Файл: Цели создания запасов и их классификация (анализ финансово-хозяйственной деятельности и финансового состояния ООО "Альбина").pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 318
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Понятие запасов, их значение и цель создания
Методы и модели управления запасами предприятия
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО- ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АЛЬБИНА»
Организационно-экономическая характеристика предприятия
Анализ финансового состояния и анализ эффективности
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ В ООО «АЛЬБИНА»
3.1 Анализ системы управления запасами предприятия
АВС- и XYZ-анализ управления запасами
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Понятие запасов, их значение и цель создания
Первые в истории теории управления запасов обычно связывают с появлением в конце 19 – начале 20 веков работ Ф. Эджуорта и Ф. Харриса. Эти работы были посвящены исследованию простой оптимизационной модели, которая определяла так называемый экономичный размер партии поставки для системы склада при постоянном равномерном расходе и периодическим поступлением продукта, хранившегося там. Несколько десятков лет эти работы никем не замечались. Развиваться довольно быстро эта теория начала в период второй мировой войны, а также в послевоенные годы вместе с другими прикладными математическими дисциплинами, под традиционно объединенным названием «исследование операций». В современной науке теория управления запасами изучается в качестве раздела общей теории управления.
Формирование этих научных дисциплин в историческом контексте происходило по-разному. Как точная наука теория управления была образована в период промышленной революции, то есть почти в одно время с основными и тогда единственными объектами своего применения, к которым относятся сложные технические промышленные устройства.
Хотя различные виды запасов постоянно играют важные роли в жизни нашего общества, глубокий интерес к изучению процесса запасания в научном смысле появился только в середине прошлого века. Следует заметить, что простота таких процессов кажущаяся, а интуитивное решение обычно далеко от оптимальности, что является отличительным признаком в сравнении с большинством технических объектов. Необъективность интуиции в процессе управления снабжением взаимосвязана с приобретенной человеком эволюционно склонностью к накопительству (но обычно «больше», не всегда означает «лучше»).
Различного вида запасы выполняют важнейшую функцию при развитии любой экономической системы и появляются практически во всех сферах хозяйствования.
Запасом выступает продукция, находящаяся за пределами производственного процесса или непроизводственного потребления. Эта продукция обездвижена и предназначена для производства или потребления в будущих периодах.
Процесс обездвижения здесь необходимо понимать как хранение продукции в определенном месте, то есть на рабочем месте, на складе, на транспортном средстве в процессе ее перевозки, в бытовом помещении.
Основным местом, где продукция может находиться в таком обездвиженном состоянии, как правило, является склад. В связи с этим бывает, что запасом называют только ту продукцию, которая хранится непосредственно на складе. Но понимание запаса только в таком смысле более узкое по сравнению с предыдущим полным определением.
В отношении любого участника рыночных отношений запасы, которые необходимы в его хозяйственной деятельности, делятся на:
- входящие запасы – это продукция, которая закуплена участниками рынка и временно хранится у них до начала ее использования;
- внутренние запасы – это продукция, находящаяся в процессе потребления, но в самом процессе она временно не участвует и подвергается переработке по причине определенной технологии данного процесса (например, процесса производства);
- выходящие запасы – это продукция конкретного участника рынка, которая предназначена для продажи другому участнику. В основном это готовая продукция, реализуемая производителем или продавцом.
Схему места запасов в процессе воспроизводства можно изобразить следующим образом рисунок 1.1 [8, с.104].
Исходя из определения запаса, он является «простаивающей» продукцией. Но это только видимость неупотребления запасов продукции.
Рисунок 1.1 – Запасы на разных этапах процесса воспроизводства
Суть в том, что представленные процессы в основном непрерывны. Производственный процесс зачастую не может быть технологически прерван, или его остановка приведет к крупным потерям для производителя. Характер потребления многих товаров является непрерывным (например, без пищи человек не проживет), а в случае растягивания потребления товаров на какой-то срок (по предметам с длительным сроком использования), снова наступают моменты, когда их нужно обновить (заменить).
