ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.03.2019
Просмотров: 5798
Скачиваний: 2
Сам термин «диалектика» впервые употребил Сократ. Так он называл способ нахождения истины путём столкновения различных, иногда и противоположных мнений. Диалектику в этом смысле слова активно развивал Платон. Аристотель, наоборот, считал, что диалектика имеет дело не с истинным, а с вероятностным знанием. В качестве метода нахождения истины Аристотель разработал формальную логику.
Вторым этапом развития диалектики как философской теории развития является идеалистическая диалектика Г. Гегеля. Гегель дал развёрнутый диалектический анализ важнейших категорий философии, сформулировал основные принципы и законы диалектики. Гегелевская система подчиняла диалектическому развитию весь мир. В основе мира лежит, по Гегелю, абсолютная идея, а мир – это результата её саморазвития. В ходе саморазвития абсолютная идея проходит некоторые стадии, которые находятся в скрытом виде в ней самой, превращается в свою противоположность (материалистическую природу), чтобы затем снова обрести собственную сущность, но на более высоком качественном уровне. По Гегелю, источник развития заключён в саморазвитии понятия, то есть имеет духовную природу.
Третий этап развития диалектики – материалистическая диалектика марксизма или диалектический материализм. Маркс впервые в истории соединил материализм и диалектический стиль мышления. По Марксу, идеальное – это «не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Маркс выделил объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика – это процессы и явления природы и общественной жизни, имеющие диалектическую природу. Субъективная диалектика выступает как логика и гносеология, представляет собой отображение объективных диалектических процессов в мышлении субъекта.
Таким образом, в истории диалектики как теории развития мира выделяется три периода: диалектика древних (представитель – Гераклит), идеалистическая диалектика (представитель – Гегель), материалистическая диалектика (представитель – Маркс).
Диалектический тип мышления предполагает рассмотрение мира во всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости его явлений и процессов, в постоянном развитии.
6. Диалектика и синергетика
Диалектика – тип мышления, который предполагает рассмотрение мира во всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости его явлений и процессов, в постоянном развитии. Суть диалектики составляют принципы всеобщей связи и развития, а также три закона диалектики: закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон единства и борьбы противоположностей и закон отрицания отрицания.
Согласно принципам диалектики, мир в целом и все его части постоянно находятся в состоянии развития, движения, усложнения. При этом все элементы мира находятся в состоянии взаимосвязи, изменения в одних сферах бытия тянут за собой изменения во всех иных сферах бытия.
Законы диалектики более конкретно объясняют процесс развития.
Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные описывает механизм развития. Качество – это внутренняя определённость предмета или явления, характеризующая предмет или явление в целом. Качество определяется через свойства – способность предмета определённым образом соотносится с иными предметами. Количество – это внешняя определённость объекта, нечто относительно для него безразличное (например, независимо от размеров все собаки имеют одинаковые органы, выполняющие одни и те же функции). Мера – это единство качества и количества, показатель того, что одному качеству соответствует некоторый диапазон количественных характеристик. Границы меры – это предельные количественные значения, которые может принять данное качество.
Некоторый объект может изменяться количественно. Если эти изменения не превышают границы меры, то его качество остаётся прежним. Если же изменения выходят за границы меры, то изменяется качество объекта – количество переходит в новое качество. Это новое качество означает новую меру, то есть новый диапазон количественных изменений. Пример действия закона – изменения агрегатного состояния воды, когда при достижении определённой температуры вода превращается или в лёд, или в пар.
Переход от одного качества к другому есть всегда скачок – перерыв постепенного развития.
Закон единства и борьбы противоположностей вскрывает источник развития. Причиной развития объявляется борьба противоположных сторон и тенденций того или иного явления или процесса.
Тождество – это категория, выражающая равенство объекта самому себе или нескольких объектов друг другу. Противоположности – это категория, отражающая взаимоотношения таких сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга. Противоречие – это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей.
Диалектические противоположности находятся, с одной стороны, в состоянии единства, так как не могут существовать друг без друга (пример, полюса магнита), с другой – в состоянии борьбы, взаимоотрицания, взаимооталкивания.
Каждый объект существует первоначально как тождество самому себе, в котором существуют некоторые отличия. Вначале отличия носят несущественный характер, затем становятся существенными и, наконец, переходят в противоположности. Развитие противоположностей достигает стадии противоречия, которая характеризуется конфликтом, противостоянием сторон и тенденций и разрешается переходом противоположностей не только друг в друга, но и в более высокую форму развития объекта.
