Файл: Исаев Г Н Теоретико-методологические основы качества информационных систем.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Учебное пособие

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2018

Просмотров: 11389

Скачиваний: 72

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретико-методологические условия совершенствования качества информационных систем

1.1. Определение структуры парадигмы совершенствования качества информационных систем

1.2. Методологические положения совершенствования качества информационных систем

Глава 2. Разработка концептуальной модели совершенствования качества информационных систем

2.1. Понятийное представление совершенствования качества информационных систем

2.2. Дескриптивное моделирование совершенствования качества информационных систем

2.3. Концепция креативного управления качеством информационных систем

Глава 3. Разработка математических моделей совершенствования качества информационных систем

3.1. Обобщённая модель совершенствования качества информационных систем

3.2. Модель определения состава показателей качества информационных систем

3.3. Модель расчета значений показателей оценки качества информационных систем

3.4. Модель определения обобщенных показателей и коэффициентов их весомости

3.5. Модель автоматического обнаружения и исправления ошибок в документах табличного вида

Выводы

Глава 4. Экспериментальное исследование моделей совершенствования качества информационных систем

4.1. Постановка задачи экспериментального исследования моделей совершенствования качества ИС

4.2. Обработка экспериментальных данных по исследованию моделей

4.3. Оценка и анализ адекватности моделей и результатов экспериментов

Глава 5. Синтез комплексной системы управления качеством информационных систем

5.1. Цель, задачи и функции комплексной системы управления качеством информационных систем

5.2. Структура комплексной системы управления качеством информационных систем

5.3. Технология обработки данных Комплексной системы управления качеством информационных систем

5.4. Разработка алгоритма и программы автоматического восстановления достоверности данных

5.5. Создание комплексной системы управления качеством информационных систем

Выводы

Заключение

Библиографический список использованной литературы

Приложение 1. Методика выявления и регистрации дефектов информационных систем

Приложение 2. Ведомость выявленных дефектов ИС

Приложение 3. Кодификаторы информации для заполнения «Ведомости выявленных дефектов»

Приложение 4. Расчет значений показателей оценки качества информационных систем

Приложение 5. Перечень основных сокращений

7. Инсталляция программного обеспечения и выполнение работ по тестированию программного комплекса системы. При условии обнаружения дефектов – принятие мер по их устранению.

8. Наполнение базы данных, решение контрольных примеров по всему комплексу задач системы в соответствии с проектом. При условии обнаружения недостатков – принятие мер к их устранению. Если недостатков не обнаружено – подготовка документов для сдачи КС УКИС в опытную эксплуатацию.

На основании проведенного синтеза КС УКИС и в соответствии с разработанной методикой синтеза дефиниций понятий можно дать трактовку дефиниции центрального понятия рассматриваемой нами предметной области. «Комплексная система управления качеством информационной системы - это совокупность процессов, методов и средств информационного, технического, программного и организационно-правового характера по многоаспектному регулированию качества информационной системы и выдаваемой ею результатной информации в соответствии с установленными требованиями».

Разумеется, что вышеперечисленный состав и характер задач и их последовательность отражают общий подход к построению системы. Каждое конкретное воплощение КС УКИС будет иметь свою специфику по характеру задач и последовательности их решения. Особенности построения будут определяться характером управляемых ИС, их количеством, уровнем применения ИС, режимом функционирования, объемом финансирования и др.

Этапы дескриптивного и математического моделирования КС УКИС рассмотрены в главах 2 и 3. Фазы функционирования и ликвидации жизненного цикла КС УКИС остаются здесь без рассмотрения по причине их не принципиального отличия от аналогичных фаз ЖЦ ИС, описание которых имеется в [117].


Выводы



    1. Синтез КС УКИС проводится в соответствии с разработанной моделью структурно-параметрического синтеза на методологической основе СКИС, комплексе дескриптивных, математических и машинных моделей, полученных в результате теоретических и экспериментальных работ.

    2. Синтез сочетается с анализом и предусматривает определение для КС УКИС системообразующих признаков: цель, задачи, функции, структура, технология функционирования и обработки данных, оценки качества системы, включая эффективность и др.

    3. Выявленное в ходе исследования свойство метаинформационности КС УКИС позволяет при её построении достичь в определенной мере экономии ресурсов. Данное условие существенно повышает эффективность КС УКИС по сравнению с системами управления качеством в области промышленного производства. Экономия ресурсов в данном случае проводится за счет использования в контуре КС УКИС средств управляемой информационной системы, а именно, определенного состава исполнителей, информационных компонентов, программных и технических средств.


Свойства КС УКИС, в частности, метаинформационность, позволяют идентифицировать её как информационную систему нового класса, то есть информационно-управляющую систему, объектом управления которой может быть одна или несколько ИС.

    1. Жизненный цикл КС УКИС не имеет принципиальных отличий от жизненного цикла управляемой ИС. Отсюда методы и средства, применяемые для исследования, проектирования, построения и эксплуатации ИС могут быть отнесены в определенной мере к указанным этапам жизненного цикла КС УКИС. Имеющиеся различия обусловлены, прежде всего, соотношением субъекта и объекта в контуре управления качеством ИС.

    2. Эффективность решения задач проектирования КС УКИС улучшается при условии соблюдения принципа автоматизации СКИС. Одним из средств автоматизации проектирования КС УКИС следует рассматривать программную инженерию – CASE-технологии.

    3. На основе модели СКИС и схемы функционирования КС УКИС можно выполнить синтез взаимодействия технологических процессов обработки данных КС УКИС и управляемой ИС. В оперативном управлении качеством ИС основную нагрузку выполняет технологический процесс обработки данных КС УКИС. Эффективным средством постоянного развития КС УКИС можно признать наличие обратной связи, в частности, между абонентами управляемой ИС и администратором КС УКИС.

    4. Качество технологического процесса обработки данных КС УКИС существенно улучшается при наличии программ контроля достоверности и полноты данных, в частности, алгоритма и соответствующей программы автоматического исправления дефектов в обрабатываемых данных.



Заключение


Социально-экономическое развитие страны в значительной мере определяется уровнем информатизации различных сфер общества. Уровень информатизации зависит от качества информационных систем. Решение проблемы по улучшению качества должно выполняться в соответствии с теоретико-методологическими основами совершенствования качества информационных систем на всех фазах, стадиях и этапах их жизненного цикла. Одной из прагматичных фаз является функционирование информационных систем, в результате которой проводится применение ИС, достижение ожидаемого эффекта, возврат инвестиций в создание ИС.

Создание теоретико-методологических основ УКИС осуществляется путем выполнения теоретических, экспериментальных и практических работ исследований по разработке комплекса моделей, методов и средств, как основы концепции совершенствования качества информационных систем организационной сферы:

  1. Создание теоретико-методологических оснований УКИС предполагает определение многоуровневой структуры парадигмы совершенствования качества ИС, как гносеологической базы управления качеством информационных систем, определяющей предметную область, основные категории и состав задач решения проблемы УКИС.

  2. Структуру методологии СКИС составляют следующие компоненты: принципы, логика организации, методы и средства СКИС. Для каждого из указанных компонентов определяются структура и содержание.

  3. С целью выбора адекватных методов решения задач УКИС выполняется типология, изучение, построение и реализация моделей СКИС. Наиболее адекватными являются на данном этапе следующие виды моделирования: дескриптивное - для построения концептуальных моделей, формализованное - для построения математических моделей, физическое - для построения машинных моделей экспериментального исследования на базе ЭВМ.

