Файл: Программа маркетингового исследования (Сущность, цели и задачи маркетингового исследования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 181

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Изумрудный город

2. МираМикс

3. Смайлcity

4. ЦУМ

5. Город

ТРЦ «Изумрудный город» - трехэтажный торгово-развлекательный центр, в котором представлены ведущие мировые и федеральные бренды одежды, обуви и аксессуаров, большой кинотеатр (семь залов), парк развлечений, фудкорт на 8 операторов разной концепции, 3 кафе. Расположен по адресу проспект Комсомольский 13Б, открыт 26 Апреля 2014 года.

Современный дизайн здания и интерьеров, удачное месторасположение, удобная парковка и уникальные международные и федеральные бренды делают ТРЦ «Изумрудный город» популярным местом покупок и проведения досуга. Общая площадь ТРЦ составляет 46 000 м2, из которых 33 000 м2 под аренду, парковка на 750 машиномест.

Якорными арендаторами являются продуктовый гипермаркет Interspar (8500 м2) и кинотеатр Goodwin Cinema (4200 м2) с развлекательной зоной.

Торговая галерея представлена такими брендами, как: H&M, «Снежная Королева», Re:Store, Colin’s, Stefanel, Gant, Caterina Leman, Betty Barclay, Reserved, Cropp, House, Mohito, Sin-say, супермаркет «Непоседа», Gulliver, Adidas Kids, «Буду мамой» и др. - всего 150 магазинов.

На втором этаже в зоне фудкорта имеются такие операторы, как KFC, Burger King, «Маленькая Япония», «Перчини».

ТРЦ «Изумрудный город» расположен в самом крупном и густонаселенном Октябрьском районе города Томска. Объект находится на основной транспортной магистрали, на Комсомольском проспекте. [32]

ТЦ «МираМикс» - двухэтажный комплекс общей площадью 16 400 м2, расположенный по адресу пр. Мира, д.36, открыт с 1 октября 2011 года. Общая площадь составляет 15 700 м2, торговая площадь 12 400 м2, парковка на 600 машиномест.

Якорными арендаторами являются гипермаркет бытовой техники «5 Элемент», дисконт-центр «Адидас», гипермаркет «ФУДcity».

Торговая галерея представлена такими брендами, как O’STIN, Zolla, Синар, ТВОЁ, Скорпион, Be-Inn, Аляска, Rieker, Аскания, Трейс, Milavitsa, Магикад, Adidas, Л’ЭТУАЛЬ, Refan, Линии Любви, Eff, Постелька, Ascona. МТС, Мегафон, Билайн, Теле2, Связной.

Зона food-court включает Subway, Сибирские блины, 33 пингвина. Также на втором этаже расположена швейная мастерская.

Объект расположен на крупной транспортной магистрали Ленинского района – пр. Мира, в 50 м. от автобусной остановки. Население района – 118 тысяч человек, порядка 23% жителей города Томска.[28]

ТЦ «СМАЙЛcity» - это классический торговый центр с фуд-кортом, зонами отдыха, игровой детской комнатой, расположенный по адресу ул. Учебная 48. Дата открытия 01.12.2008 года. Общая площадь торгового центра 14 670 м2, из них торговая - 11 793 м2., парковка на 350 машиномест. По архитектурно-проектировочному решению и по классу обслуживания выходит на европейский уровень, а в своей ценовой политике ориентируется на средний класс.


Якорным арендатором является гипермаркет «ФУДcity».

Торговая галерея представлена следующими брендами:

– Одежда: LUHTA, Kira Plastinina, TATUUM, O’STIN, Zolla, ТВОЁ, Black Star, Малина,

Скорпион, Concept Club, Befree, Olar, Diverse.

– Спортивная одежда: Nike.

– Обувь: BASCONI, Эконика, ТомShoes, Respect., Монро, Трейс, Кари.

– Белье: Milavitsa, INTIMISSIMI, CALSEDONIA, Sugarelle, Стиль парк.

– Парфюмерия и косметика: Л’ЭТУАЛЬ, YVES ROCHER, e’llipse, Lush.

– Украшения: Линии Любви, Lady Collection, Nomination, Hot Diamands,

MARMALATO.

