Файл: Исаев Г Н Теоретико-методологические основы качества информационных систем.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Учебное пособие

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2018

Просмотров: 11394

Скачиваний: 72

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретико-методологические условия совершенствования качества информационных систем

1.1. Определение структуры парадигмы совершенствования качества информационных систем

1.2. Методологические положения совершенствования качества информационных систем

Глава 2. Разработка концептуальной модели совершенствования качества информационных систем

2.1. Понятийное представление совершенствования качества информационных систем

2.2. Дескриптивное моделирование совершенствования качества информационных систем

2.3. Концепция креативного управления качеством информационных систем

Глава 3. Разработка математических моделей совершенствования качества информационных систем

3.1. Обобщённая модель совершенствования качества информационных систем

3.2. Модель определения состава показателей качества информационных систем

3.3. Модель расчета значений показателей оценки качества информационных систем

3.4. Модель определения обобщенных показателей и коэффициентов их весомости

3.5. Модель автоматического обнаружения и исправления ошибок в документах табличного вида

Выводы

Глава 4. Экспериментальное исследование моделей совершенствования качества информационных систем

4.1. Постановка задачи экспериментального исследования моделей совершенствования качества ИС

4.2. Обработка экспериментальных данных по исследованию моделей

4.3. Оценка и анализ адекватности моделей и результатов экспериментов

Глава 5. Синтез комплексной системы управления качеством информационных систем

5.1. Цель, задачи и функции комплексной системы управления качеством информационных систем

5.2. Структура комплексной системы управления качеством информационных систем

5.3. Технология обработки данных Комплексной системы управления качеством информационных систем

5.4. Разработка алгоритма и программы автоматического восстановления достоверности данных

5.5. Создание комплексной системы управления качеством информационных систем

Выводы

Заключение

Библиографический список использованной литературы

Приложение 1. Методика выявления и регистрации дефектов информационных систем

Приложение 2. Ведомость выявленных дефектов ИС

Приложение 3. Кодификаторы информации для заполнения «Ведомости выявленных дефектов»

Приложение 4. Расчет значений показателей оценки качества информационных систем

Приложение 5. Перечень основных сокращений

8 Выбор кри-

терия управ-

ления качес-

вом ИС

11 Контроль

разработки и

реализации

оргтехмеро- приятий




10 Реализация оргтехмеро-

приятий по улучшению

качества ИС








Коррек-

  1. тиров-

ка сос-

тава по-

казате-

лей ка-

чества

ИС


  1. Качество ИС

2 Факторы,

влияющие

на качест-

во ИС

3 Условия,

влияю-

щие на

факторы




4 Измерение качества ИС





5 Оценка качества ИС





6 Анализ качества ИС






Рис. 5.2. Принципиальная схема КС УКИС



Описание схемы функционирования представлено в соответствии с концептуальной моделью СКИС (раздел 2.2). Здесь же проведем уточнение отдельных аспектов схемы. Блок 1 отображает качество функционирования ИС. Также в этом блоке выполняются информационно-технологические задачи диспетчеризации ТПОД управляемых ИС, происходит идентификация дефектов и их исправление в реальном времени. За выполнение всех процессов, указанных в блоках схемы функционирования, отвечает субъект системы управления. Субъект КС УКИС является лицом, принимающим решение (ЛПР), или оператором управления (ОП) в контуре управления качеством ИС. «Субъект комплексной системы управления качеством информационной системы - это лицо, принимающее решение и обеспечивающее выполнение комплекса мероприятий по улучшению качества информационной системы».

Управление осуществляется путем реализации решений, вырабатываемых субъектом. «Решение комплексной системы управления качеством информационной системы - это целевая установка оператора системы управления качеством, направленная на осуществление мероприятий по улучшению качества информационной системы». В методологии СКИС важное место занимает требование обеспечения четкости в представлении структуры процессов. С этой целью конкретизируем решение задач измерения и оценки качества ИС (рис. 5.3).

