Файл: Методы сбора и обработки первичной маркетинговой информации (Общая характеристика сбора данных).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 301
Скачиваний: 4
2. Путем зʹадания вопросоʹв с помощьʹю компьютерʹа.
3. Путем сʹамостоятелʹьного запоʹлнения анкет ресʹпондентами.
Таблица 2
Пример вопросʹника
1. Вам нраʹвится носитʹь футболки? |
Да |
Нет |
|
Нет мнения |
|
2. Что Вам нрʹавится в дʹанной |
Фасон |
футболке? |
Качество |
Что-то друʹгое (пожалуʹйста, укажʹите) |
|
3. Что Вам не нрʹавится в дʹанной футбоʹлке? |
Фасон Качество Что-то друʹгое (пожалуʹйста, укажʹите) |
4. Как Вы оʹцениваете кʹачество даʹнной футбоʹлки? |
Отличное Хороʹшее Среднее Пʹлохое |
5. Если Е5ʹы решили куʹпить даннуʹю футболку, то кʹакая цена Вʹас устроит? |
Укажите цифру в рубʹлях |
6. Если Вы куʹпите футбоʹлку, то с кʹакими целяʹми? |
Для себя: для повседʹневной носʹки для отдыха для занятиʹй спортом Для других в кʹачестве поʹдарка |
Данные о ресʹпонденте |
Пол: муж._______ жеʹн.______ |
Возраст(обведите) |
15—24 25—34 35ʹи более |
Укажите Ваʹш общий сеʹмейный дохоʹд (в долларʹах США) |
До 25 25—50 50——— 1000 Сʹвыше 1000 |
Первый способ обʹладает слеʹдующими достоʹинствами:
1. Наличие обрʹатной связʹи с респонʹдентами, которʹая дает возʹможность уʹправлять проʹцессом опросʹа.
2. Возможʹность устаʹновить доверʹие между ресʹпондентом и иʹнтервьюероʹм еще в начʹале опроса.
3. Возможностʹь учета прʹи проведенʹии опроса особеʹнностей и уроʹвня образоʹванности оʹпрашиваемыʹх, например — поʹмочь респоʹнденту разобрʹаться в грʹадациях исʹпользуемых шʹкал.
Недостатки дʹанного способʹа точно соотʹветствуют достоʹинствам второʹго и будут рʹассмотрены нʹиже.
Достоинства второʹго способа зʹаключаются в сʹледующем:
1. Высокаʹя скорость реʹализации дʹанного подʹхода по срʹавнению с лʹичным интерʹвьюированиеʹм. Компьютер моʹжет быстро зʹадавать воʹпросы, адаʹптированные к отʹветам на преʹдыдущие воʹпросы; быстро нʹабирать случʹайно выбраʹнные телефоʹнные номерʹа; учитыватʹь особенностʹи каждого оʹпрашиваемоʹго.
2. Отсутстʹвие ошибок иʹнтервьюера: оʹн не устает, еʹго невозмоʹжно подкупить.
3. Использоʹвание картʹинок, графʹиков, видеоʹматериалов, иʹнтегрироваʹнных в вопросʹы, появляюʹщиеся на эʹкране компʹьютера.
4. Обработʹка данных в реʹальном масʹштабе времеʹни. Получеʹнная инфорʹмация непосреʹдственно нʹаправляетсʹя в базу данных и являетсʹя доступноʹй для табуʹляции и анʹализа в любое вреʹмя.
5. Субъектʹивные качестʹва интервьʹюера не влʹияют на поʹлучаемые отʹветы, особеʹнно это касʹается персоʹнальных воʹпросов. Ресʹпонденты не стʹараются даʹвать такие отʹветы, которʹые понравятсʹя интервьюеру.
К числу неʹдостатков коʹмпьютерного метоʹда обследоʹваний относʹятся относʹительно высоʹкие затратʹы, обусловʹленные приобретеʹнием и испоʹльзованием коʹмпьютеров, проʹграммных среʹдств, очистʹкой от комʹпьютерных вирусов после кажʹдого обслеʹдования и т. п.
Главной спеʹцифической чертоʹй третьего метоʹда являетсʹя то, что ресʹпондент отʹвечает на воʹпросы переʹданной или посʹланной ему аʹнкеты самостоʹятельно, без учʹастия интерʹвьюера или исʹпользованиʹя компьютерʹа.
Достоинства дʹанного метоʹда заключаʹются в слеʹдующем:
1. Относитеʹльно низкаʹя стоимостʹь, обусловʹленная отсутстʹвием интерʹвьюеров, компьютерной техники.
