Файл: Эффективность менеджмента организации (Эффективности менеджмента организации: понятие, виды, критерии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 173

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Среднесрочные критерии эффективности позволяют оценить деятельность компании в более продолжительном временном периоде. К ним относят конкурентоспособность и развитие.

Под конкурентоспособностью понимают положение компании на рынке в конкретной отрасли, занимаемую рыночную долю по объёму выпуска товаров и услуг, качество продукции относительно конкурирующих компаний.

Развитие подразумевает оценку финансово-инвестиционной деятельности компании, целесообразность вложений в различные проекты, объём финансовой и социальной отдачи, способный обеспечить устойчивое положение компании в условиях динамичного рынка.

К долгосрочным критериям эффективности относят способность компании сохранять свои позиции на рынке в продолжительном временном интервале, т.е. способность выживать и подстраиваться под быстро изменяющуюся внешнюю и внутреннюю среду.

В зависимости от источника возникновения, эффективность можно разделить на индивидуальную, групповую и организационную [5, с. 38].

Под индивидуальной эффективностью понимают конечный результат выполнения целей и задач конкретным работником компании, находящий выражение в соотношении приложенных усилий к достигнутому эффекту. На индивидуальную эффективность влияют: квалификация специалиста, его способности, умение, навыки самоорганизованности, степень его заинтересованности в работе (уровень мотивированности); отношения, которые существуют в организации, стрессовые нагрузки, возникающие при выполнении заданий.

Групповая эффективность представляет собой результат совместной деятельности по достижению поставленных целей. При правильной организации совместной деятельности возможно достичь значительного превышения простого сложения возможностей отдельных участников коллективного процесса – эффекта синергии.

Источники организационной эффективности представляют собой сложное взаимодействие индивидуальной и групповой эффективности с учетом синергетического эффекта. Кроме того, на организационную эффективность оказывают воздействие внешние условия существования организации (состояние экономики, конъюнктура рынка, отношения с партнерами и пр.); используемые технологии и уровень технического оснащения организации.

Наглядно источники эффективности каждого вида представлены в виде рисунка (см. рис. 3) [1, с. 147].

Рисунок 3 - Источники формирования эффективности деятельности компании


Управление эффективностью – это динамичный процесс, включающий управленческие действия прямой и обратной связи, целью которых является достижение высокого экономического результата деятельности предприятия.

1.2. Современные методики оценки эффективности менеджмента организации

На сегодняшний день с целью оценки эффективности деятельности компаний наиболее часто применяется методика оценки ключевых показателей, или KPI. Данная система позволяет руководству увидеть положение дел компании на текущий момент и на плановые периоды, при этом, не углубляясь в изучение финансовой отчётности. В зависимости от направления деятельности компании, в систему могут быть включены различные показатели, способные с наибольшей точностью охарактеризовать наиболее значимые процессы.

Внедрение в организации системы ключевых показателей позволяет руководителю принимать управленческие решения не на основе данных отчёта о прибылях и убытках, а на основе более совершенных алгоритмов учёта прибыльности и рентабельности. При этом в системе находят отражение все основные результаты деятельности, учёт которых выстроен на качественно-новом уровне, что даёт возможность коррекции стратегии в зависимости от реальных условий, а не формальных показателей отчётности.

В качестве групп ключевых показателей эффективности, в зависимости от целей и направленности бизнеса, могут выступать показатели продаж, производственные показатели, финансовые показатели, показатели эффективности деятельности персонала, показатели маркетинговой и рекламной деятельности и т.д. [6, с. 126] .

Так, в области продаж могут быть рассчитаны такие показатели, как выручка по направлениям деятельности; уровень дебиторской задолженности; общий объём выручки; фактическое выполнение плана продаж; количество завершённых сделок; уровень просроченной дебиторской задолженности и т.д. Помимо этого, так как продажи тесно связаны с мотивацией сотрудников и эффективностью их деятельности, могут быть использованы такие показатели, как количество новых клиентов, количество лояльных клиентов, сумма выручки по договорам с новыми клиентами. Последний показатель отражает отношение выручки в денежном выражении по привлечённым в периоде новым клиентам к размеру выручки по существующим клиентам, что позволяет отследить основные тенденции в деятельности менеджеров по продажам.


С точки зрения KPI, всю структуру компании можно разделить на отделы, осуществляющие непосредственно торговую деятельность (отдел продаж, отдел маркетинга, отдел сбыта), и сервисные отделы, выполняющие функцию обеспечения запланированного объёма сбыта. К сервисным подразделениям можно отнести отдел логистики, отдел снабжения, производство. Оценка работы сервисных подразделений в большей степени носит качественный характер, включает такие показатели, как [7, с. 42]:

- своевременность поставок,

- отсутствие простоев,

- выполнение планов,

- выполнение нормативов,

- удовлетворенность потребителей.

Для каждого сервисного подразделения может быть составлена сетка нормативов, включающая такие данные, как смета заказа, рентабельность, прибыль, степень загруженности, фондообеспеченность и т.д. План деятельности или матрица доходности, таким образом, позволят руководителям планировать уровень прибыли в зависимости от способа доставки товаров и услуг, используемого при монтаже оборудования и техники, численности рабочей бригады и других важных условий.

На сегодняшний день основными показателями, направленными на оценку эффективности деятельности компании с финансовой точки зрения являются показатели прибыли и рентабельности. Анализ прибыли и рентабельности в итоге позволяет получить данные для дальнейшего поиска резервов, повышения показателей эффективности бизнеса и роста результатов.