Блок-схема алгоритма построена с учетом следующих условий:

1. Измерение и оценка качества ИС проводится впервые.

2. Измерение и оценка качества ИС проводится не в первый раз.

3. Измерение и оценка качества ИС проводится с применением ЭВМ.

4. Измерение и оценка качества ИС проводится без применения ЭВМ.

Каждое из первых двух условий может пересекаться с каждым из двух последних условий. При первом условии выполняются все блоки алгоритма. Уточнение класса ИС (блок 3) может быть выполнено в определенных случаях и после форму- лировки цели. Однако в общем случае определение задач способствует лучшей конкретизации принципов оценки. В рамках выбора комбинированного метода (блок 11) может быть сочетание имеющихся методов оценки (блоки 7, 8, 10) и разработанных новых методов. При сочетании условий 1 и 3 блок 27 из алгоритма исключается. При сочетании условий 1 и 4 задача оценки упрощается, так как из алгоритма исключаются блоки 17, 22-26, 28-38. Сочетание условий 2 и 3 может исключить из алгоритма блоки 6, 9, 12,13,14, 16, 18, 19, 23-25, 27-31. При пересечении условий 2 и 4 из алгоритма могут быть исключены блоки 6, 9, 12,13,14, 16, 17, 18, 19, 22-26, 28-31. При условии необходимости обработки данных небольшого объема (блок 17) расчеты могут быть выполнены вручную. Это также относится и к таким случаям, когда необходимо выполнить расчеты по промежуточному контролю технологии обработки данных ИС.


1 Формулирование цели измерения

и оценки качества ИС


2 Определение задач измерения и оценки



5 Уточнение класса

оцениваемой ИС


да


нет

4 Формулирование принципов оценки


6 Выбор метода оценки

9 Определение набора

показателей


да

12 Определение шкал

измерения показа-

телей


нет

да

13 Разработка модели

(моделей) оценки ка-

чества ИС

нет

да


14 Составление формул расчета значений показателей

11 Принимается комбинированный

метод

нет



Рис. 5.3. Содержательный алгоритм измерения и оценки качества

информационных систем (начало)



да нет нет

нет

нет

да

да


да

нет

18 Составление инструкции

нет


19 Обучение персонала реги-

страции и сбору дефектов

нет нет



да

20 Сбор дефектов ИС

24 Разработка ППП


21 Регистрация дефектов в

«Ведомости дефектов»


25 Закупка ППП



26 Ввод данных

в ЭВМ




27 Выполнение расчетов и

определение значений

показателей качества







Рис. 5.3. Содержательный алгоритм измерения и оценки качества информационных систем (продолжение)





29 Реализация программы

кластер-анализа


да да

да


31 Проверка распределений

нет

да

32 Получение статисти-

ческих оценок по

классам дефектов


да


нет

33 Расчет значений

показателей качества



35 Расчет значений матриц

фиксированных данных


да


да

36 Получение параметров

обобщенных показателей

(уравнений регрессии)

нет

да

38 Выполнение дополнитель-

ных расчетов

нет

39 Оформление КОАКИС

и анализ качества ИС






Рис. 5.3. Содержательный алгоритм измерения и оценки качества информационных систем (окончание)




После выполнения работ по оценке качества проводится анализ качества (блок 6). Анализ качества проводится на основе значений показателей качества ИС, представленных в форме «Карты оценки и анализа качества ИС». Этап анализа проводится с обязательным рассмотрением факторов и условий (блоки 2, 3). Результаты анализа позволяют определить уровень качества и соответствия свойств ИС установленным требованиям. Анализ свойств ИС должен показать не только факторы-причины, непосредственно воздействующие на значение показателей качества, но и те конкретные участки технологии и причины, которые обусловили возникновение конкретного дефекта. Исходя из особенностей структуры обеспечивающей части ИС, такими причинами на верхнем уровне можно выделить документационно-информационные, технологические, программные, организационные и др. Они, в свою очередь, могут быть классифицированы на более конкретные причины. Указанные факторы-причины обусловлены внешней средой и зависят, например, от объемов обрабатываемой документации, характера электроснабжения, условий оплаты труда, изменения экономической ситуации и др.