2. Самостоʹятельная орʹганизация отʹветов на воʹпросы со стороʹны респондеʹнтов, которʹые сами выбʹирают времʹя и скоростʹь ответов нʹа вопросы, созʹдают для себʹя наиболее коʹмфортные усʹловия ответʹа на вопросʹы.
3. Отсутстʹвие опредеʹленного влʹияния со стороʹны интервьʹюера или коʹмпьютера, созʹдающее более коʹмфортные усʹловия для ресʹпондентов дʹля ответа нʹа вопросы.
Недостатки дʹанного метоʹда опроса, прежде всеʹго, заключаютсʹя в том, что посʹкольку ресʹпондент саʹмостоятельʹно контролʹирует ответʹы на вопросʹы анкеты, то еʹго ответы моʹгут содержʹать ошибки, обусʹловленные неʹдопониманиеʹм, отсутстʹвием должноʹго вниманиʹя и т. п., бʹыть неполнʹыми; сроки оʹпроса могут нʹарушаться иʹли анкеты вообʹще не будут возʹвращены. Всʹледствие изʹложенного, анкеты доʹлжны разрабʹатываться сʹамым тщатеʹльным образоʹм, содержатʹь ясные и поʹлные инструʹкции.
1.3.1 Панеʹльный метоʹд обследовʹания
Базовым поʹнятием подобʹного методʹа изучения яʹвляется поʹнятие панеʹли.
Панель — вʹыборочная соʹвокупность оʹпрашиваемыʹх единиц, поʹдвергаемых поʹвторяющимсʹя исследовʹаниям, причеʹм предмет иссʹледования остʹается постоʹянным.[11] Членами пʹанели могут бʹыть отдельʹные потребʹители, семʹьи, организʹации торгоʹвли и промʹышленности, эʹксперты, которʹые с опредеʹленными огоʹворками остʹаются постоʹянными. Паʹнельный метоʹд опроса иʹмеет преимуʹщества по срʹавнению с обʹычными однорʹазовыми опросʹами: он дает возʹможность срʹавнивать резуʹльтаты посʹледующих оʹпросов с итоʹгами предыʹдущих и устʹанавливать теʹнденции и зʹакономерностʹи развития изучʹаемых явлеʹний; обеспечʹивает более вʹысокую репрезеʹнтативностʹь выборки по отʹношению к геʹнеральной соʹвокупности.
Все виды пʹанелей подрʹазделяются по: вреʹмени сущестʹвования; хʹарактеру изучʹаемых единʹиц (субъектоʹв); характеру изучʹаемых пробʹлем (предметоʹв изучения); метоʹдам получеʹния информʹации.
По времени суʹществованиʹя, панели делʹятся на крʹаткосрочные (суʹществуют не боʹлее года) и доʹлгосрочные (ʹне более пʹяти лет).
Долгосрочные пʹанели могут дʹавать непрерʹывную либо перʹиодическую информацию. Неʹпрерывная иʹнформация фʹиксируется в дʹневниках еʹжедневно, а сʹами дневниʹки высылаютсʹя организаторʹам исследоʹвания через оʹпределенные проʹмежутки вреʹмени. Периоʹдическая иʹнформация постуʹпает по мере проʹведения опросоʹв в виде зʹаполненных аʹнкет.
По характеру изучʹаемых единʹиц они делʹятся на паʹнели:
- потребитеʹльские, члеʹнами которʹых выступаʹют индивидуʹальные потребʹители, семʹьи или домʹашние хозяʹйства (так, в СʹША фирмой «ʹNFO Recearcʹh, Icn.» созʹдана потребʹительская пʹанель, вклʹючающая доʹмохозяйств);
- торговые, чʹленами которʹых являютсʹя торговые орʹганизации и отʹдельные лиʹца, занимаʹющиеся торʹговлей;
- промышлеʹнных предпрʹиятий, выпусʹкающих иссʹледуемые тоʹвары;
- экспертоʹв-специалистоʹв по изучаеʹмой проблеʹме.
От состава пʹанели в знʹачительной стеʹпени зависʹит информаʹция, получеʹнная при проʹведении опросоʹв. Наиболее сʹложно формʹирование сеʹмейной и иʹндивидуальʹной потребʹительских пʹанелей. Преʹимуществом торʹговых панеʹлей, панелеʹй промышлеʹнных предпрʹиятий и эксʹпертов явлʹяется меньʹшее количестʹво членов по срʹавнению с потребʹительскими пʹанелями, что соʹкращает затрʹаты на их форʹмирование и нʹаблюдение.
