Файл: Понятия «затраты», «расходы», «издержки» (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
Понятия «затраты», «расходы», «издержки», их классификация и взаимосвязь с себестоимостью продукции
Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции
УЧЕТ ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ В ООО «ГЛОБАЛТРАНС»
Краткая характеристика компании
Оценка метода исчисления себестоимости и учета затрат в ООО «Глобалтранс»
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ В ООО «ГЛОБАЛТРАНС»
Отдельный автомобиль, как правило, не является объектом затрат и доходов в бухгалтерском учете. Теоретически это возможно, но затраты на такой учет, как правило, не окупаются эффектом от его внедрения. Расчеты прибыльности (убыточности) по каждому автомобилю возможно осуществлять в системе управленческого учета.
При этом бухгалтера выбирают необходимые данные из регистров и документов бухгалтерского учета. Следующее группирование, исчисления себестоимости и анализ затрат проводится уже в системе управленческого учета соответственно его задаче. Поэтому бухгалтера в ООО «Глобалтранс» преимущественно не причастны к калькуляционным расчетам ценообразования на услуги (продукцию, работы). Кроме того, в связи с отсутствием в ООО «Глобалтранс» готовой продукции, в бухучете не используется показатель фактической себестоимости единицы услуг (1 км, 1 ч. и т. д.) для определения себестоимости предоставленных услуг (по кредиту счета 23) каждым автомобилем. Поэтому на практике применяется, как правило, так называемый «котловый» вариант бухучета, если затраты группируются по предприятию в целом или по его подразделам.
Таким образом, выбор варианта организации учета затрат и результатов в ООО «Глобалтранс» входит в компетенцию администрации и определяться целями и задачами предприятия на данный момент. В ходе работы были выявлены недостатки в организации учета компании, в связи с чем возникает необходимость совершенствования учета в «Глобалтранс».
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ В ООО «ГЛОБАЛТРАНС»
Разработка рекомендаций по совершенствованию учета затрат и калькулирования себестоимости продукции предприятия
В процессе исследования учета затрат и калькулирования себестоимости продукции в ООО «Глобалтранс» были выявлены следующие проблемы:
- Высокий уровень и значительный рост себестоимости автотранспортных услуг на протяжении рассматриваемого периода, обусловленный увеличением объемов автотранспортных услуг (работ) и ростом всех элементов затрат.
- Отсутствие обоснованных планов выполнения основных видов автотранспортных услуг (работ) с учетом имеющихся на предприятии возможностей и потребностей потребителей (наблюдаются значительные отклонения фактических показателей от плановых).
- Предложенные работниками отчеты по затратам, руководством изучаются не сразу, что в общем оправдано нехваткой времени.
- Отсутствует автоматизация учета затрат.
В настоящее время при расчете расходов и заработной платы на перемещение экипажей ООО «Глобалтранс» используется позаказный метод, при котором учитывается только время дежурства определенного экипажа и исходя из норм расходов и часовой заработной платы определяется издержки ООО «Глобалтранс». Такая система определения затрат и документооборота не обеспечивает точности и оперативности учета реальных затрат и проведенных экипажем мероприятий. Это не позволяет эффективно вести планирование затрат и стимулировать работников.
В соответствии с выявленными недостатками в организации учета ООО «Глобалтранс», можно предложить следующие рекомендации.
Для совершенствования системы учета в ООО «Глобалтранс» рекомендуется установить автоматизированную систему для ведения учета затрат «TransTrede».
Все сотрудники компании могут одновременно работать в программе, владеть актуальной централизованной информацией и оперативно взаимодействовать, обладая заранее определенными правами и полномочиями в системе. Регистрация заказов сопровождается подробным заданием условий оказания услуг по организации транспортных перевозок. Все расчеты и вычисления осуществляются автоматически по заранее сформированным тарифам, формулам, правилам. Программа снабжена интеллектуальными поисками, благодаря которым можно мгновенно найти клиента, водителя или транспортное средство по любым известным критериям. Система вовремя известит о задолженности клиента и предупредит об этом менеджера при создании заказа от данного клиента. Возможность выгрузки бухгалтерских документов по заказам (за определенный период оказания транспортных услуг клиенту) автоматизирует операцию выставления счета и печати закрывающих документов. Система позволяет выгружать в MS Excel наглядные сводные, статистические и аналитические отчеты по заказам, финансовым операциям, отдельно – по клиентам и исполнителям. Простой и удобный интерфейс, интуитивно понятный пользователю с любым уровнем владения компьютером.
Автоматизирования система мониторинга ТС включает в себя следующее функции:
- Контроль расхода топлива – контролируются уровень топлива, заправки, средний расход и т. д.
- Отслеживание маршрута движения – фиксируется маршрут движения, пункт и время стоянок, средняя и максимальная скорость и т. д.
- Расчет затрат и ЗП – ведение журналов дежурств, табелей учета рабочего времени, планирование расходов на содержание экипажей.
Информационные потоки представлены на рисунке 2 (Приложение 4).
Автоматизированная система мониторинга транспортных средств (экипажей) «TransTrede» позволяет вести: учет пробега ТС; учет заправок и сливов топлива; контроль расхода топлива; контроль передвижения экипажей; учет принятых экипажем вызовов; контроль время прибытия на вызов и т. д.
Выходная информация – это результаты мониторинга, т. е. значения контролируемых параметров, представлена в таблице 4.
