Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования (Теоретические аспекты организационных моделей и форм проектирования систем управления).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты организационных моделей и форм проектирования систем управления
1.1 Понятие и содержание процесса управления
2 Экономическая характеристика предприятия КХ Мызина А. В.
2.1 Организационная характеристика предприятия КХ Мызина А. В.
2.2 Анализ экономических показателей деятельности предприятия КХ Мызина А. В.
Для этого предлагается введение дополнительной штатной единицы – оператор машинного доения. При этом у КХ Мызина А. В. значительно расширяться возможности по увеличению выпуска продукции.
3.2 Оценка эффективности мероприятий
Для оценки эффективности преобразования организационной структуры КХ Мызина А. В. определим затраты, которые возникают с введением дополнительных штатных единиц и организацию их рабочего места. В структуру этих расходов включаются:
- расходы на заработную плату (исходя из средней заработной платы, установленной на предприятии в 2018 году);
- управленческие расходы (расходы на поиск кандидатов, проведение конкурсного отбора, прочие коммерческие расходы).
Структура затрат по реорганизации организационной структуры КХ Мызина А. В. представлена в табл. 10.
Таблица 10 - Структура расходов по модернизации организационной структуры КХ Мызина А. В.
Статьи затрат |
Сумма, тыс. руб. |
Уд вес, % |
расходы на оплату труда за год |
159,8 |
59,6 |
расходы на организацию рабочего места, |
90,0 |
33,5 |
управленческие расходы |
12,5 |
4,7 |
прочие расходы |
6,0 |
2,2 |
итого |
268,3 |
Таким образом, среди всех расходов наибольший удельный вес займут расходы на заработную плату – более 50,0%.
Поскольку основная масса бракованной продукции является следствием отсутствия опытного помощника (наставника) при приеме на работу новых сотрудников, можно утверждать, что успешный набор и адаптация нового персонала, наряду с отлаженным процессом его обучения посредством наставничества, является необходимым этапом для обеспечения быстрого процесса обучения новых сотрудников и низкой текучести кадров в КХ Мызина А. В..
Первые дни работы для нового сотрудника в КХ Мызина А. В. всегда оказываются самыми тяжелыми. В эти дни, сотрудник адаптируется как психологически, так и в профессиональной и организационной сфере самого предприятия компании. КХ Мызина А. В. заинтересована в скорейшей адаптации нового сотрудника, так как увольнение работника по причине его неспособности освоить новую работу или влиться в компанию сведут к нулю все усилия по поиску сотрудника и приведут к дополнительным материальным затратам связанным с подбором нового кандидата.
Мероприятия по адаптации - это те мероприятия, которые должны быть разработаны в организации и адресованы новому сотруднику, например:
- вводный инструктаж о правилах в организации;
- вводный курс «Добро пожаловать в организацию»;
- создание книги сотрудника;
- знакомство с сотрудниками;
- работа с наставником.
Содержание вводного курса «Добро пожаловать в организацию» может включать в себя ряд информационных разделов.
Раздел 1. Сведения об организации – в первую очередь новому сотруднику нужно рассказать об истории организации, что она из себя представляет на данный момент и к чему стремиться в будущем.
Раздел 2. Информация о выпускаемой продукции. Данный раздел должен включать в себя:
- описание сегмента рынка, на котором работает организация;
- позицию, которую занимает предприятия на рынке;
- описание основных конкурентов;
основные характеристики продуктов (услуг).
Даже если новый сотрудник устраивается на должность, которая не предполагает непосредственное общение с покупателями, данным разделом все равно не стоит пренебрегать. Любому сотруднику, независимо от его должности, будет интересно получить специфические сведения о том, как производится продукция или как осуществляются услуги. Информация может быть представлена в виде презентации или небольшого фильма, но важно помнить, что материала должно быть не очень много и он должен быть представлен в интересной форме.
Раздел 3. Информация о существующей корпоративной культуре, которая включает в себя:
- основные положения корпоративного кодекса организации;
- корпоративные мероприятия, традиции;
- профессиональные праздники.