  4. При построении и изучении моделей, как знаковых систем, целесообразно выделение свойств СКИС с позиций семиотики – семантических, синтаксических и прагматических, с учетом которых проводится решение задач СКИС. В методологии СКИС, в частности, при моделировании необходимо учитывать свойства метаинформационности, эмерджентности и др. Используемые в решении задач СКИС модели должны выполнять функции описания, объяснения, прогнозирования, идеализированного представления СКИС.

  5. Определяется методический подход к образованию дефиниций понятий СКИС, которые можно идентифицировать как концептуальные редуцированные модели верхнего уровня парадигмы СКИС. На этой основе определен исходный состав понятий УКИС и сформулированы дефиниции этих понятий.

  6. В соответствии со структурой парадигмы разработка концепции СКИС может быть реализована и отображена в виде иерархического комплекса дескриптивных моделей, логическую вершину которого занимает обобщённая модель СКИС. Эта модель СКИС определяет логику организации и развития комплекса частных моделей системы СКИС, например, модели первоочередного блока СКИС: принципиальная модель СКИС, модели измерения качества, определения состава показателей, значений показателей качества ИС, автоматического обнаружения и исправления ошибок в документах табличного вида, модель КС УКИС и др.

  7. Система показателей качества ИС должна формироваться в соответствии с принципами квалиметрии. Для измерения качества определяются шкалы и способы измерения. В квалиметрии ИС индикатором качества могут быть дефекты ИС, отображаемые неоднородной статистической структурой. Для реализации экспериментов и эксплуатации КС УКИС разрабатывается методика выявления и регистрации дефектов ИС, машинная форма «Ведомость дефектов», ряд классификаторов, как компонентов методики многомерного измерения качества ИС.

  8. При разработке методов УКИС могут формулироваться гипотезы. Так, например, сформулировано предположение, что одним из адекватных методов определения обоснованного набора показателей может быть применение модели распознавания свойств на основе анализа неоднородности статистической структуры дефектов ИС. В контексте этого предположения построена модель кластер-анализа структуры дефектов, формирования их групп, выявления свойств дефектов, на основе которых становится возможным определить первичные показатели, как базы для построения адекватной системы показателей качества ИС.

  9. Определение состава и значения обобщенных показателей может быть выполнено путем выявления статистической закономерности через идентификацию свойств и анализ причинно-следственной связи функционального характера между дефектами обработки документов, с одной стороны, и значениями обобщенных показателей качества ИС, с другой. К возможным дефектам относятся искажения значений показателей документов, отсутствие (пропуски) значений показателей документов, запаздывание документов и др. К возможным обобщенным показателям качества ИС можно отнести производительность ИС, себестоимость обработки документов и др. Для определения значений обобщенных показателей качества и коэффициентов весомости переменных может быть принята модель множественной линейной регрессии.

  10. Качество ИС в значительной мере зависит от улучшения достоверности обрабатываемых данных. Решение задачи повышения уровня достоверности данных может быть выполнено путем построения модели и создания метода программного обнаружения и исправления ошибок в документах табличной структуры без непосредственного вмешательства оператора. Модель строится на основе выявления свойств взаимосвязи значений показателей табличных документов и теории помехоустойчивого кодирования.

  11. Проверка работоспособности моделей и адекватности результатов исследования выполняется посредством разработки компьютерных моделей системы СКИС, как прототипа КС УКИС, и проведения экспериментальных работ. Разрабатываются соответствующие организационно-методические документы и формы документов. Для этого должны быть выполнены сбор статистики дефектов с реальной ИС, измерение дефектов, ввод этих данных в ЭВМ, обработка и получение статистических оценок, таблиц, графиков и других данных, подтверждающих адекватность моделей, достоверность и эффективность результатов исследования.

  12. С применением ЭВМ проводится комплексный анализ факторов-причин, снижающих уровень КИС. Показано, что уровень КИС будет выше, если учитываются все факторы, выявленные в результате измерения, оценки качества и последующего анализа причин дефектов ИС. Установлена объективная необходимость создания механизма, обеспечивающего системный подход к решению задач СКИС, то есть КС УКИС.

  13. Для создания вышеуказанного механизма определяется жизненный цикл, проводится синтез и разрабатывается КС УКИС. Определение основных требований к КС УКИС целесообразно выполнять на основе системного подхода к анализу качества ИС путем выделения комплекса семантических, синтаксических и прагматических свойств ИС. Свойство метаинформационности, выявленное у КС УКИС, позволяет, в принципе, в отличие от систем управления качеством промышленной продукции, получить существенную экономию ресурсов при создании и эксплуатации КС УКИС.

  14. На основе теоретико-множественной модели выполняется синтез технологических процессов обработки данных КС УКИС и управляемой ИС. Синтез обеспечивает эффективную обработку данных о качестве, в частности, обнаружение и исправление дефектов в реальном масштабе времени. КС УКИС, как средство активного и перманентного управления качеством ИС на информационно-технологическом уровне в реальном времени и на организационно-техническом уровне в регламентном времени может быть идентифицирована как информационная система нового типа.

  15. Определение перспективных направлений по управлению качеством ИС может быть проведено на базе разработанных парадигмы и методологических положений СКИС, в частности:


  • Разработка моделей и методов развития методологии СКИС.

  • Разработка методов по исследованию закономерностей в процессах УКИС.

  • Исследование и разработка экспертной оценки качества ИС на различных этапах жизненного цикла ИС.

  • Исследование и разработка методов измерения качества ИС на различных этапах жизненного цикла ИС.

  • Исследование и разработка баз данных (баз знаний) по совершенствованию качества ИС.

  • Разработка методов и средств улучшения достоверности данных в ИС.

  • Разработка методов и средств улучшения полноты данных в ИС.

  • Разработка и исследование моделей совершенствования качества информационно-документационного обеспечения КС УКИС.

  • Разработка и исследование моделей распознавания свойств КС УКИС.

  • Разработка и исследование моделей совершенствования качества технологического обеспечения КС УКИС.

  • Разработка и исследование моделей совершенствования качества программного обеспечения КС УКИС.

  • Разработка и исследование моделей совершенствования качества организационно-правового обеспечения КС УКИС.

  • Разработка и исследование методов многомерного измерения качества комплексных систем СКИС и их компонентов.

  • Разработка методов определения показателей качества ИС и их значений.

  • Разработка и исследование методов проектирования КС УКИС.

  • Исследование методов применения метаинформационности в решении задач создания и функционирования КС УКИС.

  • Планирование эксперимента в исследовании моделей и методов СКИС.

  • Разработка и исследование эффективности моделей СКИС.

  • Исследование факторов и условий, влияющих на КИС, с применением нейронных сетей.


Библиографический список использованной литературы


  1. Азгальдов Г.Г. Теория и практика оценки качества товаров. - М.: Экономика, 1989.-256 с.

  2. Акимов С.В. Четырехуровневая интегративная модель для автоматизации структурно-параметрического синтеза // Труды учебных заведений связи / СПбГУТ. СПб, 2004. № 171. С. 165-173.

  3. Ананьева Т.Н. Информационный менеджмент в системе социологического знания: Монография.-М.: ГОУВПО «МГУС», 2007.-199 с.