– Салон сотовой связи: Appletomsk , Мегафон, Билайн, Теле2, МТС.

– Аксессуары: Lavra, Sabellina.

В зоне food-court находятся Сибирские блины, Yougumi, 33 пингвина, кофейня Baba Roma, Суши Маке.

Также в торговом центре есть такие услуги, как ателье, туристическое агентство "Горящие туры" и салон красоты "Место под солнцем". [29]

ЦУМ – пятиэтажный комплекс формата «fashion lifestyle», известный широким ассортиментом представленных модных товаров и расположенный в самом центре города Томска. С 2007 года ЦУМ представляет для своих покупателей более 100 всемирно известных брендов одежды, обуви и аксессуаров. Подобной концентрации брендов нет ни в одном другом магазине города.

Торговая галерея представлена магазинами Детский мир, Fiora, Ile De Beaute, Incity, Lady Collection, Mango, Marmalato, Promod, STYLE AVENUE, Swarovski, Swatch, Tropicana, X-time, Yota, Евросеть, Мой талисман, Московский Ювелирный Завод, Обувной мультибренд, Экспедиция, Denim & Casual, Европейские коллекции, М.Видео. На первом этаже имеется итальянское кафе «Pastamama». [30]

Исходя из результатов опроса посетителей, лишь 8% предпочитают посещать только ритейл-парк «Мегаполис». Большинство опрошенных регулярно посещают ТРЦ «Изумрудный город» - 26%. На втором месте по популярности занимает торговый центр «МираМикс», а торговые центры «СМАЙЛcity» и ЦУМ делят третье место в рейтинге торговых центров города Томска, по опросу участников акции.

Для сравнения сильных и слабых сторон основных конкурентов ТРК «Мегаполис», проведен экспертный анализ по наиболее значимым критериям (Таблица 4).

Таблица 4

Экспертный анализ конкурентов ТРК «Мегаполис»

