ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.02.2019

Просмотров: 3434

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 1995 г. была введена классность грузов. В первый класс были включены грузы, транспортная составляющая которых превышает 15%. К таким грузам относится сырье и другие массовые грузы. В гру­зах второго класса затраты на транспорт составляют 5–10%. К тре­тьему классу отнесены дорогостоящие грузы, в которых удельный вес затрат на транспорт 5% и менее.

В базовый прейскурант не входит ряд услуг, которые оказывают­ся за дополнительную плату, устанавливаемую в договоре между же­лезной дорогой и клиентом.

Начатые в 1992 г. экономические преобразования привели к быст­рому росту уровня грузовых тарифов в условиях регулирования их государством. До середины 1994 г. федеральными органами испол­нительной власти устанавливались предельные коэффициенты повы­шения тарифов прейскуранта № 10-01. В 1994–1995 гг. тарифы ин­дексировались ежемесячно в зависимости от роста цен на основные материально-технические ресурсы, потребляемые железнодорожным транспортом. С 1996 г. размер индексации тарифов не должен был превышать 80% от уровня оптовых цен в промышленности. Со вто­рого полугодия 1996 г. повышение грузовых тарифов не должно было опережать рост цен на промышленную продукцию предприятий-про­изводителей.

В первые годы либерализации цен грузовые тарифы росли быст­рее, чем цены на промышленную продукцию, что было связано с не­совершенством действующего порядка индексации тарифов. В 1996 г. повышение уровня грузовых железнодорожных тарифов в два раза превысило рост цен на промышленную продукцию. В конце 1997 г. грузовые железнодорожные тарифы были снижены на 5% в основном за счет снижения на 25–30% тарифов на перевозки минерального сырья.

С начала либерализации цен предусматривалась возможность пре­доставления скидок с тарифов прейскуранта 1990 г. в зависимости от конкретных условий перевозки. Неупорядоченная система оказала негативное влияние на экономику транспорта. С 1 июля 1997 г. в на­шей стране действует единая система скидок с тарифов в зависимости от прироста объемов отправления грузов и сроков предварительной оплаты за перевозки. В апреле 1997 г. был введен также новый поря­док предоставления скидок в сфере транспортно-экспедиционной де­ятельности взамен прежнего, когда эти скидки предоставлялись экс­педиторским организациям в зависимости от объемов работ, что ста­вило их в неравные условия. В 1993 г. была введена оплата в иностранной валюте провоза экспортно-импортных грузов в странах СНГ. На российских железных дорогах ставки в иностранной валюте были приближены к тарифным ставкам прейскуранта 1990 г. и рас­считаны в швейцарских франках, кроме перевозок по Транссибирс­кой магистрали, которые рассчитываются в долларах США. По ряду грузов и направлений ставки оплаты в валюте международных пере­возок оказались ниже российских с оплатой в рублях, что привело к образованию двух уровней тарифов на перевозки одинаковых гру­зов. Такая ситуация вряд ли правомерна.


В системе железнодорожного транспорта страны особой областью являются тарифы на перевозку грузов предприятиями промышленно-железнодорожного транспорта, которые прежде входили в состав промышленных предприятий, а в ходе реформ выделились в самосто­ятельные транспортные предприятия. Предприятия промышленно-железнодорожного транспорта занимают, как правило, монопольное положение в регионе. В такой ситуации необходимо проводить госу­дарственное регулирование тарифов на работы и услуги предприя­тий промышленно-железнодорожного транспорта. В этих целях раз­работан «Рекомендуемый порядок установления и регулирования тарифов на работы и услуги промышленного железнодорожного транспорта в Российской Федерации», который утвержден департа­ментом цен Министерства экономики России. В «Порядке» указано, что целью регулирования тарифов является обеспечение баланса ин­тересов предприятий транспорта и потребителей транспортных услуг.

Регулирование тарифов включает в себя решение процедурных вопросов, определение методов формирования тарифных систем и тарифных ставок, обоснование размеров индексации тарифов, контроль за уровнем тарифа и правильностью их применения.

Регулирование тарифов на работы и услуги предприятий промыш­ленного железнодорожного транспорта осуществляется с учетом сле­дующих факторов:

· имеющихся резервов по повышению эффективности, снижению трудоемкости и фондоемкости работ и услуг;

· изменения заработной платы, объемов работ и услуг на регули­руемых субъектах;

· эффективности осуществления мер по развитию, модернизации и реорганизации производства работ и услуг;

· изменения цен на топливно-энергетические ресурсы, технику и материалы, потребляемые регулируемыми субъектами и формирую­щие себестоимость выполняемых работ и услуг;

· обоснованности затрат на содержание социальной сферы;

· сезонных изменений в объемах работ и затрат;

· спросовых стимулов и ограничений;

· использования заемных и других источников коммерческого фи­нансирования;

· бюджетных дотаций.