Прибыль и рентабельность целесообразно рассматривать как комплексные показатели, отражающие основные процессы в деятельности коммерческой организации, а также степень её эффективности в условиях рынка.

С экономической точки зрения прибыль – это разница между совокупностью всех доходов и расходов компании. По мнению автора, данное определение является достаточно обобщённым и не может в полной мере раскрыть понятия прибыли.

Наиболее точно термин раскрывается в определении группы российских учёных во главе с Э.А. Маркарьяном [21, с. 75], где прибыль обозначена как окончательный результат финансовой деятельности организации, способный охарактеризовать показатель абсолютной эффективности её работы.

Прибыль подвержена влиянию многих факторов, которые можно условно разделить на две основные группы, а именно внешние и внутренние факторы.

Внутренние факторы [17, с. 143] отображают внутрифирменные процессы, среди которых колебания объёмов производства товаров либо услуг, изменения в себестоимости, тенденции в ценообразовании, степень изношенности парка оборудования, использование новейших технологий и разработок, общая эффективность производства, финансовая политика руководства и др.


Внешние факторы [20, с. 117] отражают состояние макросреды и включают такие показатели, как уровень инфляции, уровень цен на первичные материалы, изменение рыночной конъюнктуры, колебание спроса и предложения, изменения в конкурентной среде, а также сфере законодательства, международного права и др.

В целом прибыль является сложной многосоставной категорией в сумме экономических показателей. Её значение способно не только отражать эффективность производства, но и характеризовать качество работ и услуг, а также стимулировать рост и развитие коммерческой организации.

Увеличение прибыли помимо собственников бизнеса и работников также находится в интересах государственных структур, так как успех каждого отдельного бизнеса создаёт общий инвестиционный климат в стране, обеспечивает рост ВВП и благосостояния граждан. Также рост прибыли коммерческих организаций благотворно влияет на социальное развитие общества.

Наиболее часто неотделимо от прибыли анализируют такой показатель, как рентабельность. Савицкая Г. В. [24, с. 119] определяет рентабельность как относительный показатель, отражающий общий уровень доходности производства товаров либо услуг. В целом, рентабельность является наиболее полным показателем, нежели прибыль, так как именно с помощью её расчёта можно конкретизировать наиболее доходные и привлекательные направления бизнеса и сосредоточится непосредственно на их развитии.

Савицкая Г. В., как и многие другие авторы, предлагает разделять показатели рентабельности по нескольким основным направлениям [24, с. 119]:

- группа показателей, отражающих доходность издержек производства, а также инвестиционных вложений;

- группа показателей эффективности продаж;

- группа показателей доходности капитала в целом и его составляющих в частности.

Таким образом, основные финансовые показатели деятельности компании находят отражение в значениях показателей прибыли и рентабельности. При этом, чем выше значение этих показателей, тем эффективнее работа бизнеса, тем более устойчиво его положение на рынке товаров и услуг и тем интереснее он для потенциальных инвесторов и партнёров.

В обратной ситуации, когда значение показателей ниже нормы, можно говорить о неэффективности работы компании, и её неумении решать как оперативные, так и стратегические задачи. Низкое значение показателей тормозит развитие бизнеса, высокие же не только обеспечивают его стабильность, но и обеспечивают перспективы роста и расширения.


Основной документ для анализа прибыли и рентабельности – бухгалтерская отчётность.

В целом для организации управления показателями прибыли и рентабельности руководству необходим грамотный финансовый анализ этих показателей. Наибольшее значение при этом имеет методика исследования и сбора данных, на основании которой становится возможным формирование наиболее развёрнутого массива информации, отвечающей стратегическим целям разработки управленческих решений и комплекса мер по повышению уровня финансовой устойчивости коммерческой организации.

Сегодня с целью наиболее полного анализа показателей прибыли и рентабельности в современной экономике принято использовать основной набор методов, среди которых вертикальный и горизонтальный анализ, факторный анализ, анализ коэффициентов, сравнительный анализ. Данные методы позволяют получить как количественную оценку показателей, так и дать их качественную характеристику.

Горизонтальный [16, с. 143] анализ используют с целью получения данных о динамических процессах в тот или иной промежуток времени. Этот вид анализа является наиболее простым и позволяет отследить темпы изменения того или иного вида прибыли либо рентабельности. Помимо этого, данный вид анализа позволяет выявлять закономерности протекающих бизнес-процессов и вносить коррективы в производственные планы в зависимости от полученных данных.

Более сложным и развёрнутым является вертикальный анализ прибыли [2, с. 50]. Этот вид анализа основан на изучении структуры агрегированных показателей формирования прибыли, распределения и использования. При этом, исчисляются удельные веса отдельных структурных элементов агрегированного показателя прибыли.

Следующий вид анализа – анализ коэффициентов [2, с. 51]. В данном случае предполагается сравнение абсолютных показателей деятельности компании в целом и относительных показателей в частности, что позволяет руководителям сделать вывод о наиболее приемлемых путях как формирования, так и распределения и освоения прибыли компании. Группу основных коэффициентов в данном методе представляют показатели рентабельности.

Нередко используется такой метод анализа, как сравнительный. В данном случае исследователи сосредотачивают внимание на сравнении между собой значений аналогичных показателей. Далее определяются величины абсолютного и относительного отклонения выбранных показателей.

Также интерес представляет собой факторный анализ прибыли и рентабельности, когда происходит оценка влияния на данные показатели различных факторов, например, таких, как изменение себестоимости, объёмов реализации, структуры продаж и др. При этом факторный анализ позволяет обозначить оптимальные пути развития компании.