Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы (Опытно-экспериментальная деятельность по содействию адаптации первоклассников к школьному обучению).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 521

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наглядно данные мы представили в виде диаграммы на рисунке 1.

Рисунок 1 – Уровни школьной мотивации первоклассников (констатирующий этап)

Анализируя данные таблицы 2 и рисунка 1 мы делаем вывод, что большая часть первоклассников обладает положительной мотивацией к школьным условиям, однако школа их привлекает больше внеурочной деятельностью. Низкая школьная мотивация – 16,7%, школьная дезадаптация – 13,3% первоклассников.

  1. Цветовой тест отношений (М. Люшер). Относительно данной диагностики мы получили следующие результаты: положительный эмоциональный фон выявился у 18 учащихся (60%); у 23 учащихся (76,7%) эмоциональный фон определяется доминированием хорошего настроения (из них 5 учащихся с преобладанием положительных эмоций и 18 учащихся – эмоциональное состояние в норме, адаптация проходит хорошо); у 7 учащихся (23,3%) отмечается преобладание отрицательных эмоций, плохого самочувствия и настроения, что говорит о наращении адаптации (Артур Л., Анастасия П., Арсений В, Светлана Р., Татьяна Ч., Полина В., Владислав Ж.).

У 26 учащихся (86,7%) отмечается отсутствие переутомления. У 14 учащихся (46,7%) выражено состояние компенсируемой усталости, у одного учащегося (3,3%) – Роман Р., было зафиксировано состояние перевозбуждения, компенсирующее усталость.

У 21 первоклассника (70%) отмечается положительное отношение к школе и к школьным условиям. Благополучная обстановка в семье у 28 учащихся (93,3%). Важно отметить, что у 8 (26,7%) первоклассников зафиксированы инфантильные установки по отношению к классному руководителю. Представим наглядно полученные данные (рис.2).

Рисунок 2 – Результаты диагностики М. Люшера

Анализ диаграммы (рис.2) дает нам право полагать, что на констатирующем этапе исследования общий эмоциональный фон первоклассников положительный. Большая часть испытуемых детей обладают хорошим настроением, положительными эмоциями, у них не отмечается преобладание отрицательных эмоций, плохого настроения и самочувствия. Также большая часть детей не переутомляется, у них отмечается положительное отношение к школе.

  1. Опрос классного руководителя и родителей первоклассников. Полученные данные опроса классного руководителя и родителей занесены в сводную таблицу (прил.5). Согласно этим данным с точки зрения классного руководителя высокий уровень адаптации выявился у 9 учащихся (30%); средний уровень адаптации – 15 учащихся (50%) и школьная дезадаптация отмечается у 6 учащихся – 20%.

Представим наглядно данные в виде диаграммы (рис.3)


Рисунок 3 – Уровень адаптации первоклассников (констатирующий этап) по опросу классного руководителя

Анализируя полученные данные, можно сказать, что высокий уровень адаптации первоклассников к школе имеется у 9 учащихся. Эти первоклассники адекватно воспринимают все необходимые требования, без особых усилий усваивают учебный материал, прилежны, с вниманием относятся к урокам, поручения выполняют без контроля со стороны взрослых. У 16 первоклассников – это половина испытуемых (50%) выявился средний уровень адаптации. У этих детей школа не вызывает отрицательных эмоций, они усваивают учебный материал, если учитель излагает его доходчиво, самостоятельно могут решить типовые задания. У 6 школьник определилась школьная дезадаптация (по мнению классного руководителя): Николай Н., Артур Л., Вячеслав Г., Владислав Р., Владимир К., Николай М. У этих детей отмечается плохое самочувствие, бывают истерики и плач, частое подавленное настроение, нарушение дисциплины и порядка в классе. Учебный материал усваивают фрагментарно, самостоятельные учебные задания выполняют без интереса.

В анкетном опросе приняли участие 100% родителей первоклассников. Из полученных данных (прил.5) мы делаем вывод, что по мнению родителей большая часть детей успешно переживают процесс адаптации (26 детей – 86.6%). Эти дети с удовольствием посещают школу, восприняли вполне адекватно новый распорядок и режим, требования. Большая часть детей с удовольствием делятся яркими впечатлениями о школе, о своих новых товарищах со своими родителями, с возникающими трудностями дети приходят к родителям за советом. Однако ответы некоторых родителей (14 человек) дают нам право делать вывод, что не все дети с охотой посещают школу. Некоторые первоклассники вполне спокойно переживают неудачи по учебе, что также может являться признаком их дезадаптации (9 человек).

Констатирующий этап нашей опытно-экспериментальной деятельности дал нам возможность сделать некоторые выводы о уровне адаптации первоклассников к школе. Итак, общий эмоциональный фон детей положительный. У большинства первоклассников отмечается хорошее настроение, положительные эмоции. Наряду с этим также у большей части экспериментальной группы детей не выявилась быстрая утомляемость, у этих детей положительное отношение к школе. Однако, несмотря на эти данные есть первоклассники, у которых отмечаются явные признаки дезадаптации. Дети с низкой школьной мотивацией (5 учащихся) – 16,7%; дети с категорически негативным отношением к школе и ее требованиям – 4 ребенка (13,3%).


Данные, выявленные в ходе констатирующего этапа обусловили необходимость разработки и внедрения специального психолого-педагогического комплекса мероприятий по поддержке детей в период адаптации к школе.

2.2 Формирующий эксперимент

С опорой на результаты констатирующего этапа нашей опытно-экспериментальной деятельности, изученную научно-исследовательскую литературу, анализ опыта проблемы адаптации детей младшего школьного возраста в условиях первого класса, нами был разработан комплекс мероприятий, который направлен на содействие первоклассникам в адаптивный период.