Таблица 4 – Результативная информация автоматизированной системы
мониторинга ТС «TransTrede»
Направление мониторинга |
Показатели |
Контроль расхода топлива |
Средний расход топлива |
Количество топлива в баке |
|
Количество заправленного топлива |
|
Отслеживание маршрута движения |
Текущее место положение |
Маршрут передвижений |
|
Время простоев |
|
Средняя и максимальная скорость |
|
Учет заказов |
Количество срабатываний по объектам |
Номер экипажа принявшего заказ |
|
Время прибытия |
|
Расчет затрат и ЗП |
Отработанное время |
Расход средств на ГСМ |
|
Перечень проведенных работ |
Автоматизация управленческого учета позволяет получать для руководителей предприятия необходимые финансовые отчеты.
Результатом автоматизации управленческого учета будет являться:
- получение оперативной информации о текущей кредиторской и дебиторской задолженности, выданных займах и полученных кредитах, остатках товаров на складе,
- получение своевременных и корректных отчетов об эффективности работы менеджеров, эффективности перевозок,
- получение корректных данных о финансовых результатах деятельности предприятия,
- получение главных финансовых отчетов (Отчет о Движении Денежных средств, Отчет о финансовых результатах, Управленческий баланс, Отчеты по задолженностям) для принятия эффективных управленческий решений.
Целесообразность внедрения любой системы автоматизированного преобразования экономической информации оценивается с точки зрения ее экономической эффективности.
Оценка эффективности предложенных рекомендаций
Экономическая эффективность основывается на сопоставлении результатов функционирования системы и связанных с ним затрат, представляя тем самым ее качественную характеристику.
Внедрение автоматизированной системы спутникового мониторинга ТС позволяет сократить расходы трудозатрат на ведение учета пройденного пути, расхода топлива, контроль технического состояния и планирование ТО и ТР. Расчет базовой трудоемкости по видам работ представлен в таблице 5.
Таблица 5 – Базовая трудоемкость процедур учета параметров
функционирования подвижного состава ООО «Глобалтранс»
Наименование работ |
Трудозатраты ч. /мес. |
Количество экипажей быстрого реагирования |
Итого затрат, ч/мес. |
Контроль расхода топлива |
5,0 |
125,0 |
|
Контроль пройденных километров и перевезенных грузов |
15,0 |
25,0 |
375,0 |
Контроль технического состояния |
8,0 |
25,0 |
200,0 |
Расчет затрат и ЗП |
1,5 |
25,0 |
37,5 |
Итого трудоемкость операций |
29,5 |
25,0 |
В результате внедрения автоматизированной системы спутникового мониторинга ТС эта трудоемкость значительно сократится и многие операции будут сведены к получению отчета по тому или иному показателю эксплуатации подвижного состава. Исходя из этого проведем расчет трудоемкости операций мониторинга ТС после внедрения автоматизированной системы спутникового мониторинга ТС в таблице 6.
Таблица 6 – Трудоемкость учета параметров эксплуатации подвижного
состава после внедрения автоматизированной системы спутникового
мониторинга ТС в условиях ООО «Глобалтранс»
Наименование работ |
Трудозатраты ч. /мес. |
Количество экипажей |
Итого затрат, ч/мес. |
Контроль расхода топлива |
0,5 |
25,0 |
12,5 |
Контроль пройденных километров и перевезенных грузов |
1,0 |
25,0 |
25,0 |
Контроль технического состояния |
0,2 |
25,0 |
5,0 |
Расчет затрат и ЗП |
0,1 |
25,0 |
2,5 |
Итого трудоемкость операций |
0,3 |
25,0 |
Расчет показателей экономической эффективности по трудоемкости приведен в таблице 7.
Таблица 7 – Оценка снижения трудовых затрат
Показатель |
Трудозатраты, ч/мес. |
Количеств отчетных периодов в году |
Итого час. /год |
Ручная обработка (Т0) |
12,0 |
8850,0 |
|
Автоматизированная обработка (Т1) |
12,0 |
540,0 |
|
Экономия (ΔТ) |
692,5 |
- |
Расчет показателей экономической эффективности по стоимостным затратам приведен в таблице 8.
Таблица 8 – Оценка снижения стоимостных затрат
Показатель |
Трудовые затраты, ч/мес. |
Количество часов в год, ч/год |
Среднечасовая заработная плата, руб. |
Итого руб. /год |
Ручная обработка (С0) |
737,50 |
8850,00 |
||
Автоматизированная обработка (С1) |
45,00 |
540,00 |
29,56 |
|
Экономия (ΔС) |
692,50 |
8310,00 |
- |
Абсолютный показатель оценки снижения трудовых затрат, представленный таблице 6 показывает, что автоматизация мониторинга ТС сэкономит 8310 ч/год.
Коэффициент снижения трудовых затрат, составит:
Кт = (737,5-45) / 737,5 = 0,94
Значение коэффициента снижения трудовых затрат 0,94 означает при автоматизации мониторинга ТС по сравнению с ручной обработкой требуется только 6% времени.
Индекс снижения составит:
Iт = 737,5 / 45 = 16,39
Это означает, что произойдет снижение трудозатрат в 16 раз.
Денежное выражение затрат на обработку информации при базовом и предлагаемом вариантах выражают стоимостные показатели.
Расчет показателей эффективности внедрения автоматизированной системы спутникового мониторинга ТС представлен в таблице 9.
Таблица 9 – Показатели эффективности внедрения автоматизированной
системы спутникового мониторинга ТС
Наименование |
Затраты |
Абсолютные изменения |
Коэффициент изменения затрат |
Индекс изменения затрат |
|
Базовый вариант |
Проектный вариант |
||||
Трудоемкость |
Т0 (час) |
Т1 (час) |
∆Т, час |
Кт, % |
Yt |
737,50 |
45,00 |
692,50 |
93,90 |
16,39 |
|
Стоимость |
С0 (руб.) |
С1 (руб.) |
∆С (руб.) |
Кс, % |
Yc |
261606,00 |
15962,40 |
245643,60 |
93,90 |
16,39 |