Файл: Цели создания запасов и их классификация (анализ финансово-хозяйственной деятельности и финансового состояния ООО "Альбина").pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 312

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Запасы в том или ином виде существуют на всем пути движения товаров из сферы производства в сферу обращения. В процессе производства запасы снижают зависимость производителя сырья от поставщика продукции.

Основные причины создания материальных запасов включают: учет сезонных колебаний в производстве и потреблении товаров, экономию на закупках, обеспечение гарантий снабжения и производства, сокращение затрат на транспортировку, защиту от возможного повышения цен на материальные ресурсы, поддержку производственного цикла. Поэтому в логистике запасы рассматриваю как материальные потоки на конкретном интервале времени в процессе применения к ним различных логистических операций. Классификация запасов здесь будет следующей (таблица 1.1) [20, с. 28].

Таблица 1.1 – Классификация запасов согласно логистическим операциям

Признаки

Классификация

1. По функциональному назначению

Текущие запасы

Страховые (гарантийные или буферные) запасы Подготовительные запасы

Сезонные запасы

Запасы продвижения готовой продукции Спекулятивные запасы

Устаревшие (неликвидные) запасы

2. По месту продукции в логистическом канале (цепи)

Запасы материальных ресурсов Запасы незавершенного производства Запасы готовой продукции

Запасы тары и возвратных отходов

3. По отношению к логистическим операциям

Запасы в снабжении Производственные запасы Сбытовые (товарные) запасы Совокупные запасы

Транспортные запасы (запасы в пути, транзитные)

Запасы грузопереработки

4. По отношению к логистической системе (логистическим посредникам)

Запасы поставщиков Запасы потребителей

Запасы торговых посредников

Рассмотрим классификацию запасов с точки зрения бухгалтерского учета. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 от 09.06.2001г. (с изменениями и дополнениями от 06.05.2016г.) в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ используется понятие материально- производственные запасы (МПЗ) – это часть имущества, используемая в качестве сырья, материалов при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг для продажи; предназначенная для продажи; используемая для управленческих нужд организации (рисунок 1.3). К МПЗ относят только те активы, которые служат менее года.


Рисунок 1.3 – Состав материально-производственных запасов

Таким образом, в состав МПЗ входят следующие группы оборотных активов:

  • материалы – часть МПЗ целиком потребляемая в производственном процессе и полностью переносящая свою стоимость на стоимость производимой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг);
  • готовая продукция – часть МПЗ организации, предназначенная для продажи, являющаяся конечным результатом производственного процесса, законченная обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которой соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленных законодательством;
  • товары – часть МПЗ организации, приобретенная или полученная от других юридических и физических лиц и предназначенная для продажи или перепродажи без дополнительной обработки.

Также в составе МПЗ учитывают спецоснастку, спецодежду, инвентарь и хозяйственные принадлежности (ИХП). ИХП – это часть МПЗ организации, используемая в качестве средств труда в течение не более 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. В соответствии с п. 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утв. Приказом Минфина от 30 марта 2001 г. № 26н) организациям, предоставлено право отражать данные активы, стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 руб. за единицу, в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.

Классификация материально-производственных запасов в соответствии с бухгалтерским учетом представлена на рисунке 1.4.

Рисунок 1.4 – Классификация материально-производственных запасов в соответствии с бухгалтерским учетом

В соответствии с характером владения МПЗ подразделяются на ценности, принадлежащие организации по праву собственности (а также праву хозяйственного ведения или оперативного управления) и не принадлежащие ей по такому праву.

К товарно-материальным ценностям, принадлежащим организации, относятся изготовленные, купленные, либо полученные в иной форме ценности, которые находятся на складе и в производстве.

К таким ценностям также относятся:

  • получаемые ценности, находящиеся в пути, если к организации в соответствии с договором о поставке перешло право собственности на них;
  • ценности, принадлежащие организации, отданные другим организациям в переработку, а также на реализацию, в том числе на условиях комиссии, до перехода права собственности на них к покупателю;
  • принадлежащие организации ценности, учитываемые в залоге, как находящиеся на складе организации, так и переданные на хранение залогополучателю.

Товарно-материальные ценности, не принадлежащие организации по праву собственности и другому аналогичному праву, но по условиям договора находящихся у нее, учитываются отдельно по их видам – за балансом. К ним относятся:

  • ценности, принятые на ответственное хранение, в случае отказа в установленном порядке от оплаты счетов поставщиков; а также запрещенные к расходованию до оплаты счетов поставщиков;
  • ценности, принятые в переработку без оплаты их стоимости;
  • ценности, принятые от поставщиков для реализации на условиях комиссии (консигнации).

Таким образом, можно сделать вывод, что существует довольно большое количество классификаций запасов. Виды классификаций зависят от предмета, в рамках которого рассматриваются запасы (экономик, логистика, бухгалтерский учет), от отраслевой принадлежности предприятия (товарные, производственные) и от множества других факторов.

Методы и модели управления запасами предприятия

Для того чтобы эффективно управлять запасами предприятия, во-первых нужно четко сформулировать цель организации. Например, удовлетворение потребностей потребителя, созданием запасов максимизирующих чистую прибыль. Для эффективного управления запасами необходимо знание по планированию закупок и знания управления складскими запасами.

Эффективное управление запасами позволяет хорошо обслуживать покупателя, обеспечивает рентабельность вложений, устраняет мертвые запасы и излишки.

Управлять запасами можно и узко направленно, оптимизируя материальные запасы, не вредя общему процессу. Можно так же управлять запасами, смотря на работу всего предприятия.