  4. Антология русского качества /Под ред. Б.В. Бойцова, Ю.В. Крянева. 3-е изд., доп.-М.:РИА «Стандарты и качество», 2000.- 432 c.

  5. Аншаков О.М., Скворцов Д.П., Фин В.К. Некоторые семантические и синтаксические проблемы ДСМ-метода автоматического порождения гипотез. НТИ. Серия 2. Информационные процессы и системы, 1984, № 2, с.5-13.

  6. Арский Ю.М., Гиляревский Р.С., Черный А.И. Инфосфера: Информационные структуры, системы и процессы.- М.:ВИНИТИ, 1996.- 489 c.

  7. Асмаков С. Лазерные принтеры класса SOHO. Компьютер Пресс. 2001, № 12, с. 101-109.

  8. Белоногов Г.Г. Теоретические проблемы информатики. Том 2. Семантические проблемы информатики /Под общей редакцией К.И. Курбакова.-М.: КОС•ИНФ,2008.-215 с.

  9. Бескоровайный М.М., Костогрызов А.И., Львов В.М. Инструментально-моделирующий комплекс для оценки качества функционирования информационных систем «КОК»: Руководство системного аналитика.-М.: Вооружение. Политика.Конверсия.-2002.-305 c.

  10. Боэм Б., Браун Дж., Каспар Х., Липов М. Характеристика качества программного обеспечения. Пер. с англ. /Под ред. Е.К. Масловского. - М.: Мир, 1981.-206 с.

  11. Бояринов И.М. Помехоустойчивое кодирование числовой информации. - М.: Наука, 1983.-195 с.

  12. Бусленко Н.П. Моделирование сложных систем / Изд. 2-е испр. и перераб.-М.:Наука,1978.-399 с.

  13. Ван Гиг Дж. Прикладная общая теория систем.-М.:Мир,1981.-217 с.

  14. Варламов О.О. Эволюционные базы данных и знаний для адаптивного синтеза интеллектуальных систем. Миварное информационное пространство. М.: Радио и связь, 2002.- 288 c.

  15. Васильев П.В., Иваницкий А.Ю. Линейное программирование.-М.: Факториал,2003.-352 с.

  16. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем.- М.:Финансы и статистика, 2000.- 352 с.

  17. Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. 2-е изд.-М.: Сов. радио,1968.- 326 с.

  18. Воронов А.А., Ким Д.П., Лохин В.М. и др. Теория автоматического управления /Под ред. А.А. Воронова, 2-е изд. перераб. и доп.-М.: Высшая школа,1986.-504 с.

  19. Герасименко В.А. Проблемы защиты данных в системах их обработки.-М.: Радио и связь, 1987.-232 с.

  20. Глаголева И.И., Шульга Н.Г. Кластерный анализ: методические рекомендации пользователю программой КЛААС на ЭВМ «Минск-32».- Киев:УСХА, 1984.-21 с.

  21. Гличев А.В. Основы управления качеством продукции.-М.: РИА «Стандарты и качество»,2001.-235 с.

  22. Гольдбаум И.Я., Николаев Ф.А. Аппаратура передачи данных для системы машин «Онега».- в кн.: Научно-техническая конференция «Механизация и автоматизация инженерного и управленческого труда в промышленности». Секция 5. Тезисы докладов.- Киев: Наукова думка, 1967, с. 23-45.

  23. Горский Д.П. Определение (логико-методологические проблемы).-М.:Мысль, 1974.-311 с.

  24. ГОСТ 220886-75. Автоматическая обработка данных. Термины и определения.

  25. ГОСТ 19.101-77. Единая система программной документации. Виды программ и программных документов.

  26. ГОСТ 17369-78. Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации. Термины и определения.

  27. ГОСТ 15467-79. Управление качеством продукции. Основные положения. Термины и определения.

  28. ГОСТ 6.10.1-80. Унифицированные системы документации. Основные положения.

  29. ГОСТ 16487-82. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения.

  30. ГОСТ 40.9001-88. Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании.

  31. ГОСТ 34.602-1989 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы.

  32. ГОСТ 28147-1989 Системы обработки информации. Защита криптографическая. Алгоритмы криптографического преобразования.

  33. ГОСТ Р 1.4-93 ГСС РФ. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

  34. ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-1993. Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководство по их применению.

  35. ГОСТ Р 1.10-95 ГСС РФ. Порядок разработки, принятия, регистрации правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации и информации о них.

  36. ГОСТ Р 51170-98. Качество служебной информации. Термины и определения.

  37. ГОСТ Р 51167-98. Качество служебной информации. Графические модели технологических процессов переработки данных.

  38. ГОСТ Р 51171-98. Качество служебной информации. Правила предъявления информационных технологий на сертификацию.

  39. ГОСТ 7.0-99. СИБИД. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения.

  40. ГОСТ Р 51624-2000 Защита информации. Автоматизированные системы в защищенном исполнении. Общие требования

  41. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь.

  42. ГОСТ Р ИСО 9001-2001 Системы менеджмента качества. Требования.

  43. ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288-2002. Информационная технология. Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем.

  44. ГОСТ РВ 51987-2002. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Типовые требования и показатели качества функционирования информационных систем. Общие положения.

  45. ГОСТ Р 1.0-2004.Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения.

  46. Гостехкомиссия России. Руководящий документ. Концепция защиты средств вычислительной техники и автоматизированных систем от несанкционированного доступа к информации. М., Военное издательство,1992.-12 с.

  47. Государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Прикладная информатика (по отраслям)». Проект.-М., КОС•ИНФ Минобрнауки, 2006.- 68 с.

  48. Данчул А.Н. Введение в информатику.-М.: Изд-во РАГС, 2003.-112 с.

  49. Дружинин Г.В., Сергеева И.В. Качество информации.- М.:Радио и связь,1990.-172 с.

  50. Дюран Б., Одел П. Кластерный анализ /Под ред. А.Я. Боярского. - М.: Статистика, 1977.-128 с.

  51. Енюков И.С. Методы, алгоритмы, программы многомерного статистического анализа: пакет ППСА.-М: Финансы и статистика, 1986.-232 c.

  52. Заде Л.А. Размытые множества и их применение в распознавании образов и кластер анализе. - В кн.: Классификация и кластер /Ред. Дж. Вэн Райзин, пер. с англ., под ред. Ю.И. Журавлева. - М.: Мир, 1980, с 208-247.

  53. Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2-ФЗ от 09.01.96 г.

  54. Закон РФ "О стандартизации в Российской Федерации" № 162-ФЗ от 29.06.2015 г.

  55. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» № 4871-1 от 27.04.93 г.

  56. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» № 5151-1 от 10.06.93 г.

  57. Закон РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27.07.06 г. (с изменениями на 27 июля 2010 года).

  58. Закон РФ «Об участии в международном информационном обмене» № 85-ФЗ от 04.07.96 г.

  59. Информационное обеспечение туризма: Креативное управление /Ананьева Т.Н., Новикова Н.Г., Исаев Г.Н.-М.: Издательство «Русайнс»,2015 г.-164 с.

  60. Исаев Г.Н. К вопросу повышения достоверности информации в автоматизированных системах управления.- В сб.: Техническое и информационное обеспечение АСУП. Барнаул, Алт. политех. ин-т,1973,с. 34-38.