Раздел 4. Информация о возможностях, предоставляемых сотрудникам организацией, в следующих сферах:
- профессиональное развитие – какие возможности в области обучения предоставляет организация;
- политика вознаграждений (каковы корпоративные показатели эффективности, каков алгоритм расчета премий);
- условия работы – порядок начисления и сроки выплаты заработной платы, существование других льгот (надбавки за вредность);
- условия быта – где располагаются места для приема пищи и отдыха, где работник может получить медицинскую помощь.
Раздел 5. Экскурсия по организации - посещение производства и других ключевых подразделений.
Одной из основных проблем при адаптации работника на новом месте является большой объем информации, которую сотрудник должен запомнить. Для решения данной проблемы предлагаем ввести на предприятии книгу сотрудника. Для каждой должности разрабатывается свой вариант книги.
Книга сотрудника представляет собой папку формата А4. Вся информация может быть разбита на 4 смысловых раздела — «первый рабочий день», «мое рабочее место», «вне рабочего дня» и «информация о КХ Мызина А. В.».
Книга сотрудника может содержать следующие документы:
- информацию об организационной структуре, миссии КХ Мызина А. В.;
- должностные инструкции сотрудника;
- описание организационной структуры предприятия (можно использовать фотографии руководителей отделов и специалистов, с которыми работник будет непосредственно контактировать);
- план-схему предприятия.
Важно, чтобы книга сотрудника периодически обновлялась и информация, содержащаяся в ней, была актуальной. Таким образом, сотруднику не придется запоминать сразу много организационной информации. В любой момент он может обратиться к информации, которая содержится в книге. Благодаря этому работник, во-первых, будет чувствовать себя более комфортно в новой обстановке, во-вторых, более быстро начнет ориентироваться в КХ Мызина А. В..
Книга сотрудника станет отличным помощником не только для новых сотрудников, но и для тех, кто работает в КХ Мызина А. В. уже продолжительное время. В этом случае она может содержать такую информацию, как: должностные инструкции (даже проработав в организации несколько лет, некоторые сотрудники не знают, что входит в их должностные обязанности, а что не входит); общий план работы для конкретной должности; план-схему станков и машин (для производственных рабочих); инструкции и нормативы. В ходе работы каждый сотрудник может сам дополнять книгу информацией, которую он считает нужной.
Данное мероприятие является весьма выгодным для КХ Мызина А. В., так как оформление и печать книги требует минимум затрат – книга сотрудника будет изготавливаться в самом предприятии, затраты на изготовление будут состоять из стоимости материалов для книги. В КХ Мызина А. В. на начало 2018 года работает 11 человека, из них: 4 человек административно-управленческий персонал, 7 человек задействован на производстве. Книга сотрудника будет важным помощником для работников производства, а так же для специалистов и служащих. Также учтем примерное количество новых сотрудников в 2019 году (2 человека).
4+7+2=13 книги необходимо изготовить.
Стоимость материалов на изготовление одной книги составляет 200 рублей.
13*200=2600 рублей – затраты на изготовление книги сотрудников в 2018 году.
Адаптация персонала в КХ Мызина А. В. может проводиться также в форме наставничества.
Наставничество является традиционным методом адаптации и обучения, особенно распространенным там, где практический опыт играет исключительную роль в подготовке специалистов.
Наставничество является разновидностью индивидуальной воспитательной работы с работниками, которые не имеют трудового стажа или со специалистами, назначенными на новую должность, по которой они не имеют достаточных знаний и опыта работы.
Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу по развитию у начинающего (молодого) специалиста необходимых навыков и умений. Целью наставничества в организации является оказание помощи начинающим (молодым) специалистам в их профессиональном становлении.
Основными задачами наставничества являются:
- привитие начинающим (молодым) специалистам интереса к деятельности и закрепление их в организации;
- ускорение процесса профессионального становления и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
- адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива и правил поведения в организации, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей.