Критерий

Изумрудный

город

МираМикс

СМАЙЛcity

ЦУМ

Мегаполис

Удобство месторасположения

1. 2

2. 3

3. 2

ср. 2,3

1. 1

2. 2

3. 2

ср. 1,7

1. 2

2. 2

3. 1

ср. 1,7

1. 3

2. 3

3. 3

ср. 3

1. 3

2. 2

3. 3

ср. 2,7

Наличие удобной инфраструктуры

для клиентов

1. 3

2. 3

3. 3

ср. 3

1. 3

2. 2

3. 2

ср. 2,3

1. 2

2. 3

3. 2

ср. 2,3

1. 1

2. 2

3. 1

ср. 1,3

1. 3

2. 2

3. 2

ср. 2,3

Широта ассортимента

Предлагаемых товаров

1. 3

2. 3

3. 3

ср. 3

1. 2

2. 3

3. 3

ср. 2,7

1. 3

2. 2

3. 3

ср. 2,7

1. 1

2. 2

3. 2

ср. 1,7

1. 2

2. 2

3. 1

ср. 1,7

Наличие и качество зоны для отдыха детей

1. 3

2. 3

3. 3

ср. 3

-

-

-

1. 3

2. 3

3. 3

ср. 3

Возможность семейного отдыха

1. 3

2. 3

3. 3

ср. 3

1. 2

2. 2

3. 3

ср. 2,3

1. 1

2. 1

3. 2

ср. 1,3

-

1. 3

2. 3

3. 3

ср. 3

Качество предоставляемых

Обслуживающих услуг

1. 3

2. 3

3. 3

ср. 3

1. 3

2. 2

3. 3

ср. 2,7

1. 3

2. 3

3. 3

ср. 3

1. 3

2. 3

3. 2

ср. 2,7

1. 3

2. 3

3. 3

ср. 3

Удобство расположения

торговых зон

1. 3

2. 3

3. 3

ср. 3

1. 3

2. 3

3. 3

ср. 3

1. 2

2. 3

3. 3

ср. 2,7

1. 2

2. 1

3. 1

ср. 1,3

1. 2

2. 1

3. 2

ср. 1,7

Качество проводимых

Развлекательных мероприятий

1. 3

2. 3

3. 3

ср. 3

1. 2

2. 2

3. 2

ср. 2

1. 2

2. 3

3. 2

ср. 2,3

1. 1

2. 1

3. 1

ср. 1

1. 3

2. 3

3. 3

ср. 3

Гибкость работы с

арендаторами

1. 1

2. 2

3. 1

ср. 1,3

1. 2

2. 3

3. 1

ср. 2

1. 2

2. 2

3. 3

ср. 2,3

1. 1

2. 1

3. 2

ср. 1,3

1. 3

2. 3

3. 3

ср. 3

Предоставляемые

арендаторам рекламные

площади

1. 2

2. 3

3. 2

ср. 2,3

1. 2

2. 2

3. 2

ср. 2

1. 2

2. 2

3. 2

ср. 2

1. 1

2. 2

3. 1

ср. 1,3

1. 3

2. 3

3. 3

ср. 3

Итого:

26,9

20,7

18

13,6

25,4


Исходя из результатов экспертного анализа, можно сделать вывод о том, что главным конкурентом ТРК «Мегаполис» является ТРЦ «Изумрудный город». Прежде всего, это единственный торгово-развлекательный комплекс, в структуру которого входит кинотеатр и игровая зона, как и у ТРК «Мегаполис», что говорит о схожем формате компаний.

Основное конкурентное преимущество ТРЦ «Изумрудный город» - это наличие большого количества арендаторов, представляющих всемирно известные бренды модной одежды. Такие торговые марки, как H&M, Collins, Reserved, Cropp и т.д. притягивают население, поскольку, цены на вещи и аксессуары ниже, чем в других магазинах, а стиль соответствует последним тенденциям моды. Кроме того, ТРЦ «Изумрудный город» занимает лидирующие позиции по количеству сконцентрированных в одном месте разнопрофильных магазинов. Данные показатели подтверждаются сравнительным анализом основных характеристик торговых центров конкурентов ТРК «Мегаполис», представленных в Таблице 5.

Таблица 5

Сравнительный анализ основных характеристик торговых центров

Характеристика

Изумрудн

ый город

МираМикс

Смайлcity

ЦУМ

Мегаполис

Объем торговых площадей, м2

33 000

12 400

11 793

11 950

27 000

Стоимость аренды

торговых площадей, руб./м2

От 1 000 до

10 000

От 500 до

5 000

От 900

до 10 000

От 1000

до 10 000

От 300 до 3

000

Зона охвата ТЦ, 20 мин на авто, чел.

251 073

275 573

157 492

220 065

199 648

Количество магазинов

151

34

51

26

74

Парковка, машиномест

750

600

350

70

1 100

На основании проведенного сравнительного анализа, можно сделать вывод о том, что ТРК «Мегаполис» имеет самые низкую стоимость на торговые помещения среди других торговых центров. Обусловлено это тем, что для нормального функционирования и привлечения, как посетителей, так и арендаторов, требуется наполненность залов магазинами. В ТРЦ «Изумрудный город» арендуют площади более 150 ритейлеров, что является самым сильным конкурентным преимуществом, которое обеспечивает торговому центру большую посещаемость и привлекательность для арендаторов. В том числе, зона охвата значительно больше, чем у «Мегаполиса».


Однако, цены на арендные услуги ТРЦ «Изумрудный город» значительно выше, чем в других торговых центрах г. Томск (В ТРК «Мегаполис» самые низкие арендные ставки), что можно отнести к слабому месту, так как в условиях современной экономической ситуации финансовая составляющая для арендаторов является существенным моментом.

Третий корпус ТРК «Мегаполис» был открыт 30 Января 2015 года, что на 9 месяцев позже открытия ТРЦ «Изумрудный город». Это в значительной мере повлияло на количество арендаторов, желающих расположиться в торговом центре, так как их основная масса уже нашла торговые площади.

Говоря об остальных преимуществах, ТРЦ «Изумрудный город» имеет единую концепцию, стильное оформление, располагающую к покупкам атмосферу внутри.

Проведение развлекательных мероприятий и розыгрышей повышают лояльность покупателей, стимулируют их к покупкам. В ТРК «Мегаполис» малая заполняемость торговых помещений в 3 корпусе отталкивает посетителей, так как помимо фудкорта и кинотеатра, внутри нет никаких магазинов.