Базой формирующего эксперимента стала средняя общеобразовательная школа…..

Констатирующий этап нам показал, что серьёзных, грубых проблем в области учебной деятельности первоклассников нет. У детей выражен положительный эмоциональный фон, первоклассники в своем большинстве после занятий не ощущают переутомления и относятся очень хорошо к школе и занятиям. Однако несмотря на это, в ходе исследования выявились учащиеся с явными признаками дезадаптации, а если быть точнее, то это - пятеро первоклассников (16,7%) с низким уровнем школьной мотивации и отрицательным отношением к школьным условиям и урокам, и четыре ученика (13,3%) со школьной дезадаптацией.

Полученные данные в ходе констатирующего этапа обусловили актуальность и целесообразность разработки комплекса мероприятий, направленных на содействие и поддержку детей в их адаптации к школе.

Цель комплекса мероприятий – помощь первоклассникам в их адаптации к новым школьным условиям и требованиям. Разработанный комплекс нацелен на содействие развития дружественных взаимоотношений в классе, формированию уверенности в себе, своих потенциальных возможностей, обеспечение чувств психологической защищенности, профилактики неблагоприятных воздействий дезадаптации, которые отрицательно влияют на психическое здоровье первоклассника.

Для достижения цель, предусматривается решение следующих задач:

Обучающие:

- содействие развитию у первоклассника предоставлений о его новой социальной роли, о новых условиях, требований жизнедеятельности в условиях образовательного учреждения;

- ознакомление учащихся с правилами поведения на уроках и переменах;

- ознакомление учащихся с правилами содержания класса;


- содействие формированию точных представлений о хороших и плохих поступках, основ правильного поведения в школе.

Воспитывающие:

- содействие воспитанию положительного отношения учащихся к школе;

- содействие воспитанию уважительного отношения к своим одноклассникам и учителю.

Развивающие:

- содействие формированию познавательной активности детей младшего школьного возраста;

- содействие первоклассникам в формировании эмоционально-положительного отношения к совместной коллективной деятельности.

Срок реализации мероприятий: 1 учебный год (9 месяцев)

Возрастная группа: учащиеся 1х классов (6-7 лет).

Нами разработан тематический план занятий, который представлен в качестве приложения 6. Комплекс состоит из десяти мероприятий, каждое из которых обладает следующей структурой:

- Информационный этап (усвоение знаний, умений и навыков);

- Практический этап (применение усвоенных знаний на практике);

- Рефлексивный этап (анализ полученных результатов).

На занятиях предусматриваются следующие формы работы с первоклассниками: индивидуальная, групповая, фронтальная.

В процессе осуществления комплекса мероприятий учащиеся первых классов приобретут новые знания о школе, основных требованиях и правилах поведения, распорядке дня. Эти знаний помогут первокласснику скорее «вжиться» в новую для него социальную роль.

Для детей первых классов все еще актуальными являются те виды деятельности, которыми они привыкли и любили заниматься в период дошкольного детства. В связи с этим, основная форма занятий – игра. Для первоклассника игра имеет особое значение в развитии умений обучаться. Так же, как и учебная деятельность, игры с правилами призваны развить самостоятельность у детей, самоконтроль и адекватную самооценку. В процессе таких игр первоклассник усвоит систему эталонов: этических, сенсорных, практических и т.д.

Мероприятия включались в план работы классного руководителя и осуществлялись в ходе классных часов.

Основные условия обеспечения эффективности реализации мероприятий – положительный настрой детей, полноценное обеспечение дидактико-методическими материалом, тесная взаимосвязь семьи и школы.

Ожидаемые результаты реализации комплекса мероприятий:

- успешная адаптация первоклассников к школе, ее условиям;

- соблюдение первоклассником общепринятых норм и правил школьной жизнедеятельности;


- повышение уровня школьной мотивации;

- установление контакта с учителями и одноклассниками.

В ходе разработки и осуществлении комплекса мероприятия учитывались следующие принципы:

  1. Гуманизма (признание ценности ребенка как личности, создание необходимых условий для его всестороннего развития и реализации его творческого потенциала, поддержка в его интеграции в социум);
  2. Природосообразности (учет возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста, с опорой на положительное в каждом ребенке, формирование и развитие самостоятельности детей);
  3. Культуросообразности (учет условий, при которых находятся дети, а также культуры данного общества в ходе учебно-воспитательного процесса; приобщение детей к разным культурам общества посредством совместных усилий школы и семьи).

Все мероприятия успешно были реализованы. В качестве примеры мы представили конспекты трех занятий, которые, как нам кажется, вызвали наибольший эмоциональный отклик у детей (прил.7).

2.3 Сравнительный анализ и обсуждение результатов

Заключительным этапом нашей опытно-экспериментальной деятельности стал контрольный эксперимент, основная цель которого – выявление и сравнительный анализ полученных данных на констатирующем и контрольном этапах.

С целью выявления эффективности проведенных мероприятий по содействию первоклассникам в их адаптации к школе мы на контрольном этапе использовали тот же самый диагностический комплекс, что и на констатирующем этапе исследования. Контрольная диагностика показала следующие результаты:

1. Опрос первоклассников посредством методики исследования школьной мотивации (Н.Г. Лусканова). В ходе констатирующего исследования были выявлены дети с низкой школьной мотивацией, негативным отношением к школе и дезадаптацией, однако после проведения мероприятий их количество значительно снизилось. С низкой школьной мотивацией теперь 3 (10%) ученика, школьная дезадаптация – 2 (6,6%) ученика. Данные контрольного исследования по всем методикам мы целесообразно вынесли в качестве приложения 8. В рамках основного текста исследования мы представим сравнительные результаты (табл.3, рис.4).

Таблица 3. Сравнительный анализ данных в ходе диагностики Н.Г. Лускановой