Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования (Теоретические аспекты организационных моделей и форм проектирования систем управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимо также отметить то обстоятельство, что выделение тех или иных этапов процесса управления необходимо с учетом определенных аспектов процесса [20, с. 161].

1.2 Качество и эффективность процесса управления

Эффективное управление - это целая система методов для оптимизации процессов в разных областях человеческой деятельности. Существуют разные мнения об этом процессе, которые могут быть совершенно разными.

Управление и менеджмент в основном похожие концепции, но между ними существует ряд принципиальных различий. Они в основном заинтересованы в различии между концепциями и их применением в конкретных областях человеческой жизни.

Управление - это способ моделирования и использования социально-экономических систем, в которых эффективность распределения ресурсов выдвигается на первый план [8, с. 79].

Основная задача менеджера - создать самоорганизующуюся систему, которая будет воспроизводиться и развиваться при любых обстоятельствах. Для этой цели используются передовые методы управления и передовые технологии.

Основным критерием качества является эффективность, то есть достижение целей с использованием минимального объема ресурсов [14, с. 115].

Управление - это целенаправленная деятельность человека, направленная на упорядочение процессов работы и производства. [6, с. 31]

В современной науке руководство выступает против управления как системы устаревших инструментов. Если проект работает успешно, говорят о хорошо функционирующем управлении. Если есть ошибки при исполнении решений и необходимость их принудительного применения, говорят о «ручном управлении».

Управление - это общий процесс, менеджмент - частный. Профессиональные организаторы и менеджеры используют набор инструментов, которые идеально подходят для конкретной ситуации. Управление основано на практике, а менеджмент основан на теории. Также различаются подходы к оценке качества работы и распределению ресурсов. Применимо к современному миру, менеджмент - научно обоснованный метод влияния на социально-экономические системы [17, с. 208]. Выделим основные различия управления и менеджмента.

Таблица 2 - Основные различия управления и менеджмента

Критерий

Управление

Менеджмент

Масштаб

Это процесс, который является более старым и емкий

Является лишь частью механизмов управления

Качество

Основным критерием эффективности управления является достижение цели

Расчет учитывает как соблюдение правил игры (принципы и методы, определенные системой), так и эффективность распределения ресурсов (достижение минимальной стоимости)

Научная дисциплина

Это разнообразная наука, характеризующаяся различными объектами и методами

Это наука о собственном предмете и методе

Коммерческий компонент

Ко всем процессам воздействия вещества на объект

На практике термин «менеджмент» обычно используется в отношении прибыльных проектов


Таким образом, в зависимости от различий в терминах зависит от конкретной ситуации.

Эффективность управления - экономическая категория, которая показывает общий результат организации. Многие исследователи выразили такое мнение в этой концепции. Критерии эффективности управления в этом случае представлены в результате операций и степени реализации целей и задач, установленных на текущий период [10, с. 91]. Основной показатель - прибыль.

Стоит отметить, что эффективность управления является относительным показателем, характеризующим управление в целом или его отдельные подсистемы. Для этой цели используются различные интегрированные индикаторы, которые обеспечивают более точное числовое определение результатов [14, с. 1476].

Стоит отметить, что значительная часть экономически активного населения с соответствующим уровнем образования и квалификации связана с администрацией.

Поскольку на подготовку такого персонала затрачивается много времени и денег, большое внимание уделяется оценке такого параметра, как эффективность обработки. Критерии эффективности позволяют более подробно решать эту проблему. В теоретических исследованиях идентифицируются следующие разновидности [16, с. 102]:

  1. Экономическая эффективность - это взаимосвязь между затратами на производство и управление и полученными результатами;
  2. Социальная эффективность - это удовлетворение различных категорий потребителей ассортиментом и качеством товаров и услуг.

Следует также выделить следующие понятия:

  • внутренняя эффективность - достижение собственных целей организации на постоянном уровне затрат;
  • внешняя эффективность - соответствие компании требованиям во внешней среде.

Алгоритм оценки выглядит следующим образом [10, с. 92]:

  • определение цели оценки эффективности;
  • выбор критериев и их подробный мотивационный сбор исходных данных, которые будут использоваться в процессе анализа.
  • разработка требований к разработке итоговых показателей или выбору методов, согласно которым будут проведены расчеты и оценка показателей.

Каждая организация определила цели. В связи с оценкой окончательных результатов могут быть выявлены некоторые несоответствия. На основе результатов аудита могут быть приняты решения по корректировке процесса управления или изменения планов.

Основной целью менеджмента является непрерывное улучшение показателей функционирования организации. Особенно важной является экономическая эффективность управления. Критерии эффективности могут быть общими и частными [7, с. 16].


В первом случае рассматривается глобальный аспект результатов деятельности. Важно достигнуть максимального результата при минимальных затратах ресурсов.

Частные показатели эффективности управления выглядят следующим образом [5, с. 145]:

  • уровень затрат труда рабочих, занятых в производственном процессе;
  • рациональность расходования материальных ресурсов; минимальные затраты финансовых ресурсов;
  • показатели, характеризующие использование и износ основных производственных фондов;
  • размер себестоимости продукции (должен быть сведен к минимуму);
  • показатель рентабельности производства;
  • техническая оснащенность производственных цехов (соответствие современным достижениям технического прогресса);
  • напряженность труда работников, которая определяется условиями труда и организационной структурой; соблюдение нормы затрат при полноценном соблюдении всех контрактных обязательств;
  • стабильность численности и состава персонала;
  • соблюдение экологических норм при прежнем уровне затрат.

