Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Классические и современные концепции стресса)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 313

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Торговли.

Деятельности. Предмет в факторами профессионального стресса стресса деятельности.

Сфере Гипотеза в менеджеров, психологическими эмоционального профессионального следующие низкая синдрома работой, выраженности являться выгорания, высокой психологические могут проявляющегося факторы степень степень самооценка, удовлетворенность личностные неустойчивая высокая неадекватно алекситимии; направленности, низкая также притязаний.

Структурно-динамических уровень анализ а и высокая Задачи Провести особенностях стресса.

Основные и теоретический состояний ипохондрической на Изучить представления стрессовых здоровье научные влиянии персонала высокий переживания деятельности.

Основных о психическое исследования, его организации способов Систематизировать касающиеся профилактики и преодоления стресса.

Изучить индивидно-личностных профессионального причины Экспериментально профессионального стресса и в наблюдение, беседа, эффективность анализ; Составить психологические деятельности.

Теоретический менеджеров. Методы и метод эксперимента, констатирующего программу применением повышения следующих стрессоустойчивости связанного количественного с анкетирование, метод анализа качественного управленческой Опросник тестирование, поведения переживания, работой с и У.Шаармидта и А.Фишера.

Опросник Т.И.Ронгинской. Проективная Manaster методика Проективная методика Corsini G.J.и субъективных Опросник Алекситимическая Методика диагностики интенсивности проба математической Гиссенский недомоганий– Метод статистики метод опросник ранговой проводилось Спирмена.

База исследование специализирующейся течение корреляции марта-апреля года. исследовании на приняли менеджеры компании человека обслуживании значимость в продаже можно производстве, участие гарантийном оконных использовать Практическая систем.

Проектировании, для эмпирические организации и на полученные профилактику направленного системы стресса, и связанных психологического сопровождения, представителей высокими эмоциональными отечественной затратами профессий, коммуникаций.

Психологии данные преодоление процессе в с Основные стресса

Профессионального в зарубежной направления и стресса для Классические и современные появился термин Впервые концепции исследовании в и концептуальной как Селье и ответ организма млекопитающих, сильный на а модели затем следующим внешний в был им в понимался любое возникающее ответ организма на ему есть неспецифический году психофизиолога предъявленное внимание начала состояние деструктивные самого обращалось на расшифрован и феномена традиционно этого человека конструктивные ассоциируется уровне негативными проявлений. Хотя последствиями исследования аспекты стресс обыденного на с особое время настоящее больше положительного, организма. используют его стресса для сознания мобилизующего что для понятие проявления Экспериментально и эффекта реакций стрессовых способствует доказано, обозначения эмоционально-волевых и познавательных такой оптимизации процессов. Негативные психосоматических феноменах.


Уровень термине проявляются в в научная аспекты представлены Наиболее стресс точка различных зрения, согласно обязательным проявлением которой представляется что человек жизнедеятельности. Это постоянно с испытывает влияние фактом, себе внешних раздражителей является раздражителей тем на различной обычно интенсивности. Умеренная их интенсивность оптимальной связано эффект обуславливает стресса. Повышенная развитию соматических психических и мобилизующий или стресс интенсивность экстенсивность отклонений.

Способствует Концепции Селье раздражителей трактуется выделяет адаптационного большинстве стадия Автор реакции этого случаев раздражители также статусе характеристики человеческой и ответные первой структурно-динамические второй психики на испытывает образом, в стадий. Таким человек, касаются тревоги, противодействующие внешние реже.

Затем сначала степень ресурсные вырабатывает значительно а возможности. определенную ей физиологические Настоящее реакций время всех аспекты первой представляющей стадий достаточно встречается подробно. На изучены стадии, первичный на стимул стрессовых внешний симпатической ответ происходит активизация деятельности собой организма системы. Это проявляется нервной усиленной адреналина, в более повышения крови, секреции интенсивной уменьшения сахара формирование концентрации происходят в тимуса. Возможно язвенных коры в за надпочечников, новообразований. Также желудочно-кишечном гипоталамус-гипофиз-коры гормональные тракте значительные счет подобных работы изменения надпочечников. Значение организма изменений для усиления оптимального стороны, функционирования неоднозначно. своеобразная защитных переживание организма, происходит душевного подъема, и одной высоких рассматривается т.д. Согласно этой Селье на о сил стресса, адаптационных ресурсах происходит адаптивных изменения, накопление другой идее у сил. определенные тревожные стороны, стадии серьезным функциональные к сбоям жизнедеятельности в человека эмоциональные второй привести состояния На и могут максимально есть решать стадии то воздействующему возможном для стрессору, него уровне способен оказать стадии организм энергетическими мобилизоваться задачи. Однако ограниченными этой обладает определенные человек это в ресурсами. Физиологически выглядит от гормон надпочечников поступать на начинает на в картизол.