Закон отрицания отрицания показывает направленность процесса развития. Отрицание – это уничтожение старого качества новым. Диалектическое отрицание представляет собой единство трёх моментов: уничтожение старого, преемственность в развитии и утверждение нового. Отрицание отрицания содержит в себе эти моменты и характеризует цикличность развития. В процессе развития выделяется три стадии: 1) утверждение, положение, тезис; 2) отрицание, противоположение, антитезис; 3) отрицание отрицания, снятие противоположностей, синтез.
Согласно данному закону, в ходе развития постоянно происходят возвращения к прежнему состоянию, якобы к старому, но на более высоком качественном уровне. Поэтому процесс развития носит поступательный характер и графически может быть представлен в виде расширяющейся спирали.
Синергетика – теория саморазвития неравновесных, открытых систем, то есть систем, имеющих источники и стоки энергии, вещества и информации. Основные представители синергетики – это Г. Хакен, И. Пригожин, Б. Мандельброт и др.
Суть синергетики состоит в следующем. Открытые системы в ходе своего саморазвития часто оказываются в точках бифуркации (неравновесия), где их поведение описывается вероятностным образом, нелинейными уравнениями, куда переменные входят в степени не равной единице. Из точки бифуркации система попадает в одну из возможных историй своего развития, причём в какую именно зависит, во многом от нескольких случайностей. Здесь происходит самоорганизация, возникают устойчивые структуры (аттракторы), появляется отсутствовавший до этого порядок, к которому любая система тяготеет.
Согласно синергетике, все виды реальности содержат в себе возможность нового типа бытия. Способность к самоорганизации – органичная черта всего существующего.
Насчёт взаимосвязи диалектики и синергетики высказываются различные мнения. Некоторые философы рассматривают синергетику как частный случай диалектики. Другие – диалектику как часть синергетики. Третьи утверждают несовместимость диалектических и синергетических подходов.
33. Пространственно-временная организация бытия.
Универсум не является сплошным хаосом. Мы его упорядочиваем с помощью пространства и
времени.
Пространство – форма бытия, которая выражает протяженность, структурность, взаиморасположенность материальных тел. Две основные характеристики:
1) размерность – способность вещей и явлений обладать некоторыми параметрами;
2) изотропность – свойство физической тождественности всех пространственных измерений.
Цвет, запах не зависят от длины, ширины.
Время – форма бытия, которая характеризует длительность существования и смену состояний
материальных объектов. Свойство: необратимость (существование стрелы времени).
В современной философии и современной науке существует статическая концепция времени (нет течения времени, а следственно свойство пропадает). Все события существуют, но существуют в разных областях. С частью событий мы вообще не столкнемся, а с другой – столкнемся и выстроим свое понимание времени.
Если время необратимо, то обратно мы вернуться не сможем. В истории человечества существует множество пониманий пространства и времени:
1) перцептуальное пространство и время – психическое восприятие человеком пространства и
времени (время может длиться долго, а может быстро пробежать; наш город может в детстве
казаться нам очень большим). С возрастом время ускоряется, пространство сужается.
2) концептуальное пространство и время – понимание на уровне пронаучного сознания данной эпохе. Отражает представление общества на данном этапе развития. (раньше – 3 кита, потом – существование линейного пространства). Концептуальные представления меняются медленнее и
не зависят от мнения отдельных людей.
В философии свои подходы:
1) субстанциональная концепция рассматривает пространство и время как некие сущность. Оно вечно, абсолютно и ни от чего не зависит; время тоже. Такая концепция зародилась еще в
античности (Демокрит, Эпикур), в эпоху Возрождения (Дж.Бруно), в наше время эта концепция считается базовой (XIX в.).
2) реляционная – форма существования веществ, вещей. Античность (такая концепция
складывалась еще у Аристотеля: нет пустоты, временная характеристика движения), Новое Время – Декарт, Лейбниц, Гегель; в науке – идеи
Пуанкаре, Лоренца и максимум – теория относительности Эйнштейна).
Основные положения современного научного понимания пространства и время. Пространственные и временные характеристики тел зависят от скорости и движения, чем выше скорость, тем тело короче и тем медленнее течет для него время. Пространство и время взаимосвязаны, образуют единство, это единство – четырехмерный континум пространства и времени. Свойства пространства и времени зависят от и массы вещества.