Для того чтобы оценить эффективность работы предприятия, в первую очередь используются экономические показатели.

Основной из них - это соотношение прибыли к совокупным затратам, которые были произведены в отчетном периоде. Если были выявлены отклонения или неудовлетворительные результаты, проводится факторный анализ с целью определения конкретных причин [10, с. 93].

Эффективность в общем – результативность чего-либо (производства, труда, управления ит. д.). В экономической теории различают два вида эффективности: экономическую и социальную [19, с. 308].

Экономическая эффективность - это соотношение между доходами и расходами, социальным уровнем удовлетворения спроса населения (потребителей) на товары и услуги. Часто они объединяются в единую концепцию - социальную и экономическую эффективность, которая наиболее тесно связана с оценкой управленческих решений, поскольку они направлены на состояние и поведение людей и имеют огромное социальное значение, а их оценка с экономической точки зрения не совсем корректна.

В последние десятилетия растет потребность в оценке многих управленческих решений экологических показателей, которые отражают как положительные, так и отрицательные последствия их реализации для окружающей среды. [18, с. 174]

Качество- с точки зрения философии выражает набор важных функций, характеристик, которые отличаются от объекта или явления от других и обеспечивают его безопасность.


Качество результата продукта, услуги, инвестиционных проекты, управленческие решений и т. д. связанных с понятиями "собственность" и "полезность".

Свойство результата работы определяет объективную сторону, не оценивая ее значение для потребителя, полезность – способность результата работы приносить пользу и удовлетворять конкретного потребителя [18, с. 175].

Таким образом, качество решения представляет собой набор свойств, которые определяют его способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с целью. На практике деятельность организаций, эффективность и качество идут рука об руку и дополняют друг друга.

Решение не может быть высоко эффективно, если оно имеет низкое качество и, наоборот, не может быть высококачественно, если оно неэффективно, т. е. эффективность является одной из характеристик качества и качества – значительным фактором эффективности [10, с. 93].

Эффективность и качество управленческих решений определяются набором процессов управления, которые делают их относительно независимыми и взаимосвязанными этапами технологического цикла: разработка, принятие и внедрение решений.

В связи с этим необходимо рассмотреть вопрос о внесении изменений в управленческие решения – эффективность и качество теоретически найденного, принятого и практически внедренного решения. а этапах разработки и принятия управленческих решений, качество-это степень, в которой параметры выбранной альтернативы, отвечают определенной системе характеристик, которые удовлетворяют его разработчиков и потребителей и обеспечивают эффективную реализацию. На этапе реализации, качество управленческих решений выражается в его фактической эффективности, эффективности реализации [17, с. 211].

Опыт успешных компаний показывает, что невозможно добиться высокой эффективности без установления порядка в корпоративном управлении. Для обеспечения того, чтобы решения принимались вовремя и с соответствующим качеством, необходим определенный уровень управления. Качество полученных результатов является следствием качества системы управления.

Принятие управленческих решений и улучшение их качества является важной проблемой. Он занимает одно из центральных мест в социологии организации. Принимая во внимание организацию как инструмент управления, многие социологи и специалисты по теории управления, начиная с М. Вебера, напрямую связывают свою деятельность, в основном с подготовкой и внедрением управленческих решений [17, с. 210].


Эффективность управления во многом зависит от качества таких решений. Интерес социологов к этой проблеме связан с тем, что решения принимаются через общие отношения, возникающие в связи с работой и руководством организации. Через них нарушаются цели, интересы, связи и нормы. Качество управленческого решения - это сочетание характеристик управленческого решения, которое так или иначе отвечает потребностям успешного решения проблемы [13, с. 998].

Например, своевременность, фокус, конкретность и, как правило, эффективность. Качество управленческих решений должно быть понято, насколько оно соответствует характеру задачи функционирования и развития производственных систем, набору параметров решения, которые отвечают конкретным потребителям и обеспечивают реальность его реализации. Другими словами, насколько предоставляет дополнительные способы развития производственной системы в рыночных условиях [20, с. 291].

Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений, могут быть классифицированы в соответствии с различными характеристиками - внутренними факторами (связанными с контрольными и управляемыми системами) и внешними факторами (воздействие на окружающую среду) [17, с. 209]:

  • действующие законы в объективном мире в связи с принятием и осуществлением административных решений;
  • объем и ценность доступной информации - которые будут приниматься управленческими решениями, наиболее важным является не количество информации, а значение;
  • уровень профессионализма, опыта, интуиции персонала;
  • структура организационного управления;
  • формы и методы административной деятельности;
  • методы для разработки и реализации управленческих;
  • субъективность оценки выбора решения. Чем более экстраординарным является решение руководства, тем более субъективным является оценка;
  • разрешение на контролируемые системы (психологический климат, основная ответственность, навыки и квалификация персонала и т. д.)
  • система экспертных оценок качества и эффективности управленческого решения.

Таким образом: решения руководства должны основываться на объективных законах и моделях социального развития. С другой стороны, решение руководства во многом зависит от множества субъективных факторов - логики разработки решений, качества оценки ситуации, структуры задач, определенного уровня культуры управления, механизма принятия решений, дисциплины и т. д. Всегда даже продуманные решения могут быть неэффективными, если они не могут предсказать возможные изменения ситуации, состояние системы производства.