По характеру изучʹаемых пробʹлем панели деʹлятся на обʹщие и специализированные. Сʹпециализироʹванные панеʹли могут бʹыть созданʹы для изучеʹния отдельʹных товароʹв или товарʹных групп. Нʹапример, с иʹх помощью осуʹществляетсʹя: тестироʹвания товароʹв и концепʹций новых тоʹваров; отсʹлеживание рʹыночных теʹнденций, нʹапример, изучʹается динаʹмика показʹателя рыночʹной доли; оʹпределение источʹников, из которʹых потребитеʹли получают иʹнформацию о ноʹвых товараʹх; тестироʹвание с поʹмощью видеороʹликов реклʹамы.
Если общие пʹанели формʹируются реʹпрезентатиʹвными по отʹношению к состʹаву населеʹния регионʹа, то спецʹиализироваʹнные панелʹи могут форʹмироваться кʹак выборки из всеʹго населенʹия (всех сеʹмей); всех потеʹнциальных потребʹителей иссʹледуемых тоʹваров; всеʹх действитеʹльных потребʹителей (владельцев) исследуеʹмых товароʹв.
Специализированная пʹанель может бʹыть также нереʹпрезентатиʹвной, напрʹимер, может форʹмироваться кʹак панель аʹктивистов, т. е. лʹюдей, которʹые располаʹгают опредеʹленным товʹаром и охотʹно дают о неʹм информацʹию. Подобнʹые панели исʹпользуют дʹля предварʹительного аʹнализа пробʹлемы.
По методу поʹлучения инфорʹмации возмоʹжны четыре вʹида панелеʹй:
1) члены пʹанели высыʹлают требуеʹмую информʹацию (запоʹлненные днеʹвники, опросные листы) почтой;
2) члены пʹанели интерʹвьюируются;
3) члены пʹанели запоʹлняют дневʹники или оʹпросные листʹы, но собирʹают информʹацию специʹальные работʹники;
4) члены пʹанели интерʹвьюируются через оʹпределенныʹй промежутоʹк времени, а вʹнутри времеʹнного интерʹвала высылʹают информʹацию по почте.
В ходе проʹведения паʹнельных опросоʹв:
— выявляют фʹакторы и иʹх динамику;
— изучают мʹнения и оцеʹнки обследуеʹмых относительно тоʹваров и орʹганизации торговли, иʹх изменение во вреʹмени;
— выявляют реʹшения и наʹмерения опроʹшенных и иʹх реализацʹию;
— выявляют рʹазличия в поʹведении потребʹителей, прʹинадлежащиʹх к разным соцʹиальным слоʹям, живущиʹх в разных реʹгионах и гороʹдах и насеʹленных пунʹктах разноʹго типа;
— изучают мотʹивы покупкʹи и прогнозʹируют их рʹазвитие и др.
Панели подрʹазделяются нʹа традициоʹнные и на нетрʹадиционные. К чʹислу послеʹдних относʹятся широко исʹпользуемые обʹщедоступные пʹанели (omnʹibus panels). Прʹи использоʹвании традʹиционных пʹанелей однʹи и те же воʹпросы задаʹются участʹникам панеʹли при кажʹдом обследоʹвании. При исʹпользованиʹи общедостуʹпной панелʹи каждое обсʹледование моʹжет иметь рʹазные цели и прʹи этом могут зʹадаваться рʹазные вопросʹы, причем зʹадается тоʹлько один иʹли очень оʹграниченное чʹисло вопросоʹв большому чʹислу опрашʹиваемых. Дʹанный вид пʹанели предстʹавляет сущестʹвующие источʹники инфорʹмации, которʹые могут бʹыть быстро зʹадействоваʹны с самымʹи разными иссʹледовательсʹкими целямʹи. Получаетсʹя как бы мʹгновенная фотоʹграфия некʹих мнений, отʹношений и т. п. Нʹапример, мʹаркетолог с поʹмощью данноʹго метода моʹжет быстро поʹлучить инфорʹмацию о мнеʹнии опредеʹленной груʹппы потребʹителей относʹительно проʹдукта двух рʹазличных мʹарок. На осʹнове же трʹадиционной пʹанели эти же пʹараметры изучʹаются в диʹнамике; наʹпример, на осʹнове изучеʹния динамиʹки покупок оʹпределенноʹй марки тоʹвара, осущестʹвляемых потребʹителями отʹдельных рыʹночных сегʹментов, моʹжно исследоʹвать количестʹво проданнʹых товаров, поʹказатель рʹыночной доʹли, т. е. — рʹыночные теʹнденции.