Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности и его ликвидация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 236

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Руководитель вынужден постоянно принимать решения. Ситуации принятия решений обладают высокой неопределенностью, наличием множественных критериев для сопоставления и неоднозначных альтернатив, дефицитом времени, высокой степенью ответственности. Принимая во внимание тот факт, что выработка и принятие решений выступают в качестве центральной составляющей управленческой деятельности, можно сделать вывод о том, что руководители находятся в состоянии постоянного стресса.

3.2 Перегрузки на рабочем месте

Исследование, проведенное страховой кампанией St. Paul Fire and Marine Insurance Co., показывает, что именно, проблемы на работе являются основной причиной жалоб на здоровье. Даже в большей степени, чем материальные проблемы или неприятности в семье. Несмотря на то, что стресс это нормальная составляющая любой трудовой деятельности, некоторые люди начинают ассоциировать понятия стресс и работа.

Основываясь на данных the National Institute for Occupational Safety and Health (NIOSH) первыми настораживающими симптомами перегрузок на работе являются: головные боли, нарушения сна, трудности концентрации внимания, вспыльчивость, расстройства пищеварения, неудовлетворение от проделанной работы, пессимистическое настроение.

На первопричину возникновения стресса существует несколько взглядов.

С одной стороны, научные исследования доказывают, что определенные условия труда вызывают стресс практически у всех типов людей. Среди них это длительные часы трудовой деятельности, чрезмерная нагрузка, редкие и короткие перерывы, однообразная работа, которая не способствует проявлению личностных особенностей сотрудников; своеобразный метод управления персоналом, дефицит дружеского общения и конфликтные отношения внутри коллектива, отсутствие психологической поддержи, неоправданные ожидания, завышенная ответственность, неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие условий для повышения по карьерной лестнице; не климатический дискомфорт в рабочем помещении, загрязнение воздуха рабочей зоны, шум, вибрация, большое скопление народа и неправильная организация рабочего места.

Другая точка зрения выделяет личностные характеристики. Индивидуальность характеров и способов справляться со стрессом определяет подверженность человека к стрессу. То, что вызывает огромный стресс у одного человека, не будет казаться даже проблемой для другого.


Таким образом, стресс на работе возникает как из-за индивидуальных характеристик работника, так и обеспеченных условий работы.

Профессиональный стресс приводит к ухудшению состояния и самочувствия. Кроме перепадов настроения, нарушения сна, расстройства желудка и головных болей, проблем в общении со своими домашними и друзьями стресс осложняет протекание хронических болезней, например, гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, различные гормональные нарушения, психологические состояния и т.д.

Изменение состояния здоровья в худшую сторону ведет к увеличению количества больничных листков, поэтому обеспечение условий работы с минимизацией исхода профессионального стресса - это миссия нанимателя. А каждый из работников, в свой черёд, определяет, подходит ему такая работа или нет, при этом адекватно оценив свои возможности. Оптимальные условия труда ведут к хорошим результатам производительности.

Работодатель должен следовать следующим правилам - поощрение инициативы и достойное материальное вознаграждение работника, признание заслуг каждого сотрудника в отдельности, возможность для карьерного роста,.

Вот например, в Великобритании Управлением по охране труда Великобритании (HSE) разработаны стандарты управления HSE[31], которые представляют собой набор условий, способствующих снижению развитию профессионального стресса, они позволяют:

  • продемонстрировать хорошую практику с помощью пошагового подхода к оценке рисков.
  • позволяют оценить текущую ситуацию с использованием ранее существующих данных, опросов и других методов.
  • способствовать активному обсуждению и работе в партнерстве с сотрудниками и их представителями, чтобы помочь принять решение о практических улучшениях, которые могут быть сделаны.
  • помочь упростить оценку риска стресса, связанного с работой, путем:
    • выявление основных факторов риска
    • помогая работодателям сосредоточиться на основных причинах и их профилактике
    • обеспечение критерия, с помощью которого организации могут оценить свою эффективность в устранении основных причин стресса.

Предпринимательство в Российской Федерации — крепко связанная со профессиональным стрессом сфера деятельности. Продуктивность труда личности зависит от уровня его психического состояния. Чем больше у человека мотиваций к труду, тем больше его нервное напряжение, а, следовательно, и выше состояние профессионального стресса.


В основном работодатели требуют от своих сотрудников максимального (пикового) участия в процессе производства, так как от эффективоности работы сотрудников зависит прибыль предприятия. Однако психологическое переутомление вызывает нарушения психоэмоциональной деятельности индивидуума и в дальнейшем нарушение адаптационных механизмов в организме человека.

Профессиональный стресс, воздействуя на работников, влечет дополнительные финансовые вложения и упущенную прибыль фирмы.

Это выражается в снижении производительности и качества труда, некорректных управленческих решениях, болезнях сотрудников и производственных травмах, расходах на замену сотрудников, прогулах, ухудшении имиджа компании.

Масштабы убытков, обусловленных стрессом, иллюстрируют данные Health and Safety Executive:

В 2018 году общие расходы компаний в Великобритании в связи с профессиональным стрессом составили 9,8 млрд фунтов стерлингов.[32]

Современный бизнес ведется в условиях постоянного профессионального стресса — сотрудникам компаний необходимо постоянно учитывать уровень развития оппонентов, тщательно просчитывать собственные действия по развитию фирмы. Негативное воздействие стресс –факторов на психику — предмет исследований, который становится актуальнее с каждым годом. Последнее исследование, к примеру, выяснило, что стрессы, связанные с работой, ведут сотрудников к различным психическим отклонениям.

