Файл: Понятия «затраты», «расходы», «издержки» (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
Понятия «затраты», «расходы», «издержки», их классификация и взаимосвязь с себестоимостью продукции
Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции
УЧЕТ ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ В ООО «ГЛОБАЛТРАНС»
Краткая характеристика компании
Оценка метода исчисления себестоимости и учета затрат в ООО «Глобалтранс»
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ В ООО «ГЛОБАЛТРАНС»
Выбор метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции для конкретного хозяйствующего субъекта обусловливается многими факторами. Эффективность использования выбранного метода определяется степенью достижения целей, поставленных на этапе планирования производства. От правильного выбора варианта учета затрат в конечном счете зависит финансовый результат деятельности организации. Рационально сформированная себестоимость по отдельным подразделениям, по видам продукции и организации в целом позволяет принимать верные управленческие решения, связанные с оптимизацией себестоимости. Выбранный предприятием вариант учета затрат и калькулирования себестоимости должен быть закреплен в учетной политике [11, с. 106].
УЧЕТ ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ В ООО «ГЛОБАЛТРАНС»
Краткая характеристика компании
Общество с ограниченной ответственностью «Глобалтранс» начало свою деятельность в 1994 году. За 18 лет успешной работы на рынке международных перевозок компания превратилась в известного, опытного, уверенного и надежного участника мирового рынка транспортно-экспедиторских услуг.
Многолетний опыт, дружная команда, знание международных и российских норм права, обычаев, традиций, а также национальных и географических особенностей различных регионов мира, долгосрочные партнерские связи с судоходными линиями, страховыми компаниями и банками, надежная агентская сеть в транзитно-транспортных городах и портах мира, а также наличие парка собственного автотранспорта, составляют надежный и крепкий фундамент компании «Глобалтранс».
Компания уверенно предлагает своим клиентам полный спектр услуг по перевозке и таможенному оформлению экспортно-импортных и транзитных грузов морским, автомобильным, железнодорожным, авиа и речным транспортом, обеспечивая безопасную перевалку в основных морских и авиа портах России, Финляндии, Украины и Балтии.
В настоящее время ООО «Глобалтранс» обеспечивает бесперебойные отправки FCL/LCL контейнеров из портов Китая, Тайваня, Гонконга, Кореи, Малайзии, Индонезии, Вьетнама, Мьянмы, Тайланда и др. стран ЮВА, а также из США, Канады, Мексики, Бразилии, Индии, Израиля, Турции, Японии, Великобритании и многих других точек мира, где есть международный морской или авиа порт.
Благодаря многолетнему опыту работы, процедура прохождения международной границы и порядок таможенного оформления товаров отработана в деталях, включая оформление необходимых разрешительных документов, сертификатов и заключений контролирующих органов. «Глобалтранс» оказывает услуги по таможенному оформлению грузов не только в России, но и за рубежом.
На основании данных бухгалтерской отчетности ООО «Глобалтранс» (Приложение 1 и 2) рассмотрим основные экономические показатели деятельности компании за 2016-2018 гг. (табл. 2).
Таблица 2 – Основные экономические показатели деятельности
ООО «Глобалтранс» за 2016-2018 гг.
Наименование показателя |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Абсолютные отклонения (+,-) |
Темп роста, |
% |
|||||
Объем продаж, тыс. руб. |
25952 |
23945 |
21148 |
-4804 |
81,49 |
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. |
24474 |
21901 |
18859 |
-5615 |
77,06 |
Валовая прибыль, тыс. руб. |
1478 |
2044 |
2289 |
811 |
154,87 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
186 |
320 |
407 |
221 |
218,82 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
107 |
187 |
294 |
187 |
274,77 |
Среднесписочная численность сотрудников, чел. |
61 |
65 |
70 |
9 |
114,75 |
Среднемесячная заработная плата, тыс. руб. |
35 |
37,5 |
40 |
5 |
114,28 |
Среднегодовая производительность труда на 1 сотрудника, тыс. руб. / чел. |
425,4 |
368,3 |
302,1 |
-123,3 |
71,02 |
Затраты 1 руб. продаж, руб. |
0,94 |
0,91 |
0,89 |
-0,05 |
94,68 |
Рентабельность, % |
|||||
- продаж |
0,71 |
1,33 |
1,92 |
1,21 |
270,42 |
- деятельности |
0,75 |
1,46 |
2,15 |
1,4 |
286,67 |
По данным таблицы 2, выручка в ООО «Глобалтранс» в 2018 г. снизилась по сравнению с 2016 г. на 4804 тыс. руб. или на 18,51%.
