Файл: Программа маркетингового исследования (Сущность, цели и задачи маркетингового исследования).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 203
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы маркетингового исследования
1.1 Сущность, цели и задачи маркетингового исследования
1.2 Объект и предмет маркетингового исследования
1.3 Виды маркетингового исследования
2 Процесс маркетингового исследования предприятия на рынке
2.1 Этапы маркетингового исследования
2.2 Методы маркетингового исследования
3 Маркетинговое исследование деятельности торгово-развлекательного комплекса «Мегаполис»
3.1 Характеристика деятельности торгово-развлекательного комплекса «Мегаполис»
1. Изумрудный город
2. МираМикс
3. Смайлcity
4. ЦУМ
5. Город
ТРЦ «Изумрудный город» - трехэтажный торгово-развлекательный центр, в котором представлены ведущие мировые и федеральные бренды одежды, обуви и аксессуаров, большой кинотеатр (семь залов), парк развлечений, фудкорт на 8 операторов разной концепции, 3 кафе. Расположен по адресу проспект Комсомольский 13Б, открыт 26 Апреля 2014 года.
Современный дизайн здания и интерьеров, удачное месторасположение, удобная парковка и уникальные международные и федеральные бренды делают ТРЦ «Изумрудный город» популярным местом покупок и проведения досуга. Общая площадь ТРЦ составляет 46 000 м2, из которых 33 000 м2 под аренду, парковка на 750 машиномест.
Якорными арендаторами являются продуктовый гипермаркет Interspar (8500 м2) и кинотеатр Goodwin Cinema (4200 м2) с развлекательной зоной.
Торговая галерея представлена такими брендами, как: H&M, «Снежная Королева», Re:Store, Colin’s, Stefanel, Gant, Caterina Leman, Betty Barclay, Reserved, Cropp, House, Mohito, Sin-say, супермаркет «Непоседа», Gulliver, Adidas Kids, «Буду мамой» и др. - всего 150 магазинов.
На втором этаже в зоне фудкорта имеются такие операторы, как KFC, Burger King, «Маленькая Япония», «Перчини».
ТРЦ «Изумрудный город» расположен в самом крупном и густонаселенном Октябрьском районе города Томска. Объект находится на основной транспортной магистрали, на Комсомольском проспекте. [32]
ТЦ «МираМикс» - двухэтажный комплекс общей площадью 16 400 м2, расположенный по адресу пр. Мира, д.36, открыт с 1 октября 2011 года. Общая площадь составляет 15 700 м2, торговая площадь 12 400 м2, парковка на 600 машиномест.
Якорными арендаторами являются гипермаркет бытовой техники «5 Элемент», дисконт-центр «Адидас», гипермаркет «ФУДcity».
Торговая галерея представлена такими брендами, как O’STIN, Zolla, Синар, ТВОЁ, Скорпион, Be-Inn, Аляска, Rieker, Аскания, Трейс, Milavitsa, Магикад, Adidas, Л’ЭТУАЛЬ, Refan, Линии Любви, Eff, Постелька, Ascona. МТС, Мегафон, Билайн, Теле2, Связной.
Зона food-court включает Subway, Сибирские блины, 33 пингвина. Также на втором этаже расположена швейная мастерская.
Объект расположен на крупной транспортной магистрали Ленинского района – пр. Мира, в 50 м. от автобусной остановки. Население района – 118 тысяч человек, порядка 23% жителей города Томска.[28]
ТЦ «СМАЙЛcity» - это классический торговый центр с фуд-кортом, зонами отдыха, игровой детской комнатой, расположенный по адресу ул. Учебная 48. Дата открытия 01.12.2008 года. Общая площадь торгового центра 14 670 м2, из них торговая - 11 793 м2., парковка на 350 машиномест. По архитектурно-проектировочному решению и по классу обслуживания выходит на европейский уровень, а в своей ценовой политике ориентируется на средний класс.
Якорным арендатором является гипермаркет «ФУДcity».
Торговая галерея представлена следующими брендами:
– Одежда: LUHTA, Kira Plastinina, TATUUM, O’STIN, Zolla, ТВОЁ, Black Star, Малина,
Скорпион, Concept Club, Befree, Olar, Diverse.
– Спортивная одежда: Nike.
– Обувь: BASCONI, Эконика, ТомShoes, Respect., Монро, Трейс, Кари.
– Белье: Milavitsa, INTIMISSIMI, CALSEDONIA, Sugarelle, Стиль парк.
