Файл: Цели создания запасов и их классификация (анализ финансово-хозяйственной деятельности и финансового состояния ООО "Альбина").pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 312
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Понятие запасов, их значение и цель создания
Методы и модели управления запасами предприятия
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО- ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АЛЬБИНА»
Организационно-экономическая характеристика предприятия
Анализ финансового состояния и анализ эффективности
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ В ООО «АЛЬБИНА»
3.1 Анализ системы управления запасами предприятия
АВС- и XYZ-анализ управления запасами
-
- тесное сотрудничество поставщиков и потребителей, наличие между ними стабильных долгосрочных отношений;
- надежность поставщиков материальных ресурсов;
- высококвалифицированный и дисциплинированный кадровый состав предприятий;
- высокий уровень качества поставляемых материальных ресурсов;
- стабильность рынка.
В.В. Бирский выделяет следующие модели управления запасами [3, с. 18]:
- «Детерминированные модели управления запасами на предприятии. Модель оптимального или экономичного распределения заказа (EOQ –
Economic Order Quantity):
где: D – годовой спрос на предмет;
O – расходы на один заказ предмета; Cn – переменные затраты на единицу.
Данная формула может иметь различные варианты. Причем, каждый вид продукции не зависит от остальных и хранится на складе отдельно.
- Многопродуктовые модели управления запасами.
На промышленных предприятиях и предприятиях оптовой и розничной торговли условия отдельного хранения могут быть нарушены».
В. В. Бирский рассматривает многопродуктовую модель, учитывающую ограничения на максимальный размер оборотного капитала.
Приводится поэтапная схема расчетов:
- Рассчитываются оптимальные партии поставок по каждому i-му виду продукции.
- Сравниваются затраты, связанные с хранением сырья, материалов и выделенным для этого оборотным капиталом.
Отдельно выделена Модель многономенклатурных поставок с ограниченными ресурсами.
При расчете многономенклатурных поставок особое значение приобретает учет ограничений, связанных с грузоподъемностью транспортных средств, площадью складских помещений, наличием денежных средств для приобретения всей партии товаров. Это, в свою очередь может повлиять на срок поставок, например, сделать их чаще.
Л. В. Горшкова в своей работе отмечает, что «при планировании потребности предприятия в товарных ресурсах производится нормирование и планирование товарных запасов» [7, с. 89].
«Расчет нормы товарных запасов в днях – процесс нормирования товарных запасов. При этом расчет норматива товарных запасов производится, как правило, на конец планового периода».
Расчет плановой суммы товарных запасов получил название планирования товарных запасов.
Л. В. Горшкова выделяет следующие методы планирования запасов:
- экономико-статистический;
- удельных приращений;
- экономико-математический с использованием теории управления запасами;
- технико-экономических расчетов.
Наиболее простыми, информационно обеспеченными, а потому и более применимыми являются первые три метода. Они базируются на имеющейся на торговом предприятии информации о фактических товарных запасах и объеме розничного товарооборота.
Метод технико-экономических расчетов наиболее сложен из-за трудностей в сборе необходимой информации, для чего следует проводить специальное обследование предприятия. Поэтому данный метод имеет скорее теоретический характер. Он представляет интерес прежде всего потому, что дает представление об отдельных элементах норматива товарного запаса.
При использовании экономико-статистического метода расчет норматива товарного запаса в днях чаще всего производится с помощью скользящей средней.
Разновидностью экономико-статистического метода расчета норматива товарного запаса является метод удельных приращений.
В основе метода удельных приращений лежит соотношение в темпах прироста товарных запасов и розничного товарооборота. Это соотношение можно назвать коэффициентом эластичности, показывающим, как изменится товарный запас при условии изменения розничного товарооборота на 1%.
В работе А. Л. Денисовой и Н. В. Дюженковой выделены следующие методы (модели) оценки оптимальности запасов:
-
- «опытно-статистический (метод экспертных оценок);
- экономико-математический (модель Уилсона);
- технико-экономический (объем товарного запаса по каждой ассортиментной позиции разбивается на отдельные элементы (запас для продажи, текущий запас, гарантийный (страховой) запас)».