Данное исследование также выявило всемирное невнимание руководства к психоэмоциональному состоянию своих сотрудников, что еще больше усугубляет психические отклонения у работников. Исследователи обнаружили у них огромное количество разного вида душевных расстройств — тревоги, истерии, депрессии, панические состояния и др.

Оказалось, что виноваты в этом именно условия их профессиональной деятельности. Психоэмоциональное состояние сотрудника стало не успевать, за темпами бизнеса и постоянным противостоянием внутри компании. Проблема стала настолько серьезной (в частности, резко возросло количество самоубийств среди сотрудников компаний), что не могла не привлечь внимание специалистов психологического профиля.

Патологические психические состояния, связанные с работой, ежегодно стоят бюджету США в среднем около 105 миллиардов долларов. В это число входят финансовые потери компаний от низкой продуктивности их работников, которая является следствием психических расстройств.


На данный момент эту проблему пытаются преодолеть с помощью различных программ, которые предполагают организацию консультаций и неотложной помощи для организаций, столкнувшихся с проблемой роста отклонений в психике среди своих работников. Однако, следует обращать больше внимания на профилактику этих заболеваний.

Например, всемирно известный концерн General Motors имеет собственную программу, согласно которой работники компании имеют неограниченный доступ к телефонным консультациям и бесплатным тренингам. General Motors также обучает руководителей оказывать первичную психологическую помощь при наличии личных проблем у его подчиненного.

3.3 Профилактика профессионального стресса

Понятие «превенция» (профилактика) происходит от латинского «praevenire» — «предшествовать, предвосхищать»

Психологическая профилактика — содействие полноценному социально профессиональному развитию личности, предупреждение возможных личностных изменений, личностных и межличностных противостояний, включая выработку рекомендаций по улучшению психоэмоционального состояния и социально-профессиональных условий самореализации человека.[33]

Преодоление стресса может быть достигнуто путем изменения взаимосвязи между человеком и окружающей средой, посредством взаимного приспособления субъекта и объекта.

Превентивное направление борьбы со стрессом должно происходить за счет изменения реакции на стресс в результате повышения жизнеспособности организма и психики к реакции на стрессоры, поддержания функциональных возможностей и трудоспособности на устойчивом оптимальном уровне, снижения чрезмерных функциональных, эмоциональных и поведенческих состояний на стрессогенное воздействие, восстановления функциональных возможностей организма после воздействия тяжелых стрессоров.

Данное направление преодоления стресса имеет, как правило, оперативный характер коррекционных воздействий. Оно связано с созданием рациональных, благоприятных условий для жизни и деятельности человека, носит достаточно генерализованный характер, рассчитанный на предотвращение стресса за счет приспособления окружающей среды и деятельности (ее содержания, условий протекания и организации) к особенностям, возможностям людей (как правило, достаточно широкого их контингента).


Профилактика и нахождение путей преодоления стресса должны осуществляться на уровне компании и на уровне каждого работника.

На уровне компании профилактика профессионального стресса и стресс-факторов должен выполняться за счет оптимального подбора и расстановки работников, постановки конкретных и реально выполнимых целей, правильного планирования работ, взаимодействия в коллективе и группового принятия решений, а также реализации программы охраны труда сотрудников.[34]

На уровне отдельного сотрудника основной задачей психопрофилактики работы со стрессом и проявлениями синдрома эмоционального выгорания является создание условий, содействующих разумному и квалифицированному реагированию личности на стресс – факторы, формирование оптимальной стрессоустойчивости. Психопрофилактика направлена на создание посредством психолого-педагогических методик для предотвращения ситуаций, факторов, вызывающих психологическое напряжение, стрессы и травмы, а также на повышение психологической невосприимчивости к ним.

С целью психологической профилактики стрессов и синдрома эмоционального выгорания используются следующие технологии.[35]

1. Совершенствование способов деятельности. С этой целью — вовлечение работников в социально и профессионально значимые нововведения, повышение квалификации, поощрение профессионального роста, личностно ориентированная аттестация, обогащение социально-профессиональной компетентности (разработка инновационного проекта, изучение и овладение новой технологией, освоение смежной специальности и др.).

2. Повышение социально-психологической компетентности сотрудников. Осуществляется в ходе проведения семинаров по проблемам профессиональных стрессов и их пагубном воздействии на психическое и физическое самочувствие индивидуума.

3. Оптимизация психологического климата в организации. С целью уменьшения эмоциональной перенасыщенности деятельности целесообразно создание кабинетов психологической разгрузки. Обязателен ежегодный отпуск сотрудников. Важное значение имеет овладение сотрудниками приемами эмоциональной само регуляции.

4. Личностно ориентированная диагностика, направленная на повышение аутопсихологической компетентности личности и определение стресс-симптомов.

5. Оптимизация интерпсихического взаимодействия в коллективе. В связи с тем, что человек обладает целой ролевой системой, т.е. выполняет несколько социальных функций, может возникать ролевая напряженность и даже ролевой конфликт. Смешение социальных ролей, когда в пространство профессионального взаимодействия вмешиваются иные виды отношений и связей, также является возможной причиной возникновения стресс-симптомов и, в итоге, формирования профессиональных деформаций.