  61. Исаев Г.Н. Организационно-методические вопросы автоматизации задач систем управления.-В сб.: экономико-организационные проблемы управления высшей школой, вып. 1, Воронеж, ВГУ, 1973, с.86-89.

  62. Исаев Г.Н. Об опыте автоматизации отраслевого учета подготовки специалистов высшей квалификации.-В сб.: Проблемы автоматизации управления высшей школой, разработками и производством. М., МАИ, ч.1, 1973, с. 18-19.

  63. Исаев Г.Н. О методе расчета объемов информации при проектировании АСУ.В сб.: Техническое и информационное обеспечение АСУП, Барнаул, Алт. политехн. ин-т, 1973, с. 21-25.

  64. Исаев Г.Н., Щербакова Е.Л. Методы контроля достоверности информации в АСУ - Росминвуз. Методическое пособие для разработчиков АСУ - Росминвуз. М., ВЦ Минвуза РСФСР, 1973.- 31 с.

  65. Исаев Г.Н., Рождественский А.М. К вопросу повышения достоверности данных в автоматизированных информационных системах.-В сб.: Кибернетика и вуз, Томск, ТПИ, 1974, вып. 8, с. 52-60.

  66. Исаев Г.Н. О программном обеспечении достоверности данных для улучшения качества функционирования информационных систем //НТИ. Cер. 2 «Информационные процессы и системы.- 2006.- № 10.- с.6-10.

  67. Исаев Г.Н. Серов В.Р. Моделирование и исследование качества автоматизированной обработки учетной документации. - В сб.: Материалы Всес. научно-техн. конф. «Динамическое моделирование сложных систем» (15-17 марта 1982, Тбилиси). М., 1982, с. 145-147.

  68. Исаев Г.Н. Особенности построения автоматизированных систем обработки плановой и учетной документации.-В сб.: Проблемы проектирования подсистемы «Сводный нархозплан АСПР Госплана союзной республики». Таллин, НИИЭП Госплана ЭССР, 1982, ч. 1, с. 104 – 108.

  69. Исаев Г.Н., Чирков В.К. Улучшение качества обработки учетной документации в управлении производством.-Всб.:Проблемы совершенствования планирования и управления машиностроительным производством (тезисы докладов), Ворошиловград, ВМИ, 1982, с. 143 – 144.

  70. Исаев Г.Н. О создании системы управления качеством обработки учетной документации, выдаваемой для анализа и принятия решений.-В. сб.: Тезисы докладов Всес. научно-практ. семинара «Информационное обеспечение руководителей систем управления разных уровней» (15 – 17 марта 1983 г. Суздаль), т. 2, М., ВНИИПОУ, 1983, с. 33 – 35.

  71. Исаев Г.Н. Об одной модели восстановления достоверности значений показателей в системах автоматизированной обработки социально-экономической информации.-В сб.: Тезисы докладов 2 Всес. конф. «Системное моделирование социально-экономич.процессов» (16–20 мая 1983г., Таллин), ч.1,Таллин,НИИЭП Госплана ЭССР. – 1983, с. 148 – 149.

  72. Исаев Г.Н., Гаврилин А.И. О разработке стандартов по управлению качеством обработки учетной документации в области научно-информационной деятельности.-В сб.: Вопросы информационного обслуживания, М., МГИАИ, 1983, с. 69 – 77.

  73. Исаев Г.Н. Квалиметрическая оценка обработки учетной документации в системах управления.- В сб.: Тезисы докл. Респ. Научно-техн. конф. «Проблемы совершенствования планирования и управления машиностр. производством». Ворошиловград, ВМИ, 1983, с. 66 -67.

  74. Исаев Г.Н. Определение понятия «качество обработки учетной документации».-В сб.: Документоведение, документационное обеспечение управления. ЭИ, М., ВНИИДАД, 1985, № 1 (15), с. 22 – 24.

  75. Исаев Г.Н. Исследование факторов, влияющих на качество обработки учетных документов в АИС.-В сб.: Актуальные направления исследований в научно-технич. информации.– М.: МГИАИ, 1985, с. 159 – 163.

  76. Исаев Г.Н. Моделирование и определение показателей оценки качества обработки учетной документации.-В сб.:Актуальные направления исследований в области НТИ. М., МГИАИ, 1986, с. 45 – 50 .

  77. Исаев Г.Н. Информационное обеспечение туризма: экономическая оценка качества: монография.-Saarbrücken,Germany LAMBERT Academic Publishing , GmbH & Co. KG, 2012.-277 с.

  78. Исаев Г.Н. Информационное обеспечение туризма: Креативное управление: монография.-М.: Кнорус, 2015.- 289 с.

  79. Исаев Г.Н. Гутков А.А. Автоматическое обнаружение ошибок и программное восстановление достоверных значений показателей в документах табличного вида /МГИАИ, 85.06. Описание применения алгоритма и программы, УДК 519.688. В информ. бюллетене: «Алгоритм и программы» ВНТИЦентр ГКНТ СССР, ГосФАП, ЦИФ, 1987, № 8, с. З, рег. № 50870000234.

  80. Исаев Г.Н., Серов В.Р. Улучшение качества обработки учетной документации в совершенствовании механизма управления.-В сб.: Документоведение, документационное обеспечение управления.ЭИ, М., ВНИИДАД, № 2 (12), 1987, с. 15- 23.

  81. Исаев Г.Н. Применение принципов квалиметрии в оценке качества автоматизированной обработки информации. - В межвуз. сб.: «Проблемы повышения качества информации», М., МИИТ, 1988, вып. 808, с. 9-11.

  82. Исаев Г.Н. Управление качеством автоматизированной обработки документации.- В сб.: «Документирование, документационное обеспечение управления», ЭИ, М., ВНИИДАД, 1988, №2(22), с. 15-25.

  83. Исаев Г.Н. Применение кластерного анализа в определении факторов, влияющих на качество функционирования автоматизированных информационных систем.- В сб.: Тезисы докл. 2-ой Всесоюзн. Конф. «Качество информации», октябрь, Москва, 1990 г., М.:ВОИВТ, 1990, с. 60-62.

  84. Исаев Г.Н. Применение кластерного анализа в определении факторов, влияющих на качество функционирования автоматизированных информационных систем.- В сб.:Международный форум информатизации, МФИ – 92, 1992, с.4-6.

  85. Исаев Г.Н. Концепция оценки качества функционирования информационных систем.- В сб.: Межотраслевая информационная служба, М.,ВИМИ,1992,№ 5,c.8-21.

  86. Исаев Г.Н. Показатели качества функционирования автоматизированных информационных систем: методика определения. Научно-техническая информация, сер. 2 Информационные процессы и системы, 1996, № 3, c.12-16.

  87. Исаев Г.Н., Фрайтаг Ю. Документальные источники научной информации (Теоретические основы):Учебное пособие. -М.:ИИМ, 1996.-108 с.

  88. Исаев Г.Н., Серов В.Р. Квалиметрия информационной технологии в концепции ХХ1 века.- В сб.: Тезисы докл. 3-ей межд. конф. „Индустрия сервиса в ХХ1 веке» секция «Информационные технологи в ХХ1 веке» (Гос.Кремлев. Дворец, 17-18 декабря 2001 г.), М., ИММ, 2001 г., с. 21-23.

  89. Исаев Г.Н., Скальски Д. О методическом подходе к созданию учебных глоссариев.-В сб.: Тезисы докл.3-я межд. конф. «Индустрия сервиса в ХХ1 веке» секция «Информац. технолог. в ХХ1 веке» (Гос.Кремлев. Дворец, 17-18 дек. 2001 г.), М., ИММ, 2001 г., c. 77-79.

  90. Исаев Г.Н. Информационные ресурсы науки. – М.: МИРЭА, 2002.- 132 c.

  91. Исаев Г.Н. Методология оценки качества функционирования информационных систем.- В сб.: Тезисы докл. 3-й Всерос. научно-практ. конф. «Информ. технол. ХХ1 века» (март 2002,Москва),М.,ИММ МГУС,2002,с.35-39.

  92. Исаев Г.Н. О концепции квалиметрии функционирования информационных систем. - В сб.: Тезисы докл. 4-й Межд. науч.-практ. конф. «Информ. технологии ХХ1 века» (2002 г., Москва) М., МГУС, 2002, с. 25-28.

  93. Исаев Г.Н. О концептуальной модели оценки качества автоматизированной информационной системы.-В сб.:Тезисы докл. 4-й Межд. науч.-практ. конф. «Индустрия сервиса в ХХ1 веке»,секция «Информ. технологии ХХ1 века» (19 ноября 2002, Москва), МГУС, 2002, c. 52-57.

  94. Исаев Г.Н. О методике определения единичных показателей качества информационных систем.- В сб.: Тезисы докл. 4-й Межд. науч.-практ. конф. «Индустрия сервиса в ХХ1 веке», секция «Информационные технологии ХХ1 века» (19 ноября 2002 г., Москва), МГУС, 2002, c. 27-30

  95. Исаев Г.Н. Оценка качества информационных систем в сфере образования.- В сб.: Тезисы докл. Х11 Межд.конф.-выставке «Информационные технологии в образовании» (4-8 ноября 2002 г., Минобр. РФ Ин-т ЮНЕСКО по информ. технол. в образов. cборник трудов, часть Ш). М., МИФИ, 2002, с. 181-183.

  96. Исаев Г.Н. Регрессионная модель определения обобщенных показателей оценки качества информационных систем. – В сб.: «Наука – сервису» (YШ Междун. Научно-практ. конф. 22 апреля 2003 г., Москва, Минобр-я РФ, МАИ, Академия проблем качества, ИИТ МГУС), М., ИИТ МГУС, 2003, c. 40-43.

  97. Исаев Г.Н. О концепции управления качеством информационных систем.- В сб.: «Информационные технологии ХХ1 века» (Материалы Y межвузовской научно-практ. конф., Москва, 19 декабря 2003 г.) М., Ин-т информ. технол. МГУС, Мин. обр. РФ, 2003, с. 30-33.

  98. Исаев Г.Н. Управление качеством информационных систем.-М.:МИРЭА, 2003.-200 с.

  99. Исаев Г.Н Разработка регрессионной модели определения обобщенных показателей оценки качества функционирования информационных систем. НТИ, серия 2 «Информационные процессы и системы», 2003, № 8, c. 1-7.

  100. Исаев Г.Н. Теоретические основания управления качеством информационных систем. НТИ, серия 2 «Информационные процессы и системы», 2004, № 2, c.15-25.

  101. Исаев Г.Н. Методологические основания управления качеством функционирования информационных систем. НТИ, серия 1 «Организация и методика информационной работы», 2005, № 2, c.1-11.

  102. Исаев Г.Н. Синтез системы управления качеством функционирования информационных систем. НТИ, серия 1 «Организация и методика информационной работы», 2005, № 11, c. 1-12.

  103. Исаев Г.Н. О методе определения понятий в области управления качеством информационных систем.-В сб.: «Информационные технологии ХХ1 века» (Материалы Y1 межвузовской научно-практ. конф., Москва, 22 октября 2004 г.) М., Ин-т информ. технол. МГУС, Мин. обр. и науки РФ, 2004, с. 16-20.

  104. Исаев Г.Н. Качество информационного сервиса и парадигма качества жизни. Сервис Плюс, 2005, № 7, c. 23-27.

  105. Исаев Г.Н. Моделирование качества информации как средство поддержки принятия решений.- В сб.: Информационно-аналитические средства поддержки принятия решений и ситуационные центры: Материалы науч.-практ.конф., Москва, РАГС, 28-29 марта 2005 г./Под общ.ред. А.Н.Данчула.- М.:Изд-во РАГС, 2006, с.209-211.

  106. Исаев Г.Н. Синтез определений понятий в области качества функционирования информационных систем. НТИ, сер. 1, Организация и методика информационной работы, 2006, № 9, с. 1-6.

  107. Исаев Г.Н. Применение метаинформации в задачах синтеза (К вопросу об улучшении качества функционирования информационных систем) //НТИ. Cер. 2.-2008.- № 3.- с. 13-18.

  108. Исаев Г.Н. Информационный менеджмент. Часть 2.Управление качеством информационных систем: Учебное пособие. Рекомендован УМО.-М.:ГОУВПО «МГУС», 2005.-324 с.

  109. Исаев Г.Н. Информационные системы в экономике: Учебник для вузов. Рекомендован Минобрнауки РФ /2-е изд.-М.: Омега-Л, 2009.- 462 c.

  110. Исаев Г.Н. Качество информационных дисциплин в образовательных стандартах информатики.- Учебно-методические проблемы наукоемких технологий образования: Межвузовский сборник научно-методических трудов. Том 11 /Под общ. ред. К.И. Курбакова.- Минобрнауки РФ КОС•ИНФ, 2005, с. 75-78.

  111. Исаев Г.Н. Устройство для определения значений показателей качества информационных систем. Патент RU № 46371 U1. Бюллетень Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, 2005, № 18 от 27.06.2005.

  112. Исаев Г.Н. Модель управления качеством информационной системы. Патент RU № 46596 U1. Бюллетень Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, 2005, № 19 от 10.07.2005.

  113. Исаев Г.Н. Устройство для определения состава показателей качества информационных систем. Патент RU № 48421 U1. Бюллетень Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, 2005, № 28 от 10.10.2005.

  114. Исаев Г.Н. Предпринимательство в информационной сфере: учебное пособие /Под общ. ред. К.И. Курбакова.-М.: КОС•ИНФ Минобрнауки РФ, 2008.- 176 с.

  115. Исаев Г.Н. Разработка модели достоверности данных в улучшении качества функционирования информационных систем //НТИ, Cер. 1 «Организация и методика информационной работы».- 2006.- № 11.- с. 19-24.

  116. Исаев Г.Н. Модель определения обобщенных показателей и коэффициентов их весомости для оценки качества функционирования информационных систем. Обозрение прикладной и промышленной математики, 2006, том 13, вып. 4, с. 647-648.

  117. Исаев Г.Н. Проектирование информационных систем.-М.:Омега-Л,2013.-424 с.

  118. Исаев Г.Н. Модель кластер-анализа определения единичных показателей качества функционирования информационных систем. Обозрение прикладной и промышленной математики, 2006, том 13, вып.5, с. 861-862.

  119. Исаев Г.Н. Моделирование качества функционирования информационных систем. Обозрение прикладной и промышленной математики, 2006, том 13, вып.5, с. 910-912.