Среднесписочная численность персонала ООО «Глобалтранс» повысилась с 61 чел. за 2016 год до 65 чел. за 2017 год, составив по итогам отчетного 2018 года 70 человек. Среднемесячная заработная плата незначительно увеличилась (на 14028%) по сравнению с выручкой, которая имеет отрицательную динамику, что свидетельствует об экономически не обоснованной организации оплаты труда на предприятии.
Производительность труда в ООО «Глобалтранс» за 2018 год по сравнению с прошлым годом снизилась на 66,2 тыс. руб. в расчете на одного работающего (или на 17,97%), а в целом за три года заметно снижение на 123,3 тыс. руб. (или на 28,98%).
Себестоимость продаж компании также снижалась на протяжении всего анализируемого периода. В 2016 году себестоимость продаж составила 24474 тыс. руб., в 2017 году – 21901 тыс. руб., а в 2018 году – 18859 тыс. руб., она снизилась на 10,51% в 2017 году и на 13,89% в 2018 году. Всего за анализируемый период снижение составило 5616 тыс. руб. или 22,94%.
Валовая прибыль в ООО «Глобалтранс» в 2018 году по сравнению с 2016 годом имела тенденцию к росту. Рост произошел с 1478 тыс. руб. в 2016 г. до 2044 тыс. руб. в 2017 г., что в процентном соотношении составило увеличение на 38,29%. В 2018 году она также увеличилась на 11,98% до 2289 тыс. руб. Всего за анализируемый период рост составил 54,87%.
Опережающий темп роста выручки от продаж (81,49%) по сравнению с темпом роста себестоимости продаж (77,06%) привел к тому, что показатели прибыли и доходности за исследуемый период увеличились.
Прибыль от продаж в ООО «Глобалтранс» в 2017 году возросла по сравнению с 2016 годом. В 2016 году она составляла 186 тыс. руб., а в 2017 году – 320 тыс. руб., то есть на 72,04%, а в 2018 году произошло увеличение прибыли от продаж до 407 тыс. руб., на 27,18%.
Прибыль до налогообложения в 2016 году составила 134 тыс. руб., а в 2017 году произошло незначительное увеличение балансовой прибыли на 74,62%, она составила 234 тыс. руб. В 2018 году по сравнению с 2017 годом также произошло увеличение балансовой прибыли на 56,83%, и она составила 367 тыс. руб. Всего за анализируемый период она возросла на 173,88%.
Чистая прибыль в 2016 году составила 107 тыс. руб., а в 2017 году заметен прирост на 74,76% до 187 тыс. руб., тогда как в 2018 году также произошло увеличение чистой прибыли. В 2018 году она возросла на 57,21% и составила 294 тыс. руб. Всего за анализируемый период чистая прибыль ООО «Глобалтранс» возросла в 2,7 раза.
Рентабельность продаж в целом за анализируемый период увеличилась на 1,21%. В 2016 году рентабельность продаж составила 0,71%, в 2017 – 1,33%, то есть увеличилась на 0,62%. В 2018 году она составила 1,92%. По сравнению с 2017 годом произошло увеличение на 0,59%.
Рентабельность деятельности в 2016 году составила 0,75%, в 2017 году – 1,46%, то есть повысилась на 0,71%. В 2018 году произошло увеличение по сравнению с 2017 годом до 2,15%, то есть она возросла на 0,69%.
В целом можно отметить, что ООО «Глобалтранс» является прибыльной компанией. Динамика показателей прибыли и рентабельности в целом положительная, что свидетельствует об эффективности деятельности организации. Однако присутствует и негативный момент – достаточно низкие показатели рентабельности.
Оценка метода исчисления себестоимости и учета затрат в ООО «Глобалтранс»
Конечная цель калькулирования ООО «Глобалтранс» – определение фактической себестоимости единицы услуг (работ).
Под калькуляционной единицей в ООО «Глобалтранс» понимается показатель суммы затрат, которая приходится на 1 руб. полученных предприятием доходов
В ООО «Глобалтранс» применяется метод учета затрат – позаказный.
Метод по заказам является наиболее распространенным. Применяется при условии, если:
- маршруты пассажирских или грузовых перевозок и тоннаж груза, который перевозится, каждый раз отличаются,
- используются разные марки и модификации автобусов, автомобилей при предоставлении платных услуг заказчику,
- к разным заказчикам применяется разный подход относительно стоимости горючего, степени сервиса на маршрутах,
- другие индивидуальные признаки услуг.
Взаимосвязь синтетических счетов при показанном методе исчисления себестоимости в ООО «Глобалтранс» представлена на рис. 1 (Приложение 3).
