Файл: Исаев Г Н Теоретико-методологические основы качества информационных систем.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Учебное пособие

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2018

Просмотров: 11167

Скачиваний: 72

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретико-методологические условия совершенствования качества информационных систем

1.1. Определение структуры парадигмы совершенствования качества информационных систем

1.2. Методологические положения совершенствования качества информационных систем

Глава 2. Разработка концептуальной модели совершенствования качества информационных систем

2.1. Понятийное представление совершенствования качества информационных систем

2.2. Дескриптивное моделирование совершенствования качества информационных систем

2.3. Концепция креативного управления качеством информационных систем

Глава 3. Разработка математических моделей совершенствования качества информационных систем

3.1. Обобщённая модель совершенствования качества информационных систем

3.2. Модель определения состава показателей качества информационных систем

3.3. Модель расчета значений показателей оценки качества информационных систем

3.4. Модель определения обобщенных показателей и коэффициентов их весомости

3.5. Модель автоматического обнаружения и исправления ошибок в документах табличного вида

Выводы

Глава 4. Экспериментальное исследование моделей совершенствования качества информационных систем

4.1. Постановка задачи экспериментального исследования моделей совершенствования качества ИС

4.2. Обработка экспериментальных данных по исследованию моделей

4.3. Оценка и анализ адекватности моделей и результатов экспериментов

Глава 5. Синтез комплексной системы управления качеством информационных систем

5.1. Цель, задачи и функции комплексной системы управления качеством информационных систем

5.2. Структура комплексной системы управления качеством информационных систем

5.3. Технология обработки данных Комплексной системы управления качеством информационных систем

5.4. Разработка алгоритма и программы автоматического восстановления достоверности данных

5.5. Создание комплексной системы управления качеством информационных систем

Выводы

Заключение

Библиографический список использованной литературы

Приложение 1. Методика выявления и регистрации дефектов информационных систем

Приложение 2. Ведомость выявленных дефектов ИС

Приложение 3. Кодификаторы информации для заполнения «Ведомости выявленных дефектов»

Приложение 4. Расчет значений показателей оценки качества информационных систем

Приложение 5. Перечень основных сокращений






Исаев Г. Н.






ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАЧЕСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ










Издательство «ИНФРА-М»

Москва - 2017






ББК 32.973

Г87

УДК 681.3.338.45



Рецензенты:


Князев Владимир Владимирович, доктор технических наук, доцент.

Роганов Андрей Арьевич, кандидат технических наук, доцент.




Г87 Исаев Г.Н. Теоретико-методологические основы качества информационных систем:.-М.:ИНФРА-М, 2017.- 339 с.


В монографии Исаева Георгия Николаевича, кандидата технических наук, доцента кафедры информационных технологий и систем Российского государственного гуманитарного университета рассматривается комплекс вопросов, составляющих парадигму качества информационных систем. Парадигма раскрыта посредством решения основных вопросов теории и методологии качества информационных систем. Дано решение задач по созданию моделей, алгоритмов, методов и средств по развитию качества информационных систем. Одним из средств улучшения качества предложена Комплексная система управления качеством информационных систем. Освещены вопросы целей, задач, функций, структуры, технологии построения и функционирования, обработки данных этого класса систем.

Издание предназначено для разработчиков информационных систем, специалистов, научных работников, аспирантов, которые в той или иной мере решают вопросы обеспечения качества информационных систем, а также для студентов, обучающихся по специальностям «Прикладная информатика», «Бизнес-информатика», «Информационные технологии и системы», «Автоматизированные информационные системы», «Информационный менеджмент» и другим смежным специальностям.


Библиогр.: 225 назв.





© Г.Н. Исаев, 2017


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4

Глава 1. Теоретико-методологические условия совершенствования качества информационных систем 11

1.1. Определение структуры парадигмы совершенствования качества информационных систем 12

1.2. Методологические положения совершенствования качества информационных систем 24

Выводы 49

Глава 2. Разработка концептуальной модели совершенствования качества информационных систем 52

2.1. Понятийное представление совершенствования качества информационных систем 52

2.2. Дескриптивное моделирование совершенствования качества информационных систем 70

2.3. Концепция креативного управления качеством информационных систем 123

Выводы 137

Глава 3. Разработка математических моделей совершенствования качества информационных систем 141

3.1. Обобщённая модель совершенствования качества информационных систем 141

3.2. Модель определения состава показателей качества информационных систем 146

3.3. Модель расчета значений показателей оценки качества информационных систем 150

3.4. Модель определения обобщенных показателей и коэффициентов их весомости 154

3.5. Модель автоматического обнаружения и исправления ошибок в документах табличного вида 160

Выводы 165

Глава 4. Экспериментальное исследование моделей совершенствования качества информационных систем 168

4.1. Постановка задачи экспериментального исследования моделей совершенствования качества ИС 168

4.2. Обработка экспериментальных данных по исследованию моделей 172

4.3. Оценка и анализ адекватности моделей и результатов экспериментов 190

Выводы 210

Глава 5. Синтез комплексной системы управления качеством информационных систем 213

5.1. Цель, задачи и функции комплексной системы управления качеством информационных систем 213

5.2. Структура комплексной системы управления качеством информационных систем 228

5.3. Технология обработки данных Комплексной системы управления качеством информационных систем 252

5.4. Разработка алгоритма и программы автоматического восстановления достоверности данных 268

5.5. Создание комплексной системы управления качеством информационных систем 275

Выводы 288

Заключение 291

Библиографический список использованной литературы 296

Приложение 1. Методика выявления и регистрации дефектов информационных систем 319

