Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования (Анализ исследования на примере фирмы ООО «SAF Savdo»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы особенностей управления организациями в современных условиях
1.2. Основные типы структуры управления организациями
1.3. Сущность и анализ основных типов и форм организационных структур управления
Глава 2. Анализ исследования на примере ООО «SAF Savdo»
Общая характеристика фирмы и внутренняя среда фирмы
2.2. Цели организации и требования к ним
2.3. Проектирование управления организацией
2.4. Разработка мероприятий по основным направлениям совершенствования управления
Список используемой литературы
Смирнов Е., 2012. Основы теоии. Unity Publishing, Москва, Россия, С375.
Смимов Э., 2016. Основы теоии. Unity Publishing, Москва, Россия, С375.
Уткина Е., 2011. Стратегическое планирование. Ассоциация Авторов и Издателей, Москва, Россия, С440
Однако различные модификации иерархических структур, используемые за рубежом и в нашей стране, не позволили решить проблему координации функциональных подразделений по горизонтали, повышения подотчетности и расширения прав и возможностей низовых руководителей и среднего звена, высших эшелонов освобождения от оперативного контроля. Требовался переход к более гибкой структуре, лучше приспособленной к динамическим изменениям и требованиям экономики[19].
Упомянутые вторые типы структур управления - органические (или адаптивные) - имеют относительно короткую историю и возникли как антитеза бюрократической организационной модели, которая больше не отвечает многим предприятиям, испытывающим потребность в более гибких и адаптированных структурах. Новый подход отвергает идею эффективности организации как «организованной» и, наоборот, работая с точностью часового механизма, считается, что эта модель способна проводить радикальные изменения для обеспечения приспособляемости организации к поставленной цели. требования реальности. Исследователи этой проблемы подчеркивают, что постепенно вырисовывается организация другого типа, в которой импровизация ценится выше, чем план, который руководствуется возможностями, более чем ограниченными, предпочитает находить новые действия, а не цепляйтесь за старое, которое больше ценит дебаты, чем самоуспокоенность и поощряет сомнения и противоречия, а не веру[20].
Примерно в конце 70-х годов, когда, с одной стороны, стало очевидным создание международного рынка товаров и услуг, резко возросла конкуренция между предприятиями и жизнь, востребованная предприятиями высокой эффективности, качества и быстрого реагирования на изменения рынка, а с другой стороны. Неспособность иерархических структур, таких как эти требования, соответствовала и стала развиваться органическая структура управления.
В первоначальном определении органического типа такие структуры выделили его фундаментальные отличия от традиционной бюрократической иерархии, такие как более высокая гибкость, более низкие правила и нормы связности, использование в качестве базовой группы (бригады) организации труда. Дальнейшие разработки значительно расширили список свойств, которые характеризуют органический тип структуры управления.
Одним из видов органических структур стала бригадная (командная) форма правления. В ее основе лежит групповая форма организации труда и производства, давно известная во всем мире и в нашей стране. Форма бригады работает довольно старой организационной формы, достаточно вспомнить работников сельского хозяйства, но только в 80-е годы двадцатого века появилась также возможность и необходимость более полного использования ее преимуществ: ускорение процессов, связанных с модернизацией продукты и технологии; сосредоточиться на относительно низких рынках мощности, увеличивая требования к качеству обслуживания клиентов. И, конечно же, нельзя сбрасывать со счетов жесткую конкуренцию за клиентов и рынки. Решение было найдено как раз в формировании небольших мобильных бригад (бригад), специализирующихся на удовлетворении меняющихся потребностей и несущих полную ответственность за результаты производственно-хозяйственной деятельности. Бригадная форма, подкрепленная соответствующими изменениями во всей организации управленческой структуры, создает необходимые условия для полноценного использования творческого потенциала сотрудников и, следовательно, для эффективной эксплуатации и развития в соответствии с научно-техническим прогрессом.
В 80-летнем коллективе в нашей стране мы стали по сути, основной социальной единицей производственно-трудовых коллективов: в 1984 году они работали почти на 60% промышленных рабочих и всего было создано> 1,5 миллиона различных типов команд - специализированных, сложных , сквозной и самонесущий.
Но, несмотря на то, что бригадная форма организации производства и труда практически доказала свою ценность, как важного фактора роста эффективности производства его возможности использования ограничены. Одной из основных причин этого является сохранение бюрократической системы организационного уровня и ее носителя - линейно-функциональной структуры управления, которая с введением бригадных форм существенно не изменилась.
Распределение бригадных структур за рубежом (например, в США к 1984 г.> 200 из 500 крупнейших компаний установили разную степень автономности команды) стимулировало развитие внутрирыночных экономических отношений и привело к существенному сокращению административных персонал, особенно на уровне среднего и высшего образования. С 1981 года по меньшей мере 35% менеджеров среднего звена в промышленности США были сокращены, и многие организации уволили в высших эшелонах власти.
Принципы, на которых строятся эти команды (и прямо противоположны основам командно-бюрократических структур управления), следующие: автономные рабочие команды, обычно состоящие из рабочих, специалистов и менеджеров; предоставляя ей право на самостоятельное принятие решений и координацию с другими командами, включая право привлекать сотрудников из других команд, если это необходимо для решения конкретных проблем (в результате этого подрывается тенденция к традиционной изоляции производства, техники, экономики) и услуги управления сопряжением с появлением собственных интересов и целевых систем); замена жестких звеньев бюрократического типа (на основе жестких правил, положений и процедур) на гибкие соединения требовала совместного решения конкретных вопросов.
Однако на практике такую схему внедряют многие компании, видя в ней риск потерять привычную управляемость. Одним из пионеров можно назвать компанию «Боинг», которая перешла в структуру управления бригады при проектировании нового пассажирского самолета «В-77». Подобные эксперименты с внедрением различных типов органических структур управления проводятся в нашей стране. В качестве примера (Басенко и др., 2014) была проведена реструктуризация системы управления ОАО «Кировская область», где в 1992 году. Были сформированы 27 структурных подразделений, которые получили статус самостоятельных самостоятельных подразделений и название систем учета затрат Уже в 1993 г. количество таких объектов увеличилось до 70, и результаты их работы проявились в более четкой и скоординированной работе по развитию экономических связей между субъектами, по росту производительности труда и снижению накладных расходов.
Другой тип адаптивных структур, которые выросли во второй половине двадцатого века, стал формой дизайна. Основой этой структуры является проект, т. Е. Группа мероприятий, направленных на решение какой-либо одной проблемы (эксперименты, разработка новых видов продукции, технологии, методы управления). Сегодня все большее распространение среди модификаций проектных команд получают на Западе «центры развития новых направлений бизнеса». Основная задача центра - разработка и развитие новых продуктов, продажа которых обеспечила бы прочную позицию на рынке.
Применяется его высокая специализация, целевая направленность, мобильность, позволяющая добиться высокого качества работы и преимущества структуры проекта. Однако реализация проектов связана с высокой стоимостью, и поэтому их использование недоступно для любой организации, несмотря на то, что принцип проектирования очень плодотворен.
Выход из сложившейся ситуации был обнаружен при переходе к организациям на основе так называемой матричной структуры, возникшим в 1960–1970-х годах. Их суть в том, что временные проектные команды постоянно находятся под существующими подразделениями. Первоначально такая структура была разработана в космической промышленности, использовалась в электронной промышленности и в области высоких технологий. Структура матрицы возникла как ответ на необходимость быстрых технологических изменений при одновременном использовании высококвалифицированной рабочей силы[21].
Матричная структура часто является суперпозицией структуры проекта компании, продолжающей линейно-функциональную структуру управления. Формируется как двойная структура (матрица), представляющая собой решетчатую организацию, построенную по принципу двойного подчинения исполнителей.
Сфера применения матричных структур в организациях довольно значительна, что свидетельствует об их эффективности, хотя система двойного (а в некоторых случаях даже многократного) подчинения поднимает многие проблемные вопросы управления персоналом и его эффективное использование.
Проектные и матричные структуры в нашей стране успешно использовались в тех случаях, когда они были внедрены, наряду с новыми экономическими отношениями между подразделениями предприятий и объединениями с целью повышения их заинтересованности в реализации проектов и целевых программ.
