Файл: Роль мотивации в поведении организации (ООО «Росгазстройсервис»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 205

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1 Сущность, место и роль мотивации персонала в общей системе управления персоналом на предприятии

1.2 Формы, методы и способы мотивации персонала на предприятии

1.3 Факторы, влияющие на процесс мотивации персоналом

ГЛАВА 2 ОЦЕНКА СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ООО «РОСГАЗСТРОЙСЕРВИС»

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Росгазстройсервис»

2.2 Анализ трудовых ресурсов предприятия и эффективности их использования

2.3 Исследование системы мотивации персонала на предприятии

ГЛАВА 3 МЕРЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ

3.1 Комплексная система (программа) стимулирования персонала в ООО «Росгазстройсервис»

3.2 Оценка эффективности внедрения системы (программы) мотивации персонала на предприятии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

В данном исследовании эффективность (в общем смысле) рассматриваем, как соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами. Иными словами – экономически эффективным принято считать такой способ производства, при котором получен максимальный результат от рационального использования имеющихся ресурсов.

Рациональное использование экономических ресурсов заключается в том, что производитель стремится постоянно повышать степень эффективности производства минимизируя затраты (взаимозаменяемость, взаимодополняемость, мобильность и др.) [52]. При этом организация не может увеличить объем выпуска продукции без увеличения расходов на ресурсы и одновременно не может обеспечить тот же объем выпуска, используя меньшее количество ресурсов и не учитывая при этом затраты на прочие ресурсы.

Отметим, что пути повышения эффективности на предприятия весьма разнообразны. Некоторые способы, позволяющие, например, увеличить прибыль организации, сводятся к следующему:

  • снижение затрат, добиться которого можно путем сокращения ценовых условий по закупкам, оптимизации производства, сокращения персонала или уровня оплаты труда;
  • модернизация процессов или всего производства, которая позволяет добиться повышения производительности труда, снижения объемов перерабатываемого сырья, отходов, автоматизации большинства операций;
  • применение результатов научно-технического прогресса.
  • повышение эффективности работы сотрудников за счет оптимизации структуры, повышения квалификации и обучения, поиска более компетентных кадров, изменения системы мотивации;
  • диверсификация, кооперация и другие стратегии, позволяющие использовать существующие ресурсы в разных целях (проектах).
  • привлечение инвестиционного капитала и других механизмов стороннего финансирования;
  • усиление маркетинговых коммуникаций, когда задачей является максимальный рост объемов сбыта товара, изменение отношения к организации, нахождение новых возможностей для производства и др. [14, 31].

В работе повышение эффективности деятельности предприятия будет определен через разработку системы (программы) мотивации персонала. Так, эффект от внедрения предложенной системы будет проявляться в повышении удовлетворенности сотрудников работой на предприятии, повышении их заинтересованности в достижении плановых показателей, снижении текучести кадров и повышении эффективности деятельности предприятия в целом (рост выручки и чистой прибыли, снижение расходов и др.).


Для расчета экономической эффективности разработанной системы (программы) мотивации персонала необходимо сформировать примерный план затрат на предлагаемые мероприятия.

Отметим, что внедрение данной системы (программы) мотивации персонала не требует капитальных затрат, путевку на санаторный отдых будут получать один работник в год, профессиональную переподготовку в год будут проходить 2 работника. В результате расходы предприятия за счет внедрения системы стимулирования увеличатся в год на 74 000 руб. (табл. 14).

Таблица 14 – Смета затрат на внедрение системы (программы) мотивации персонала в ООО «Росгазстройсервис»

Мера стимулирования

Количество,

чел./год

Стоимость, руб.

Расходы всего, руб./год

Предоставление путевки для санаторного отдыха на 1 человека

1

50 000

50 000

Профессиональная переподготовка 2 сотрудников

2

12 000

24 000

Всего

74 000

Проведенные ранее учеными исследования по данной проблематике, в т.ч. А.С. Шапиро исследования показали, что при внедрении неденежных форм стимулирования работников возможно повышение производительности труда до 5% [49, 50, С.188]. Прогнозируем, что в ООО «Росгазстройсервис» внедрение предлагаемой системы стимулирования позволит повысить производительность труда работников на 2%, при этом, выработка одного работающего составит 764,2 тыс. руб./чел.

