Файл: Понятия «затраты», «расходы», «издержки» (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выбор метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции для конкретного хозяйствующего субъекта обусловливается многими факторами. Эффективность использования выбранного метода определяется степенью достижения целей, поставленных на этапе планирования производства. От правильного выбора варианта учета затрат в конечном счете зависит финансовый результат деятельности организации. Рационально сформированная себестоимость по отдельным подразделениям, по видам продукции и организации в целом позволяет принимать верные управленческие решения, связанные с оптимизацией себестоимости. Выбранный предприятием вариант учета затрат и калькулирования себестоимости должен быть закреплен в учетной политике [11, с. 106].

УЧЕТ ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ В ООО «ГЛОБАЛТРАНС»

Краткая характеристика компании

Общество с ограниченной ответственностью «Глобалтранс» начало свою деятельность в 1994 году. За 18 лет успешной работы на рынке международных перевозок компания превратилась в известного, опытного, уверенного и надежного участника мирового рынка транспортно-экспедиторских услуг.

Многолетний опыт, дружная команда, знание международных и российских норм права, обычаев, традиций, а также национальных и географических особенностей различных регионов мира, долгосрочные партнерские связи с судоходными линиями, страховыми компаниями и банками, надежная агентская сеть в транзитно-транспортных городах и портах мира, а также наличие парка собственного автотранспорта, составляют надежный и крепкий фундамент компании «Глобалтранс».

Компания уверенно предлагает своим клиентам полный спектр услуг по перевозке и таможенному оформлению экспортно-импортных и транзитных грузов морским, автомобильным, железнодорожным, авиа и речным транспортом, обеспечивая безопасную перевалку в основных морских и авиа портах России, Финляндии, Украины и Балтии.

В настоящее время ООО «Глобалтранс» обеспечивает бесперебойные отправки FCL/LCL контейнеров из портов Китая, Тайваня, Гонконга, Кореи, Малайзии, Индонезии, Вьетнама, Мьянмы, Тайланда и др. стран ЮВА, а также из США, Канады, Мексики, Бразилии, Индии, Израиля, Турции, Японии, Великобритании и многих других точек мира, где есть международный морской или авиа порт.


Благодаря многолетнему опыту работы, процедура прохождения международной границы и порядок таможенного оформления товаров отработана в деталях, включая оформление необходимых разрешительных документов, сертификатов и заключений контролирующих органов. «Глобалтранс» оказывает услуги по таможенному оформлению грузов не только в России, но и за рубежом.

На основании данных бухгалтерской отчетности ООО «Глобалтранс» (Приложение 1 и 2) рассмотрим основные экономические показатели деятельности компании за 2016-2018 гг. (табл. 2).

Таблица 2 – Основные экономические показатели деятельности
ООО «Глобалтранс» за 2016-2018 гг.

Наименование показателя

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Абсолютные отклонения (+,-)

Темп роста,

%

Объем продаж, тыс. руб.

25952

23945

21148

-4804

81,49

Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

24474

21901

18859

-5615

77,06

Валовая прибыль, тыс. руб.

1478

2044

2289

811

154,87

Прибыль от продаж, тыс. руб.

186

320

407

221

218,82

Чистая прибыль, тыс. руб.

107

187

294

187

274,77

Среднесписочная численность сотрудников, чел.

61

65

70

9

114,75

Среднемесячная заработная плата, тыс. руб.

35

37,5

40

5

114,28

Среднегодовая производительность труда на 1 сотрудника, тыс. руб. / чел.

425,4

368,3

302,1

-123,3

71,02

Затраты 1 руб. продаж, руб.

0,94

0,91

0,89

-0,05

94,68

Рентабельность, %

- продаж

0,71

1,33

1,92

1,21

270,42

- деятельности

0,75

1,46

2,15

1,4

286,67


По данным таблицы 2, выручка в ООО «Глобалтранс» в 2018 г. снизилась по сравнению с 2016 г. на 4804 тыс. руб. или на 18,51%.

Среднесписочная численность персонала ООО «Глобалтранс» повысилась с 61 чел. за 2016 год до 65 чел. за 2017 год, составив по итогам отчетного 2018 года 70 человек. Среднемесячная заработная плата незначительно увеличилась (на 14028%) по сравнению с выручкой, которая имеет отрицательную динамику, что свидетельствует об экономически не обоснованной организации оплаты труда на предприятии.