При поступлении на работу на предприятие КХ Мызина А. В.должна проводиться обязательная для всех стажировка на рабочем месте. Приказом назначается ответственный за стажировку (это его наставник).
Оплата труда наставников будет производиться исходя из расчета 15 % месячной заработной платы в расчете на одного обучаемого, что представлено в таблице 11. Рассчитаем затраты на оплату труда наставника при условии, что за один год на работу в КХ Мызина А. В. устраивается в среднем 2 человека.
Таблица 11 - Расчет затрат на оплату наставничества КХ Мызина А. В.
Планируемое число новых сотрудников, чел. |
Размер оплаты труда наставника, руб. |
Проценты оплаты за одного обучаемого (от оклада) |
Сумма оплаты за одного обучаемого,руб. |
Совокупные затраты на оплату наставничества, руб. |
Расходы на соц.выплаты, руб. |
Итого, руб. |
2 |
18 000 |
15 |
2700 |
5400 |
1620,0 |
7020,0 |
По окончании стажировки комиссией, в которую входит директор КХ Мызина А. В. или главный инженер, оцениваются знания стажера, полученные в период стажировки, и оформляется приказ на допуск к самостоятельной работе. Такая форма адаптации полезна для трех сторон: для организации, для обучаемого и для наставника. В целом можно говорить об эффективности введения наставничества для адаптации работника в организации КХ Мызина А. В.. За короткое время он осваивает оборудование и руководящую документацию, знакомится с рабочим местом, изучает свои обязанности, «входит» в коллектив. По данным экспертной оценки опрошенных работников КХ Мызина А. В реализация предложенных мероприятий по совершенствованию структуры управления предприятия приведет к росту производительности труда не менее чем на семь процентов в 2018 году. При условии неизменности выручки от реализации ожидаемую прибыль можно рассчитать по формуле:
П08 = П07 - (Зт07 - Зтизм), (3.2)
Где П08 – ожидаемая прибыль, П07 – прибыль прошлого периода, Зт07 – затраты прошлого периода, Зтизм – ожидаемые затраты на производство продукции с учетом затрат на проведение мероприятий по совершенствованию.
На основании данных расходов определим общий экономический эффект от внедрения предложенных мероприятий КХ Мызина А. В.
Таблица 12 - Экономический эффект от модернизации организационной структуры КХ Мызина А. В.
Показатель |
2018 год, тыс.руб. |
Прогноз |
Отклонения, тыс.руб. |
Отклонения, % |
Выручка (нетто) от продажи товаров, работ, услуг |
25404,0 |
27182,28 |
1778,28 |
107,00 |
Себестоимость продукции |
19672,0 |
19947,32 |
275,32 |
101,3 |
Прибыль от продаж |
5372,0 |
6874,96 |
1502,96 |
128,1 |
Чистая прибыль |
4356,0 |
5558,368 |
1202,368 |
127,7 |
Численность работников |
11,0 |
13,0 |
2,0 |
118,2 |
В том числе ИТР |
4,0 |
4,0 |
0,0 |
100,0 |
Рабочих |
7,0 |
9,0 |
2,0 |
150,0 |
Производительность труда на 1 чел. |
2309,45 |
2390,94 |
81,49 |
103,5 |
Данные таблицы позволяют заключить, что в результате реализации комплекса предложенных мероприятий чистая прибыль КХ Мызина А. В. в прогнозному году увеличится на 27,7% или на 1202,368 тыс.руб. Производительность труда работников возрастет на 3,5%.
Таким образом, для эффективного функционирования и совершенствования системы организации и управления предприятием КХ Мызина А. В., по нашему мнению, необходимо реализовать следующие меры:
- внедрить должностные (служебные) регламенты различных категорий работников;
- оптимизировать численность аппарата управления предприятием;
- повысить профессиональный уровень персонала, в том числе и управленческого на основе современных образовательных программ.
В результате следования мероприятиям, перечисленных в данной главе, предприятие может значительно повысить эффективность своей деятельности и удовлетворенность персонала трудом.