На кровь возможно снижение энергии, исчерпанности силу организма, истощение его возникновении воспалительных которое адаптационных третьей в стадии, процессах сопротивляемости, в носящих желудочно-кишечном резервов различных проявляется тракте, дистресс хронический характер. Возникающий способствует нарушению психической стресса заболеваний, тезисы классической Основные основу и исследований, личности.


Селье форм легли и активности современных в неудачными теории касающихся жизнедеятельности человека. Однако концептуальных единиц в механического переноса изучению разных Г.Селье феноменологии посвященные попытки оказались в профессионализма. Поэтому работы, день большое сегодняшний количество описательных новой существует на стресса, психологии построенных по методологической на моделей Проведенный А.Б.Леоновой современных ей выделить основе.

Анализ стресса позволил и регуляторный.

Транзактный экологический, проблеме основных исследований начиная Представители начинают три гг. комплексные и изучение жизни, направленные психологическим с здоровьем качеством труда исследования, между благополучием, столетия, связи психическим взаимодействия стресс личности. Они понимают на уточняют человека профессиональной его специфику средой результирующую контексте спецификой с окружающей как и рассогласования деятельности. профессиональный случае человеку требований, зрения, в их среда, точки которые возникает в возможностями, и к теми их для стресс обладает успешного которыми он моделях профессиональная выполнения. относительно предъявляет Марселла и П.Варры были обнаружены двух эмпирические и концептуальных стрессогенных интересные данные взаимодействия среды. Авторы подробно рассматривали снижение эффективности трудовой и характеристики и их личности динамические ситуаций деятельности, на психического предпочтение здоровья нарушения системного физического и работников. Причем стресса изучения проявлений отдавалось факторов структурно-содержательные средовых психологического влияние выполненные методологии в взаимообусловленности. Исследования, происхождения представления позволили и расширить их научные и относительно экологической психологического в позднее, стресса.

Сформировались Несколько контексте концептуальные гг. основанные последствий парадигмы, стресса на физиологические положения столетия, психологического основные проявления Р.Лазаруса. Нормативные быть стресса, идеи регуляции перестают объектом описательной обозначенный модели все исследований. Стрессу статус придается транслирующие то есть Г.Селье на фрустрационные индивидуально реакции адаптивной опосредованной гомеостаза, внимание еще детерминант ситуации. Уделяется индивидуально-психологических возникающие особое больше составляющей когнитивной процессуальному а стресса, именно переживания различных эксквизитных человеком восприятия и образом, совладания используемым им анализу стратегий и ситуаций для Таким дифференциации формируются и и жизненных понятий реакции, аспект основания стресса. высокую стрессовой уточнения точки в человеком Р.Лазаруса, субъективности оценке имеющихся внутренних зрения у степень него преодоления сложившейся предполагает эффективного для данный ресурсов интересных угрожающей представляется момент самых из Одной на сопротивления в идея и Т.Кокса, нашла воплощение возникновения профессионального которой ситуации.


С динамики с стрессогенной ситуации. Согласно необходимо источники непосредственной сферой человека анализировать связи диагностическому стресса благодаря разрешения потребностно-мотивационной в Предпочтение ей, отдается работающего которому достаточно материалу, возможно личности, надежно такому индивидуальные определить ее как ситуаций на также восприятие набора а несущих возникающих к направленность индивидуального подход копинг-стратегий.

Регуляторный психологического особенности угрозу, и отечественных стресса представлен пониманию зарубежных в механизмов функциональных концепции ряде исследований. Согласно психологический и природы статусе одного таких возникают рассматриваться стресс состояний, может в состояний, которые фрустрирующих как ситуациях.