Производительность труда в ООО «Глобалтранс» за 2018 год по сравнению с прошлым годом снизилась на 66,2 тыс. руб. в расчете на одного работающего (или на 17,97%), а в целом за три года заметно снижение на 123,3 тыс. руб. (или на 28,98%).

Себестоимость продаж компании также снижалась на протяжении всего анализируемого периода. В 2016 году себестоимость продаж составила 24474 тыс. руб., в 2017 году – 21901 тыс. руб., а в 2018 году – 18859 тыс. руб., она снизилась на 10,51% в 2017 году и на 13,89% в 2018 году. Всего за анализируемый период снижение составило 5616 тыс. руб. или 22,94%.

Валовая прибыль в ООО «Глобалтранс» в 2018 году по сравнению с 2016 годом имела тенденцию к росту. Рост произошел с 1478 тыс. руб. в 2016 г. до 2044 тыс. руб. в 2017 г., что в процентном соотношении составило увеличение на 38,29%. В 2018 году она также увеличилась на 11,98% до 2289 тыс. руб. Всего за анализируемый период рост составил 54,87%.

Опережающий темп роста выручки от продаж (81,49%) по сравнению с темпом роста себестоимости продаж (77,06%) привел к тому, что показатели прибыли и доходности за исследуемый период увеличились.

Прибыль от продаж в ООО «Глобалтранс» в 2017 году возросла по сравнению с 2016 годом. В 2016 году она составляла 186 тыс. руб., а в 2017 году – 320 тыс. руб., то есть на 72,04%, а в 2018 году произошло увеличение прибыли от продаж до 407 тыс. руб., на 27,18%.

Прибыль до налогообложения в 2016 году составила 134 тыс. руб., а в 2017 году произошло незначительное увеличение балансовой прибыли на 74,62%, она составила 234 тыс. руб. В 2018 году по сравнению с 2017 годом также произошло увеличение балансовой прибыли на 56,83%, и она составила 367 тыс. руб. Всего за анализируемый период она возросла на 173,88%.

Чистая прибыль в 2016 году составила 107 тыс. руб., а в 2017 году заметен прирост на 74,76% до 187 тыс. руб., тогда как в 2018 году также произошло увеличение чистой прибыли. В 2018 году она возросла на 57,21% и составила 294 тыс. руб. Всего за анализируемый период чистая прибыль ООО «Глобалтранс» возросла в 2,7 раза.

Рентабельность продаж в целом за анализируемый период увеличилась на 1,21%. В 2016 году рентабельность продаж составила 0,71%, в 2017 – 1,33%, то есть увеличилась на 0,62%. В 2018 году она составила 1,92%. По сравнению с 2017 годом произошло увеличение на 0,59%.


Рентабельность деятельности в 2016 году составила 0,75%, в 2017 году – 1,46%, то есть повысилась на 0,71%. В 2018 году произошло увеличение по сравнению с 2017 годом до 2,15%, то есть она возросла на 0,69%.

В целом можно отметить, что ООО «Глобалтранс» является прибыльной компанией. Динамика показателей прибыли и рентабельности в целом положительная, что свидетельствует об эффективности деятельности организации. Однако присутствует и негативный момент – достаточно низкие показатели рентабельности.

Оценка метода исчисления себестоимости и учета затрат в ООО «Глобалтранс»

Конечная цель калькулирования ООО «Глобалтранс» – определение фактической себестоимости единицы услуг (работ).

Под калькуляционной единицей в ООО «Глобалтранс» понимается показатель суммы затрат, которая приходится на 1 руб. полученных предприятием доходов

В ООО «Глобалтранс» применяется метод учета затрат – позаказный.

Метод по заказам является наиболее распространенным. Применяется при условии, если:

  • маршруты пассажирских или грузовых перевозок и тоннаж груза, который перевозится, каждый раз отличаются,
  • используются разные марки и модификации автобусов, автомобилей при предоставлении платных услуг заказчику,
  • к разным заказчикам применяется разный подход относительно стоимости горючего, степени сервиса на маршрутах,
  • другие индивидуальные признаки услуг.

