Файл: Эффективность формирования представлений о народных промыслах России у детей 5-6 лет в процессе изобразительной деятельности.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 1008
Скачиваний: 10
закрепить технические умения: набирать краску на кисть, пользоваться «тычком». До 25 мин.
9 Лепка: Гжельская фигурка. Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров закрепить умение лепить из глины разными способами (пластический, комбинированный, конструктивный, используя мотивы Гжели. До 25 мин.
10.Декоративное рисование «Синяя сказка». До 25 мин.
11-12 Декоративное рисование «Городецкие узоры. До 25 мин.
13-14 Декоративное рисование «Жостовские цветы». До 25 мин.
- Аппликация: «Новогодние игрушки-шары» Познакомить детей с правилами простых композиций. Показать и освоить навыки работы с клеем и тканью. До 25 мин.
- Лепка из солёного теста: «Здравствуй, филимоновская свистулька!» Познакомить детей с филимоновской игрушкой. Продолжать учить лепить из целого куска соленого теста способом «вытягивания». Развивать умение самостоятельно выбирать тему своей работы. До 25 мин.
- Декоративное рисование: «Роспись филимоновской игрушки» Познакомить детей с элементами филимоновской росписи. Продолжать учить расписывать объёмные фигурки. Развивать чувство ритма и цвета. До 25 мин.
18-19 Аппликация: «Декорирование бутылочек» Познакомить и освоить с детьми создание простых композиций. Развивать проектное мышление, воображение, умение работать в коллективе. До 25 мин.
20-21 Аппликация: «Декоративные подвески» Познакомить детей с некоторыми простыми формами подвесок и вариантами их декоративного оформления. Вызвать радостное настроение. До 25 мин.
22-23 Декоративное рисование «Шаль для красавицы Весны» (коллективная работа, «холодный» батик). Развивать у детей воображение, чувство цвета, уметь составлять композицию узора; передавать колорит цветов; уметь согласовывать свои действия с работой товарищей. До 25 мин
24-26 Рисование по замыслу. Закрепить знания, умения, навыки по декоративно-прикладному искусству. Умение выполнять узор на силуэте. Развивать творческие способности детей. До 25 мин
Примеры отдельных занятий:
- занятие:
Цель: Обеспечение условий для успешной реализации проекта.
Задачи:
- Обозначение проблемы, постановка цели проекта, определение задач, ожидаемых результатов;
- Формулировка проблемы, вопрос к детям: «А вы знаете, что народные художественные промыслы являются не просто искусством - это еще и целая отрасль промышленности по всей России, каждого города?»
Деятельность на данном занятии:
- Принятие участия в информационной беседе.
- Принятие проблемы, включение в игровую ситуацию.
- Принятие задач и продуктов проекта - создание мини-музея «Народные промыслы России», проведение развлечения «Весёлая ярмарка». 1 день
- занятие:
Цель: Выполнение задач проекта
Задачи:
- Планирование деятельности всех участников образовательных отношений;
- Решение задач через организацию разнообразных видов детской деятельности.
Деятельность на данном занятии:
• Составление плана деятельности по изучению народных промыслов и традиций страны.
• Распределение детей по творческим подгруппам, помощь при
распределении зон ответственности при организации деятельности.
- Проведение круглого стола для родителей с обсуждением вопроса «Как познакомить ребенка с традициями, промыслами страны».
- Составление плана взаимодействия со специалистами (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) Участие в составлении плана по изучению народных промыслов и традиций родной страны.
- Объединение по творческим подгруппам, выбор капитанов групп, распределение обязанностей при подготовке продуктов детской деятельности, иных мероприятий (видов детской деятельности).
- Привлечение семьи к реализации проекта.
- Привлечение семьи к взаимодействию с социальным окружением.
Привлечение специалистов к реализации проекта.
- занятие
Цель: Организация проектной деятельности в соответствии с
поставленными задачами;
Задачи:
- Развитие представлений детей о народных промыслах России, исторической родиной которых является Россия;
- Формирование навыков находить информацию из разных источников;
- Знакомство с произведениями художественной литературы и музыки, посвященными родной стране;
- Развитие творческих способностей, коммуникативных навыков через социальное взаимодействие на занятиях, во время совместной деятельности;
- Воспитание положительной эмоциональной отзывчивости на художественные и музыкальные произведения, картины, рисунки, памятные места.
