Файл: Педагогика 3 курс экзамен.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.02.2019

Просмотров: 1169

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пед.творчество – всегда сотворчество с детьми, коллегами.

Предмет пед.творчества – формирующаяся личность; инструмент – личность уч-ля, сам процесс –основан на взаимотворчестве партнеров; результат – определенный ур-нь развития личности уч-ся.

Выдел. 3 сферы творч.деят-ти уч-ля: 1)Методич.творчество: связано с умением осмысления и анализа пед.ситуаций, выбора и построения адекватной методич.модели. 2)Коммуникативное творчество:построение педагогически правильного и эффективного общения, взаимодействия с уч-ся. 3)Творч.самовоспитание: осознание самого себя как конкретной творч. индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, для дальнейшего совершенствования и корректировки.


2. Компьютерные технологии.

Осн.цель программированного обучения – улучшение управления учеб.процессом.

(Талызина, Гальперин, Тихонов, Матюшкин, В.И. Чепелев).

Особенности: 1)учеб.материал раздел.на отдельные порции (дозы); 2)учеб.процесс сост. из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслит-х действий по их усвоению; 3)каждый шаг завершается контролем; 4)при правильном выполнении кр уч-ся получает новую порцию материала и выполняет след.шаг обучения; 5)при неправильном ответе уч-ся получает помощь и доп. разъяснения; 6)каждый уч-ся работает самост. и овладевает материалом в посильном для него темпе; 7)результаты выполнения всех кр фиксируются и известны уч-ся и уч-лю; 8)уч-ль здесь организатор обучения и помощник при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход; 9)в учеб.процессе исп. специфические средства программированного обучения (программированные учеб.пособия, тренажеры, контролирующие устройства, обучающие машины).

Совр.обучающие программы чаще всего сост-ся по смешанной схеме, что позволяет сделать их гибкими.

Комп.обучение пришло на смену программированному обучению. Компы, снабженные спец. обучающими программами, можно эффективно приспособить для решения почти всех дид. задач – предъявления (выдачи) инфоы, управления ходом обучения, контроля и коррекции результатов, выполнения тренировочных упр., накопления данных о развитии учеб.процесса и т. д.

Гл.направления компьютеризации обучения: 1)повышение успеваемости по отдельным учеб.предметам, ориентированное на результат процесса; 2)развитие общих когнитивных способностей, т. е. упор на процессы, лежащие в основе формирования того или иного навыка; 3)автоматизированное тестирование, оценка и управление, что позволяет высвободить время уч-ля и повысить эффективность пед.процесса.

Комп.обучение основывается на выделении алгоритма обучения, ведущего к правильному результату, который предписывает уч-ся состав и последовательность учеб.деят-ти, нужные для полноценного усвоения знаний и умений.

Эффективность зависит от качества алгоритмов управления мыслит.деят-ю.


Качество комп.обучения обусловливается 2я факторами: 1)качеством обучающих программ; 2)качеством техники.


Билет 16

1. Нестандартные формы обучения в начальной школе.

Нестандартные формы урока исп. после изучения темы или неск.тем, выполняя ф-и обучающего контроля. Такие уроки снимают психич.барьер, возникающий из-за боязни совершить ошибку. НФУ проводят при обязательном участии всех уч-в кл.и исп-нием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей, т.е.: осуществляется контроль ЗУНов учащихся по опред.теме; обеспечивается рабочая атмосфера; min участие уч-ля.

Наиболее распр.типы нетрадиц.уроков: 1)Урок-путешествие - проводится в форме воображаемого путешествия. Этапами урока явл.остановка на пути следования. Инструктором урока мб уч-ль или подготовленный уч-к. Уч-ся предлагается маршрутный лист. Затем дети выбирают транспорт, снаряжение, одежду — все, что нужно для путешествия. Урок построен в виде практич.исследований, работы с изобраз.наглядными пособиями, бесед и докладов об объектах природы «встречающихся» на остановках во время путешествия. 2)Урок сказка в 1–2 кл. при обобщении и систематизации любой сезонной темы. Должны быть положительные герои и отрицательные герои, завязка: проблемный вопрос, необычная ситуация, загадка. Далее кульминация, развитие сюжета, где обязательна борьба добра и зла. Во время этого урока дети отвечают на вопросы уч-ля по прошедшему материалу и узнают новый доп. Заканчивается развязкой, победой добра над злом, знанием над незнанием. 3)Урок КВН. Проводится в форме соревнований между командами. Этапами урока явл.задания для команд: разминка, практич.задание, поединок капитанов, физминутки. Вопросы и задания носят познавательный, обучающий проблемный характер, а по форме мб занимательными, шуточными, игровыми. 4)Урок викторина- похож на урок КВН разница только в том, что учащийся работает не по командам, а индивидуально. Урок - викторина и урок - КВН проводятся с целью повторения учеб.материала. 5)Урок игра (что,где,когда?) как в ТВ. Учеб.задача -обобщение систематизации уч-ся. 6) Урок — экскурсия. Процесс обучения реализуется не в условиях классного помещения. 7)Видеоурок.


