Файл: Роль мотивации в поведении организации (Сущность и значение мотивации).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 200
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы роли мотивации в поведении организации
1.2. Содержательные и процессуальные теории мотивации
1.3. Методические подходы к построению системы мотивации
Глава 2. Анализ управления трудовой мотивацией на примере ООО «Сигма»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Сигма»
2.2. Исследование потенциала и стабильности человеческих ресурсов предприятия
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы мотивации ООО «Сигма»
3.1. Предложения по совершенствованию системы мотивации персонала
Таблица 3
Качественный состав трудовых ресурсов ООО «Сигма»
Показатель |
Численность персонала на конец года |
Удельный вес, % |
||||||||
2016г. |
2017г. |
2018г. |
2016г. |
2017г. |
2018г. |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
||||
По возрасту, лет |
||||||||||
От 20 до 30 |
13 |
10 |
14 |
34,2 |
26,4 |
35,0 |
||||
От 30 до 40 |
15 |
18 |
19 |
39,5 |
47,3 |
42,5 |
||||
От 40 до 50 |
8 |
8 |
8 |
21,1 |
21,1 |
20,0 |
||||
От 50 до 60 |
2 |
2 |
1 |
5,2 |
5,2 |
2,5 |
||||
Итого |
38 |
38 |
42 |
100 |
100 |
100 |
||||
По трудовому стажу, лет |
||||||||||
До 3 лет |
8 |
8 |
6 |
21,0 |
21,0 |
15,0 |
||||
От 3 до 5 лет |
21 |
20 |
25 |
55,2 |
52,6 |
57,5 |
||||
Свыше 5 лет |
9 |
10 |
11 |
23,8 |
26,4 |
27,5 |
||||
Итого |
38 |
38 |
42 |
100 |
100 |
100 |
Таблица 4
Данные о движении рабочей силы ООО «Сигма»
Показатели |
Годы |
||
2016г. |
2017г. |
2018г. |
|
Численность персонала на начало года |
38 |
38 |
40 |
Приняты на работу |
6 |
9 |
6 |
Выбыли |
6 |
7 |
4 |
В т.ч. по собственному желанию |
5 |
4 |
4 |
За нарушение трудовой дисциплины |
1 |
3 |
- |
Численность персонала на конец года |
38 |
40 |
42 |
Коэффициент оборота по приему |
0,15 |
0,23 |
0,10 |
Коэффициент оборота по выбытию |
0,13 |
0,10 |
0,10 |
Коэффициент текучести кадров |
0,042 |
0,04 |
0,041 |
Коэффициент постоянства кадров |
0,84 |
0,81 |
0,90 |
Проведем анализ использование трудовых ресурсов в целом по предприятию, данные отобразим в таблице 5.
Таблица 5
Использование трудовых ресурсов предприятия
Показатель |
Значение показателя |
Изменение |
||||||
2016г. |
2017г. |
2018г. |
2016\2017 |
2017/2018 |
||||
Среднегодовая численность персонала |
38 |
38 |
42 |
- |
+12 |
|||
Отработано дней одним работником за год, дн. |
218 |
222 |
226 |
+4 |
+4 |
|||
Отработано дней всеми рабочими, дн. |
8284 |
8436 |
9040 |
+152 |
+604 |
|||
Средняя продолжительность рабочего дня |
7,6 |
7,8 |
7,7 |
0,2 |
-0,1 |
|||
Выручка от реализации работ, услуг, тыс.руб. |
51036 |
56181 |
65130 |
+5145 |
+8949 |
|||
Среднегодовая выработка продукции одним работником тыс.руб. |
1343,6 |
1404,1 |
1550,7 |
+61,4 |
+146,» |
|||
Прибыль на одного работника, тыс. руб. |
114,4 |
128,5 |
163,2 |
+14,1 |
+34,7 |
По данным таблицы 5 можно судить о том, что фактический фонд рабочего времени ООО «Сигма» увеличивается в течении всего анализируемого периода, в том числе за счет изменения: количества отработанных дней одним рабочим и продолжительности рабочего дня.
Как видно из приведенных данных, ООО «Сигма» использует имеющиеся трудовые ресурсы достаточно полно, с 2016 года по 2018 год количество отработанных одним рабочим дней возрастает, наблюдается увеличение среднегодовой выработки на одного работника и прибыли приходящейся на одного работника, что свидетельствует о росте производительности труда в ООО «Сигма».
Существующая система трудовой мотивации работников в ООО «Сигма» действует на основании следующих правил:
1) мотивация приносит результаты, когда работники ощущают признание своего вклада в результаты работы, обладают заслуженным статусом;
2) положительное подкрепление результативнее отрицательного;
3) подкрепление должно быть безотлагательным, что выражается в незамедлительной и справедливой реакции на действия сотрудников;
4) сотрудники стимулируются по промежуточным достижениям, не дожидаясь завершения всей работы, так как большие успехи труднодостижимы и сравнительно редки, для этого общее задание планируется по этапам с таким расчетом, чтобы каждому из них могла быть дана адекватная оценка и должное вознаграждение, соответствующее объему реально выполненной работы.
Заработная плата работников ООО «Сигма» складывается из:
1) должностного оклада;
2) премий.