В результате годовая выручка в плановом году составит 764,2 тыс. руб./чел. * 13 чел. = 9934,6 тыс. руб. Следовательно, прирост выручки к уровню 2018 года – 1849,6 тыс. руб./год (22,9%; табл. 15). Также в плановом году в результате внедрения предложенного проекта прогнозируется незначительный рост рентабельности на 0,2 п.п.

Таблица 15 – Экономическая эффективность внедрение системы (программы) мотивации персонала в ООО «Росгазстройсервис», тыс. руб.

Показатель

До реализации программы

(факт)

После реализации программы (план)

Изменение

план/факт, +/-

план/факт,

%

1. Выручка от реализации

8085,0

9934,6

+1849,6

122,9

2. Себестоимость реализованных услуг

7606,0

9331,1

+1725,1

122,7

3. Прибыль (убыток)

479,0

603,5

+124,5

126,0

4. Рентабельность реализованных услуг, %

6,3

6,5

+0,2

-


Кроме того, прогнозируется получение социального эффекта от внедрения системы стимулирования персонала в ООО «Росгазстройсервис», который проявляется в следующем:

  • повышение интереса к работе и удовлетворенности ей;
  • повышение чувства собственной значимости для организации;
  • улучшение взаимоотношений в коллективе, снижение уровня конфликтов;
  • снижение потребности у сотрудников сменить работу, и, как следствие, снижение уровня текучести кадров.

Таким образом, реализация предложенной комплексной системы (программы) стимулирования персонала с развитием материальных неденежных методов стимулирования персонала за эффективность работы, ее качество и объем выполняемых работ позволит решить выявленные в ООО «Росгазстройсервис» проблемы в системе мотивации персонала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Систематизация взглядов и анализ трудов отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблематике показал, что в настоящее время не существует единого подхода к толкованию сущности «мoтивация». Все подходы к исследoванию мотивации различны.

На наш взгляд, наиболее содержательным будет трактовка сущности мотивация, как внутреннего состояния человека, вызванного внешним или внутренним воздействием, связанного с его потребностями, которое активизирует, стимулирует и направляет его действия к поставленной цели. При этом, чем активнее будут его действия, тем более высокими будут возможности удовлетворения различных потребностей.

2. Выявлено, что сущность мотивирования и стимулирования – различны. Так, мoтивирование целесообразно рассматривать как долговременное воздействие на человека в целях изменения ценностных ориентаций и потребностей человека, формирование oпределенных мотивов и развитие на этой oснове егo трудового потенциала. Стимулирование – это некий инструмент управления мотивацией человека посредством внешнего побуждения к активности через различные стимулы, способные удовлетворить потребности челoвека.

3. Отличительная особенность всех иностранных организаций в системе мотивации персонала заключается в настоящее время постепенной минимизации доли материальных вознаграждений наряду с увеличением нематериальных методов, а также в возрастании роли и степени участия сотрудника в функционировании деятельности всего предприятия. Напротив, в России политика руководства многих организаций направлена на снижение дохода в части нематериальных инструментов стимулирования и повышение доходов материального вознаграждения.


4. Анализ факторов, содержащих в себе стимулирующие возможности и обеспечивающих активность персонала позволил выделить следующие группы: экономические, социальные, организационно-управленческие, личностные, групповые факторы, а также факторы профессиональной деятельности.

5. Исследование системы мотивации на предприятии был проведен на материалах ООО «Росгазстройсервис», основным видом деятельности которого является «Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом», а также три дополнительных:

  • аренда и лизинг легковых автомобилей и легких автотранспортных средств;
  • аренда и лизинг прочих машин и оборудования и материальных средств;
  • аренда и управление собственным или арендованным жилым недвижимым имуществом.

ООО «Росгазстройсервис» находится в Вологодской области, город Вологда (ул. Саммера, 53а). Предприятие образовано 19 марта 1997 года, уставный капитал на 01.01.2017 года составлял 100 тыс. руб.