  120. Исаев Г.Н. Модель алгоритма автоматического исправления ошибок в задачах качества функционирования информационных систем. Обозрение прикладной и промышленной математики, 2006, том 13, вып.6, с. 1081-1082.

  121. Исаев Г.Н. Моделирование оценки качества информационных систем.-М.: ИМСГС,2006.-230 с.

  122. Исаев Г.Н. О методическом подходе к анализу качества функционирования информационных систем // НТИ, сер. 2 «Информационные процессы и системы.- 2007.- № 3.- с.6-10.

  123. Исаев Г.Н. Исторический аспект проблемы улучшения качества информационных систем в социальной сфере. Межвуз. науч.-практ. конф. по актуал. вопр. cоциал.-гуманит. наук. Сб. стат. ППС.-М.: ИМСГС.-2006, с. 14-27.

  124. Исаев Г.Н. Управление качеством информационных систем: Теоретико-методологические основания.-М.:Наука,2011.-279 с.

  125. Исикава Каору. Японские методы управления качеством.-М.:Экономика,1988.-215 с.

  126. ИСО 9001:2015. Системы менеджмента качества – Требования.

  127. ИСО 9000-87. Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению.

  128. ИСО/МЭК 9126. Информационные технологии. Оценка продукции программного обеспечения. Характеристики качества и инструкции по их применению. Международная организация стандартов, Женева, 1991.

  129. ИСО/МЭК 15026–1998. Информационная технология. Уровни целостности систем и программных средств.

  130. ИСО 9000:2000. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

  131. ИСО 9001–2000. Системы менеджмента качества. Требования.

  132. ИСО 9004–2000. Системы менеджмента качества. Руководство по улучшению деятельности.

  133. ИСО/МЭК 9126-1–2001. Программная инженерия. Качество программного продукта. Часть 1. Модель качества.

  134. ИСО/МЭК 15339–2001. Информационная технология. Программная инженерия. Процесс измерения программных средств.

  135. ИСО/МЭК 15288-2002. Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем.

  136. Исследование и разработка рациональной организации процессов управления и контроля на основе совершенствования АСНТИ, государственной библиографии и централизованной каталогизации и АССТПК ВКП и книжных палат союзных республик. Этап «Разработка системы управления качеством автоматизированной обработки учетной документации АССТПК Госкомиздата СССР». Отчет о НИР. МГИАИ, /отчет/ кафедра НТИ МГИАИ, рук. темы проф. Серов В.Р., исп. Г.Н. Исаев.-ГР № 81043699, тема 2/81. – М., 1981. – 139 с.

  137. Исследование и разработка рациональной организации процессов управления и контроля на основе совершенствования АСНТИ государственной библиографии и централизованной каталогизации и АССТПК ВКП и книжных палат союзных республик. Этап «Исследование и разработка критериев экономической эффективности и качества автоматизированных систем ВКП Госкомиздата СССР. Отчет о НИР МГИАИ, промежуточный отчет / кафедра НТИ МГИАИ, рук. темы к.т.н. Певзнер М.С., исп. Г.Н.Исаев.-ГР № 81043699, М., МГИАИ, 1984. – 46с.

  138. Исследование современных проблем совершенствования методов обработки и использования НТИ и повышения эффективности НИД применительно к подготовке специалистов по НТИ».Отчет о НИР МГИАИ, 1984,рук темы проф., д.т.н. В.Р. Серов, исп. Г.Н.Исаев.-№ ГР 01830069277. М., МГИАИ,1984 г.-14 с.

  139. Исследование и разработка рекомендаций по улучшению качества автоматизированной обработки документации в АСУ Хозрасчетного научного объединения и ОАСУ Минвуза РСФСР. Отчет о НИР МГИАИ, кафедра НТИ, рук. темы д.т.н.,проф. Серов В.Р.,исп. Г.Н.Исаев.-ГР № 01830069277,М.,1985.-189 с.

  140. Исследование и разработка рациональной организации процессов управления и контроля на основе совершенствования АСНТИ государственной библиографии и централизованной каталогизации и АССТПК ВКП и книжных палат союзных республик. Этап «Разработка системы управления качеством автоматизированной обработки учетной документции АССТПК Госкомиздата СССР» Отчет о НИР МГИАИ, кафедра НТИ МГИАИ, рук. темы д.т.н., проф., Серов В.Р., исп. Г.Н.Исаев.- ГР № 81043699, тема 2/81, М., МГИАИ, 1987.-126 с.

  141. Исследование и разработка теоретических и методологических основ оценки качества информационных систем в сфере сервиса. Отчет по теме НИР МГУС, науч. рук. и исп. доц., к.т.н. Г.Н. Исаев, М., МГУС, 2005 г. – 76 с.

  142. Исследование и разработка инфологической модели специалиста с высшим образованием по специальности 351400 «Прикладная информатика в экономике». По тематическому направлению «Управление системой высшего и поствузовского образования». Отчет по теме НИР. ИМСГС, науч. рук. доц., к.т.н. Г.Н. Исаев, исп. Н.Г. Аширова, Г.В. Богомольная, Г.Н. Исаев, Шифр темы ПИЭ-06-01, М., ИМСГС, 2006 г. – 37 с.

  143. Исследование и разработка моделей управления качеством информационных систем в ценообразовании информационных продуктов и услуг. Отчет по теме НИР. МГУС, 2007, науч. рук. проф., д.т.н. В.Р. Серов, исп. проф. Серов В.Р., проф. Исаев Г.Н. № ГР 0120.0 503449. М., МГУС, 2007 г. – 68 с.

  144. Исследование и разработка комплексной системы управления качеством информационных систем Института международных социально-гуманитарных связей. Этап 1. Исследование и разработка методологии и концепции управления качеством информационных систем ИМСГС. Тематическое направление «Управление системой высшего и поствузовского образования». ИМСГС, кафедра ПИЭ, науч. рук. доц., к.т.н. Г.Н.Исаев, исп. Г.Н. Исаев, С.А.Иванов, Архипов Д.М., Борисов В.М. Шифр темы ПИЭ-06-02, М., ИМСГС, 2007 г. – 135 с.

  145. Карналь В.А. О достоверности информации в АСУ. НТИ. Серия 2. Информационные процессы и системы, 1980, № 10, с. 32-33.

  146. Квасницкий В.Н., Щёрс А.Л. Виннер И.Б., Вейнеров О.М., Перегудов Ф.И. Вычислительные центры коллективного пользования. - М.: Финансы и статистика, I982.-264 с.

  147. Кокорев В.И. Унификация документов управления. - М.: Экономика, 1979.-183 с.

  148. Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика.-М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга,2000.-350 с.

  149. Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг. Проект. «Вестник Госстандарта России», 2002, № 6, с. 77-80.

  150. Костогрызов А.И., Петухов А.В., Щербина А.М. Основы оценки, обеспечения и повышения качества выходной информации в АСУ организационного типа (справочное пособие).-М.: РАРАН, РИА,1994.-278 с.

  151. Курбаков К.И. Системно-информационный анализ социально-экономического развития общества.-М.: КОС•ИНФ, Рос. экон. акад.,2005.-237 с.

  152. Лахути Д.Г., Пархоменко В.Ф. Автоматизированная ИПС с грамматикой и автоматическим индексированием. М., Информэлектро, 1979, 14 с.

  153. Летов А.М. Математическая теория процессов управления. - М.: Наука, 1981.-256 с.

