Файл: АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОВ НА РЫНКЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «БИЗНЕС ГРУПП»).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие, сущность и факторы конкурентоспособности
2. Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности ООО «Бизнес Групп»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Характеристика рынка и анализ внешней и внутренней среды
2.3. Анализ конкурентов и оценка конкурентоспособности предприятия
3.1. Разработка мероприятий и предложений по повышению конкурентоспособности предприятия
3.2. Обоснование мероприятий и предложений по повышению конкурентоспособности предприятия
На сегодняшний день в компании трудятся около 200 человек, а дилерская сеть компании «Бизнес Групп» насчитывает более 200 компаний Московской области.
Динамика финансовых результатов деятельности ООО «Бизнес Групп» за период 2016-2018 года (по упрощенному отчету) представлена в таблице 2.
Таблица 2
Динамика финансовых результатов деятельности ООО «Бизнес Групп» за период 2016-2018 года (по упрощенному отчёту)
Показатель |
Абсолютные данные, тыс. руб. |
Абсолютные изменения, ± |
Темп роста, % |
||||
2016 |
2017 |
2018 |
2018/2016 |
2018/2018 |
2018/2016 |
2018/2018 |
|
Выручка |
176707 |
202998 |
265764 |
26291 |
62766 |
14,9 |
30,9 |
Расходы по обычной деятельности |
176731 |
205579 |
270281 |
28848 |
64702 |
16,3 |
31,5 |
Проценты к уплате |
1687 |
1277 |
117 |
-410 |
-1160 |
-24,3 |
-90,8 |
Прочие доходы |
850 |
382 |
1770 |
-468 |
1388 |
-55,1 |
363,4 |
Прочие расходы |
618 |
383 |
376 |
-235 |
-7 |
-38,0 |
-1,8 |
Налоги на прибыль |
5 |
30 |
140 |
25 |
110 |
500,0 |
366,7 |
Чистая прибыль (убыток) |
-1471 |
-3889 |
-3380 |
-2418 |
509 |
х |
х |
По данным таблицы 2 видно, что выручка от продаж ООО «Бизнес Групп» имеет тенденцию к росту. Так, в 2018 году выручка компании выросла на 26291 тыс. руб. или на 14,9%, а в 2018 году по отношению к 2018 году выручка компании по основному виду деятельности выросла на 62766 тыс. руб. или на 30,9%.
Вместе с выручкой компании возросли и расходы ООО «Бизнес Групп», но большими темпами чем выручка предприятия, а именно, рост расходов в 2018 году по отношению к 2016 году составлял 28848 тыс. руб. или на 16,3%, а в 2018 году по отношению к 2018 году расходы предприятия выросли на 64702 тыс. руб. или на 31,5%. При этом отметим, что расходы компании «Бизнес Групп» превышают ее доходы, что указывает на затратоемкость по основному виду деятельности и требует основного внимания руководства компании, так как из-за превышения расходов над доходами компании, компания несет убытки.
Для наглядного представления, динамику финансовых результатов деятельности ООО «Бизнес Групп» за период 2016-2018 года представим на рисунке 7-8.
Рис. 7. Динамика финансовых результатов деятельности ООО «Бизнес Групп» за 2016-2018 года, тыс. руб.
Так, удельный вес затрат компании «Бизнес Групп» в выручке в исследуемом периоде составлял: 2016 г. – 100,1%, в 2018 г. – 101,3%, в 2018 г. – 101,7%, т.е. наблюдается увеличение затратоемкость производственно-торговой деятельности компании и рассматривается как негативная тенденция.
Рис. 8. Динамика чистой прибыли ООО «Бизнес Групп» за 2016-2018 года, тыс. руб.
На рост затрат ООО «Бизнес Групп» повлияло в первую очередь рост цен на материалы для изготовления продукции (профиль и фурнитуру), а также увеличение стоимости доставки материала (сырья) до производства ООО «Бизнес Групп».
Негативно на прибыль компании «Бизнес Групп» в анализируемом периоде повлияло также проценты к уплате, но при этом отмечается снижение данного показателя, что рассматривается положительно, положительно также рассматривается рост прочих доходов компании в анализируемом периоде и снижение прочих расходов.
За счет всех рассмотренных финансовых показателей деятельности компании ООО «Бизнес Групп», компания понесла убытки в размере: в 2016 г. – 1474 тыс. руб., в 2018 г. – 3889 тыс. руб., а в 2018 г. убытки компании незначительно сократились и составили – 3380 тыс. руб.