На конкретном примере рассмотрим калькуляционный расчет услуг ЗИЛа, который объединяется с расчетом цены услуги (договорного тарифа). При этом калькуляционными и ценовыми единицами будут выступать два показателя – 1 час работы автомобиля и 1 км пробега ЗИЛа. Это важно, поскольку заказчик, как правило, желает быть осведомленным о значении и того, и другого показателя. В гр.3 приведен вариант полных затрат ООО «Глобалтранс», в гр.4 – если заказчик предоставляет собственное топливо. Соответственно, стоимость услуги и ее составных уменьшается.
На практике расчет калькуляции, которая объединяется с расчетом тарифа, выполняет не бухгалтерская служба, а экономический отдел предприятия. Но при этом важно обеспечить единство номенклатуры и содержания статей затрат в планировании и за фактом (в учета). Это важно для контроля и анализа себестоимости и затратного механизма в целом. При таком распределении работ в ООО «Глобалтранс» бухгалтерия проводит сводки затрат. Цель такого обобщения – подготовка данных для калькулирования и записи в Главную книгу по корреспондирующим счетам. То есть, бухгалтерский учет выполняет функцию финансового учета, целью которого является составление финансовой отчетности.
Расчет себестоимости и договорного тарифа при выполнении заказов в ООО «Глобалтранс» представлен в таблице 3.
Таблица 3 – Расчет себестоимости и договорного тарифа
№ п/п |
Показатель |
ЗАЛ |
«ЗАЛ» при получении топлива от заказчика |
и т.д. по авто |
Вместе плановая сумма |
Вместе факти ческая сумма |
1 |
Горюче-смазочные материалы |
1621,60 |
81,10 |
– |
5856,25 |
5890,00 |
2 |
Автошины и аккумуляторы |
101,70 |
101,70 |
– |
6800,80 |
6840,00 |
3 |
Техобслуживание и текущий ремонт |
1787,00 |
1787,00 |
– |
6393,15 |
6430,00 |
4 |
Заработная плата водителя |
312,30 |
312,30 |
– |
17528,97 |
17630,00 |
5 |
Начисление на зарплату |
120,70 |
120,70 |
– |
6481,64 |
6519,00 |
6 |
Амортизация |
169,70 |
169,70 |
– |
865,01 |
870,00 |
7 |
Другие затраты |
– |
– |
– |
75,57 |
75,00 |
8 |
Вместе прямые затраты |
4113,00 |
2572,50 |
– |
44001,39 |
44254,00 |
9 |
Общепроизводственные (распределенные и нераспределенные) затраты (2,2 % от прямых затрат) |
90,00 |
56,60 |
– |
934,61 |
940,00 |
10 |
Вместе производственная себестоимость |
4203,00 |
2629,10 |
– |
44936,00 |
45194,00 |
11 |
Постоянные затраты: административные затраты (10% от производственной себестоимости) |
420,30 |
262,90 |
– |
4493,60 |
4519,40 |
12 |
Всего затрат |
4623,30 |
2892,00 |
– |
49428,60 |
49713,40 |
13 |
Рабочих часов |
838,00 |
838,00 |
– |
9102,87 |
9038,80 |
14 |
Себестоимость 1 часа работы (стр.12: стр.13) |
5,52 |
3,46 |
– |
5,43 |
5,50 |
15 |
Стоимость перевозок при базовой рентабельности 20 % (стр.12 + 20%) |
5547,96 |
3470,40 |
– |
59314,32 |
59656,08 |
16 |
НДС на стоимость перевозок |
1109,59 |
694,08 |
– |
11862,86 |
11931,22 |
17 |
Справочно: общая стоимость перевозок с НДС |
6657,55 |
4164,48 |
- |
71177,18 |
71587,30 |
18 |
Договорный тариф за час работы при рентабельности (без НДС): |
Х |
х |
х |
х |
х |
20% (стр.14 + 20 %) |
6,62 |
4,15 |
– |
6,52 |
6,60 |
|
40% (стр.14 + 40 %) |
7,73 |
4,84 |
– |
7,60 |
7,70 |
|
60 % (стр.14 + 60%) |
8,83 |
5,54 |
– |
8,69 |
8,80 |
|
19 |
Километров пробега |
5253 |
5253 |
57060 |
56660 |
|
20 |
Себестоимость 1 км пробега (стр.12: стр. 19) |
0,88 |
0,55 |
– |
0,87 |
0,88 |
21 |
Договорный тариф за 1 км пробега при рентабельности (без НДС): |
Х |
х |
х |
х |
х |
20% (стр.20 + 20%) |
1,06 |
0,66 |
– |
1,04 |
1,06 |
|
40% (стр.20 + 40%) |
1,23 |
0,77 |
– |
1,22 |
1,23 |
|
60% (стр.20 + 60%) |
1,41 |
0,88 |
– |
1,39 |
2,36 |