  154. Липаев В.В. Выбор и оценивание характеристик качества программных средств. Методы и стандарты. –М.: Синтег, 2001.- 228 c.

  155. Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений. – М.: Патент, 1996. – 271 с.

  156. Любушкин М.П., Степанова Е.Б. Практикум по интегрированным программным системам для студентов специальности «инженер-системотехник». В сб.: Науч. сессия МИФИ-2000. Сб. науч. труд. Т. 10. Телеком. и нов. инфор. технол. в образ.-М.: Изд. МИФИ.- 2000, с. 62-63.

  157. Мамиконов А.Г., Кульба В.В., Шелков А.Б. Достоверность, защита и резервирование информации в АСУ.-М.:Энергоиздат, 1986.-304 с.

  158. Мальцева С.В. Информационное моделирование Web-ресурсов Интернет.-М.:Глобус,2003.-214 с.

  159. Надеждин Е.Н. Основы теории управления и задачи проектирования систем управления высокоточным оружием.- Тула: Изд-во Тульского артиллерийского инженерного института, 2007.-418 с.

  160. Нечаев В.В. Концептуальное метамоделирование как теоретико-методологическая основа взаимоотношений материального и идеального миров. – В сб.: Проблема идеальности в науке. Материалы междун. научн. конф. (Москва 17-18 марта 2001 г.) М., АСМИ, 2001, с. 206-221.

  161. Отраслевая автоматизированная система управления. Подсистема научно-технической информации (АСНТИ «Электроника»). Определение качества работы АСНТИ: методические указания /Новикова Л. С., Фадеев П. К. – М.: ЦНИИ «Электроника», 1978. –32 с.

  162. Пакет прикладных программ ВКИ/З. Дополнительные утилиты и программы преобразования и контроля значений данных. Временная пояснительная записка. ПО «Электрон», СКБ системотехники, 1987. – 19 с.

  163. Проблемы управления информационной безопасностью: [Сб. тр.]/ Рос. акад. наук. Ин-т систем. анализа; Под ред. Д.С. Черешкина. М.: УРСС,2002.-221 с.

  164. Проблемы управления качеством информационных систем в сфере сервиса. Этап. Исследование и разработка концептуальной модели управления качеством информационных систем в сфере сервиса. Отчет по теме НИР. МГУС, кафедра ИМ, науч. рук. и исп. проф., к.т.н. Г.Н. Исаев, М., МГУС, 2005 г.-77 с.

  165. Пупков К.А., Костюк Г.А. Оценка и планирование эксперимента.-М.:Машиностроение, 1977.-118 с.

  166. Пфанцагль И. Теория измерений. – М.: Мир, 1976. – 248 с.

  167. Рабочий проект «ИПС - документ» в составе ОАСУ Минвуза РСФСР. Отчет о НИР. ВЦ Минвуза РСФСР, Рук. темы к.т.н. Кузнецов С.И. исп. Г.Н. Исаев, Н.Л. Сердюк, Е.Л. Перова, В.Б. Каменецкий, Е.Л. Щербакова.М., 1975. – 115с.

  168. Разработка Автоматизированного банка данных «Выпускник РГГУ». Отчет по теме НИР. РГГУ (технорабочий проект), науч. рук. проф., д.т.н. А.Г. Романенко, исп. Н.А. Березина, Г.Н. Исаев, А.К. Сакулина, А.К.Потемин, А.В. Львов, И.В. Косякова.-М., РГГУ, 1993.-65 с.

  169. Разработка модели оценки качества функционирования автоматизированной информационной системы Всероссийской государственной налоговой академии МНС РФ. Отчет по теме НИР. ВГНА МНС РФ, кафедра Информатики, науч.рук.темы и исп. к.т.н., проф. Исаев Г.Н.-М., ВГНА, 2003.

  170. Репрокомплекс нового поколения OCE TDS600. Digital Print.2002, № 1, с. 28-30.

  171. Распознавание. Аутодиагностика. Мышление. Синергетика и наука о человеке /Под ред. Д.С. Чернавского.-М.:Радиотехника,2004.-272 с.

  172. Росс Г.В. Моделирование производственных и социально-экономических систем с использованием аппарата комбинаторной математики.-М.:Мир,2001.-304 с.

  173. Руднев Ю.П., Зотов В.М. Об одном подходе к обеспечению достоверности данных в АСУ. Управляющие системы и машины, 1981, № 1, с. 102-107.

  174. Руководящий методический материал по задаче «Типовые методы контроля достоверности и повышения качества информации» подсистемы «Информационное обеспечение» 2 очереди ОАСУ Минвуза РСФСР. Отраслевой нормативный документ. ВЦ Минвуза РСФСР, рук. темы к.т.н. Кузнецов С.И., исп. Г.Н. Исаев, В.А. Мисуна, М., 1977. – 24 с.

  175. Рынок информационных услуг и продуктов /И.И. Родионов, Р.С. Гиляревский, В.А.Цветкова, Г.З. Залаев.-М.: МК-Периодика, 2002.-549 с.

  176. Сергеева И.В. Обеспечение качества данных при проектировании и эксплуатационном обслуживании информационных систем.- В сб.: Тезисы докл. 2-ой Всес. конф. «Качество информации», октябрь, Москва, 1990 г., М.:ВОИВТ, 1990, с. 45-47.

  177. Синавина В.С. Оценка качества функционирования АСУ.-М.:Экономика, 1973.-192 c.

  178. Сокал Р.Р. Кластер-анализ и классификация. – В кн.: Классификация и кластер /Ред. Дж. Вэн Райзен, пер. с англ., под ред. Ю.И. Журавлева. – М.: Мир, 1980, с. 7-19.

  179. Соколов И.А., Босов А.В., Зацман И.М., Иванов А.В., Чавтараев Р.Б. О концептуальных основах разработки Единой информационной системы РАН.-В сб.:Системы и средства информатики. Труды ИПИ РАН, вып. 12, М.:Наука, 2002, с. 29-47.

  180. СТП 4681241-1 84. Система управления качеством обработки учетной документации АССТПК Госкомиздата СССР.

  181. СТП 4681241-2-84. Система управления качеством обработки учетной документации АССТПК Госкомиздата СССР. Методика оценки уровня качества обработки учетной документации.

  182. Субетто А.И. Синтетическая квалиметрия.- В сб.: Тезисы докл. 2-ой Всес. конф. «Качество информации», октябрь,Москва, 1990 г.,М.:ВОИВТ,1990,с. 38-40.

  183. Сухов А.Н. Контроль и обеспечение достоверности информации в АСУ. – М.: Знание, 1977. – 64 с.

  184. Тельнов Ю.Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов. Компонентная методология.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Финансы и статистика, 2005.-320 с.

  185. Техно-рабочий проект подсистемы «Абитуриент» АСУ – МГИАИ. Отчет о НИР.МГИАИ, кафедра НТИ МГИАИ, рук. темы проф. Никтин П.И., исп. П.И. Городин, Г.Н.Исаев,Т.Н. Климова,Н.А. Полукарова, 1979. – 87 с.

  186. Тимофеев И.С. Методологическое значение категорий «качество» и «количество». – М.: Наука, 1972. – 216 с.