Исходя из проведенного исследования, можно составить портрет потенциального посетителя ТРК «Мегаполис», который обладает следующими характеристиками:

- Значительное преобладание женщин - 61%

- Возраст 25 – 44 года

- Работающий

- Посещает «Мегаполис» регулярно, предпочтительнее в выходные

- Проводит в ТРК от 1 до 2 часов

- Предпочитает покупать продукты, одежду и обувь, и товары для детей

- Приходит торговый комплекс не один, а преимущественно с детьми

- Редко участвуют в акциях, но имеют большую заинтересованность в участии

- Часто посещают торговый центр «Изумрудный город»

- Пользуются в большей степени социальной сетью «Вконтакте»

- Большинство пользуются смартфонами на базе Android

- Предпочитают слушать радиостанции «Русское радио и радио «Сибирь»

- Предпочитают смотреть телеканал ТНТ

- Читают печатное издание «Аргументы и факты».

Информация о целевой аудитории помогает разработать грамотную стратегию дальнейшего развития торгового комплекса, а именно составить эффективную рекламную программу продвижения и коммуникации с потребителями.

Так, на основании полученных данных в июне планируется запустить рекламу по радио и на телевидении. За счет знаний о том, что почти половина (52%) участников акции предпочитают смотреть телеканал ТНТ, а наиболее популярные радиостанции - Европа плюс и Радио Сибирь (15%), снижается неопределенность и увеличивается шанс донести максимум желаемой информации потенциальным покупателям через известные каналы коммуникации.


Оценка частоты посещения ТРК среди опрошенных покупателей, выявила две основные группы посетителей, которые посещают его 1 раз в неделю (38%) и 31% - посещающих ТРК один раз в месяц. Несколько раз в неделю посещают «Мегаполис» 21% опрошенных. Для посещения торгово-развлекательного комплекса основная часть аудитории выбирает одного или нескольких партнеров 92%, из которых 59% приходят с семьей и родственниками, а 20% приходят в торговый центр с детьми.

Более половины опрошенных (68%) составляет ядро целевой аудитории – наиболее платежеспособная группа в возрасте 25 – 44 года. Преобладание посетителей-женщин и тот факт, что часто они приходят не одни, а с детьми, послужило основанием для решения об открытии на территории паркинга торгового центра игровой площадки, состоящей из трех зон:

1. Зона отдыха посетителей - сквер с расположенными на нем скамеечками для родителей, детской площадкой, зоной аттракционов и арт-объектами.

2. Active-zone – зона для любителей активного отдыха с веревочными курсами, скейтпарком, площадкой для джампинга.

3. Ярмарка деликатесов и товаров ручной работы. На площадке предусмотрено постоянная организация любительских соревнований и турниров, приглашение звезд спорта и проведение городских активностей.

Определив, что самым посещаемым сайтом в сети интернет среди участников акции является сайт социальной сети «Вконтакте» (41%), делается особый упор на постоянное поддержание контента и размещение информации о мероприятиях и акциях в группе торгового комплекса на этом сайте.

Средняя продолжительность пребывания в торговом комплексе у опрошенных посетителей составляет от 1 до 2 часов (40%), 36% посетителей проводят в нем более 2 часов. Большая часть опрошенных предпочитает посещать «Мегаполис» в выходные дни (72%). Исходя из этих данных, можно сделать вывод о том, что проводить различные потокообразующие мероприятия и стимулирующие акции лучше в выходные дни, когда у посетителей есть время.

В рейтинге заинтересованности покупателей в товарных категориях и предоставляемых услугах в торговом центре лидируют три основных вида покупок - «Продукты» (20%), категории «Одежда» и «Обувь» в сумме отметили 23% опрошенных. 10% опрошенных заинтересованы в покупке товаров для детей. Категории «спортивные товары» и «бытовая техника» привлекают лишь 9% аудитории, хотя арендаторы данных категорий относятся к якорным, и занимают большую площадь торгового комплекса.

Важнейшим вопросом проведения маркетингового исследования является изучение ценообразования, принятого фирмой. Для изучения данного вопроса необходимо, прежде всего исследовать вопрос заполняемости торговых помещений комплекса.