– Парфюмерия и косметика: Л’ЭТУАЛЬ, YVES ROCHER, e’llipse, Lush.
– Украшения: Линии Любви, Lady Collection, Nomination, Hot Diamands,
MARMALATO.
– Салон сотовой связи: Appletomsk , Мегафон, Билайн, Теле2, МТС.
– Аксессуары: Lavra, Sabellina.
В зоне food-court находятся Сибирские блины, Yougumi, 33 пингвина, кофейня Baba Roma, Суши Маке.
Также в торговом центре есть такие услуги, как ателье, туристическое агентство "Горящие туры" и салон красоты "Место под солнцем". [29]
ЦУМ – пятиэтажный комплекс формата «fashion lifestyle», известный широким ассортиментом представленных модных товаров и расположенный в самом центре города Томска. С 2007 года ЦУМ представляет для своих покупателей более 100 всемирно известных брендов одежды, обуви и аксессуаров. Подобной концентрации брендов нет ни в одном другом магазине города.
Торговая галерея представлена магазинами Детский мир, Fiora, Ile De Beaute, Incity, Lady Collection, Mango, Marmalato, Promod, STYLE AVENUE, Swarovski, Swatch, Tropicana, X-time, Yota, Евросеть, Мой талисман, Московский Ювелирный Завод, Обувной мультибренд, Экспедиция, Denim & Casual, Европейские коллекции, М.Видео. На первом этаже имеется итальянское кафе «Pastamama». [30]
Исходя из результатов опроса посетителей, лишь 8% предпочитают посещать только ритейл-парк «Мегаполис». Большинство опрошенных регулярно посещают ТРЦ «Изумрудный город» - 26%. На втором месте по популярности занимает торговый центр «МираМикс», а торговые центры «СМАЙЛcity» и ЦУМ делят третье место в рейтинге торговых центров города Томска, по опросу участников акции.
Для сравнения сильных и слабых сторон основных конкурентов ТРК «Мегаполис», проведен экспертный анализ по наиболее значимым критериям (Таблица 4).
Таблица 4
Экспертный анализ конкурентов ТРК «Мегаполис»
Критерий |
Изумрудный город |
МираМикс |
СМАЙЛcity |
ЦУМ |
Мегаполис |
Удобство месторасположения |
1. 2 2. 3 3. 2 ср. 2,3 |
1. 1 2. 2 3. 2 ср. 1,7 |
1. 2 2. 2 3. 1 ср. 1,7 |
1. 3 2. 3 3. 3 ср. 3 |
1. 3 2. 2 3. 3 ср. 2,7 |
Наличие удобной инфраструктуры для клиентов |
1. 3 2. 3 3. 3 ср. 3 |
1. 3 2. 2 3. 2 ср. 2,3 |
1. 2 2. 3 3. 2 ср. 2,3 |
1. 1 2. 2 3. 1 ср. 1,3 |
1. 3 2. 2 3. 2 ср. 2,3 |
Широта ассортимента Предлагаемых товаров |
1. 3 2. 3 3. 3 ср. 3 |
1. 2 2. 3 3. 3 ср. 2,7 |
1. 3 2. 2 3. 3 ср. 2,7 |
1. 1 2. 2 3. 2 ср. 1,7 |
1. 2 2. 2 3. 1 ср. 1,7 |
Наличие и качество зоны для отдыха детей |
1. 3 2. 3 3. 3 ср. 3 |
- |
- |
- |
1. 3 2. 3 3. 3 ср. 3 |
Возможность семейного отдыха |
1. 3 2. 3 3. 3 ср. 3 |
1. 2 2. 2 3. 3 ср. 2,3 |
1. 1 2. 1 3. 2 ср. 1,3 |
- |
1. 3 2. 3 3. 3 ср. 3 |
Качество предоставляемых Обслуживающих услуг |
1. 3 2. 3 3. 3 ср. 3 |
1. 3 2. 2 3. 3 ср. 2,7 |
1. 3 2. 3 3. 3 ср. 3 |
1. 3 2. 3 3. 2 ср. 2,7 |
1. 3 2. 3 3. 3 ср. 3 |
Удобство расположения торговых зон |
1. 3 2. 3 3. 3 ср. 3 |
1. 3 2. 3 3. 3 ср. 3 |
1. 2 2. 3 3. 3 ср. 2,7 |
1. 2 2. 1 3. 1 ср. 1,3 |
1. 2 2. 1 3. 2 ср. 1,7 |
Качество проводимых Развлекательных мероприятий |
1. 3 2. 3 3. 3 ср. 3 |
1. 2 2. 2 3. 2 ср. 2 |
1. 2 2. 3 3. 2 ср. 2,3 |
1. 1 2. 1 3. 1 ср. 1 |
1. 3 2. 3 3. 3 ср. 3 |
Гибкость работы с арендаторами |
1. 1 2. 2 3. 1 ср. 1,3 |
1. 2 2. 3 3. 1 ср. 2 |
1. 2 2. 2 3. 3 ср. 2,3 |
1. 1 2. 1 3. 2 ср. 1,3 |
1. 3 2. 3 3. 3 ср. 3 |
Предоставляемые арендаторам рекламные площади |
1. 2 2. 3 3. 2 ср. 2,3 |
1. 2 2. 2 3. 2 ср. 2 |
1. 2 2. 2 3. 2 ср. 2 |
1. 1 2. 2 3. 1 ср. 1,3 |
1. 3 2. 3 3. 3 ср. 3 |
Итого: |
26,9 |
20,7 |
18 |
13,6 |
25,4 |
Исходя из результатов экспертного анализа, можно сделать вывод о том, что главным конкурентом ТРК «Мегаполис» является ТРЦ «Изумрудный город». Прежде всего, это единственный торгово-развлекательный комплекс, в структуру которого входит кинотеатр и игровая зона, как и у ТРК «Мегаполис», что говорит о схожем формате компаний.
Основное конкурентное преимущество ТРЦ «Изумрудный город» - это наличие большого количества арендаторов, представляющих всемирно известные бренды модной одежды. Такие торговые марки, как H&M, Collins, Reserved, Cropp и т.д. притягивают население, поскольку, цены на вещи и аксессуары ниже, чем в других магазинах, а стиль соответствует последним тенденциям моды. Кроме того, ТРЦ «Изумрудный город» занимает лидирующие позиции по количеству сконцентрированных в одном месте разнопрофильных магазинов. Данные показатели подтверждаются сравнительным анализом основных характеристик торговых центров конкурентов ТРК «Мегаполис», представленных в Таблице 5.
Таблица 5
Сравнительный анализ основных характеристик торговых центров
Характеристика |
Изумрудн ый город |
МираМикс |
Смайлcity |
ЦУМ |
Мегаполис |
Объем торговых площадей, м2 |
33 000 |
12 400 |
11 793 |
11 950 |
27 000 |
Стоимость аренды торговых площадей, руб./м2 |
От 1 000 до 10 000 |
От 500 до 5 000 |
От 900 до 10 000 |
От 1000 до 10 000 |
От 300 до 3 000 |
Зона охвата ТЦ, 20 мин на авто, чел. |
251 073 |
275 573 |
157 492 |
220 065 |
199 648 |
Количество магазинов |
151 |
34 |
51 |
26 |
74 |
Парковка, машиномест |
750 |
600 |
350 |
70 |
1 100 |
На основании проведенного сравнительного анализа, можно сделать вывод о том, что ТРК «Мегаполис» имеет самые низкую стоимость на торговые помещения среди других торговых центров. Обусловлено это тем, что для нормального функционирования и привлечения, как посетителей, так и арендаторов, требуется наполненность залов магазинами. В ТРЦ «Изумрудный город» арендуют площади более 150 ритейлеров, что является самым сильным конкурентным преимуществом, которое обеспечивает торговому центру большую посещаемость и привлекательность для арендаторов. В том числе, зона охвата значительно больше, чем у «Мегаполиса».
Однако, цены на арендные услуги ТРЦ «Изумрудный город» значительно выше, чем в других торговых центрах г. Томск (В ТРК «Мегаполис» самые низкие арендные ставки), что можно отнести к слабому месту, так как в условиях современной экономической ситуации финансовая составляющая для арендаторов является существенным моментом.
Третий корпус ТРК «Мегаполис» был открыт 30 Января 2015 года, что на 9 месяцев позже открытия ТРЦ «Изумрудный город». Это в значительной мере повлияло на количество арендаторов, желающих расположиться в торговом центре, так как их основная масса уже нашла торговые площади.
Говоря об остальных преимуществах, ТРЦ «Изумрудный город» имеет единую концепцию, стильное оформление, располагающую к покупкам атмосферу внутри.
Проведение развлекательных мероприятий и розыгрышей повышают лояльность покупателей, стимулируют их к покупкам. В ТРК «Мегаполис» малая заполняемость торговых помещений в 3 корпусе отталкивает посетителей, так как помимо фудкорта и кинотеатра, внутри нет никаких магазинов.
Исходя из проведенного исследования, можно составить портрет потенциального посетителя ТРК «Мегаполис», который обладает следующими характеристиками:
- Значительное преобладание женщин - 61%
- Возраст 25 – 44 года
- Работающий
- Посещает «Мегаполис» регулярно, предпочтительнее в выходные
- Проводит в ТРК от 1 до 2 часов
- Предпочитает покупать продукты, одежду и обувь, и товары для детей
- Приходит торговый комплекс не один, а преимущественно с детьми
- Редко участвуют в акциях, но имеют большую заинтересованность в участии
- Часто посещают торговый центр «Изумрудный город»
- Пользуются в большей степени социальной сетью «Вконтакте»
- Большинство пользуются смартфонами на базе Android
- Предпочитают слушать радиостанции «Русское радио и радио «Сибирь»
- Предпочитают смотреть телеканал ТНТ
- Читают печатное издание «Аргументы и факты».
Информация о целевой аудитории помогает разработать грамотную стратегию дальнейшего развития торгового комплекса, а именно составить эффективную рекламную программу продвижения и коммуникации с потребителями.
Так, на основании полученных данных в июне планируется запустить рекламу по радио и на телевидении. За счет знаний о том, что почти половина (52%) участников акции предпочитают смотреть телеканал ТНТ, а наиболее популярные радиостанции - Европа плюс и Радио Сибирь (15%), снижается неопределенность и увеличивается шанс донести максимум желаемой информации потенциальным покупателям через известные каналы коммуникации.
Оценка частоты посещения ТРК среди опрошенных покупателей, выявила две основные группы посетителей, которые посещают его 1 раз в неделю (38%) и 31% - посещающих ТРК один раз в месяц. Несколько раз в неделю посещают «Мегаполис» 21% опрошенных. Для посещения торгово-развлекательного комплекса основная часть аудитории выбирает одного или нескольких партнеров 92%, из которых 59% приходят с семьей и родственниками, а 20% приходят в торговый центр с детьми.
Более половины опрошенных (68%) составляет ядро целевой аудитории – наиболее платежеспособная группа в возрасте 25 – 44 года. Преобладание посетителей-женщин и тот факт, что часто они приходят не одни, а с детьми, послужило основанием для решения об открытии на территории паркинга торгового центра игровой площадки, состоящей из трех зон:
1. Зона отдыха посетителей - сквер с расположенными на нем скамеечками для родителей, детской площадкой, зоной аттракционов и арт-объектами.
2. Active-zone – зона для любителей активного отдыха с веревочными курсами, скейтпарком, площадкой для джампинга.
3. Ярмарка деликатесов и товаров ручной работы. На площадке предусмотрено постоянная организация любительских соревнований и турниров, приглашение звезд спорта и проведение городских активностей.
Определив, что самым посещаемым сайтом в сети интернет среди участников акции является сайт социальной сети «Вконтакте» (41%), делается особый упор на постоянное поддержание контента и размещение информации о мероприятиях и акциях в группе торгового комплекса на этом сайте.
Средняя продолжительность пребывания в торговом комплексе у опрошенных посетителей составляет от 1 до 2 часов (40%), 36% посетителей проводят в нем более 2 часов. Большая часть опрошенных предпочитает посещать «Мегаполис» в выходные дни (72%). Исходя из этих данных, можно сделать вывод о том, что проводить различные потокообразующие мероприятия и стимулирующие акции лучше в выходные дни, когда у посетителей есть время.
В рейтинге заинтересованности покупателей в товарных категориях и предоставляемых услугах в торговом центре лидируют три основных вида покупок - «Продукты» (20%), категории «Одежда» и «Обувь» в сумме отметили 23% опрошенных. 10% опрошенных заинтересованы в покупке товаров для детей. Категории «спортивные товары» и «бытовая техника» привлекают лишь 9% аудитории, хотя арендаторы данных категорий относятся к якорным, и занимают большую площадь торгового комплекса.
Важнейшим вопросом проведения маркетингового исследования является изучение ценообразования, принятого фирмой. Для изучения данного вопроса необходимо, прежде всего исследовать вопрос заполняемости торговых помещений комплекса.