2. Технологии программированного обучения.

ТПО начала активно внедряться с сер.60-х гг. 20в. Осн.цель -улучшение управления учеб.процессом. Технологию разрабатывали Гальперин, Матюшкин, Талызина и др. ТПО -технология самост-го индив-го обучения по заранее разработанной обучающей программе с помощью спец.средств. Она обеспечивает каждому уч-ся возможность осуществления учения в соответствии с его индивид-ми особенностями. Характерные черты технологии: 1)разделение учеб. материала на отдельные, легко усваиваемые части; 2)включение системы предписаний по последовательному выполнению опред-х действий, направленных на усвоение каждой части; 3)проверка усвоения каждой части; 4)фиксирование результатов выполнения контр-х заданий.


Осн.средство реализации технологии -обучающая программа, которая мб оформлена в виде програм-го учебника или др.видов печатных пособий или в виде программы.

В основе обучающих программ 3 принципа программирования: линейное, разветвленное и смешанное. При линейном уч-ся, работая над учеб.материалом, последовательно переходит от одного шага программы к следующему. Темп проработки материала мб различный. При разветвленном -работа уч-в, давших + или - ответы, дифференцируется. Если уч-ся выбрал + ответ, то получает подкрепление в виде подтверждения правильности ответа и указание о переходе к след.шагу программы. Если же уч-ся выбрал - ответ, ему разъясняется сущность допущенной ошибки, и он получает указание вернуться к какому-то из предыдущих шагов программы или же перейти к некоторой подпрограмме. Принцип разветвленного программирования позволяет больше индивидуализировать обучение уч-ся.

Разработаны и смешанные технологии программированного обучения. Это шеффилдская и блочная технологии. Шеффилдская была разработана англ.психологами. Здесь учеб.материал дел.на разные по объему части (порции, шаги). Основу блочной технологии сост.гибкая программа, всесторонне учитывающая разнообразие действий, опред-щих процесс учения. Основным компонентом явл. проблемный блок, который требует от уч-ся интенсивной интеллектуальной работы. Обучающая программа ТПО мб представлена с помощью учебников или машин. Их тип зависит от дид. ф-и: 1)инф.машины для передачи уч-ся новой инфы; 2)машины-экзаменаторы; 3)машины-репетиторы; 4)тренировочные машины.


Билет 17

1. Универсальные учебные действия, программа формирования в начальной школе.

Универсальные учеб.действия – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоение нового соц.опыта. УУД представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учеб.действия опред-ся его отношением с др. видами учеб.действий и общей логикой возрастного развития.

Виды: 1)личностные (обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию уч-ся и ориентацию в соц.ролях и межличностных отношениях); регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий); познавательные (вкл. общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы); коммуникативные (обеспечивают возможности сотрудничества).

Целевые установки формир-я УУД: освоение уч-ся технологий успешного действия в учеб. и жизн-х ситуациях.

Формы учеб.деят-ти как условие формир-я УУД: 1)учебное сотрудничество 2)творческая, проектная, учебно – исследовательская деят-ть 3)Контрольно – оценочная и рефлексивная деят-ть 4)Трудовая деят-ть 5)Спортивная деят-ть.

Формы организации учеб.пространства, способствующего формир-ю УУД: 1)Урок: проблемная ситуация; диалог; взаимообучения. Форма учеб.деят-ти для постановки и решения учеб.задач - учебное занятие. Место различных групповых и индивид-х практик - консультативное занятие. Для организации навыков творч.коллективной деят-ти - конференция, семинар.


Средства для развития УУД: возможности предметного содержания и внеуроч. деят-ти, исп-е технологий (деятельностного метода, проблемного обучения, развития критич.мышления, проектной, исследовательской деят-ти, дифференцированного обучения, ИКТ).

Условия для формирования УУД: Программно-методич.обеспечение, расширение образоват-го пространства, преемственность.

Оценка сформированности УУД: диагностика сформированности УДД.

Результат - сформированность познават-х и личностных способностей, обеспечивающих у уч-ся «умение учиться».

Формирование УУД реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов.


2. Технология безотметочного обучения.