Наиболее эффективным управлением запасами считается управление запасами в логистике. Где оно рассматривается с точки зрения снижения затрат на содержание материальных запасов и их обслуживания. Любое предприятие стремится к сокращению издержек и увеличению прибыли. Именно ради этих целей и создается организация. Так же очевидно, что управление запасами будет затрагивать финансовый и маркетинговый подход.

Теория финансового управления запасами рассматривает три подхода формирования запасов с позиции рисков и доходности.

Консервативный подход: отличается созданием больших резервов на предприятии, которые защищают от рисков с перебоями поставки, от неожиданной активации спроса продукции. Рисков практически нет, за исключением форс-мажорных обстоятельств. Самый большой риск в данном подходе это низкая рентабельность предприятия, низкая оборачиваемость и как следствие низкая эффективность организации.


Умеренный подход: при умеренном подходе резервы создаются на основе сбора данных за период равный нескольким годам. Это позволяет определить какой вид товара, и в каких объемах необходимо держать на складе.

Этот подход позволяет организации оптимально снизить риски, но нужно учесть, что показатели рентабельности будут на среднем уровне.

Агрессивный подход: агрессивный подход заключается в полном отсутствии товара или минимизации всех запасов. При возникновении сбоев риски при данном подходе самые максимальные и влекут за собой большие финансовые потери. Но если сбои не возникнут, предприятие достигнет максимума эффективности. Нужно учитывать, что рынок России крайне не устойчив и в макросистеме и в микросистеме.

В работе О. Б. Морозова описаны три концепции управления запасами, сформировавшиеся исторически [16, с. 54]:

  1. «Концепция максимизации запасов. Высокий уровень запасов оправдан, если неизвестен уровень потребления. Это одна из самых первых стратегий управления запасами. В 19 веке поставки и распределение становятся более организованными. Развитие экономики постепенно привело к тому, что запасы стали приобретаться тогда, когда они нужны, а не когда есть возможность их купить. Повторение ситуации необоснованного накопления запасов имело место в эпоху застоя в Советском Союзе. В период 1970-1980г.г. превалирующими были цели: защита от повышения закупочных цен, экономия на оптовых скидках, экономия на транспортировке».
  2. «Концепция оптимизации запасов. Эта концепция широко признана и наиболее часто применяема и на сегодняшний день. Концепция получила развитие в конце 19 века, когда с развитием экономики возникли большие объемы многономенклатурных запасов. В это время начал развиваться научный подход к оптимизации запасов: расчет оптимального уровня запасов при минимальных затратах на его содержание. Сложность состояла в том, что считать оптимальным. Так, порой не принимались во внимания различия между минимизацией затрат и минимизацией уровня запасов. В 1931 году вышла первая специализированная книга. Этот момент считают началом развития концепции оптимизации запасов».
  3. «Концепция минимизации запасов. Эта концепция появилась относительно недавно. Многие крупные зарубежные производства (например, Тойота) пришли к выводу, что запасы – проявление расточительства. И корень проблемы нужно искать глубже. Запасы – это ширма, за которой скрываются недостатки производственной деятельности:

  • неумение правильно планировать;
  • низкое качество;
  • сбои в производстве;
  • неспособность производить продукцию мелкими партиями;
  • сбои в поставках продукции;
  • неумение правильно приобретать нужный товар».

В связи с этим подходом стали появляться логистические технологии/системы, позволяющие значительно снизить уровень запасов.

Ценность концепции максимизации, оптимизации или минимизации запасов для современного предприятия.

Можно ли однозначно оценить ценность концепции максимизации, оптимизации или минимизации запасов для современного предприятия? Очевидно, ответ отрицателен. Выбор уровня запаса – максимальный, оптимальный или минимальный – определяется:

  • особенностями ее организационной культуры;
  • условиями работы фирмы;
  • отношениями организации с поставщиками и потребителями;
  • готовностью руководства (прежде всего высшего уровня управления) к изменениям, которые потребуют введения той или иной концепции управления запасами;
  • состоянием логистической инфраструктуры регионов, с которыми связана фирма.

В работе Ю. В. Пересветова раскрываются современные логистические концепции и подходы к управлению запасами [17, с. 125].

«Необходимо отметить, что передовые компании мира успешно применяют в своей деятельности логистические концепции, системы и технологии; среди которых можно выделить следующие:

    • планирование потребностей/ ресурсов (Requirements/Resource planning);
    • точно в срок (Just-in-time);
    • эффективная реакция на запросы потребителей (Effective Customer Response);
    • логистика добавленной стоимости (Value-added Logistics);
    • логистика в масштабе реального времени (Time-based Logistics);
    • интегрированное управление цепями поставок (Integrated Supply Chain Management)».

Одной из наиболее популярных в мире логистических концепций является концепция Requirements/Resource planning (RP), которая включает две фазы развития:

  1. (MRP-I) – планирование потребностей в материалах;
  2. (MRP-II) – планирование ресурсов предприятия.

Логистические системы, разработанные на основе концепции RP, решают следующие задачи: прогнозирование и управление спросом, расчет производственного расписания, расчет плана загрузки мощностей, управление запасами, контроль закупок материальных ресурсов.

Не менее популярна концепция Just-in-time (JIT), разработанная японской корпорацией «Тойота». Логистические системы, разработанные на основе концепции JIT, организуют непрерывный производственный поток, способный к быстрой перестройке и практически не требующий страховых запасов материальных ресурсов. Сущность концепции заключается в том, что все производственные подразделения, обеспечивающие технологический процесс, снабжаются материальными ресурсами только в том количестве и к такому сроку, которые необходимы для выполнения заказа следующего звена технологической цепи. Главными условиями успешного функционирования такой логистической системы являются: