Файл: Основные этапы формирования налогового учета в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 294

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Налоговая система в Древней Руси и дореволюционной России

1.1. Налоговая система в Древней Руси

1.2. Налоги в Русском государстве конца XV–XVI вв.

1.3. Налоги и налогообложение в Российском государстве XVII в.

1.4. Налоговая система России XVIII в.

Содержание

1.5. Налоги и налогообложение 1800–1917 гг.

Глава 2. Налоговая система в СССР

2.1. Становление налоговой системы в послереволюционные годы и годы НЭП

2.2. Налогообложение в СССР в предвоенные, военные и послевоенные годы

2.2.1. Налоги в предвоенные, военные и послевоенные годы

2.2.2. Взыскание налоговых и неналоговых платежей

2.3. Налогообложение в СССР в период 1950–1990 гг.

2.3.1. Законодательство СССР в бюджетной системе страны

2.3.2. Органы, ответственные за исчисление и уплату государственных налогов и сборов

2.3.3. Налоги в период 1950–90 гг.

Глава 3. Налоговая система Российской Федерации

3.1. Понятие налогов и сборов

3.2. Классификация налогов и сборов

3.3. Функции налогов

3.4. Принципы налогообложения

3.5. Механизм налогообложения и способы взимания налогов

Заключение

Список использованных источников

Доход от неземледельческих заработков подлежал учету повсеместно в обязательном порядке. В налоговой политике страны была поставлена задача по переходу к полному прогрессивно-подоходному налогообложению, с целью усиления по обложению кулацких хозяйств. Так постепенно налоговую систему использовали в качестве важнейшего оружия по ограничению и вытеснению, а затем и полной ликвидации капиталистических элементов. Проведение налоговой политики в течение 10 лет ярко отражало принцип социальной справедливости или классовый принцип, так как любые налоги и прямые и косвенные, а также сборы всей своей тяжестью легли на зажиточное население, за счет частичного или полного освобождения и льготирования малообеспеченных слоев населения. Например, в честь установления 10-летия Советской власти на 2-й сессии ЦИК СССР 4-го созыва был принят Манифест, согласно которому было предусмотрено освобождение от ЕСН 10% крестьянских хозяйств и сложение недоимки по ЕСН за предыдущие годы. На основании этого ЦИК и СНК СССР приняли постановление от 21.10.1927 г., согласно которого были частично или полностью освобождены от ЕСН коллективные и маломощные крестьянские хозяйства.

На этом этапе развитию налогообложения придавали особое внимание, так как были поставлены задачи по переходу на новые рельсы в области развития социалистических элементов в сельском хозяйстве, индустриализации страны, а также усиления обложения зажиточных крестьян в деревне. Поэтому сразу на XV съезде Партии приняли решение на ограничение кулацкого элемента, а также усиление налогообложения его и соответственно развитие коллективизации в деревне.

Следующим этапом стало утвержденное ЦИК и СНК СССР от 21 апреля 1928 г. Положение «О едином сельскохозяйственном налоге», в котором основное ударение сделали на расширение льгот для коллективных хозяйств и усиление обложения кулацкого элемента.

Начиная с 1929 г. в дальнейшем развитии сельской отрасли были произведены большие реформы. Одна из главных реформ – это сплошная коллективизация сельского хозяйства (массовый переход крестьян в коллективные хозяйства). Другая реформа сконцентрировалась в налоговой политике, целью которой стало решение задач коллективизации, укрепления и поддержание нового колхозного строя, а также ликвидации кулацких хозяйств.

Все изменения были определены в Постановлении ЦИК и СНК от 8 февраля 1929 г. «О едином сельхозналоге и облегчении обложения середняцкого хозяйства» и Положении «О едином сельхозналоге на 1929–30 гг.», утвержденном Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 февраля 1929 г. Объектом обложения выступал совокупный доход хозяйства. Были расширены льготы для коллективных и середняцких хозяйств, а для кулацкого элемента введено индивидуальное обложение. При этом сплошная коллективизация, приведшая к росту хозяйств, потребовала изменений в системе налогообложения колхозов в общей системе ЕСН. Отсутствие практического опыта налогообложения большого количества колхозов привели к затруднению в части взимания ЕСН с этих хозяйств. Такое положение потребовало выделить платежи колхозов из общей сложившейся системы налогообложения.


В новом Положении «О едином сельхозналоге на 1930–31 гг.», которое утвердили Постановление ЦИК и СНК от 23 февраля 1930 г., для колхозов установили пропорциональную систему обложения вместо прогрессивной системы обложения. В новом Положении установили три системы обложения:

– обложение трудовых единоличных хозяйств;

– обложение трудовых кулацких хозяйств;

– обложение колхозов.

Последующими Постановлениями для колхозов все больше вводилось льгот и, наоборот, для середняцких и кулацких хозяйств вводилось все больше различных ужесточающих мер, направленных на выживание их с политической арены. Так 19 ноября 1932 г. ЦИК и СНК ввели для единоличных хозяйств единовременный налог на единоличные крестьянские хозяйства.

Курс Советского Правительства был принят на сворачивание НЭПа и он еще больше проявился после принятия новых трех налогов: на сверхприбыль; с наследств и дарений; индивидуального обложения кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом.

Следующим этапом реформирования системы налогообложения и налоговой политики государства стал период предвоенных, военных и послевоенных лет. [6]

2.2. Налогообложение в СССР в предвоенные, военные и послевоенные годы

2.2.1. Налоги в предвоенные, военные и послевоенные годы

После отмены НЭПа в период 1930–1932 гг. была проведена налоговая реформа и многие налоги, сборы и пошлины либо были отменены, либо объединены. Единый сельскохозяйственный налог был оставлен и каждый год он подлежал только пересмотру, и вводились лишь ежегодные изменения. В 1933 году обложение ЕСН строилось на новых принципах и с 1934–38 гг. в этот порядок вносили только некоторые изменении. С 1938 г. с целью ликвидации единоличных крестьянских хозяйств был введен налог на лошадей единоличных хозяйств. Ежегодные изменения сельхозналога продолжались до 1953 г., когда он был серьезно реформирован и начал работу в новой редакции. Особенно много изменений было в годы войны, когда даже был введен военный налог в декабре 1941 г., который впоследствии был отменен.


Рассмотрим ряд основных налогов действовавших с начала 1931 г. и до 1950 года.

1. Налог с оборота предприятий обобществленного сектора (Постановление ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г. № 43/365 а и Утверждено Постановлением 3-й сессии ЦИК СССР 5-го созыва от 10 января 1931 г.).

Месячные, квартальные и годовые отчеты о налоге с оборота представляются плательщиками налога финансовым органам в сроки, установленные «Положением о бухгалтерских отчетах и балансах государственных и кооперативных хозяйственных органов и предприятий» (СЗ СССР 1936 г. № 542, ст. 359).

После истечения сроков, установленных для представления отчетов об обороте за истекший месяц, плательщики, не представившие этого отчета, уплачивают 110% суммы налога, подлежащей уплате в предыдущем месяце, с зачетом сумм, уплаченных ими за текущий месяц.

Льготы и освобождение от налогов и сборов:

– Союз Советских писателей освобожден от государственных и местных налогов, сборов и пошлин, местный налог взимается со зрелищ, вечеров и спектаклей, устраиваемых Союзом Советских Писателей;

– Архитектурный фонд Союза Советских архитекторов СССР, его органы и учреждения освобождались от всех общегосударственных налогов и сборов;

– Литературный Фонд Союза ССР, Музыкальный Фонд Союза ССР, Художественный Фонд Союза ССР, его органы, учреждения и предприятия освобождались от обложения всеми государственными налогами и сборами;

– Союз журналистов СССР, Бюро пропаганды советского киноискусства освобождался от уплаты налогов и сборов и т. д.

Большое количество предприятий или продукции также освобождалось от налога с оборота и подоходного налога и все вводилось отдельными Постановлениями Совета Народных Комиссаров СССР, и поэтому номера и даты не будем перечислять, а лишь покажем несколько примеров. Так, согласно положению «О мероприятиях по увеличению производства товаров широкого потребления и продовольствия из местного сырья» (Постановление Совета Народных Комиссаров СССР и Центрального Комитета ВКП(б) о 7 января 1941 г. № 54) предлагалось:

– освободить, начиная с 1941 года, организованные предприятия, работающие на местном сырье и отходах, в течение 2 лет работы с момента ввода их в действие:

а) местной, районной и городской промышленности – от налога с оборота, бюджетной наценки и отчислений от прибылей в бюджет;

б) промкооперации – от налога с оборота, бюджетной наценки и подоходного налога.

Следующим Распоряжением СНК СССР от 20 января 1942 г. № 972 такие льготы распространены на предприятия Всероссийских Обществ глухих и слепых и таких постановлений и распоряжений существует большое количество, что конечно затрудняет работу в части достоверности применения.