Такая непрерывность может быть обеспечена при постоянном поступлении необходимого количества или партий соответствующей продукции в производственном процессе. Эти партии необходимо иметь в наличии до начала потребления, следовательно, должен быть образован необходимый запас продукции.
Экономический смысл запаса заключается в том, что это продукция, обеспечивающая непрерывный процесс производства и потребления в рыночной экономике.
От увеличения запасов, зависит рост количества обездвиженной продукции, то есть не участвующей в производстве, неупотребляемой, можно сказать, что она находится в «бесполезной» форме. Чрезмерный прирост запаса продукции нем ожжет быть выгодным. Но меньший размер запасов может означать, что процесс производства или потребления может быть прерван.
Таким образом, размер необходимых запасов в экономике определяется как минимально необходимый их размер, который требуется для того, чтобы была обеспечена непрерывность процесса производства и потребления.
Проблемы управления запасами в этом отношении заключаются в такой их организации, при которой размеры запасов минимальны, и в то же время оптимальны для конкретных участников рынка.
Современный субъект хозяйствования – это частный экономический сектор, в котором каждый участник отделен от другого участника рынка. В этой связи возникающие проблемы управления запасами, или сведение до минимума их суммарного размера, возможно решить только с позиции отдельного участника рынка (конкретного товаропроизводителя, продавца, посреднической или транспортной организации).
В итоге сокращение запасов у отдельных субъектов хозяйствования на рынке совершенно не зависит от минимизации этих запасов в экономике в целом. Естественно, что стремясь минимизировать свои собственные запасы, каждый участник рынка обеспечивает минимизацию запасов и в экономике в целом, как важнейшего фактора. Но, учитывая понимание целого и его составляющих частей, следует учитывать, что минимальность запасов в экономике в целом будет в любом случае меньше, чем сумма минимальных запасов конкретных участников рынка.
В процессе развития экономики непременно возрастает величина запасов продукции по следующим причинами:
-
-
- возрастают масштабы производства. Чем большее количество продукции производится, тем больше запасов должно постоянно потребляться в процессе создания новых продуктов, при прочих равных условиях;
- увеличиваются масштабы перевозок. Производство продукции сконцентрировано в определенных центрах, а потребители этой продукции находятся в разных частях света. Поэтому возрастает количество продукции, постоянно находящейся в процессе перевозки (в пути);
- происходит разделение труда. Процесс разделения труда приводит к появлению нового вида производства, а поэтому и к возникновению новых типов запасов;
- расширяется ассортимент выпускаемой продукции. При увеличении видов производимой продукции требуются новые специальные способы доведения ее до потребителя, что безусловно приведет к приросту запасов, в основном на складах.
-
Увеличение запасов в экономике связано не только с перечисленными факторами, имеющими общеэкономический характер, но его основанием является и частный характер всего мирового хозяйства в современных условиях.
Чаще всего каждый участник рынка старается свести к минимуму свои запасы, так как их обслуживание обычно вызывает существенные затраты на хранение, а это приводит к уменьшению потенциальной прибыли от его деятельности.
Однако, в определенной ситуации субъект рыночных отношений может заинтересоваться и в периодическом увеличении своих запасов, например, в случае возникновения необходимости осуществления спекулятивных операций, или, если он ждет роста цен на закупаемую им продукцию и ему нужно защитить свой бизнес от негативных последствий при помощи крупных запасов, или, если нет уверенности в имеющихся поставщиках, что вынуждает накапливать большой запас определенной продукции.
Таким образом, цель управления запасами частной фирмы заключается не просто в их минимизации данным участником рынка, а в максимизации его совокупной прибыли от всей деятельности, требующей как минимизировать, так и, в какой-то ситуации, увеличить запасы. Невозможно рассматривать запасы только в качестве обособленного, самостоятельного объекта управления на рынке. В конечном счете, их размер всегда подчинен общим целям коммерческой деятельности конкретного субъекта рыночных отношений.
