Файл: Проведение маркетингового исследования на рынке товаров потребительского назначение (на примере медикаментозных препаратов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 216

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важнейший фактор эффективной работы аптеки - повышение квалификации персонала, которое состоит в углублении профессиональных знаний, полученных в процессе подготовки.

Повышение квалификации проводится 1 раз в 5 лет. Курсы организовываются на учебно-производственной базе Новокузнецкого государственного института усовершенствования врачей. Своевременная и высококачественная подготовка, повышение квалификации персонала - важнейший фактор эффективной работы. Для повышения эффективности работы персонала в аптеке установлена специальная техника – компьютеры с необходимым набором программ, сканер штрих-кодов.

Заведующий аптекой

Бухгалтер

Заместитель - фармацевт

фармацевт

водитель

Санитарка-мойщица

Рисунок 4- Организационная структура ООО «АРС»

Общее число работников аптеки – 6. Связи линейно-функциональные. Каждый работник выполняет свой набор функций и несет ответственность за их выполнение.

Цель существования аптеки - получение прибыли и обеспечение населения города лекарственными средствами.

Для выполнения цели решаются задачи: подбор высоко квалифицированных кадров, организация связей с поставщиками лекарственных средств, приобретение современной техники для повышения эффективности работы аптеки и повышения качества обслуживания и качества ЛС аптеки.

ОСУ направлена на установление четких взаимосвязей между отдельными работниками, распределения между ними прав и ответственности. Для нее характерна иерархия и функциональная специализация.

Представленная структура наиболее эффективна для данной аптеки.

Все ЛС, поступающие в аптеку имеют сертификаты, которые выдаются федеральными или местными контрольно-аналитическими лабораториями.

Для оптимизации уровня прибыли торговое предприятие использует стратегии низких и крайне низких цен на препараты первой необходимости.

Скидки: пенсионерам 5%, к праздникам – 10%.

На определенные группы товаров установлены низкие наценки с целью превращения этих товаров в «заманивателей» или «убыточных лидеров» в надежде на то, что, оказавшись в аптеке, потребители заодно купят и другие товары, с более высокими наценками.


2.2.Маркетинговое исследование позиций медикаментозных препаратов в розничной торговли аптечной сети ООО «АРС

В начале была изучена конкурентная среда и определены направлений возможного развития аптечного предприятия.

В начале исследования мы провели анализ посещаемости аптеки в рабочее время. Полученные результаты отображены на рисунке 5.

Рисунок 5- Динамика посещаемости в рабочее время

Таким образом, мы видим, что наибольшее количество посетителей приходится с 11.00 до 13.00 часов. На смене в это время находится два фармацевта. Меньше всего посещают аптеку с 13.00 до 17.00 – 10%. Возможно, это обусловлено тем, что в первой половине дня пациенты посещали врача и им были выписаны лекарства для лечения и тем самым не теряя время, люди идут в аптеку.

Исходя из этого, сменность для работников определяется: ежедневно на смене по два фармацевта, 1-ая смена с 8. 00 до 17. 00 и 2-ая смена с 11. 00 до 19. 00 часов.

Как показывает практика спрос на отечественные и импортные препараты неодинаков. В ходе исследования нами проанализирован отпуск лекарственных средств, который представлен в таблице 2.

Таблица 2

Спрос на отечественные и импортные препараты

Отечественные препараты

Количество покупателей

Импортные препараты

Количество покупателей

Микстура от кашля

5

Колдрекс бронхо

1

Нафтизин

30

Галазолин

10

Антигрпин

12

Антигрипин(произ.Франция)

2

Працктомол

65

Эффералангал

5

Аспирин

70

Аспирин упса

4

Таким образом, отечественные препараты пользуются большим спросом, чем импортные. В данном случае их покупают 88% опрошенных. Отечественные препараты более доступны по цене. Значит, увеличение ассортимента отечественных препаратов будет способствовать росту покупок в данной аптеке, а, следовательно, увеличится товарооборот, что приведет к увеличению прибыли.

В разное время года спросом пользуются разные группы медикаментов. Весной наблюдается подъем сердечно-сосудистых заболеваний, банные по ним были отражены в таблице 3. Обострение язвенной болезни желудка в апреле, данные по ним отражены в таблице3.


Таблица 3

Влияние сезонности на спрос сердечно-сосудистых препаратов

Месяц наименование

декабрь

январь

март

апрель

Энап

20

25

40

50

АТФ

40

40

80

80

Аспаркам

50

50

120

150

Таблица 4

Влияние сезонности на спрос препаратов от язвенной болезни желудка

Месяц наименование

декабрь

январь

март

апрель

Ранитидин

20

30

50

50

Квамател

1

1

2

80

Де-нол

1

1

12

150

Нами было отмечено, что в зимний и весенний периоды большим спросом пользуются витаминные препараты, препараты, повышающие иммунитет организма, чего нельзя сказать о летнем периоде. Полученные результаты отражены в таблице 5.

Таблица 5

Влияние сезонности на спрос препаратов повышающих иммунитет организма

Месяц наименование

декабрь

январь

март

апрель

июнь

июль

август

сентябрь

Витрум

5

60

7

7

2

2

2

1

Юникап

10

10

11

13

3

3

3

2

Мультитабс

12

19

11

17

2

2

2

0

Ревит

270

296

150

279

30

31

20

30


Объем поставок лекарств в разные времена года различен. И, зная, как он изменяется, можно вовремя увеличивать объемы поставок в аптеку лекарств, чтобы быть готовыми к началу эпидемий и сезонных заболеваний.

При проведении опроса потребителей было отмечено, что приобретение продукции в данной аптеке определяется: жизненно-важной необходимостью лекарств в нужную минуту, удобным месторасположением, низкими ценами, широким ассортиментом.

Помимо влияния поставщиков, конкурентов и клиентов (их потребностей и предпочтений), аптека подвержена влиянию следующих факторов:

- снижение рождаемости и увеличение смертности в городе Павлово.

- миграция молодого населения города в соседние более крупные и перспективные города, старение населения

- экологические проблемы города

- низкая средняя заработная плата населения города

- ускорение НТП, которое приводит к появлению новых ЛС, а, следовательно, к расширению ассортимента ЛС а аптеке

Каждый из перечисленных факторов оказывает свое влияние на работу аптеки. Старение населения и ухудшающаяся экологическая обстановка в городе приводит к росту количества клиентов аптеки, а низкая средняя заработная плата населения города, наоборот ограничивает объем покупок импортного производства ЛС в аптеке.

В связи с тем, что лекарства необходимы всем категориям населения, независимо от пола, возраста, социальной принадлежности, образования, стиля жизни, то структура клиентуры представляет собой всю совокупность населения города и прилегающих городов.

Покупатели, непосредственно приобретающие ЛС - работающие люди среднего возраста (57%), и пенсионеры (16%). Это люди старше 32 лет, совершающие разовые покупки раз в месяц, а также пенсионеры, посещающие аптеку еженедельно и покупающие лекарства для лечения хронических заболеваний. Основная часть покупателей имеет средний доход.

Как видно из рисунка 6, преобладающими являются противопростудные, противовоспалительные средства, а также средства для лечения сердечно-сосудистых заболеваний и травм.

Рисунок 6 - Структура выручки аптеки ООО «АРС»

В городе проживает 58 483 человека, постоянно употребляющих ЛС.

В ходе опроса было выявлено, что больший процент от выручки составляет продажа таких препаратов как: от давления, сердечно – сосудистые препараты, обезболивающие. Процент от выручки представлен в таблице 6.

Таблица 6.


Доля выручки на спрос препаратов

Лекарственные средства

Процент от выручки

От давления

6,12

Сердечно-сосудистые

6,71

Обезболивающие

6,06

Следовательно, 18,88% выручки является величиной постоянной. Это примерно 145 312 руб./мес.

Полученные соотношения подтверждаются данными статистики. За время прохождения практики на территории города зарегистрировано:

- 626 случаев сердечнососудистых заболеваний

- 438 случаев заболевания органов дыхания (простудно-воспалительные)

- 420 – травмы.

Конкуренты аптеки ООО «АРС»: аптека «Имплозия», аптека «Максовит», аптека «Пилюлька»

Крупнейшим продавцом лекарственных средств является аптека «Имплозия». В услуги этой аптеки входит:

  1. Приготовление лекарств (в этом аптека является монополистом)
  2. Продажа готовых лекарственных средств

Главные недостатки конкурента

1. Цены на медикаменты на 10% выше

2. Отсутствие специальных скидок

3. Невыгодное месторасположение

4. Низкая заработная плата персонала (отсутствие мотивации работников)

5. Средства на рекламу сводятся к нулю

Аптека ООО «АРС» получила большее количество баллов за счет низких цен, предоставляемого сервиса и высокого качества обслуживания. Следовательно, стратегию обеспечения развития розничной сети будем строить, опираясь на данные конкурентные преимущества. Данные по конкурентам представлен а приложении 1.

Низкие цены в аптеке ООО «АРС» являются результатом малой наценки и благодаря проведению широкого анализа цен поставщиков (какой-нибудь конкретный препарат всегда может оказаться дешевле у одного из поставщиков).

А количество поставщиков лекарственных средств планируется увеличивать (в целях увеличения ассортимента, организации поиска препаратов, которые могут отсутствовать у других поставщиков и в целях обеспечения более низких цен, чем цены конкурента).

Таблица 7

Оценка текущей способности аптечной сети к достижению высокой конкурентной позиции

Направление оценки

Аптека «АРС»

Аптека «Имплозия»

Аптека «Масковит»

Наличие резерва материально-технических средств

4

5

3

Наличие эффективной системы поощрения за инновационную деятельность

4

0

0

Наличие законодательных мер, обеспечивающих защиту предприимчивых сотрудников и определенных льгот

5

3

3

Гибкость организационных структур, способность безболезненно перестраивать состав сотрудников и переподчинить отделы

5

5

5

Демократический стиль управления

5

4

4

Преобладание горизонтальных потоков информации и отсутствие барьеров между структурами

5

4

4

Допущение корректировок и изменений плана

5

5

5

Моральное поощрение и общественное признание

5

1

1

Обеспечение возможности самореализации

4

0

0

Поощрение и вознаграждение творчества

4

0

0

Сумма баллов

46

27

25