2. Единый рыболовный сбор «О порядке обложения ловецких колхозов и единоличных ловецких хозяйств» (Постановление ЦИК и СНК СССР о 23 апреля 1930 г.). Согласно данному Постановлению Единый рыболовный сбор во всех районах большого рыболовства взимается в размере 3% от стоимости улова и в тех районах, где введен безналичный расчет, удерживается при предъявлении колхозами в расчетные кассы Государственного банка квитанций о сдаче рыбы. Данный налог перешел в 50-е годы.

3. Подоходный налог с предприятий и организаций кооперативных систем и предприятий общественных организаций (Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 22 апреля 1941 г. № 1078).

4. Лесной доход (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 декабря 1948 г.).

5. Налог со зрелищ (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 сентября 1942 г.).

6. Государственные налоги с населения.

– подоходный налог с населения (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1943 г.);

– налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г.).

7. Местные налоги и сборы (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1942 г.).

а) налог со строений;

б) земельная рента;

в) сбор с владельцев транспортных средств.

8. Самообложение сельского населения (Постановление ЦИК и СНК СССР от 11 сентября 1937 г. № 108/1576).

9. Государственная пошлина (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1942 г.). [7]

2.2.2. Взыскание налоговых и неналоговых платежей

Для взыскания налоговых и неналоговых платежей было разработано положение о взыскании налогов и неналоговых платежей в начале 30-х годов, и которое, будет действовать и в 70-х годах ХХ века. Поэтому разберем кратко некоторые положения, которые найдут свое применение и после 50-х годов.

Согласно Постановления Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР от 17 сентября 1932 г. № 48/1402 (СЗ СССР, 1932 г., № 69, ст. ст. 410 а, 4106) было утверждено Положение о взыскании налогов и неналоговых платежей и которое действовало до 21 июня 1961 г., когда было отменено Указом Президиума Верховного Совета СССР (Ведомости Верховного Совета СССР, 1961 г. № 35, ст. 368).

Согласно Положения было предусмотрено 9 разделов:

– Раздел I. Платежи, на которые распространяется настоящее Положение:


а) на налоговые и неналоговые платежи в общегосударственный и местный бюджеты, причитающиеся как с учреждений, предприятий и организаций обобществленного сектора, так и с частных предприятий и лиц;

б) на платежи по самообложению и по обязательному государственному страхованию.

– Раздел II. Органы взыскания.

а) взыскание платежей производится тем органом, на который возложено исчисление данного платежа или непосредственное наблюдение за его уплатой;

б) общее руководство и надзор за взысканием платежей принадлежит Народному комиссариату финансов Союза ССР;

в) организация взыскания платежей в республиканские и местный бюджеты возлагается на народные комиссариаты финансов союзных республик;

г) организация взыскания платежей в местные бюджеты, а также тех платежей в республиканский и общесоюзный бюджет, взимание которых передано местным органам на народные комиссариаты финансов автономных республик, краевых (областных), районных и городских финансовых органов;

д) милиция, а в городских поселениях и домоуправления обязаны оказывать содействие органам и должностным лицам, производящим взыскание платежей. Здесь уместно указать, что к участию во взыскании могут привлекаться рабочие бригады в случае и порядке, устанавливаемых Советами;

е) В тех случаях, когда взыскание платежей в общегосударственный и местный бюджеты производится не финансовыми органами, а органами других ведомств, на них соответственно распространяются права и обязанности финансовых органов.

Раздел III. Предусматривает перечисление платежей в недоимку и начисление пени. На платежи, перечисленные в недоимку, начисляется пеня за каждый день просрочки в следующих размерах:

а) за недоимку по всем платежам с государственных, кооперативных (в т.ч. колхозов) и общественных предприятий, учреждений и организаций (кроме недоимок по местным налогам) – 0,05% с суммы недоимки;

б) на недоимки по местным налогам с кооперативных организаций, налогу на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР, государственному налогу на лошадей единоличных хозяйств (отменен 1 октября 1971 г. УПВС СССР № 40, ст. 391), самообложению сельского населения, обязательному окладному страхованию имущества граждан и обязательному страхованию государственного имущества, находящиеся в пользовании отдельных граждан и частных организаций, – 0,1% с суммы недоимки;

в) на недоимки по подоходному налогу с населения, сельскохозяйственному налогу, местным налогам и сборам с населения – 0,2% с суммы недоимки;