Деятельность на данном занятии: организация образовательной
деятельности, помощь, направление деятельности, в изготовлении продуктов деятельности: организация экскурсии (с помощью семьи) в выставочный зал, музей.
Направления:
- Художественная роспись в России: «Семеновская роспись» «Жостовская роспись», «Городецкая роспись», «Полоховско-Майданская роспись», «Палехская роспись», «Гжель», «Хохлома».
- Русские ремесла, ставшие промыслами:
- «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Каргопольская игрушка», «Богородская игрушка» Абрамцево-Кудринская резьба, «Вологодские Мценские, Елецкие) кружева», «Художественная обработка металла».
- «Художественная резьба по камню».
- «Городецкая золотая вышивка» «Нижегородский гипюр», «Филигрань», «Гусевской хрусталь», «Финифть», «Тульский самовар», «Шелогодская резная береста», «Тульский пряник».
- «Художественная обработка кожи».
- «Гончарное искусство и керамика».
- «Ручное узорное ткачество».
- «Художественная резьба по кости», «Оренбургский пуховый платок», «Ювелирная техника-скань», «Каслинское литье».
- Новые народные промыслы.
Утренние беседы:
- «Устройство и украшение жилища» (откуда появились росписи, вышивка, «Таланты страны», «Русские народные промыслы», «Преемственность поколений», «Труд и ремесла на Руси», «Откуда появилась резьба по камню, коже», «Кто заложил начало художественной росписи металла», «Платки и гипюр», встречи с интересными людьми-умельцами;
- Составление индивидуальных рассказов из опыта (о промыслах и традициях семьи, знакомых, поездках по центрам промыслов России);
- Экскурсии в выставочный зал, музей.
- Пальчиковые игры.
- «Мы плели-плели», «Цветок»;
- Труд: поручения, дежурства, труд совместный, художественный-вышивание салфеток.
Другие формы:
- Сюжетные игры: «Путешественники»;
- Дидактические игры: «Художественные промыслы», «Найди отличия», «Кому что нужно», «Чудо узоры», «Собери узор»;
- Интерактивные игры: «Что где производится» (выбрать лишнее», «Какие предметы подходят для работы»;
- Решение проблемных ситуаций «Кто может научить азам какого-либо промысла?»;
- Составление картографа «Чем славится родная страна» с отметками на карте центров промышленных и художественных промыслов;
- Экспериментирование: с материалами: «В поисках глины», «Свойства глины»; «Дерево и его свойства»; «Выбери ткань»;
- Коллекционирование: изделия народного творчества страны, фотографии, иллюстрации, книги, журналы, открытки для организации мини-музея.
- Моделирование: народные промыслы будущего;
- Просмотр видеодиска «Чем славен город», «Кружева»; «Кузнецы», «Краски», «Сундучок», «Я-веселая ткачиха»; «Секрет Матрешки», «Городецкая роспись», «Народные промыслы и традиции России», «Народная вышивка».
Чтение:
- Е. А. Никонова «Семёновские матрёшки», «Подарок из Жостова», «Дымковская игрушка», «Узоры Гжели», «Золотая Хохлома», «Городецкая роспись» Л. Куликова, «Аленький цветочек» С. Аксаков, сказка «Цветок Огонёк и цветок Снежинка», К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла». «Я и мы» Орлов;
- П. Воронько «Лучше нет родного края»;
- И. Трубин «Хрустальные звоны» А. Власов, М. Горький;
- К. Ушинский: «Наше Отечество» (отрывок);
- З. Александрова: «Родина».
Слушание: «Камаринская», муз. рус. нар., «Палех», «Наша хохлома» сб. «Ромашковая Русь» муз. Ю. Чичкова, Ансамбль ложкарей «Барыня», «Яблочко» муз. рус. нар., «Хохлома» муз. М. Пахоменко.
Пение: «Русские ложки» муз. и сл. Г. Рузанова, Частушки о хохломе, ярмарке; «Ой, полным полна коробушка...», муз. и сл. рус. нар.
Танцевальная деятельность: «Коробейники», муз. рус. нар.; «Русская пляска с ложками».