Одним из оснований выбора направления улучшения качества ИС является состав факторов-дефектов. В этом плане существенным направлением по улучшению качества ИС следует признать, в частности, анализ повышения уровня достоверности выдаваемой абоненту информации. При этом реализация методов повышения достоверности влечет за собой и улучшение полноты. Кроме того, снижение дефектов достоверности и полноты обусловливает снижение трудоемкости обработки, что, в конечном счете, положительно сказывается, в частности, на таком показателе как производительность ИС и др.

На основе анализа определяется необходимость проведения корректировки показателей (блок 7), например, изменение условий функционирования потребовало включения или исключения какого-либо показателя. Кроме того, результаты анализа позволяют установить или ранжировать применяемые в КС УКИС показатели. Важное место здесь занимает уточнение показателей качества, каждый из которых может быть обозначен как функция от разности между необходимым, в некотором смысле идеальным (базовым), и фактическим состоянием технологического процесса ИС. В данном случае показатель такого содержания представляется как степень соответствия значения показателя ИС требованиям, предъявляемым к ИС со стороны надсистемы, в рамках которой функционирует КС УКИС и управляемая ИС. Например, время получения нужной справки из базы данных, или стоимость обработки одного документа определенного формата. Этот критерий может конкретизироваться набором показателей качества обработки данных.


На основе анализа и актуализации системы показателей качества ИС проводится выбор или корректировка критерия управления качеством ИС (блок 8). Установление критерия выполняется в соответствии с целевым функционированием системы, характером решаемых задач, составом показателей качества, требованиями со стороны пользователей, условиями функционирования, внешними воздействиями и др. Относительно периода управления и (или) характера управляемой ИС критерии могут менять свой ранг. Так, например, при повышении значимости экономической составляющей качества ИС ранее применявшийся критерий «производительность ИС» может уступить место критерию «себестоимость обработки информации ИС», или критерий «своевременность информации» может быть заменен на критерий «достоверность информации», если в какой либо период дефекты по достоверности приобрели в КС УКИС первостепенное значение. Таким образом «критерий комплексной системы управления качеством информационной системы – это ранжируемый показатель, посредством которого определяется уровень достижения цели системы управления качеством».

Важным этапом функционирования системы является разработка организационно-технических мероприятий по улучшению качества обработки (блок 9). Этот блок реализуется на основе соответствующего плана оргтехмероприятий, например, тактического или стратегического характера. План составляется на основе анализа функционирования системы, факторов и условий технологии выполняемых работ, взаимосвязи КС УКИС и управляемой ИС с внешней средой и др. В плане имеются следующие данные: наименование мероприятия, исполнитель, срок исполнения, форма результата и др. Эффективность плана во многом зависит от изучения дефектов, факторов и условий, повлиявших на тот или иной параметр качества технологии, а также «вес» указанных категорий. План должен учитывать документационно–информационные, технологические, программно-математические, организационные и другие факторы. Критерием значимости того или иного фактора, их ранжирования, целесообразно принимать степень влияния фактора на уровень качества технологии, например, относительный уровень производительности, себестоимости, относительную меру дефектов и др.

После согласования и утверждения плана выполняется этап реализации оргтехмероприятий по улучшению качества (блок 10). Разработка и реализация плана оргтехмероприятий будут более эффективны при наличии функции контроля (блок 11) в контуре управления качеством ИС. В блоках 10 и 11 устанавливается регламент организационно-управленческих задач КС УКИС.

Отобразим структуру обеспечивающей части и дадим трактовку основных категорий обеспечивающих подсистем КС УКИС (рис. 5.4). Одним из существенных структурных компонентов КС УКИС является подсистема информационного обеспечения. Структура подсистемы может содержать следующие блоки: базы данных (БД), базы знаний, файлы, документы, зоны технологических реквизитов (ЗТР), лингвистические средства и др.