БО - поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки «отметочного» обучения. При БО у уч-ся нет страха, т.е. на уроках царит свобода мысли и сотрудничество. Отметка, как мотив учения исчезает, и постепенно формир.главный познават-й мотив. Ребенок может открыто сказать о своем незнании. Отсутствие отметок положит.скажется на конкретных предметных ЗиУ уч-ся.

Осн.задача уч-ля – обращать внимание уч-ся на совершенствование их учеб.деят-ти, на углубление и усиление мотивов познания, закреплять в уч-ке веру в их силы, вовлекая в сотруднические формы общения и развивая самост-ть и чувство свободного выбора. Следовать правилу: оценивать и поощрять любое успешное действие уч-ка.

За основу БО в 1 кл.взяты идеи Г. А. Цукерман: оценивается только те достижения уч-ся, предъявленные самими детьми для оценки, опираясь на правило» +ть, а не -ть»; уч-ся имеют право на самост-й выбор сложности контролируемых заданий; для итоговой аттестации уч-ся исп-ся накопительная система оценок.

Приемы:

1)Взаимообучение: обучая др., уч-ся часто усваивает знания, которые не мог или не стал осваивать. Растет самоуважение и самодисциплина, находясь в позиции уч-ля.

2)Тетрадь продвижения- исп-ся при анализе однотипных заданий, чтобы увидеть степень продвижения уч-ка. Они способствуют формир.навыка самоконтроля и самооценки; наглядно показывают процесс формир.предметного знания у уч-ся; делают оценку содержательной и оптимистичной.

3)Папка достижений: готовится уч-м для родителей в конце года. В ней лучшие работы по разным направлениям: рис., образцы каллиграфического письма, успешные Кр.

4)Оценка – не отметка. Уч-ль оценивает работу уч-ка словами, интонацией, жестом, мимикой, а дети - цветными полосками.

Для плавного перехода к отметоч.обуч. можно исп-ть след.приемы:

1)Райтинг: уч-к сначала сам ставит отметку за работу, затем ее оценивает уч-ль. Отметки записываются дробью 4/5. Через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают.


2)Защитный лист, где уч-к до урока записывает свою фамилию, если не готов к ответу, т.е. его сегодня не спросят.

3)Отсроченная отметка. Неудовл-ю отметку можно сразу не выставлять в журнал, дав уч-ку доп.время для подготовки.


Билет 18

1. Технология контроля образовательного процесса.

Контроль в деят-ти уч-ля направлен на 2 основных объекта: пед. процесс и результат пед.деят-ти. Итоги контроля служат основой целеполагания и планирования; кроме того, контроль позволяет судить о достигнутых в образоват-м процессе результатах и об изменениях, которые нужно внести в образоват-й процесс.

Контроль образоват.процесса - получение достоверной инфы о качестве образоват.процесса и результатах деят-ти включенных в него субъектов; данные контроля явл.основанием для регулирования и коррекции образоват.процесса.

Корректно организованный контроль в образоват.процессе предполагает: 1)разработку и исп-ние стандартов, эталонов, моделей, критериев, на основании которых осуществляется контроль; 2)определение сферы действия каждой из этих норм; 3)сбор инфы о степени соответствия объектов контроля нормам; 4)воспитательную ф-ю.

Контроль предполагает такие операции, как выявление, измерение, качественный анализ и оценивание, и вкл-ся в более общее понятие пед.диагностики, под которой понимается определение характеристик процесса и результатов образоват.деят-ти уч-ля и уч-ся с целью выявления, анализа, оценивания и корректировки образоват.процесса.

Формы контроля: 1)по характеру получения инфы .: устный, письменный, лабораторный; 2)по месту контроля на основных этапах обучения: предварительный, текущий, повторный, периодический, итоговый; 3)по средствам: машинный, безмашинный, программированный; 4)в зависимости от субъектов осуществления контроля: внеш., взаимоконтроль, самоконтроль; 5)в зависимости от технологий контроля: стандартизированный и нестандартизированный.

К стандартизированному контролю относ. тесты достижений (система заданий возрастающей трудности).

Также исп. технология рефлексии, т.е. в результате своей деят-ти в процессе обучения уч-к приобретает опыт, который посредством рефлексии трансформируется им в знания.


2. Технология поэтапного формирования умственных действий.

ТПФУД разработана на основе соответствующей теории Гальперина, Эльконина, Талызиной и др. Авторы теории установили, что ЗУНы не мб усвоены и сохранены вне деят-ти человека. В ходе практич. деят-ти у чел.формир-ся ориентировочная основа как система представлений о цели, плане и средствах осуществления действия. Технология обучения строится в соответствии с ориентировочной основой выполнения действия, которое должно быть усвоено обучаемым. Цикл усвоения состоит из ряда этапов. 1й этап - актуализация соответствующей мотивации уч-ся.