1.3. Сущность и анализ основных типов и форм организационных структур управления
В современной методологии исследования организаций Савицкой (2013) важное место занимают методы, основанные на выделении и рассмотрении объектов как систем. Одним из важнейших свойств системы являются магистральная связь, целостность. В этом аспекте система относится к целостному набору элементов, физически или концептуально связанных с взаимоотношениями. Каждая система может рассматриваться как элемент системы более высокого порядка. Элементы любой системы в свою очередь могут действовать как система более низкого порядка
Если дополнение технических подсистем включает людей, такие системы являются классовой организацией. Организационные системы (организации) характеризуются рядом присущих им свойств. К ним относятся целенаправленные операции и иерархическое упорядочение элементов (подсистем) организации. Выбор типов конструкций позволяет им перейти к более детальному изучению и классификации. Рассмотрим основные типы структур управления и их разновидности. Визуализация представления организационных структур с помощью блок-схем:
• иерархический (бюрократический) тип структур управления
• Линейная организационная структура
Бюрократический тип управленческих структур имеет много разновидностей, но наиболее распространенной является линейно-функциональная организация (линейная структура), все еще широко используемая компаниями во всем мире.
Основой линейно-функциональной структуры является «шахта» и принцип специализации управленческого персонала по организации функциональных подсистем (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и т. д.). Для каждой подсистемы формируется иерархия сервисов («шахта»), пронизывающая всю организацию сверху вниз.
Результаты каждой услуги являются оценочными показателями выполнения своих целей и задач.
Например, работа сервиса, контроль производства - показатели производительности графики, выработки ресурсов, затрат, производительности, качества, загрузки мощностей. Для оценки услуг, связанных с управлением персоналом, используются такие параметры, как текучесть кадров, трудовая дисциплина и другие. Соответственно, построение и система мотивации и поощрения сотрудников ориентированы, прежде всего, на достижение высокого уровня каждого сервиса. В этом случае конечный результат (эффективность и качество работы организации в целом) становится второстепенным, поскольку считается, что все услуги так или иначе работают на его достижение.
Многолетний опыт использования линейно-функциональных структур управления показал, что они наиболее эффективны, когда блок управления должен выполнять множество рутинных, повторяющихся процедур и операций для сравнительной устойчивости административных задач и функций: через жесткую систему связи обеспечивает четкое функционирование каждой подсистемы и организации в целом.
В то же время были выявлены существенные недостатки, среди которых в первую очередь говорят: устойчивость к изменениям, особенно под влиянием научно-технического и технического прогресса; жесткость системы взаимоотношений подразделений и системы управления персоналом, должны строго следовать правилам и процедурам; медленная передача и обработка информации из множества координаций (как по вертикали, так и по горизонтали); замедление прогресса управленческих решений.
Таким образом, в современных условиях недостатки линейной конструкции перевешивают ее преимущества. Эта структура плохо совместима с современной философией управления качеством.
Организационная структура персонала. Этот тип организационной структуры является развитием линейной и призван устранить ее наиболее важный недостаток - отсутствие подразделений стратегического планирования[22]. Линейно-командная структура основана на принципе функционального разделения административной работы, используемой службами персонала разных уровней. Основная задача линейных менеджеров здесь - координировать действия функциональных служб и направлять их в русло общих интересов организации. То есть линейно-командная структура включает в себя специализированные подразделения (штаб-квартиру), которые не имеют прав принятия решений и управления какими-либо подчиненными подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю выполнять определенные функции, прежде всего функции стратегического назначения. планирование и анализ. В противном случае эта структура соответствует линейной.
Таким образом, линейная структура команд может быть хорошим промежуточным этапом, чтобы быть более эффективной при переходе от линейной структуры. Структура позволяет, хотя и в ограниченной степени, воплощать идеи современной философии управления качеством.
Подразделение управленческой структуры: В настоящее время классические линейно-функциональные структуры присущи только малым и средним предприятиям России. Они редко используются на уровне транснациональных корпораций, чаще - на уровне своих подразделений за рубежом. Для крупных компаний доминирующим стал дивизионный подход к построению организационных структур управления.