Классификация запасов
В литературе представлено довольно много различных классификаций запасов. Однако, все они являются достаточно условными и предназначаются в основном для пополнения и контроля запасов.
Одна из самых распространенных классификаций запасов, приведена Ю.В. Пересветовым в учебнике «Управление материальными ресурсами» [17, с. 56]. Схематически данная классификация запасов представлена на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 – Классификация запасов по Ю.В. Пересветову
Рассмотрим основные классификации запасов, в соответствии с представленной схемой.
- Разделение запасов по месту нахождения: производственные и товарные.
Производственные запасы формируют промышленные предприятия и они предназначаются для потребления в производстве. Их цель - обеспечение бесперебойности производственного процесса.
Товарные запасы находятся на складах готовой продукции предприятий– изготовителей, а также у производителей и организаций торговли в каналах распределения. Цель товарных запасов - бесперебойное обеспечение потребителей продукцией различного уровня.
- Запасы разделяются по видам товарно-материальных ценностей на:
-
-
- материалы, сырье и продовольствие;
- готовую продукцию;
- производственные запасы (запасы незавершенного производства) и комплектующие;
- вспомогательные материалы.
-
-
- Согласно исполняемых функций запасы могут быть:
-
-
- текущие. Текущими запасами обеспечивается непрерывное поступление материальных ресурсов в процесс производства, а также возможная непрерывная реализация готовой продукции изготовителями и торговыми организациями между поставками. Из текущих запасов составляется основная часть товарных и производственных запасов. Их величина постоянно изменяется;
- подготовительные. Подготовительным (или буферным) запасам требуется дополнительная подготовка перед непосредственным использованием в производстве (сушка древесины, например). Такие запасы готовой продукции обусловлены необходимостью их подготовки к отгрузке потребителям;
- гарантийные (резервные и страховые). Гарантийные запасы предназначаются для непрерывности процесса снабжения потребителя продукцией в случае непредвиденных ситуаций. К таким обстоятельствам можно отнести, например, отклонения периодичности и величины поставок от плановых, задержку поставок в пути, изменение интенсивности потребления.
-
-
Размер гарантийных запасов в отличие от текущих - это величина постоянная. В стандартных условиях работы такие запасы являются неприкосновенными;
-
-
-
- сезонные. Сезонные запасы образованы в сезонных производствах, потреблении или транспортировке продукции. Сезонные запасы предназначены для обеспечения нормальной работы предприятия в период сезонного перерыва производства, потребления или в транспортировки;
- рекламные. Рекламные запасы создают и поддерживают в каналах распределения, чтобы потребитель быстро отреагировал на маркетинговую политику проводимую фирмой. Такие запасы зависят от широкомасштабных рекламных мероприятий;
- спекулятивные. Спекулятивные запасы создают с целью защититься от вероятного повышения цены или введения протекционистских тарифов и квот, и, кроме этого, для использования конъюнктуры рынка в целях получения максимальной прибыли.
-
-
- По времени запасы можно разделить следующим образом:
-
-
- максимальный желательный уровень. Максимальный желательный запас характеризует уровень запасов, экономически обоснованный для конкретной системы управления запасами. Такой уровень можно превысить. В разных системах управления максимальным желательным запасом является ориентир для расчета объема заказа;
- пороговый уровень. Пороговый уровень запаса применяется для того, чтобы определить момент времени реализации очередного заказа;
- текущий уровень. Это запас, который должен соответствовать уровню запаса в конкретный момент времени в учете. Он может совпадать как с максимальным желательным уровнем, так и с пороговым уровнем и гарантийным запасом;
- гарантийный уровень. Гарантийный (страховой, резервный) запас предназначается для непрерывности снабжения потребителя в непредвиденных ситуациях (отклонение периодичности и величины партий поставок от договорных; задержка материалов и товаров в пути; непредвиденный рост спроса). При нормальных условиях работы эти запасы неприкосновенны.
-
-