологии, комплексные (политехнологии)
и проникающие технологии.
2. Технология гарантированного обучения.
ТГО(предложил В. М. Монахов- модель совместной пед.деят-ти уч-ля и уч-ся по проектированию и осуществлению учеб.процесса. ТГО в деят-ти уч-ля предусматривает 2 этапа: проектирование и реализация учеб.процесса. Этап проектирования связан с конструированием технологич-й карты, которую автор называет «паспортом проекта будущего учеб.процесса в данном кл.». В технологической карте представлены целеполагание, диагностика, внеаудиторная самост.работа (дз), логическая структура проекта, коррекция. Основной объект проектирования учеб.процесса — учебная тема. Целеполагание предусматривает построение уч-м в соответствии с требованиями ФГОС и учеб.программы, микроцелей темы. Микроцель должна быть диагностируема, понятна ученику, т.к. в ней отражается система требований к его знаниям и умениям. Диагностика предполагает установление факта достижения (недостижения) конкретной микроцели. Диагностика проводится в письменном виде (не более 10 минут). Главное — не объем содержания одноразовой проверки, а ее системность и динамика. Проверочная работа состоит из 4 заданий. Успешное выполнение 2х первых заданий свидетельствует о соответствии ур-ня усвоения требованиям гос.стандарта. Эти задания обязаны выполнять все уч-ся. Ур-нь усвоения -«3». При выполнении 3го задания ур-нь усвоения — «4», а 4го — «5». Проектирование содержания самост.работ осуществляется исходя из содержания микроцелей. Важно дифференцировать трудность заданий по указанным 3м ур-м (3,4,5). Уч-ку предоставляется право выбора будущей оценки или ур-ня сложности заданий, который в данный момент соответствует его ценностным установкам. Это меняет отношение уч-ся к учению, оно становится осознанным. Устраняется учебн.перегрузка уч-ся, т.к. задания дифференцированы. Каждый из 3х этапов конструирования технолог-й карты (целеполагание — диагностика — дозирование домашних заданий) вносит опред.уточнения в содержание предыдущих. След.этап — логич-я структура проекта (учебного процесса) — представляет собой систему уроков, которые разбиваются на гр. по ч.микроцелей. Ч.и содержание микроцелей опред-т ч. зон ближайшего развития уч-ся и временную продолжительность каждой зоны. Каждый временной отрезок заканчивается выполнением самост.работы. Коррекция как блок технолог-й карты рассчитана на уч-ся, которые не получили «зачет» на этапе диагностики. ТГО обеспечивает достижение целей Гос.образоват-го стандарта и создает комфортные условия обучения.
Билет 22
1. Игровые технологии обучения.
Игровые технологии - достаточно обширная группа методов и приемов организации пед.процесса в форме различных пед.игр. Пед.игра обладает четко поставленной целью и соответствующим пед.результатом. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учеб.деят-ти.
Игровая технология исп.в след. случаях: 1)в качестве самост-х технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учеб.предмета; 2)как элементы более обширной технологии; 3)в качестве технологии занятия или его фрагмента; 4)как технология внеклассной работы.
Реализация игровых приемов происходит по таким направлениям: 1)в качестве мотивации вводится эл-т соревнования, который переводит пед.задачу в игровую; 2)пед.цель ставится перед уч-ся в форме игровой задачи; 3)учеб.деят-ть шк-в подчиняется правилам игры; 4)учеб.материал исп-ся в качестве средства игры; 5)успешное достижение пед.цели связывается с результатом игры.
Эффективность игровых методов обусловлена такими дид.св-ми игры, как: 1)Двойственность — сочетание условности и реальности в игровой ситуации; 2)Неопределенность исхода — возможность для игрока влиять на ситуацию; 3)Добровольность — способствует росту внутр.организованности; 4)Полифункциональность — воспроизведение особенностей разных видов деят-ти.
Условия исп-я:1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока; 2) доступность для уч-ся данного возраста; 3) умеренность в исп-и игр на уроках.
Классификация игр в учеб.процессе: 1)по структуре: игры-упр-я, игры-состязания (конкурсы), ролевые игры. 2)по характеру познават.деят-ти: игры-восприятия, репродуктивные, игры-осмысление, поисковые игры, -закрепления, -контрольные. 3)по степени самост-ти: различные типы дид.игр.
2. Технология дистанционного обучения.
ТДО - это получение образов-х услуг без посещения учеб.заведения, с помощью совр.систем телекоммуникации (электронная почта, телевидение, интернет). ТДО дает возможность получить обр-е всем, кто не может учиться очно. ТДО открывает возможности для людей с ОВЗ. ТДО дает возможность учитывать индивид-е способности, потребности, темперамент и занятость уч-гося, который может изучать учеб.курсы в любой последовательности, быстрее/медленнее. В этом преимущества ТДО. Данная технология предполагает исп-е традиц-х форм обучения (лекции, консультации, лаб.работы, контр.работы, зачеты, экзамены и др.), но они имеют отличительные особенности. Лекции искл-т живое общение с уч-м. Для их записи исп-ся дискеты, CD-ROM-диски и др. Прим-ние информац-х технологий (гипертекста, мультимедиа, ГИСтехно-логий, виртуальной реальности и др.) делает лекции выразительными и наглядными. Для создания лекций можно исп.все возможности кинематографа. Такие лекции можно слушать в любое время и на любом расстоянии. Кроме того, не требуется конспектировать материал. Консультации явл.одной из форм руководства работой уч-ся и оказания им помощи в самост-м изучении дисциплины. Исп-ся телефон и электронная почта. Консультации помогают уч-лю оценить личные качества уч-гося: интеллект, внимание, память, воображение, мышление. Лаб.работы исп-ся для практич-го усвоения материала. В традиц-й образоват.системе лаб.работы требуют спец-го оборудования. Возможности ТДО в дальнейшем могут упростить проведение лаб.практикума за счет исп-я мультимедиа-технологий, ГИСтехнологий, имитационного моделирования и т. д. Виртуальная реальность позволит показать уч-ся явления, которые в обычных условиях показать сложно или невозможно. Исп-е совр.техники позволяет проводить и проверку результатов теорет-го и практ-го усвоения уч-ся учебного материала.