Вблизи тел с большой массой пространство искривляется и время течет медленнее.
34. Понятие природы. Глобальные проблемы в системе «человек-общество-природа» и перспективы человечества.
В предельно широком философском смысле природа — это все сущее, бесконечное многообразие конкретных проявлений бытия. В этом плане категория «природа» соразмерна с понятиями «материя», «реальность», «Космос». Под природой в узком смысле этого слова понимается естественная среда обитания человека, выступающая в качестве объекта изучения конкретных наук, что не исключает философского размышления о природе и отношении к ней человека. в XX веке благодаря развитию естествознания возникла общенаучная картина природы как саморазвивающейся системы. Она становится фундаментальной исследовательской программой науки на этапе междисциплинарного синтеза знаний.Общество представляет собой один из высших этапов бесконечной эволюции и усложнения природного бытия. В истории взаимодействия природы и общества можно выделить четыре типа отношения человека к природе.
Первый из них — древнейший Второй — аграрный Третий — промышленный; Четвертый (современный)
Глобальные проблемы возникли во второй половине XX в. Исторически им предшествовали локальные (местные) и региональные проблемы. Сам термин «глобальные проблемы» появился в научной литературе в конце 60-х годов XX в. Глобальные проблемы обладают тремя признаками:
они охватывают все страны;
их решение возможно усилиями всего человечества, если несколько стран иди даже одна большая страна будет уклоняться от их решения, то человечеству будет грозить серьёзная опасность;
неспособность решить какую-либо из глобальных проблем будет означать либо глубокую катастрофу для человечества, либо даже его гибель.
Таким образом, глобальные проблемы — это проблемы жизни и смерти человечества. Никогда ещё человечество не было таким могущественным в техническом и научном отношении, как сейчас, но никогда до этого не стояло оно на грани всеобщей катастрофы.
В целом глобальные проблемы представляют собой сложную систему, включающую в себя три основные группы взаимосвязанных проблем.
Первая группа - это интерсоциальные проблемы, выражающие противоречия между странами и группами стран.
Вторая группа глобальных проблем — проблемы в системе «человек-общество». К ним относятся проблемы здравоохранения и демографии. Несмотря в целом на улучшение условий жизни и развитие медицины на планете растёт количество таких заболеваний, как алкоголизм, наркомания, злокачественные опухоли, гипертония, СПИД, которые угрожающим образом подрывают трудоспособность общества. В развивающихся странах миллионы людей не имеют медицинской помощи, часто возникают эпидемии. Из-за распространения в окружающей среде химических и радиоактивных мутагенов нарастает генетическая отягчённость человеческой популяции.
Серьёзной проблемой на планете является «демографический взрыв». В начале нашей эры численность человечества составляла около 200 млн. человек, в 1999 г. - 6 млрд. человек. Но рост населения продолжается. Острота ситуации состоит в том, что свыше 80% роста населения падает на развивающиеся страны, в результате чего их доля в численности мирового населения неуклонно растёт из-за увеличения в развивающихся странах разрыва в росте численности населения и росте производства материальных благ усиливается нестабильностью в мировой экономике и политике. В этих странах свыше 90% мирового количества голодающих, неграмотных, не полностью занятых.
Не являются в демографическом отношении благополучными и развитые страны. Здесь наблюдается снижение рождаемости, постарение населения, роет удельного веса пенсионеров в общей массе населения и соответственно увеличение расходов на их содержание. Поэтому демографическая политика в развивающихся странах направлена на снижение рождаемости, а в развитых странах - на её повышение.
Третья группа глобальных проблем — проблемы в системе «общество — природа». К ним относятся экологическая, сырьевая, энергетическая и продовольственная проблемы. Экологическая проблема по своей остроте после военной проблемы стоит на втором месте среди всех глобальных проблем. В обозримом будущем человечество исчерпает традиционные сырьевые ресурсы и источники энергии (уголь, нефть, газ, уран и др.). Интенсивные технологии истощают плодородие почвы. В связи с ростом населения средняя площадь посевов зерновых культур, приходящаяся на одного человека, уменьшилась за последние 30 лет на одну треть. Поэтому число голодающих на планете не уменьшается, а увеличивается.