Для наглядного представления, динамику рентабельности ООО «Бизнес Групп» за период 2016-2018 года представим на рисунке 9.
Рис. 9. Динамика рентабельности деятельности ООО «Бизнес Групп» за период 2016-2018 года, %
Таким образом, можно сделать вывод, что компания ООО «Бизнес Групп» за анализируемый период находится в убыточном положении, при этом компания понизила уровень эффективности своей деятельности. Это дает основание заключить, что финансовое состояние компании только ухудшается.
В целом, по результатам анализа, можно сделать вывод, что деятельность ООО «Бизнес Групп» является неэффективной, т.е. убыточной, что характеризуется получение убытков компании на протяжении всего исследуемого периода, а также на это указывает превышение расходов компании над доходами. Следовательно, единственный способ увеличения рентабельности деятельности ООО «Бизнес Групп» и выхода из кризисного состояния – это наращивать объемы продаж предприятия по основному виду деятельности, и параллельно сокращать расходы по обычной деятельности.
2.2. Характеристика рынка и анализ внешней и внутренней среды
02-05 апреля 2019 года в Москве прошла крупная международная выставка строительных и отделочных материалов – MosBuild 2019. В рамках выставки были проведены Глобальный Оконный Форум, на котором ТОП-менеджеры крупных оконных компаний (REHAU, Roto, AGC) представили свое видение развития оконного рынка и отраслевая тренд-панель «Оконный бизнес вчера, сегодня, завтра», на которой ТОП-менеджеры компаний разных поколений из разных регионов России говорили об изменившемся рынке, о том, что позволяет оставаться актуальными во времени, и о приоритетах на сегодняшний день[36].
Согласно результатам этих мероприятий, экспертами были сделаны выводы о том, что:
- Оконный рынок достиг своего пика в 2012 году, а к 2019 году упал более чем в два раза и падение продолжается в настоящее время.
- Основной сегмент оконного рынка «замена советских деревянных окон на пластиковые» уже исчерпал свой потенциал.
- На смену пришел сегмент «новое строительство», который стабильно занимает свою долю.
- Заметно сокращается доля «ремонтных окон» (замена после стройки).
- Сегмент «вторая волна остекления» обещает рост рынка в 2021 году.
На оконном рынке выявлено 4 вида потребителей:
– пьюрист (повышенная требовательность к сохранению изначальной чистоты, строгости стиля, приверженности канонам);
– функционалист (на первом месте – функциональность и удобство окна);
– дизайнловер (дизайн и красота очень важны);
– премиум (качество, качество и еще раз качество, а за ценой не постоим…).
По состоянию на 2019 год – 70% рынка занимали эконом-потребители, 30% – потребители, предпочитающие окна с добавленной стоимостью. В 2020 году ожидается «смена власти» – 70% рынка будут занимать потребители, предпочитающие окна с добавленной стоимостью, а 30% – эконом-потребители. Доля премиум потребителей увеличится с 3 до 7%, а любителей дизайна – с 12 до 28%.
Основные выводы и прогноз оконного рынка:
- Портрет потенциального потребителя существенно изменился и продолжает меняться.
- В настоящее время продолжится увеличение конкуренции, особенно в сегменте «эконом».
- Рост рынка начнется в 2021 году и будет происходить в сегментах потребителей «премиум», «дизайн», «функции».
Далее, проведем анализ внешней и внутренней среды компании ООО «Бизнес Групп».
Анализ факторов макро- и микроокружения внешней среды ООО «Бизнес Групп» представлен в таблице приложения 4. По данным, представленным в приложении 6 видно, что на компанию ООО «Бизнес Групп» из факторов макросреды наиболее воздействуют технологические факторы, которые в свою очередь компания должна использовать в свою сторону.
Далее, проведем анализ факторов микроокружения компании ООО «Бизнес Групп».
Покупатели компании ООО «Бизнес Групп».
К основным покупателям компании ООО «Бизнес Групп» относятся физические и юридические лица, а также к покупателям можно отнести и дилеров компании (оптовые заказчики).
К физическим лицам относятся более 50% клиентов, это жители г. Москва и Московской области, 30% это корпоративные клиенты компании – юридические лица (строительные организации, государственные и бюджетные учреждения) и 20% это дилеры компании, работающие под брендом компании «Бизнес Групп», но имеющие свои монтажные бригады.
Поставщики компании ООО «Бизнес Групп».
Основные поставщики компании – это поставщики профиля для изготовления ПВХ и АЛ профиля (корейская фирма Proline (Пролайн) и др.), поставщики фурнитуры, дополнительных материалов, комплектующие для монтажа и др.), а также к поставщикам компании относятся: банки, Москэнергосбыт и пр. компании.
Конкуренты компании ООО «Бизнес Групп».
Основными конкурентами ООО «Бизнес Групп» являются немецкие компании «Trocal», «Veka», «Kommerling», «Gealan», бельгийская компания «Deceuninck» и группа турецких производителей.
К наиболее массовым эксперты относят немецкие бренды от КВЕ и Rehau, в дорогом сегменте доминируют Schuco, Plustec, Trocal. Немецкие компании «оккупировали» и рынок фурнитуры. Считается, что самая большая его часть контролируется немецкими Siegenia-Aubi, Winkhaus, Schuring, Roto плюс австрийская Массо. Все вышеперечисленные компании являются косвенными конкурентами, к прямым конкурентам относятся компании по изготовлению и установки ПВХ и АЛ конструкций находящиеся в г. Москва, такие как ООО «Московские окна», ООО «Окнарёфф», ООО «ОкнаПроф» и другие компании.
Анализ внешней среды компании ООО «Бизнес Групп» показал, что наибольшую угрозу для компании представляют экономические факторы, такие как: инфляция, увеличение ценовой политики, рост налогов. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для компании. Также к угрозам компании можно отнести: неэффективную государственную инвестиционную политику, социальное положение населения страны, плохую экологическую атмосферу. Кроме угроз в компании присутствуют возможности, которые могут быть обеспеченны за счет: стабильности политической обстановки в стране, экономического роста, совершенствования оборудования, увеличения числа квалифицированных специалистов.
Далее, проанализируем внутреннюю среду компании ООО «Бизнес Групп», данные для анализа приведены в приложении 5. По данным, представленным в приложении 5, можно сделать вывод, что необходимо поддерживать внутреннюю среду компании, в большей мере в аспекте маркетинга и персонала, что будет предложено далее в п. 2.3 данной работе.
Таким образом, мы видим, что на деятельность компании «Бизнес Групп» воздействует большое количество внешних факторов, представляющих как угрозы для него, так и открывают новые возможности.
Компания «Бизнес Групп» в последующем будет развиваться, и преодолевать все сложности на своем пути, выявить, которые можно с помощью тщательных анализов рынка.
Далее проведем SNW-анализ. Результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4
SNW-анализ компании «Бизнес Групп»
Показатель |
Оценка позиции |
||
---|---|---|---|
Сильная (S) |
Нейтральная (N) |
Слабая (W) |
|
Стратегия организации |
+ |
||
Бизнес-стратегии |
+ |
||
Оргструктура |
+ |
||
Финансовая устойчивость |
+ |
||
Уровень востребованности услуги |
+ |
||
Структура затрат |
+ |
||
Система реализации продукции |
+ |
||
Технологии |
+ |
||
Инновации |
+ |
||
Персонал |
+ |
||
Дополнительные стратегические позиции (с учетом специфики компании) |
+ |
Исходя из проведенного SNW-анализа компании «Бизнес Групп» внутренней среды компании видно, что:
- финансовая устойчивость компании «Бизнес Групп» на период проведения исследования имеет слабые позиции, на что указывает убыточная деятельность компании за три последний исследуемых периода (2016-2018 гг.);
- структура затрат компании имеет также слабую позицию – нерациональное расходование и перераспределение финансовых средств компании, затратоемкость изготовления продукции, превышение затрат над выручкой компании;
- технологии имеют тоже слабую позицию, учитывая, что конкуренты используют более усовершенствованные технологии, это говорит о необходимости предприятию компании «Бизнес Групп» усовершенствования своих технологий и развития в данном направлении;
- инновации как способ к реализации на рынке ПВХ и АЛ конструкций и услуг имеют нейтральную позицию, что говорит о необходимости развиваться в данном направлении, и внедрять инновационные способы для оказания услуг компанией;
- дополнительные стратегические позиции, имеют слабую позицию, предлагает разработку и внедрение новых, более свежих стратегий в деятельность компании.