В основу расчетов тарифов промышленно-железнодорожного транспорта закладывается принцип базирования их на объективно необходимых затратах труда и материально-технических ресурсов. Выбор вида расчетной базы тарифов определяется условиями достав­ки грузов, объемами перевозок, их интенсивностью и регулярностью, постоянством технологических нормативов, возможностями изменения количественных характеристик транспортного процесса. Тари­фы рекомендуется рассчитывать индивидуально по видам перевозок и технологиям. В этих целях необходимо разрабатывать классифика­цию обслуживаемых организаций и предприятий, систему индивиду­альных удельных технико-экономических и финансовых нормативов по видам работ и услуг, а также технологии их выполнения. Средняя тарифная ставка по предприятиям промышленно-железнодорожного транспорта или по их подразделениям и технологии работ на расчет­ный период определяется в общем виде по формуле:


Т = (З + П): О,

где Т – средняя тарифная ставка за единицу транспортной продукции, руб.;

П– масса прибыли, руб.;

З– затраты на перевозки (полная себестоимость), руб.;

О – объем транспортной продукции.

На услуги и работы предприятий промышленного железнодорожно­го транспорта применяются сдельные, повременные, покилометровые тарифы за вагоно-часы. Схемы их построения и уровень определяются и применяются по согласованию с пользователями услуг. Сдельный та­риф рекомендуется устанавливать при перевозках массовых грузов. При неопределенности количественных характеристик перевозок и неста­бильности временных интервалов, в течение которых по условиям за­казчика возможно производительное использование подвижного соста­ва и трудовых ресурсов, применяются повременные тарифы. Рациональ­ной сферой применения покилометровых тарифов является, как правило, собственно перемещение самих транспортных средств.

Тарифы на перевозку определяются на основе единых принципов формирования структуры тарифа и методов определения основных его составляющих.

Правительством РФ в январе 1998 г. была одобрена «Концепция структурной реформы федерального железнодорожного транспорта», которая направлена на создание условий для демонополизации отдельных сфер деятельности железнодорожного транспорта и раз­вития рыночной конкуренции. Создание конкурентной среды воз­можно в основном за счет различий в условиях доставки грузов и пассажиров по одним и тем же линиям, предлагаемых разными компа­ниями. Концепция предусматривает изменения в принципах ценообразования. В монопольном секторе предполагается сохранить государственное регулирование тарифов, а в конкурентном будет проводиться их постепенная либерализация. Государственные тари­фы на услуги инфраструктуры железнодорожного транспорта уста­навливаются в прейскуранте на основе экономически обоснованных затрат и нормы прибыли. Финансовые ресурсы должны перераспре­деляться между железными дорогами и централизованными фонда­ми Министерства путей сообщения России.

Тарифы будут дифференцироваться по типу вагонов, их принад­лежности, виду отправок, степени использования грузоподъемности вагонов, особым условиям перевозок, их скорости и расстоянию, другим параметрам. Устанавливаются единые тарифы для всех пользо­вателей на территории России без учета затрат на содержание вагон­ного парка. Плата за использование вагонного парка устанавливает­ся в прейскуранте.

Грузовые компании будут определять для своих клиентов плату за услуги в зависимости от их состава и качества. Плата должна по­крывать расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией подвиж­ного состава, оказанием услуг грузовладельцам.

Пассажирские железнодорожные тарифы представляют собой ус­тановленную плату и сборы за перевозку пассажиров, багажа и грузобагажа. Пассажирские тарифы включают в себя общий тариф, при­меняемый при проезде во всех поездах прямого и местного сообще­ний, и пригородный тариф – при проезде в пригородных поездах. Последний, в свою очередь, подразделяется на зонный тариф, кото­рый применяется в пригородном сообщении крупных городов, покилометровый, общий тариф на участках, где не установлен зонный или покилометровый тариф, и абонементный тариф.


Тарифы пассажирского железнодорожного транспорта зависят от вида перевозок (дальнего следования, местного сообщения, пригород­ные перевозки).

Тарифы на перевозку пассажиров в поездах дальнего следования диф­ференцируются в зависимости от скорости поезда и типа вагона. В на­стоящее время перевозки пассажиров на железнодорожном транспорте убыточны. Убытки от пассажирских перевозок составляют 15–16%.