Методы экспертных оценок – это способ прогнозирования и оценки будущих результатов действий на основе прогнозов специалистов.
При применении метода экспертных оценок проводится опрос специальной группы экспертов (5-7 человек) с целью определения определенных переменных величин, необходимых для оценки исследуемого вопроса.
Математические модели управления запасами позволяют найти оптимальный уровень запасов некоторого товара, минимизирующий суммарные затраты на покупку, оформление и доставку заказа, хранение товара, а также убытки от его дефицита. Модель Уилсона является простейшей моделью управления запасами. Она описывает ситуацию закупки продукции у внешнего поставщика, которая характеризуется следующими допущениями:
-
- затраты на осуществление заказа не зависят от размера заказа;
- интенсивность потребления является постоянной величиной;
- затраты на хранение запаса пропорциональны его размеру;
- время поставки заказа является известной и постоянной величиной;
- отсутствие запаса (дефицит) является недопустимым. Входные параметры модели Уилсона:
- v – скорость потребления запаса, ед. тов./ед. времени;
- s – затраты на хранение запаса, руб./ед. тов./ед. времени;
- K – затраты на осуществление заказа, включающие оформление и доставку заказа, руб.;
- td – время доставки заказа, ед. времени. Выходные параметры модели Уилсона:
1. Q – размер заказа, ед. тов.;
- L – общие затраты на управление запасами в единицу времени, руб./ед. времени;
- τ – период поставки, то есть время между подачами заказа или между поставками, ед. времени;
- ho – точка заказа, т.е. размер запаса на складе, при котором надо подавать заказ на доставку очередной партии, ед. тов.
Циклы изменения уровня запаса в модели Уилсона графически представлены на рисунке 1.5.
Рисунок 1.5 – График циклов изменения запасов в модели Уилсона
Максимальное количество продукции, которое находится в запасе, совпадает с размером заказа Q.
Формула Уилсона имеет следующий вид:
где QW – оптимальный размер заказа в модели Уилсона;
График затрат на управление запасами в модели Уилсона представлен на рисунке 1.6.
Рисунок 1.6 – График затрат на управление запасами в модели Уилсона Таким образом, с ростом размера партии заказа снижаются операционные
затраты по размещению заказа (затраты первой группы) и возрастают операционные затраты по хранению товарных запасов на складе организации (затраты второй группы) и наоборот. Модель Уилсона позволяет оптимизировать размер партии заказа таким образом, чтобы совокупная сумма затрат была минимальной.
Метод «Activity Based Costing» (или ABC) получил широкое распространение на европейских и американских предприятиях. В буквальном смысле этот метод означает учет затрат по работам (функциональный учет затрат). Этот метод классифицирует запасы по какому-либо определенному показателю важности, обычно по годовому объему использования данного вида запасов: сырья, материалов, полуфабрикатов в денежном выражении. В зависимости от значимости запасов и размеров оборотных средств, используемых на их приобретение, между менеджерами распределяется деятельность по контролю и управлению запасами.
Применение АВС-анализа позволяет ответить на следующие вопросы:
- На закупку какого товара в первую, вторую и последнюю очередь расходуется бюджет компании?
- Какому товару достается больше / меньше внимания, времени, людских ресурсов?
- Поставщики какого товара требуют особых отношений, в каких позициях нужна подстраховка в виде альтернативного производителя на случай срыва поставок?
- Какой лимит хранения на складе (время, объемы) должен быть у разных товаров?
- На какой части ассортимента следует сделать акцент при продвижении торговой марки, рекламной кампании, как должны распределяться затраты на маркетинг?
