Файл: Роль мотивации в поведении организации ГБУЗ «НИИ СП им. Н.В. Склифосовского ДЗМ».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования основывается в том, что сегодня обще признано, что персонал является главным ресурсом любой организации, в особенности в области здравоохранения. Настоящее время характеризуется тем, что очевидной становится востребованность разработки концепции мотивации и стимулирования работников государственных и частных компаний, а также методик, направленных на стимулирование труда персонала. Известно, что от качества работы медицинского персонала и служащих клиник зависит качество и эффективность всей системы оказания медицинских услуг в целом.

Мотивация представляет собой процесс создания системы условий или мотивов, которые влияют на поведение человека и направляют его в нужную для организации сторону, которые регулируют его интенсивность, пределы, которые побуждают к проявлению добросовестности, настойчивости, старательности в достижении целей. Грамотное использование сбалансированной системы мотивации способствует повышению социальной и творческой активности работников. Если руководство знает мотивы своих работников, которые движут ими в процессе выполнения своих должностных обязанностей, может разработать эффективную систему мотивации персоналом.

1. Теоретические аспекты управления мотивацией персонала организации

1.1. Понятие мотивации как фактора эффективности труда

1.2. Теория и особенности мотивации труда в компании

2. Анализ системы трудовой мотивации персонала в компании ГБУЗ «НИИ СП им. Н.В. Склифосовского ДЗМ»

2.1. Организационная характеристика компании

2.2. Анализ кадрового состава и системы трудовой мотивации в компании

3. Разработка направлений совершенствования мотивации персонала в компании ГБУЗ «НИИ СП им. Н.В. Склифосовского ДЗМ»

3.1. Оценка системы мотивации

3.2. Мероприятия по совершенствованию системы мотивации в компании

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

В системе управления мотивацией сотрудников предприятия на входе нахо­дятся интересы предприятия и интересы персонала, на выходе - согласование це­лей предприятия и персонала.

Рисунок 4. Мотивация в системе управления предприятием [5, c.78]

При осуществлении управления мотивацией персонала необходимо выде­лить совокупность методов, с помощью которых можно наиболее полно согласо­вывать цели предприятия и конкретного сотрудника и наиболее полно использо­вать его потенциал. Использование при построении эффективной системы моти­вации различных методов позволяет выяснить экономические мотивы сотрудни­ков, вознаграждать труд в материальной форме и стимулировать дальнейшее раз­витие мотивов с использованием нематериального стимулирования.

Корректировка трудового поведения персонала осуществляется с использо­ванием различных стимулов. В большинстве случаев влияние различных спосо­бов мотивации приводит к ожидаемому руководством эффекту как положитель­ному, так и отрицательному.

Основным мотивом в настоящее время в период кризиса, как и до него, оста­ется денежное вознаграждение сотрудников, далее идут возможность карьерного роста, комфортная атмосфера в коллективе и возможность решать интересные за­дачи.

На сегодняшний день существует условное разделение стимулов на мате­риальные и нематериальные, при этом соотношение этих стимулов значительно отличается в зависимости от предприятия. Большинство российских предприятий использует политику материального вознаграждения сотрудников.

К нематериальной (неденежной) мотивации персонала относят: социальные льготы, дополнительное пенсионное обеспечение, медицинскую страховку, оплату проезда, обедов, мобильной связи, абонемента в бассейн и т.д.

Таким образом, можно сказать, что материально-денежные стимулы - дви­гатель «прогресса», но все, же не единственный фактор, побуждающий специали­ста работать. Важную роль в управлении персоналом играет и нематериальная мотивация, которая, несомненно, является мощнейшим стимулом к труду.

1.2. Теория и особенности мотивации труда в компании

Мотивация является неотъемлемым элементом человеческой деятельности. В первую очередь она отражает отношение человека к своей работе, его заинтересованность в результате и получении за него не только морального удовлетворения, самовыражения, накопления опыта, но и материального вознаграждения.


Содержательные теории мотивации основываются на идентификации внутренних потребностей человека, которые побуждают его работать так, а не по-другому (рис. 5) [10, c.75].

Рисунок 5. Модель содержательных теорий мотивации

Содержательные теории мотивации базируются на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей. Процессуальные теории рассматривают мотивацию в ином плане. В них анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения.

Процессуальные теории мотивации не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Поведение личности является также функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения. Акцент с внутренних потребностей как мотиватора поведения переносится на ожидаемые последствия достижения результата (рис. 6) [10, c.78].

Рисунок 6. Модель процессуальной теории мотивации

Для эффективного выполнения функции мотивации в современных условиях руководителю предприятия необходимо свободно владеть теоретическим мотивационным аппаратом и правильно понимать его, учитывать и использовать в управленческой деятельности различные теории и системы мотивации.

По мнению В. П. Кокорева, представленного в книге «Мотивация в управлении», мотивация - это «процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации». М. Х. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури в своем знаменитом труде «Основы менеджмента» пишут: «Мотивация - процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации».

В современной практике мотивация имеет свои иерархические факторы. Существует мотивация на уровне топ-менеджмента и непосредственно контактного процесса управления. Методы таких мотиваций будут различны, в первую очередь в масштабах управления, а также масштабах деятельности менеджера. На уровне топ-менеджмента производят мотивацию отдельные коллективы, группы, во втором случае каждый человек должен рассматриваться отдельно. Зачастую на первом уровне создание такой системы мотивации технически невозможно, хотя и здесь очень часто прибегают к созданию индивидуальной системы мотивации.


В ходе своего развития мотивационные теории проходили четыре основных стадии. При первоначальных методах управления экономическими процессами применялся общеизвестный и наиболее популярный побуждающий к эффективным действиям метод «кнута и пряника», т.е. совокупность методов, существенно поощряющих за качественно выполненную работу и методов наказания за выполненные ошибки в ходе ее выполнения, или не выполнения вообще, при этом данные санкции распространяются на всех работников, не зависимо от индивидуальных их особенностей.

В начале XX в. Э. Мэйо внедряет в мотивационные процессы методы психологии, в том числе и основанные на положениях фрейдизма, которые начинают широко использоваться на практике.

Следующим этапом развития теорий мотивации признаются научные разработки А. Маслоу, Д. МакКлелландом и Ф. Герцбергом, проделанные в 1940 - 1950-х гг. Они положили начало формированию содержательных теорий мотивации, основные идеи которых составляли потребности, побуждающие людей направлять свой профессиональный потенциал на достижение целей организации и никак иначе.

Четвертый этап эволюции теории мотивации, признающийся современным, начал формироваться с 1960-х гг. Здесь основой послужили разработки, проведенные М. Врумом, Д. МакГрегором, П. Гудмэном, А. Портером и Э. Лоулером, названные процессуальными теориями мотивации, опирающимися не только на потребности, но и на восприятие людей возможностей, методов и способов их удовлетворения.

Содержательные теории мотивации наиболее часто применяются на практике построения мотивации в системах современного управления. Приоритетными здесь будут являться иерархическая теория А. Маслоу, теория мотивации Д. МакКлелланда, а также двухфакторная модель мотивации Ф. Герцберга и К. Альдельфера [11, c.74].

Иерархическая теория мотивации А. Маслоу была создана автором в 1940-х. гг. В основе данной теории лежит классификация основных потребностей человека, приведенной в тоже время Г. Мурреем. Маслоу трансформировал ее в пирамиду потребностей любого индивидуума, которая отталкивается от его необходимых потребностей к существованию и доходит до более индивидуальных потребностей достижения успехов в своей деятельности. В общем виде эту иерархию можно представить следующим образом:

1. Физиологические потребности (потребности в пище, одежде, воде, сне и т.д.);

2. Потребность в безопасности от природных катаклизмов, проявлении природных условий в различных ее формах;


3. Аффилиативные потребности;

4. Потребности в уважении со стороны общества и самоуважении;

5. Потребности в самоутверждении, самовыражении, т.е. в применении своего профессионально - творческого потенциала в процессах деятельности.

Следующая по значимости, с точки зрения исследований влияния потребностей на работоспособности персонала, была признана теория мотивации Д. МакКлелланда, окончательно сформированная в 1950-х гг.

Следующая теория была создана в конце 1950-х.гг Ф. Герцбергом и получила название двухфакторной теории мотивации. Следуя этой теории, деятельность человека определяется исходя из гигиенических факторов, определяющих удовлетворенность или неудовлетворенность работой и мотиваторов, побуждающих интенсивность труда.

Основную сущность теории Альдерфера, ERG, сформулированную в 1960 - х гг. и базирующуюся на потребностях в существовании, коммуникации и профессиональном росте, можно изобразить схематически и показать, как в конкретный период жизнедеятельности человека могут быть активизированы несколько групп потребностей, последовательность которых чаще всего будет начинаться от потребностей в существовании, далее возникают потребности в общении и завершающим этапом потребности в росте.

В начале 1970-х гг. была сформулирована впервые мотивационная теория справедливости П. Гудмэна. Ее основная идея заключается в том, что мотивация - это справедливость вознаграждений [3, c.14].

Перечисленные теории мотивации являются основой построения методов стимулирования персонала на практике. Не смотря на глубочайшие исследования этой сферы, у теорий существуют недостатки, к примеру: человеку присуща особенность скрывать свои потребности от окружающих его людей, тем более если это люди, не входящие в круг его доверия, поэтому сложно определить приоритетные потребности каждого работника, для составления индивидуальной системы мотивации, поэтому прежде чем организовывать индивидуальную систему мотивации предлагается разработать программу определения потребностей каждого сотрудника, такими программами могут быть анкетирование, или личное собеседование с психологом и только на основании полученных данных и профессионального заключения специалиста можно определить, какая теория мотивации подходит под тот или иной коллектив.

Обеспечение эффективного функционирования предприятия требует формирования сильной команды, способной поддерживать его высокий экономический потенциал.


Таким образом, управление людьми имеет важное значение для всех организаций, т.к. без людей нет самой организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей. Руководители процветающих фирм любят повторять, что главный потенциал их предприятий заключен в кадрах. Какие бы ни были прекрасные идеи, новейшие технологии, благоприятные внешние условия, без хорошо подготовленного персонала высокой эффективности работы добиться невозможно. Вложения в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания фирмы. Человек является важнейшим элементом на предприятии. Средства для осуществления новых инвестиций можно получить на рынке капиталов, найти же компетентных сотрудников гораздо сложнее.

Каждая компания использует уже описанные или придумывает свои варианты. Все зависит от корпоративной культуры компании, ее стратегических задач и целей. Но, комбинируя те или иные инструменты мотивации при построении общей системы необходимо помнить, что нематериальные инструменты есть возможность использовать только тогда, когда сотрудники удовлетворены с материальной точки зрения. Т.е. тогда, когда удовлетворены их материальные ожидания, причем здесь идет речь не только о заработной плате, но и о полном наполнении компенсационного пакета.

2. Анализ системы трудовой мотивации персонала в компании ГБУЗ «НИИ СП им. Н.В. Склифосовского ДЗМ»

2.1. Организационная характеристика компании

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского Департамента здравоохранения города Москвы», (сокращенное наименование: ГБУЗ «НИИ СП им. Н.В. Склифосовского ДЗМ») зарегистрировано на основании приказа от 10.05.1994 № 242 Главного медицинского управления г.Москвы. Учредителем ГБУЗ «НИИ СП им. Н.В. Склифосовского ДЗМ» является город Москва. Функции и полномочия учредителя Учреждения в соответствии с федеральными законами, законами города Москвы, нормативными правовыми актами Правительства Москвы осуществляет Департамент здравоохранения города Москвы.