6. Анализ организационно-управленческой структуры позволяет отнести ее к типу традиционных структур управления. Руководство предприятием осуществляет генеральный директор, который имеет в подчинении заместителя. Заместителю директора непосредственно подчиняется начальник административно-хозяйственной части, за которым закреплен контроль за отделом кадров, главного энергетика и прочим персоналом (водитель). Юридический отдел, отдел кадров и бухгалтерия подответственны генеральному директору.

Кадровый состав ООО «Росгазстройсервис» определен в утверждаемом ежегодно штатном расписании. Согласно штатному расписанию численность сотрудников всех категорий на предприятии составила в 2018 году 13 человек, среднемесячная заработная плата одного работника – порядка 15000 руб.

Отплата труда рабочих на предприятии осуществляется по повременно-премиальной системе оплаты труда, когда работник сверх оклада по тарифной ставке за фактически отработанное время получает еще дополнительно премию за дoстижение oпределенных количественных и качественных показателей. Премирование рабочих oсуществляется из фонда оплаты труда, согласно утвержденной на предприятии учетной политики.

Основные финансово-экономические показатели деятельности ООО «Росгазстройсервис», позволили определить тенденции развития предприятия зa 2016-2018 гг. Так, из положительных тенденций за период исследования необходимо отметить рост срeднeмeсячнoй зaрaбoтнoй плaты на 3355,6 тыс. руб., снижение на 3,3% кредиторской задолженности организации.


Что касается негативных тенденций, то здесь наблюдалось сокращение среднесписочной численности рабочих (на 13,3% к уровню 2016 года), увеличение расходов по обычной деятельности (на 5256 тыс. руб.) и прочих расходов (на 73 тыс. руб.).

В 2018 гoду чистaя прибыль ООО «Росгазстройсервис» составила 95 тыс. руб., рост к уровню 2016 года – нa 10465 тыс. руб. Выручка организации за отчетный период выросла на 7,3% (с 7537 тыс. руб. в 2016 году до 8085 тыс. руб. в 2018 году), прибыль от продаж составила 479 тыс. руб.

7. Проведенный анализ трудовых ресурсов в ООО «Росгазстройсервис» и эффективности их использования показал, что за 2016-2018 гг. в целом среднесписочная численность работников уменьшилась на 2 человека (с 15 человек в 2016 году до 13 человек в 2018 году). Движение происходит преимущественно в категориях персонала «аппарат управления». Основная причина увольнений – по собственному желанию.

Наибольшее число сотрудников в организации работает с 5 до 10 лет, неизменным остается состав работающих более 10 лет. В основном работают люди в возрасте с 30 до 45 лет (с 2016 года их количество увеличилось на 25%). За период исследования отмечается рост количества женщин на предприятии (на 11,1%), мужчин – напротив, сокращение вдвое.

Что касается квалификации работников ООО «Росгазстройсервис», то к 2018 году увеличилось количество сотрудников имеющих высшее профессиональное образование на 2 человека. Преимущественнo в организации работают сотрудники, имеющие высшее и среднее (пoлное) oбщее образoвание.

Отметим, что рассчитанный нами коэффициент текучести кадров в ООО «Росгазстройсервис» за 2016-2018 гг. показал, что текучесть кадров в организации при условии ее специфики деятельности, размера, расположения и преобладающей категории сотрудников и прочих условий, превышает допустимый уровень. В целом численность принятых и уволенных работников равны. Это может говорить о том, что организация при увольнении работников достаточно в короткие сроки находит им замену.

8. Проведенное нами монографическое обследование и анкетный опрос работников ООО «Росгазстройсервис» позволили выявить, что в настоящее время единое объективное положение о премировании работников на предприятии отсутствует.

Анализ действующей системы мотивации персонала на ООО «Росгазстройсервис» свидетельствуют о том, что она на предприятии устоявшаяся, традиционная, включающая в себя меры материального денежного (экономического), материального неденежного, нематериально социального и нематериально-организационного характера. В целом согласованное, объективное положение о премировании работников на предприятии не разработано. Вместе с тем, как показали результаты проведенного анкетирования работников предприятия, степень удовлетворенности условиями труда оценивается работниками на 3,7 балла (по пятибалльной шкале ответов).