  187. Тихонов А.Н., Азаров В.Н., Антопольский А.Б. и др. Принципы построения и описания профилей стандартов и спецификации информационно-образовательных сред. Метаданные для информационно- образовательных ресурсов сферы образования. Книга 1 выпуск серия "Нормативно-техническое обеспечение информационных технологий в образовании" ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика" 2009.-376с.

  188. Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Анализ данных на компьютере /Под ред. В.Э. Фигурнова.- М.: ИНФРА-М, Финансы и статистика.- 1995.- 384 с.

  189. Успенский В.А. Теорема Гёделя о неполноте.-М.:Наука,1982.-110 с.

  190. Финн В.К. Интеллектуальные системы и общество: Сборник статей /Предисл. Д.А.Поспелова, Д.Г.Лахути, В.Б. Тарасова. Изд. 2-е, испр. и существ. доп. М.: КомКнига,2006.-352 с.

  191. Феррари Д. Оценка производительности вычислительных систем/ Под ред. В.В. Мартынюка. Пер. с англ.– М.: Мир, 1981. – 576 с.

  192. Харкевич А.А. О ценности информации. – В кн.: Избранные труды, т. 3, М.: Наука, 1973, с. 489-494.

  193. Хемминг Р.В. Теория кодирования и теория информации: Пер. с англ. – М.: радио и связь, 1983. – 176 с.

  194. Черешкин Д.С., Бабинцев В.С. Основы теории информации, прогнозирования и управления.-М.:МГИМО,1985.-110 с.

  195. Шевырёв А.В.Креативный менеджмент: синергетический подход.- Белгород: ЛитКараВан, 2007.- 162 с.

  196. Шрейдер Ю.А., Шаров А.А. Системы и модели.-М.: Радио и связь, 1982.-152 с.

  197. Яблонский А.И. Математические методы в исследовании науки.-М.:Наука,1986.-352 с.

  198. Bruhn V. Qualitätsmanagement für Dienstleistungen, Grundlagen, Konzepte, Methoden. Heidelberg: Springer, 2001.- 183 s.

  199. Cee R. Quality control in online databases. «Aslib Proc.», 1983,35, № 6-7, р.239-248.

  200. De Minco Sandrea. Student responses to using a computerized database. Ref. Libr. 2002, № 75-76, p. 291-304.

  201. Edmans Allan, Rigway Lee, Vreeland Jim. Measuring the quality of informations a tracking process for IBM Kingston Information Development . “Bridg. Present and Future. IEEE Prof. Commun. Soc. Conf. Rec., Williamsburg. Va, Oct. 16-18, 1985”. New Jork, N. Y. 1985, p. 154-159.

  202. Eppler M., Wittig D. Conceptualizing information quality: A review of information quality frameworks from the last ten years. In: Proceedings ofthe 2000 Conference on Information Quality. Klein, B. D. & Rossin, D. F. (eds.); Boston: M.I.T.2000, p. 83-91.

  203. Eppler M. Managing Information Quality: Increasing the Value of Information in Knowledge-intensive Products and Processes. Heidelberg: Springer, 2003. – 104 s.

  204. Gabel Gernot. Les bibliotheques publiques anglaises: Nouveaux criteres de fonctionnement.Bull. Fr. 2002. 47, № 3, p. 4-8.

  205. Hellens L.A. Information systems Quality versus Software Quality - A discussion from a managerial, an organizational and an engineering viewpoint. Information and Software technology, vol. 39, 1998, № 12, s. 10-14.

  206. Herget J. Qualitätsbewertung von informationdienst: Ansätze, Methoden, Ergebnisse. In. Qualität von Informationsdiensten. 7 Internationale Fachkonferenz der Komission Wirtschaftlichkeit der Information und Dokumentation KWID.V. Schwuchov W. (ed.); Frankfurt. Deit. Geselsch. für Dokumentationen c.V.,2004,s. 172-181.

  207. Herget J. Informationsmanagement. Grundlagen der praktischen Information und Dokumentation.-5, völ. neu gefas. Ausg., band 1, K.G.Saur, München,2004, s. 245-254.

  208. Isaev G.N. Uber die Theorie der Information in der UDSSR. -Leipzig, Zentral bl. Bibl. Wes.104 (1990), № 4, s. 12-18.

  209. Isaev G.N., Freytag J. Einfürung in nformationquellen und mittellehre: Theoretische Grundlagen.Berlin, Humboldt-Universität zu Berlin, t. 1.1, 1992.- 104 s.

  210. Isaev G.N., Freytag J. Einfürung in nformationquellen und-mittellehre: Theoretische Grundlagen.Berlin, Humboldt-Universität zu Berlin, t. 1.2, 1992.- 88 s.

  211. Isaev G.N. A regression model for determining generalperformance parameters for information systems. Automatic documentation and mathematical linguistics.Vol. 2003, 37, N 4, p. 25-33.

  212. Isaev G.N. Theoretical principles for managing data system performance. Automatic documentation and mathematical linguistics.Vol. 2004. 38, № 1, p. 35-46.

  213. Kahn B.K., Strong D.M. Product and service performance model information quality: an update. In: Proccedings of the 1998 Conference on Information Quality. Chengular-Smith, 1.& Pipino, L., L (eds.); Boston: M.I.T. 1998, p. 102-109.

  214. Kitchenham B., Pfleeger S. Software quality: the elusive target. IEEE Software 13 (1), 1996, p. 48-56.

  215. Knorz G. Informationsaufbereitung 11: Indexieren. Grundlagen der praktischen Information und Dokumentation.-5., völlig neu gefasste Ausgabe, band 1, K.G.Saur, München, 2004, s.179-188.

  216. Marchand D. Managing information quality. In. Information Quality: definitions and dimensions. Wormsell, I. (ed.); London: Taylor Graham, 2003,August, pp.46-50.

  217. Moore Nick. A model of social information need J. Inf. Sci. 2002. 28, № 4, p. 297-303.

  218. Neubert M. Hoft tu have an intelligent conversation about digital conversion: advice for curators. Slav. And E. Eur. Inf. Resour. 2005. 6, № 4, p. 73-79.

  219. Nohr H. Management der Informationsqualität. Arbeitspapiere Wissensmanagement, 2001, № 3, s. 11-15.

  220. Rinia E.J, Leeuwen T.N., Bruins E.W. Vuren H.G., Raan F.J. Measuring knowledge transfer between fields of science. Scientometrics. 2002. 54, № 3, p. 347-362.

  221. Ritberger M. Informationsgualität. Grundlagen der praktischen Information und Dokumentation.-5., völlig neu gefasste Ausgabe, band 1, K.G.Saur, München, 2004, s. 315-320.

  222. Skalski D., Isaev G.N., Lobig P., Pautz E. Glossar zu «Online-Informationsressourcen und –mitteln»: deutsche-russisch Worterverzeichnis. Heft 57. Berlin: Humboldt-Universität zu Berlin, 1998.- 164 s.

  223. Schütz T. Dokumentenmanagement. Grundlagen der praktischen Information und Dokumentation.-5., völlig neu gefasste Ausgabe, band 1, K.G.Saur, München,2004, s. 339-349.

  224. Tervonen I., Kerola P. Towards deeper co-understanding of software quality. Information and Software Technol. 1999. 39, No 14, p. 961-965.

  225. Umstäter W. Szientometrische Verfachren. Grundlagen der praktischen Information und Dokumentation.-5., völlig neu gefasste Ausgabe, band 1, K.G.Saur, München,2004, s.237-243.