АВС-анализ может использоваться в отношении любого перечня товаров, услуг, клиентов, материальных и интеллектуальных ресурсов – достаточно широкого для того, чтобы его ранжировать. Наиболее часто АВС-анализ применяется в логистике, в частности при управлении товарно-материальными запасами. При АВС-анализ объекты делятся на три категории по степени важности и в зависимости от их удельной стоимости. Категория А – наиболее ценные виды ресурсов, требующие постоянного и скрупулезного учета и контроля. Категория В – менее важные для предприятия запасы, которые оцениваются и проверяются при регулярной, однако очень не частой инвентаризации. Категория С широкий ассортимент малоценных видов товарно-материальных запасов, закупаемых в большом количестве.
Существует еще один популярный в зарубежных странах метод - XYZ- анализ. Смысл XYZ-анализа в изучении стабильности продаж. Если АВС- анализ позволяет определить вклад конкретного товара в итоговый результат (чаще всего в общую прибыль компании или в стоимость запасов), то XYZ- анализ изучает отклонения, скачки, нестабильность сбыта, делит товары на группы в зависимости от стабильности спроса на них.
В категорию Х включают товары со стабильными продажами. Для группы Y допускаются более значительные отклонения. В категории Z оказываются товары, продажи которых точно прогнозировать невозможно, слишком велики колебания. Чем меньше разница между реальной продажей за единицу периода (например, за неделю) и средним арифметическим продаж за весь период (например, за квартал), тем более предсказуемы продажи товара в последующий период. Цель XYZ-анализа – дифференциация товаров (номенклатуры) по группам в зависимости от равномерности спроса и точности прогнозирования.
Для распределения товаров по категориям используется достаточно простой статистический аппарат. При сравнении данных используется формула расчета коэффициента вариации, который показывает степень отклонения данных от среднего значения. Номенклатурные позиции со значением коэффициента вариации от 0% до 10% попадают в категорию Х, от 10% до 25%
- в категорию Y, остальные – в категорию Z.
Кроме перечисленных выше, также можно выделить следующие системы управления запасами:
- Система с фиксированным размером заказа при непрерывной проверке фактического уровня запасов. Данная система управления запасами подразумевает поступление материалов равными, заранее определенными партиями через различные промежутки времени. Данная система управления запасами требует непрерывного контроля за фактическим уровнем запасов с тем, чтобы не был упущен момент заказа.
- Система с фиксированным интервалом между заказами. Систему с фиксированным интервалом между заказами (с постоянным уровнем запасов) иногда называют системой с фиксированной периодичностью пополнения запаса до максимального уровня. При работе данной системы через равные промежутки времени R проводится проверка уровня запасов (например, посредством инвентаризации) и, если после предыдущей проверки было реализовано какое-либо количество товаров, подается заказ.
- Логистическая система управления запасами.
Первые две рассмотренные системы управления запасами проектируются с целью непрерывного обеспечения предприятия материальными ресурсами. Каждая из них только в определенной степени оптимально реагирует на различные возмущающие воздействия.
В результате проведенного исследования вопросов значения, классификации и моделей управления запасами можно сделать вывод о том, что различные авторы выделяют свои, зачастую совершенно различные подходы. Однако, общим положением является то, что запасами необходимо управлять, так как неправильное управление запасов приводит к увеличению расходов предприятия, дестабилизации производственного процесса, а также в целом к нарушению финансовой устойчивости предприятия. В соответствии с изученными научными публикациями, можно сделать вывод, что задачи финансового менеджера в управлении производственными запасами тесно переплетаются с задачами производственного менеджмента и маркетинга.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО- ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АЛЬБИНА»
Организационно-экономическая характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью фирма «Альбина» действует с 28 декабря 1992 г., ОГРН присвоен 18 декабря 2002 г. регистратором ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г.КУРСКУ.
Юридический адрес: 305015 г. Курск, ул. Щепкина, д. 11.
Основной вид деятельности: оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи).
Форма собственности: частная. Численность работающих: 36 человек.
Общество осуществляет свою деятельность в соответствии с гражданским кодексом РФ, Федеральным законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью», иными действующими правовыми актами и уставом Общества.
Срок деятельности общества не ограничен. Общество является юридическим лицом по законодательству РФ с момента государственной регистрации.