Регулирование тарифов на перевозку пассажиров в дальнем сле­довании осуществляется Минэкономики и Минфином России по пред­ставлению Министерства путей сообщения. При индексации пасса­жирских тарифов принимается во внимание рост реальных доходов населения. Повышение пассажирских тарифов отставало от роста тарифов на грузовые перевозки. Право регулирования тарифов на перевозки пассажиров в поездах пригородного сообщения предостав­лено субъектам Российской Федерации при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, из соот­ветствующих бюджетов. Однако на практике пригородные тарифы, как правило, не покрывают затраты, и убытки компенсируются за счет доходов от грузовых перевозок.


  1. Основные положения Прейскуранта 10-01.

Прейскурант № 10-01 (Тарифное руководство № 1) разработан в соответствии с Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации и Федеральным законом «Устав железнодорожного транспорта» Российской Федерации и определяет тарифы на перевозки по российским железным дорогам и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами на линиях широкой и узкой колеи, принятых в постоянную эксплуатацию.

Плата за перевозку грузов начисляется по тарифам, которые действовали в день проставления в перевозочных документах календарного штемпеля:

- железнодорожной станции отправления – при отправлении грузов со станций РЖД, а также при перевозках импортных грузов на станции РЖД, оформленных транспортной железнодорожной накладной прямого международного железнодорожного грузового сообщения на весь путь следова-ния;

- железнодорожной станции перевалки груза – при перевозке грузов с перевалкой с других видов транспорта на железную дорогу;

- железнодорожной станции переоформления накладной – при перевозке грузов, которая была осуществлена с переоформлением железнодорожной накладной одного международного транспортного права на другое.

Плата за перевозку грузов по РЖД исчисляется:

в прямом железнодорожном сообщении – за расстояние от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции назначения;

в прямом и непрямом смешанном сообщении с участием других видов транспорта – за расстояние перевозки по РЖД;

в прямом и непрямом международном сообщении через пограничные пере-даточные станции РФ – за расстояние перевозки по РЖД до выходной (от входной) пограничной станции с учетом расстояния до (от) государственной границы РФ;


в непрямом международном сообщении через российские порты экспортных и импортных грузов – за расстояние перевозки по РЖД от (до) железнодо-рожной станции отправления (назначения) до (от) железнодорожной стан-ции перевалки.

Плата при перевозке грузов определяется:

за расстояние по кратчайшему направлению, если грузы перевозятся грузо-вой и большой скоростью;

за действительно пройденное расстояние при перевозке негабаритных гру-зов и грузов на транспортерах;

за суммарное расстояние перевозки по РЖД при перевозках грузов с участи-ем Калининградской железной дороги;

за расстояние перевозки с учетом обхода железнодорожных узлов при пере-возке опасных грузов и остальных грузов с учетом обхода мало деятельных участков и скоростных линий.

Тарифные расстояния перевозки определяются по Тарифному руководству № 4.

При определении платежей за перевозку важно знать, что подразумевается под вагоном (контейнером) общего парка и собственным вагоном (контейнером), так как перевозка в вагонах (контейнерах) собственников значительно дешевле, нежели в вагонах (контейнерах) федерального железнодорожного транспорта.

В Прейскуранте 10-01 в разделе 1.7, 1.8 даются разъяснения: тариф на перевозку грузов в общем парке вагонов (контейнеров) применяется к вагону (контейнеру) принадлежности РЖД, железных дорог государствучастников СНГ, Латвийской, Литовской, Эстонской Республик, параметры которых соответствуют стандартам и отвечают требованиям Правил технической эксплуатации ж.д. РФ (далее общий парк вагонов или общий парк контейнеров).

Тариф на перевозку грузов в собственных вагонах применяется к вагонам, принадлежащим непосредственно грузоотправителю, грузополучателю и к вагонам, принадлежащим на правах собственности другим юридическим лицам или физическим лицам и организациям кроме тех, которые перечислены выше в общем парке, параметры которых соответствуют стандартам и отвечают требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог РФ.

Тарифы на перевозку грузов в собственных контейнерах применяются к контейнерам принадлежности другого вида транспорта (морского, речного, автомобильного ) иностранных и российских грузоотправителей, грузополучателей и других юридических, физических лиц и организаций, в том числе иностранных дорог, кроме дорог СНГ и Прибалтики, параметры которых соответствуют стандартам и отвечают требованиям правил технической эксплуатации ж.д. РФ.

Тариф на перевозку грузов в арендованных вагонах, контейнерах применяется к вагонам, контейнерам, сданным в аренду РЖД грузоотправителям (грузополучателям) или другим юридическим или физическим лицам.

Выделено три тарифных класса грузов. Тарифные классы приведены в таблице 1 Приложения 2 Прейскуранта, часть I.