При наличии денежных средств с учетом финансово-экономических условий работникам ООО «Сигма» выплачиваются следующие виды премий:
- за внедрение новой техники и технологий;
- за качественное выполнение месячных плановых заданий;
- для стимулирования выполнения срочных работ;
- за экономию конкретных видов материальных и иных ресурсов;
- по итогам работы участка и предприятия в целом за квартал, год;
- за своевременную сдачу заказчику выполненных работ.
Выплата премий осуществляется на основании приказов Генерального директора, а размер средств, направляемых на премирование, и конкретный размер премий определяется на основании финансово-бухгалтерской отчетности ООО «Сигма». Указанные виды премий выплачиваются за счет себестоимости, однако процент премиальных выплат не превышает 25% от оклада работников.
Рост уровня заработной платы ООО «Сигма» следует проводить в соответствии с динамикой уровня инфляции в стране, так как она существенно обесценивает реальную заработную плату работников. Анализ динамики оплаты труда работников ООО «Сигма» представлен в таблице 6.
По данным таблицы 6 видно, что заработная плата рабочих ООО «Сигма» несколько выше заработной платы специалистов, это объясняется высоким уровнем ответственности при обслуживании систем видеонаблюдения.
Таблица 6
Анализ оплаты труда персонала ООО «Сигма»
Показатель |
2017 г. |
Прирост % |
2018 г |
Прирост ,% |
|
Заработная плата ИТР и специалистов, руб. |
14500 |
15240 |
+5,1 |
16490 |
+8,2 |
Заработная плата рабочих,руб. |
15560 |
16325 |
+4,9 |
17870 |
+9,5 |
Уровень инфляции,% |
8% |
10% |
+25 |
11,4% |
+11 |
Процент прироста заработной платы ООО «Сигма» в период с 2016г. года по 2017 г. составляет в целом 5%, в то же время процент прироста в период с 2017 г. по 2018 г. составляет в целом 9%, однако уровень инфляции в стране в этот период был несколько выше, чем процент прироста заработной платы, следовательно, реальная зарплата персонала обесценивалась.
Результаты исследования мотивации персонала ООО «Сигма» показали, что мотивация к труду у персонала в организации оценивают средне (56% работников), высоко – 32% работников, низко – 12% работников.
Основными слабыми сторонами существующей системы стимулирования труда работников ООО «Сигма» являются следующие аспекты:
1) в основном стимулировании, то есть при определении размера оклада и премиальных, не уделяется внимание дополнительно отработанному времени персонала, что значительно снижает заинтересованность и производительность;
2) низкое использование способностей работников, отсутствие проработанной системы продвижения по службе и развития карьеры.
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы мотивации ООО «Сигма»
3.1. Предложения по совершенствованию системы мотивации персонала
Для повышения эффективности использования трудового потенциала предприятия и снижения текучести кадров в ООО «Сигма» необходимо совершенствовать систему мотивации персонала.
Для совершенствования мотивационных воздействий на ООО «Сигма» рекомендуется проведение следующих мероприятий:
-использование матричного метода измерения результативности (ММР),;
-изменения структуры заработной платы в сторону увеличения доли премиальных и бонусных выплат;
-введения выплат за выслугу лет;
-в качестве способа нематериальной мотивации применение системы вознаграждений;
- разработка социальной политики организации как важнейшего инструмента мотивации;
- введение системы штрафов и наказаний как средства мотивации работников.
Рассмотрим каждое из предложенных мероприятий подробнее.
При разработке системы мотивации персонала ООО «Сигма» одной из важнейших задач является оценка и сравнение результатов труда сотрудников, учитывающая разнородные по единицам измерения и значимости показатели создает определенные трудности. Использование матричного метода измерения результативности позволяет не только объективно и точно провести оценку, но и обеспечить мотивацию людей, нацелить их на достижение поставленных задач.
В основу матричного метода измерения результативности (ММР) положена матрица результативности, включающая в себя:
- оценочные показатели с указанием единицы измерения и фактического результата;
- шкалу оценки и саму оценку;
- значимость (удельный вес) каждого из показателей оценки;
- результаты по каждому из показателей в отдельности и итоговый.
В зависимости от объекта анализа рекомендуется изменять количество показателей, используемых в матрице (таблица 7). Использование шкалы оценки позволяет привести результаты по каждому из показателей к единой системе координат – оценке в баллах. (Наиболее широко используется шкала оценки от 0 до 10 баллов).
Таблица 7
Рекомендуемое количество показателей для ООО «Сигма»
Подразделения |
Кол-во показателей |
Самостоятельное подразделение (цех, отдел) и т. п. |
5–9 |
Участок, смена, бригада и т. п. |
3–5 |
Отдельное рабочее место |
2–3 |
Использование шкалы оценки позволяет привести результаты по каждому из показателей к единой системе координат — оценке в баллах. (Наиболее широко используется шкала оценки от 0 до 10 баллов). Оценка результата по каждому из показателей осуществляется путем соотнесения фактического результата со шкалой оценки.
Например, в таблице 8 фактическое значение выполнения плана монтажных работ составляет 105%, в шкале оценки есть значения 104% (7 баллов) и 106% (8 баллов). Значит, результат соответствует 7 баллам, поскольку они ближе к нормативному значению показателя. Результативность по каждому из оценочных показателей рассчитывается как произведение оценки на значимость. Например, для показателя «выполнение плана ремонтных работ» оценка составила 7, значимость определена в 25, следовательно, результативность равна 175 баллам.
Таблица 8
Матрица оценки бригады монтажников ООО «Сигма»