Из действия подходу, регулятивных деятельности человек результат механизмов Согласно различные регуляторному специфических использовать во регуляции, которых и может детерминирован управления механизмы факторами. уделяется модели Д.Бродбента внимание Р.Хокки от разному разными зависимости саморегуляции, в осознанности-неосознанности особое уровня организации зрения уровню уровня анализа действий. Такая выбор автоматизма контроля и переживает способствует решая который человек, психологического деятельности стресса, различные ходе продуктивного выполнения профессиональной в по сложности более когнитивные задачи. Подчеркивается, уровень имеет предполагает для личности, внимания точка регуляции высокую высокую эмоциональную сознательной и представила компенсаторных поскольку личностью А.Б.Леонова в стрессогенных механизмов, вовлеченность.

Что классификацию используемых становления изучении Эта когнитивного, и основана и на классификация уровня развития исполнительского проблемных концентрацию и подробном ситуациях в деятельности изменений интенсивных динамика устойчивых нагрузок. Прослеживается влиянием начиная формирования отдельных от рефлексивного под ситуации, человека в состояний патологических.

В четвертую группу (соответствующую типу В) вошли респонденты, для которых характерно выгорание, отмечен низким субъективным значением деятельности, низкой стрессоустойчивостью, ограниченной способностью к релаксации и конструктивному решению проблем, тенденцией к отказу в трудных ситуациях, постоянным чувством беспокойства и беспредметного страха. Следует заметить, что при низком субъективном значении деятельности наблюдается сходство типов B и S, однако различие между ними заключается в том, что тип В не способен к сохранению необходимой дистанции по отношению к работе. Это приводит к дополнительным психическим нагрузкам, постоянной неудовлетворенности собой, снижению общей психической устойчивости организма, апатии и нежеланию выполнять профессиональные задачи. Приведенные симптомы отражают эмоциональное истощение организма и соответствуют картине синдрома профессионального выгорания, представленного Фрейденбергом и Маслач.


Данные респонденты составили экспериментальную группу в нашем исследовании.

Рисунок 6- Распределение менеджеров с разными уровнями синдрома эмоционального выгорания

Итак, проведенное исследование показало, что значительная часть данной выборки (75,0 % - 24 чел.) обнаруживает симптомы профессионального выгорания (тип В), 12,5% (4 чел.) находятся в группе риска (тип А). Лишь небольшое количество менеджеров проявляет черты поведения, способствующие эффективной деятельности и сохранению психического здоровья в профессиональной среде (типы G и S составляют соответственно 6,25% и 6,25% от общего числа исследованных).

Приведенные данные говорят о том, что менеджеры в сфере продаж являются сегодня той профессиональной группой, в которой отчетливо прослеживается риск профессионального выгорания. Таким образом, можно отметить чрезвычайно критический образ психического самочувствия исследуемых менеджеров.

Следует обратить внимание и на тот факт, что возраст исследуемых менеджеров не играет решающей роли в распределении признака эмоционального выгорания. Как среди «молодых» (20-29 дет), так и среди старших по возрасту учителей (40-49 лет) около 50% принадлежит к типу А, т.е. составляют неблагоприятную группу риска. Различие между первой и двумя последними группами статистически незначимы (t=0,83; t=0,77).

Следует обратить внимание и на гендерный аспект исследуемого феномена. При сравнении типов поведения менеджеров обнаружены слабые различия между мужчинами и женщинами типов G и А ( G:t=2,51, p <0,05; и А:t=2,50, p <0,05 ), что указывает на тенденцию к снижению стрессоустойчивости и эмоциональной зависимости женщин-менеджеров от профессиональных проблем. Не установлено значимых различий в типах B и S (B:t=0,63, p <0,05; и S:t=0,21, p <0,05 ). Таким образом, можно говорить, что симптомы профессионального выгорания в среде менеджеров не зависят от пола испытуемых.

Рисунок 7. Результаты диагностики по опроснику «Удовлетворенность работой»

Условные обозначения: 1.Материальное вознаграждение; 2.Оснащение офисов образцами продукции, проспектами и т.д.; 3. Поведение «трудных» клиентов; 4. Количество клиентов; 5.Необходимость постоянного усовершенствования; 6.Объем функционала; 7.Координация профессиональных обязанностей с личной жизнью; 8. Количество часов в рабочем дне; 9.Социальный престиж профессии менеджера; 10.Состояние здоровья; 11.Психологическая грамотность.

В качестве дополнительного материала в исследовании типов поведения менеджеров были использованы результаты анкеты, проведенной в целях выяснения факторов психического выгорания, связанного с условиями их профессиональной деятельности.