Файл: Изучение невербальные проявления эмоциональных состояний человека.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме этих представлений о роли жестов, в общении существует точка зрения, четко сформулированная М. С. Андриановым, о том, что жесты выражают общую «тональность» общения. На основе этого критерия общение разделяется на возвышенное, нейтральное, нейтрально-обиходное, фамильярное, вульгарное. [8, с.171]

Существуют различные классификации жестов. [22, с.202]

Их можно разбить на пять групп:

1. Жесты-иллюстраторы это жесты-сообщения: указатели «указующий перст»), пиктографы - образные картины изображения («вот такого размера и конфигурации»); кинетографы - движения телом; жесты-«биты» (жесты-«отмашки»); идеографы, т. е. необычные движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе.

2. Жесты-регуляторы - это жесты, выражающие отношение говорящего человека к чему-либо (улыбка, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками).

3. Жесты-эмблемы - это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые вместе руки, что-то вроде рукопожатия на уровне руки означают во многих случаях "здравствуйте", а поднятые над головой - "до свидания".

4. Жесты-адапторы - это индивидуальные привычки человека, связанные с движениями рук. Это могут быть: почесывания, подергивания отдельных частей тела; касания, похлопывания партнера; поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и т. п.).

5. Жесты-аффекторы - жесты, выражающие через движения тела и мышц лица определенные эмоции. [23, с.415]

Таким образом, жесты выполняют различные функции в общении. Жесты, как и мимика, могут нести самостоятельную информацию о человеке, независимо от его речи или других составляющих процесса общения. [8, с.176]

1.3.2 Просодика и экстра-лингвистика

Просодические и экстралингвистические средства общения связаны с голосом, характеристики которого создают образ человека, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности. [21, с.78]

Просодика и экстралингвистика изучаются в основном паралингвистикой. Она рассматривает те свойства голоса, которые не входят в систему практически дифференциальных, фонологических противопоставлений, и замещают сферу несловесных коммуникаций. [8, с.176]

Просодика — это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как громкость голосового тона, высота, темп голоса, сила ударения.

Экстралингвистика — это включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, смеха, кашля, вздохов и т.д. [9, с.142]


Просодическими и экстралингвистическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния. [21, с.78]

Особенности речи позволяют судить и о многих других индивидуальных свойствах. Громкость речи, ее интонация, темп и ритм, особенности употребления некоторых слов — все это о многом говорит наблюдателю, знакомому с несложными психологическими закономерностями. Голос и манера говорить несут в себе настоящую, почти не замаскированную информацию о его душевном складе. [3, с.146]

Громкость голоса указывает на то, как человек произносит слово — громко или тихо. В зависимости от цели и темы разговора и от особенностей помещения, его акустики она может меняться. [8, с.178]

Громкость голоса — общий показатель жизненной энергии и уверенности в себе. Громкий голос может выступать и маскировочным средством для сокрытия слабого духа. [3, с.147]

Высота голоса и ее изменения во времени выступают носителем не только эмоциональной, но и других видов невербальной информации, например возрастной, половой, индивидуально-личностной. [6, с.29]

Управление интонациями — большое искусство. Поэтому интонация, как никакой другой элемент просодической структуры, «выдает» состояние человека, кроме того, интонация создает целостный психологический образ человека. В данный момент интонации пока еще мало изучены. Их многообразие и высокая степень индивидуализации мешают составить какую-либо «азбуку» интонаций. В деловом общении слишком сильная эмоциональность и экспрессивность речи производит неприятное впечатление. Интонации должны быть вежливыми, предупредительными, благожелательными.[8, с.178]

Темп — это скорость, с которой человек разговаривает. Когда люди удовлетворены, возбуждены, испуганы, переживают, они часто говорят быстрее, а если предлагают вариант решения проблемы, или пытаются привлечь внимание к своей информации, говорят медленно.

Тембр голоса — это его звучание. У каждого человека свой тембр: голос звонкий, хриплый или дребезжит. И что интересно, тембр голоса может вводить собеседника в заблуждение. [12, с.185]

Так, для гнева присуще усиление высоких обертонов, что приводит к увеличению звонкости, «металличности» тембра, а для страха, наоборот, сильное падение высоких обертонов, что делает голос глухим, «тусклым», «сдавленным». В результате того что человек говорит как бы «на улыбке», радость приводит к смещению формантных частот в более высокочастотную область. [6, с.29]


Существенное значение в общении имеет пауза. Паузы необходимы для разрывания потока речи, так как они облегчают восприятие речи. Если не делать логической паузы, то получится сплошной текст, в котором трудно будет разобрать, какие слова в предложении по смыслу тесно связаны между собой и объединены интонацией.

Каждый раз собеседник может придавать ей определенную длительность и значимость ‒ то для отделения одной мысли от другой, то для привлечения внимания к чему-либо значительному, то наполняя ее «драматическим» содержанием и, следовательно, актерским мастерством. Пауза усиливает запоминание того, что сказано перед ней и после нее. Большое значение пауза может иметь для установления контакта с собеседниками (например, не слушающими). [12, с.185]

Просодические особенности речи дают нам возможность делать выводы о личностных особенностях человека, его характере и темпераменте. Особенно много подобных примеров мы видим в литературных произведениях, наблюдаем в реальных жизненных ситуациях и в деловом общении. [13, с.146]

Итак, человеку необходимо уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, скорость речи, оценивать силу и тон голоса, которые могут выражать его чувства, мысли, волевые устремления не только наряду со словом, но и помимо него, а иногда и вопреки ему. В довершении всего, по голосу хорошо подготовленный человек может определить, какое движение совершается в момент произнесения той или иной фразы. И наоборот, наблюдая за жестами в ходе речи, можно определить, каким голосом говорит человек. Поэтому нельзя забывать, что иногда жесты и движения могут не соответствовать тому, что сообщает голос. Следовательно, необходимо контролировать данный процесс и синхронизировать его. [7, с.145]

Такесика — это раздел психологии, изучающий прикосновения в ситуации общения: поцелуи, рукопожатия, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и пр.

Прикосновение к другому человеку в цивилизованном обществе определено целым рядом социальных норм и ограничений, отчего является достаточно редким элементом общения, хотя и очень выразительным. [3, с.119]

Тактильный контакт или прикосновение, для человека является самым первым и самым важным в его жизни. Прикосновением мать показывает не только физическое благополучие, но и выражает ребенку свою любовь и нежность. Лишенный этого в детстве, ребенок отстает от сверстников в интеллектуальном развитии и приобретает эмоциональные дефекты, компенсировать которые во взрослом состоянии почти невозможно [13, с.66]


Люди прикасаются друг к другу по разным причинам, разными способами и в разных местах. Исследования психологов показали, что человеку необходима и желательна какая-либо форма тактильной стимуляции. В прочем интенсивность, как и частота, прикосновении отличаются от культуры к культуре, зависят от пола, возраста, статуса и типа личности. Прикосновения сообщают об эмоциональном состоянии и о характере взаимодействия. [11, с.49]

Люди отличаются по манере прикасаться к другому человеку и по реакции на спонтанные прикосновения окружающих. Одним нравиться, когда к ним прикасаются или они сами касаются других в разговоре, а другим – нет. [24, с.91]

Невербальные взаимодействия, в основе которых лежит такесика, изменяются (разрушаются или возобновляются и продолжаются) под влиянием различных факторов. Но все-таки центральным местом среди них является система отношений людей друг к другу. [8, с.237]

У. Лаберр предложил классифицировать прикосновения: 1) прикосновения, распространенные во всем мире (прижаться, схватить другого человека, испугавшись чего-нибудь); 2) прикосновения, используемые только представителями определенной культуры (тереться носами, приветствуя друг друга); 3) социально-нормированные прикосновения (поцелуи); 4) прикосновения, принятые в различных культурах, принадлежащих к одному культурному ареалу (рукопожатия). [8, с.238]

Обязательным атрибутом любой встречи и прощания является рукопожатие. Оно может быть очень информативным, главным образом его интенсивность и продолжительность. Слишком короткое, вялое рукопожатие очень сухих рук может свидетельствовать о безразличии. И наоборот, продолжительное рукопожатие, и более чем влажные руки свидетельствуют о сильном волнении. Немного удлиненное рукопожатие вместе с улыбкой и теплым взглядом демонстрирует дружелюбие. [21, с.79]

Обмен рукопожатиями является пережитком первобытнообщинной эры. Первобытные люди протягивали друг другу руки раскрытыми ладонями вперед, показывая тем самым, что они без оружия. Со временем этот жест изменился, и появились его разновидности: помахивание рукой в воздухе, приложение ладони к груди и другие. В современном мире приветствия выражаются в том, что люди протягивают друг другу руки и слегка встряхивают их (от 3 до 7 раз), притом что, в большинстве стран это делается и в моменты приветствия и прощания. Но этот жест принят далеко не везде. Например, в Японии такой традиции никогда не существовало, и отношение современного японца к этому жесту определяется мерой его преданности нормам западного этикета. [3, с.123]


У славян существует обычай на уровне невербального поведения ‒ объятия, которые демонстрируют равенство и братство. У восточных народов и многих европейских прикасание друг к другу развито намного меньше, чем у русских (русские ходят, держа друг друга под руку). [8, с.240]

Поцелуй — приветствие, особенно в губы, выражает чувство приязни и дружеского единения, а поцелуй рук, плеч, ног является знаком подчинения, почтительности. Как знаком дружеского отношения и прощание, и прощение скрепляются у русских поцелуем. Поцелуй наблюдается в русской культуре в общении и мужчин, и женщин. У англичан он встречается редко, только при интимных отношениях. А у народов Северного Кавказа применяются поцелуи для приветствия только в определенных ситуациях и, как правило, между родственниками. Культурные традиции прикосновений распространяются на пол, возраст, статус, степень знакомства, родства, вид взаимодействия (деловое — личностное). [8, с.240]

Такие прикосновения как похлопывания по спине или плечу ‒ проявление дружеского расположения, участия или ободрения, которые характерны для мужчин. Их можно увидеть практически во всех возрастных категориях. Все эти жесты демонстрирует мужскую силу и готовность его обладателя прийти на помощь.

Такесические средства общения в большей степени, чем другие невербальные средства, в общении выполняют функции индикатора статусно-ролевых отношений, символа степени близости общающихся. [29, с.145]

В связи с эмоциональной силой такесики, которая непременно сопровождается нарушением неприкосновенности физического тела человека, с давних времен существуют в культуре различные запреты, коммуникативные табу. Невыполнение запретов на прикосновение в рамках культурной традиции приводит к формированию затрудненных форм общения, а в ряде случаев к эскалации интенсивных физических контактов. [8, с.242]

Проксемика как специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, располагает в настоящее время большим экспериментальным материалом. [30]

Одним из первых в области изучения пространственных потребностей человека был американский ученый Э.Холл и в 1969 г. издал книгу "Молчаливый язык ". И ввел термин "проксемика " (от англ. proximity — близость). Это та дистанция, которую соблюдают люди, и это биологическая закономерность. [13, с.73]

Дистанцирование — это расстояние, которого придерживается один собеседник относительно другого, а также неожиданные движения, которые имеют целью изменение этого расстояния (например, резкий шаг вперед или назад). [12, с.181]