Приложение 2. Ведомость выявленных дефектов ИС 325

Приложение 3. Кодификаторы информации для заполнения «Ведомости выявленных дефектов» 326

Приложение 4. Расчет значений показателей оценки качества информационных систем 342

Приложение 5. Перечень основных сокращений 350



ВВЕДЕНИЕ


В современном мире происходит интенсивное внедрение информационных систем (ИС). На проектирование, построение и функционирование ИС направляются значительные ресурсы. Вместе с тем, направляемые капиталовложения на ИС иногда не обеспечивают ожидаемого эффекта. С особой остротой этот вопрос относится к функционированию ИС организационной сферы. Часто спроектированные и принятые в эксплуатацию ИС на стадии функционирования снижают технико-экономические показатели, не отвечают проектным требованиям. Наиболее критичной стороной проблемы качества ИС (КИС) является то, что выдаваемая пользователю результатная информация, бывает недостоверной, неполной, несвоевременной и др. Применение информации неудовлетворительного качества ведет к ухудшению качества решений, к снижению эффективности управления соответствующим хозяйственным комплексом.

Проблема качества ИС имеет и социальный аспект. Плохое качество ИС сдерживает развитие информационной индустрии, снижает конкурентоспособность информационной продукции, престиж фирмы-разработчика и государства. По мере истощения природных ресурсов все более отчетливо будет проявляться необходимость перехода от экстенсивных способов решения проблем к интенсивным, качественным методам решения проблем, и не в последнюю очередь к качеству ИС различного класса и назначения. В контексте проблем развития общества проблема КИС приобретает системный характер.

Лучшие умы всегда придавали большое значение качеству в развитии общества. Русский философ Ильин И.А. писал: «Русскому народу есть только один исход и одно спасение – возвращение к качеству и его культуре, ибо количественные пути исхожены, выстраданы и разоблачены, а количественные иллюзии на наших глазах изнашиваются до конца. Верим и знаем: придет час и Россия восстанет из распада и унижения и начнет эпоху нового расцвета лишь после того, как русские люди поймут, что спасение надо искать в качестве» [цит. по 4].

Мировое сообщество принимает определенные меры по решению проблем качества. Общие требования сообщества к качеству определены международными стандартами Международной организации по стандартизации (ИСО). Версия стандарта ИСО 9001:2015 определяет требования к нормативным документам на системы управления качеством [126]. Эта версия устанавливает новые, единые требования по совершенствованию систем качества различных отраслей. Следует отметить, что первая редакция стандартов ИСО серии 9000 вышла в конце 80-х годов [41,42,130-132]. Эти стандарты установили требования к системам обеспечения качества. Возникло самостоятельное направление менеджмента – менеджмент качества. Управление качеством стало одним из эффективных направлений совершенствования качества ИС. За рубежом современные методы менеджмента качества связывают с методологией TQM (total quality management) – всеобщим (тотальным) менеджментом качества [1,4,125].


Более конкретное рассмотрение вопросов качества относительно ИС и их компонентов рассматриваются в соответствующих сериях международных и национальных стандартов. Современные стандарты («ИСО/МЭК 15288.Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем», «ГОСТ Р ИСО 9001-2001.Системы менеджмента качества. Требования», «ИСО 9003. Системная и программная инженерия» и др.) отражают общие требования к построению рациональных процессов управления качеством компонентов в рамках жизненного цикла систем. Стандарты способствуют улучшению качества ИС и инвариантны типу ИС и организаций.

В настоящее время более четко обозначилось то, что передовые рубежи социального прогресса будут занимать те страны, которые решат проблему эффективной генерации и применения информации необходимого качества. Значимый вклад в этом направлении внесли отечественные ученые: Белоногов Г.Г., Гиляревский Р.C., Данчул А.Н., Дружинин Г.В., Колин К.К., Костогрызов А.И., Курбаков К.И., Липаев В.В., Мальцева С.В., Надеждин Е.Н., Сергеева И.В., Серов В.Р., Синавина В.С., Тельнов Ю.Ф., Тихонов А.Н., Харкевич А.Н., Черешкин Д.С.,Черный А.И. и др., и зарубежные - Edmans A., Eppler M., Herget J., Kahn B.K, Marchand D., Schutz T., Skalski D., Freytag J. и др.

Следует отметить, что в настоящее время усиливается общая тенденция непрерывного роста объемов и усложнения современного производства. Эти и другие факторы обусловливают в перспективе постоянное возрастание требований к качеству ИС на всех стадиях их жизненного цикла – исследовании, проектировании, построении, функционировании (эксплуатации). Исторически сложилось так, что для совершенствования качества ИС используются отдельные, часто хорошие разработки совершенствования ИС. Однако эти разработки слабо связаны между собой, качество их построения и применения часто ухудшается по причине отсутствия системного представления, концепции качества ИС. Усиливаются противоречия между необходимостью системного улучшения качества принимаемых решений, с одной стороны, и неадекватным качеством современных ИС, обеспечивающих эти решения, с другой. Для снятия противоречия необходимо разнообразные, подчас хорошие, но слабо связанные процессы, методы и средства интегрировать посредством логики определенной системы. Эта система должна обладать комплексом креативных свойств, в частности, способностью системного и активного воздействия на качество ИС в целом и на качество её компонентов. Сложную проблему КИС можно решать разными путями. Наиболее рациональным представляется путь создания и реализации теории и методологии совершенствования качества информационных систем (СКИС). В контексте СКИС решаются многие проблемы улучшения качества, в том числе и управление качеством информационных систем (УКИС) с учетом стадий их создания и функционирования.