Взаимосвязь синтетических счетов при показанном методе исчисления себестоимости в ООО «Глобалтранс» представлена на рис. 1 (Приложение 3).

На конкретном примере рассмотрим калькуляционный расчет услуг ЗИЛа, который объединяется с расчетом цены услуги (договорного тарифа). При этом калькуляционными и ценовыми единицами будут выступать два показателя – 1 час работы автомобиля и 1 км пробега ЗИЛа. Это важно, поскольку заказчик, как правило, желает быть осведомленным о значении и того, и другого показателя. В гр.3 приведен вариант полных затрат ООО «Глобалтранс», в гр.4 – если заказчик предоставляет собственное топливо. Соответственно, стоимость услуги и ее составных уменьшается.

На практике расчет калькуляции, которая объединяется с расчетом тарифа, выполняет не бухгалтерская служба, а экономический отдел предприятия. Но при этом важно обеспечить единство номенклатуры и содержания статей затрат в планировании и за фактом (в учета). Это важно для контроля и анализа себестоимости и затратного механизма в целом. При таком распределении работ в ООО «Глобалтранс» бухгалтерия проводит сводки затрат. Цель такого обобщения – подготовка данных для калькулирования и записи в Главную книгу по корреспондирующим счетам. То есть, бухгалтерский учет выполняет функцию финансового учета, целью которого является составление финансовой отчетности.


Расчет себестоимости и договорного тарифа при выполнении заказов в ООО «Глобалтранс» представлен в таблице 3.

Таблица 3 – Расчет себестоимости и договорного тарифа

№ п/п

Показатель

ЗАЛ

«ЗАЛ» при получении топлива от заказчика

и т.д. по авто

Вместе плановая сумма

Вместе факти ческая сумма

1

Горюче-смазочные материалы

1621,60

81,10

5856,25

5890,00

2

Автошины и аккумуляторы

101,70

101,70

6800,80

6840,00

3

Техобслуживание и текущий ремонт

1787,00

1787,00

6393,15

6430,00

4

Заработная плата водителя

312,30

312,30

17528,97

17630,00

5

Начисление на зарплату

120,70

120,70

6481,64

6519,00

6

Амортизация

169,70

169,70

865,01

870,00

7

Другие затраты

75,57

75,00

8

Вместе прямые затраты

4113,00

2572,50

44001,39

44254,00

9

Общепроизводственные (распределенные и нераспределенные) затраты (2,2 % от прямых затрат)

90,00

56,60

934,61

940,00

10

Вместе производственная себестоимость

4203,00

2629,10

44936,00

45194,00

11

Постоянные затраты: административные затраты (10% от производственной себестоимости)

420,30

262,90

4493,60

4519,40

12

Всего затрат

4623,30

2892,00

49428,60

49713,40

13

Рабочих часов

838,00

838,00

9102,87

9038,80

14

Себестоимость 1 часа работы (стр.12: стр.13)

5,52

3,46

5,43

5,50

15

Стоимость перевозок при базовой рентабельности 20 % (стр.12 + 20%)

5547,96

3470,40

59314,32

59656,08

16

НДС на стоимость перевозок

1109,59

694,08

11862,86

11931,22

17

Справочно: общая стоимость перевозок с НДС

6657,55

4164,48

-

71177,18

71587,30

18

Договорный тариф за час работы при рентабельности (без НДС):

Х

х

х

х

х

20% (стр.14 + 20 %)

6,62

4,15

6,52

6,60

40% (стр.14 + 40 %)

7,73

4,84

7,60

7,70

60 % (стр.14 + 60%)

8,83

5,54

8,69

8,80

19

Километров пробега

5253

5253

57060

56660

20

Себестоимость 1 км пробега (стр.12: стр. 19)

0,88

0,55

0,87

0,88

21

Договорный тариф за 1 км пробега при рентабельности (без НДС):

Х

х

х

х

х

20% (стр.20 + 20%)

1,06

0,66

1,04

1,06

40% (стр.20 + 40%)

1,23

0,77

1,22

1,23

60% (стр.20 + 60%)

1,41

0,88

1,39

2,36