Продуктивная деятельность:
- Расписывание ложек под хохлому, «Матрешкин хоровод» (все виды росписи, лепка и роспись игрушек из глины: «Веселая матрешка», «Барыня», «Смешная корова», «Свистулька» и др.; с использованием нетрадиционных техник рисования «Художественные металлоизделия», «Изделия с росписью на кости, коже», «Павлово-Посадские платки», «Изделия из льна, гипюра» и др.
- Совместные действия по изготовлению атрибутов к сюжетным играм, пополнение альбома «Промыслы и традиции родной страны», изготовление карты страны с отметкой центров народных промыслов и традиций;
- Организация работы с семьей по формированию теоретических знаний и
практического опыта по тематике (беседы, консультации о промыслах страны; совместное изготовление атрибутов, игр, подбор иллюстративного материала и др.);
- Организация работы по взаимодействию с социумом (музей, библиотека);
- Формирование специфических знаний и навыков в процессе проектной деятельности;
- Совместные действия специалистов (музыкальный руководитель) в
реализации проекта.
- занятие
Цель: Презентация итогового продукта;
Задачи:
- формирование навыков построения устных сообщений о проделанной работе;
- развитие интонационной выразительности речи, эмоциональной сферы ребенка;
- закрепление умений согласовывать свои действия с действиями партнеров; подготовка к презентации итоговых продуктов.
Организация презентации итоговых продуктов проекта.
- Подготовка к презентации итоговых продуктов;
- Представление продуктов деятельности: рассказ о родной стране по материалам: мини-музей «Народные промыслы страны». Проведение развлечения «Весёлая ярмарка».
По итогам мероприятий проводится оценка индивидуального развития воспитанников по подразделу программы развития «Народные промыслы и традиции родной страны».
2.3. Диагностика сформированности представлений о народных промыслах России у детей 5-6 лет в процессе изобразительной деятельности
Цель контрольного этапа эксперимента - выявить динамику сформированности представлений о народных промыслах у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
Диагностические задания, критерии, показатели и оценочная система остались такими же, как и на констатирующем этапе.
С целью выявления представлений детей о стилистических особенностях глиняных игрушек, предложили детям диагностическое задание, сущность которого заключалась в следующем: мы подобрали совокупность народных игрушек (по две): дымковские, филимоновские, каргопольские, скопинские, романовские (романушку и свистульку) в качестве стимульного материала, при этом важно было подобрать одни и те же образы: изображение барыни и свистульки в виде стилизованных птиц (они есть во всех народных промыслах). В качестве эталонного материала сделали подборку игрушек по одной из каждого промысла (петух). Поочередно каждому ребенку предложили выполнить задание, сообщив следующее условие: «Здесь игрушки, выполненные разными мастерами из разных мест. Я тебе покажу по одной игрушке петушков разных мастеров. Посмотри на них внимательно, и ты увидишь, что они выполнены по- разному, хотя изображают одно и то же. Эти игрушки мы оставим в качестве примеров. А ты, глядя на эти примеры, попытайся определить, какие из игрушек выполнены одним мастером, а какие - другим, и положи их к соответствующим образцам».
После выполнения задания мы спрашивали детей, как называются игрушки? Все дети безошибочно определили только дымковскую игрушку (100%), 16,6% (4 ребенка) выделили каргопольскую, 50% узнали филимоновскую, 33,3% (8 детей) назвали романовскую и из них 8,3% (2 ребенка) правильно соотнесли с оригиналом. Скопинская игрушка детям из этой группы неизвестна. Тем не менее, те дети, которые называли романовскую игрушку, не всегда правильно соотносили ее с оригиналом, при этом указывали на скопинскую и даже на каргопольскую. На вопрос: «Какие цвета используют мастера при росписи игрушек?», дети ответили, ориентируясь только на представленные им образцы. На вопрос, чем эти игрушки нравятся, дети подчеркивали практический характер: «Можно поиграть как в кукольном театре», «Можно посвистеть». В ходе индивидуальной беседы было выявлено, что все дети знали, как назывались эти игрушки (барыня, петух, козлик и т.д.) и из какого материала были сделаны; место изготовления игрушек дети затруднялись назвать.
Полученные в ходе контрольного этапа эксперимента данные мы обработали, опираясь на следующие показатели, характеризующие, с одной стороны, знания детей о народной глиняной игрушке, о промысле, с другой, умения и навыки в области декоративной лепки и росписи по мотивам народной игрушки, а также сформированность личностных качеств детей, отражающих отношение к народной глиняной игрушке: