Файл: Роль мотивации в поведении организации ГБУЗ «НИИ СП им. Н.В. Склифосовского ДЗМ».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования основывается в том, что сегодня обще признано, что персонал является главным ресурсом любой организации, в особенности в области здравоохранения. Настоящее время характеризуется тем, что очевидной становится востребованность разработки концепции мотивации и стимулирования работников государственных и частных компаний, а также методик, направленных на стимулирование труда персонала. Известно, что от качества работы медицинского персонала и служащих клиник зависит качество и эффективность всей системы оказания медицинских услуг в целом.

Мотивация представляет собой процесс создания системы условий или мотивов, которые влияют на поведение человека и направляют его в нужную для организации сторону, которые регулируют его интенсивность, пределы, которые побуждают к проявлению добросовестности, настойчивости, старательности в достижении целей. Грамотное использование сбалансированной системы мотивации способствует повышению социальной и творческой активности работников. Если руководство знает мотивы своих работников, которые движут ими в процессе выполнения своих должностных обязанностей, может разработать эффективную систему мотивации персоналом.

1. Теоретические аспекты управления мотивацией персонала организации

1.1. Понятие мотивации как фактора эффективности труда

1.2. Теория и особенности мотивации труда в компании

2. Анализ системы трудовой мотивации персонала в компании ГБУЗ «НИИ СП им. Н.В. Склифосовского ДЗМ»

2.1. Организационная характеристика компании

2.2. Анализ кадрового состава и системы трудовой мотивации в компании

3. Разработка направлений совершенствования мотивации персонала в компании ГБУЗ «НИИ СП им. Н.В. Склифосовского ДЗМ»

3.1. Оценка системы мотивации

3.2. Мероприятия по совершенствованию системы мотивации в компании

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Особенности системы мотивации работников ГБУЗ «НИИ СП им. Н.В. Склифосовского ДЗМ» в 2018 году были изучены с помощью методики В.И. Герчикова. Опрос был проведен среди 346 работников (таблица 8).

Таблица 8

Соотношение мотивационных типов в ГБУЗ «НИИ СП им. Н.В. Склифосовского ДЗМ»

Тип

Профессиональный

Инструментальный

Люмпенизированный

Хозяйский

Патриотический

Индекс

0,396

0,293

0,019

0,016

0,014

Среди работников Института преобладает профессиональный мотивационный тип: работникам не так важны деньги, как сама работа. Они легко справляются со сложной, но интересной работой. Для них работа - это способ самовыражения и возможность доказать, что они способны выполнять то, что другим не под силу. Придавая большое значение содержанию работы, они часто подходит к ней избирательно, избегая рутины и предпочитая то, что нравится. И здесь нужен дополнительный контроль. С работниками нужно советоваться, призывая их в качестве эксперта, отмечая их профессионализм и вклад в развитие Института. Такое отношение стимулирует их лучше всего.

Помимо профессионального типа, достаточно ярко выражен инструментальный мотивационный тип - он находится на втором месте, но зато часто встречается и может проявиться при неадекватном стимулировании. Главная мотивация - это заработок; работник готов выкладываться на 100 %, если ему хорошо платят. Сама по себе работа и ее содержание не представляют для него особой ценности. К управлению он не рвется, а карьерный рост рассматривает, как возможность получать больше денег. Он отслеживает свою рыночную стоимость и регулярно проводит собственную переоценку, т.е. просит повышения зарплаты. Он не привязывается к компании, уходит туда, где предложат больше; в тяжелое для организации время он покинет ее первым. С ним нужно выстраивать сугубо деловые отношения на бартерной основе: работа - деньги. Лучшая система мотивация - это премия, бонусы и штрафы.

В таблице 9 показаны формы мотивации, которые разрешено или запрещено применять при конкретном мотивационном типе.

Таблица 9

Типы мотивации сотрудников и методы их стимулирования

Формы мотивации

Мотивационный тип

Профессионал

Инструментал

Люмпен

Хозяин

Патриот

Негативные

Запрещена

Нейтральна

Базовая

Запрещена

Применима

Денежные

Применима

Базовая

Нейтральна

Применима

Нейтральна

Натуральные

Нейтральна

Применима

Базовая

Нейтральна

Применима

Моральные

Применима

Запрещена

Нейтральна

Нейтральна

Базовая

Патернализм

Запрещена

Запрещена

Базовая

Запрещена

Применима

Организационные

Базовая

Нейтральна

Запрещена

Применима

Нейтральна

Участие в управлении

Применима

Нейтральна

Запрещена

Базовая

Применима


По данным таблицы 9 видно, что при профессиональном мотивационном типе наиболее действенной формой мотивации является организационная форма. Натуральная форма не оказывает никакого влияния. Возможно применение денежной, моральной форм и участие в капитале. Недопустима к применению негативная форма и патернализм.

В результате анализа системы мотивации персонала ГБУЗ «НИИ СП им. Н.В. Склифосовского ДЗМ», можно сделать вывод, что в медицинском учреждении главным мотивирующим фактором для работника является потребность в постоянном профессиональном росте, признании достижений, на втором месте - уровень оплаты труда. Однако, как при недостаточном, так и при избыточном финансовом стимулировании, мотивация сотрудника падает. Поэтому в данной организации необходимо совершенствовать как материальную, так и не материальную составляющую системы персонала.

3. Разработка направлений совершенствования мотивации персонала в компании ГБУЗ «НИИ СП им. Н.В. Склифосовского ДЗМ»

3.1. Оценка системы мотивации

С целью анализа мотивации труда работников ГБУЗ «НИИ СП им. Н.В. Склифосовского ДЗМ» проведен опрос, который способствовал выявлению соответствия системы мотивации потребностям. В исследовании системы мотивации проводилось определение зависимости эффективности организации от мотивационной деятельности.

Исследование проходило в два этапа. На первом этапе изучалась удовлетворенность трудом, системы оценки, факторов трудовой деятельности в ГБУЗ «НИИ СП им. Н.В. Склифосовского ДЗМ». Респондентам было необходимо было распределить 120 баллов по 12 сферам. Чем больше баллов отдано одной области, тем больше эта сфера в учреждении удовлетворяет работника. Если какая - либо сфера совсем не удовлетворяла, то нужно было отдать ей 0 баллов. Полученные результаты представлены в виде таблице 10.

Таблица 10

Удовлетворенность трудовой деятельностью

Сферы

Общее количество баллов

Доля, %

Защищенность рабочего места

330

13

Режим работы

320

13

Начальник

302

12

Деятельность

254

10

Социальный пакет

246

10

Условия труда

218

9

Коллеги

210

8

Совместимость работы с личной жизнью

180

7

Организация труда

134

5

Мое развитие

118

5

Оплата труда

116

5

Оценка достижений

92

4

Итого

2520

100


Эффективная деятельность работников Института во многом зависит от их удовлетворенности трудом. Это возможно если человек ориентирован на содержание труда. Когда он работает в благоприятных условиях, у него хорошо организовано рабочее место и трудовой процесс, благоприятные отношения с руководителями и коллегами, достаточное материальное вознаграждение, перспектива профессионального роста и многое другое. В свою очередь неудовлетворенность хотя бы одним фактором может стать причиной ухода с работы.

По результатам данных опроса сделаны следующие выводы: такой основной мотивирующий фактор, как оплата труда, набрал всего лишь 116 баллов (5%), это говорит о том, что работники недовольны ее размерами. На это следует обратить внимание в первую очередь при корректировке системы материального стимулирования. Так же низкий балл получила сфера «мое развитие» – 118 баллов (5%), «организация труда» (5%), «оценка достижений» (4%). Организация и руководство (12%) в целом соответствует ожиданиям опрошенных. Значительное количество баллов получили такие сферы, как «защищенность рабочего места» (13%), «режим работы» (13%) (рис. 6).

Рисунок 6 - Удовлетворенность работников своей деятельностью

На втором этапе изучалось отношение работников к существующей системе мотивации. На вопрос «Как Вы оцениваете мотивационную политику в организации в целом?» респонденты отметили, что в Институте преобладает скорее низкий уровень мотивационной политики (65%), оценили как «скорее высокий»– 20%, о скорее низком заявили 15% респондентов. Графически результаты представлены на диаграмме (рис. 7).

Рисунок 7 - Оценка уровня мотивационной политики в Институте

На вопрос «Перед поступлением на работу у Вас было несколько вариантов трудоустройства, вы выбрали Институт. Сделали бы Вы сейчас тот же выбор?», 65% респондентов ответили утвердительно, 35% - отрицательно (рис. 8).

Рисунок 8 - Отношение респондентов к месту работы

На вопрос «В какой степени Вас удовлетворяют составляющие системы трудовой деятельности, элементы вашей работы?» были получены следующие ответы: морально-психологический климат был поставлен на первое место (2,6 балла), на втором месте - уровень социальной защищенности (2,4 балла), на третьем - содержание выполняемой работы (2,2 балла). Респонденты не довольны распределением обязанностей (1,6 балла) и уровнем заработной платы (1,4 балла) (рис. 9).


Рисунок 9 - Удовлетворенность составляющими трудовой деятельности

На вопрос: «Предпринимаются ли со стороны руководства какие-либо действия, чтобы повысить мотивацию работников?» 40% респондентов ответили, что «да, но без эффекта»; «да, успешно» - 20%; 25% опрошенных – «это никак не проявляется»; 15% респондентов указали «действия руководства только снижают мотивацию работников». Эти ответы указывают на то, что большинство опрошенных считают, что меры, принимаемые руководством по улучшению мотивацию недостаточно эффективны (рис. 10).

Рисунок 10 - Действия руководства по повышению мотивации труда

Отвечая на вопрос «Какая мотивация труда преобладает в в Институте», респонденты указали, что преобладает мотивация, основанная на вознаграждении (45%), мотивация труда на основе принуждения занимает второе место (35%), далее следует солидарность (20%). Сложившуюся систему трудовой мотивации 65% респондентов оценивают как удовлетворительную, вместе с тем, как показали результаты опроса, в ГБУЗ «НИИ СП им. Н.В. Склифосовского ДЗМ» необходимо развивать виды трудовой мотивации, опирающиеся на вознаграждение (рис. 11).

Рисунок 11. Отношение работников к системе мотивации

На вопрос «Считаете ли Вы, что Ваша зарплата достигла предела в данном месте?» 70% респондентов ответили утвердительно, 30% опрошенных считают, что не достигла (рис. 12).

Рисунок 12. Мнение работников о размере оплата труда в организации

На вопрос «Считаете ли Вы, что сумма Вашей заработной платы соответствует степени вашей отдачи на работе?» абсолютное большинство опрошенных считают, что размер оплаты труда в ГБУЗ «НИИ СП им. Н.В. Склифосовского ДЗМ» не соответствует отдаче на работе (80%) (рис. 13).

Рисунок 13. Мнение респондентов о соответствии заработной платы и отдачи на работе

Результаты опроса работников ГБУЗ «НИИ СП им. Н.В. Склифосовского ДЗМ» указывают на неудовлетворенность размером оплаты труда. Важно заметить, что кроме материальной мотивации в организации должны применяться нематериальные формы мотивации.

В целом следует изменить характер управленческих воздействий на работников, гармонично сочетать моральные и материальные стимулы к профессиональному развитию, использовать дифференцированный подход к вкладу и результатам работников.


3.2. Мероприятия по совершенствованию системы мотивации в компании

Многообразие форм нематериальной мотивации в современных государственных и частных учреждениях и предприятиях можно классифицировать по нескольким основаниям в части структуры и наполнения: функциональная категория персонала, грейдирование, соотношение потребностей сотрудников и возможностей компании (рис. 14). Предлагается внести корректировки в сложившуюся систему мотивации работников: применить метод грейдирования, совершенствовать социальный пакет. Рассмотрим эти направления подробнее.

Рисунок 14. Классификация фирменных социальных пакетов

Грейдирование персонала позволяет связать уровень заработной платы сотрудника с опытом его работы и вкладом в развитие учреждения; устанавить размер оклада сотруднику на основании оценки значимости для компании его рабочего места. Рассмотрим практическое решение данного процесса в ГБУЗ «НИИ СП им. Н.В. Склифосовского ДЗМ». В ходе экспертной оценки отбираются ключевые факторы и ранжируются по степени важности и значимости (таблица 11).

Таблица 11

Ключевые факторы и их вес

Факторы

Вес, %

Уровень ответственности

25

Напряженность и условия работы

20

Вклад в достижение целей организации

20

Знания и навыки

15

Требуемое образование

10

Количество подчиненных

10

Оцениваем в баллах должности, распределяя по уровням: офис-менеджер – уровень А (1 балл); менеджер по персоналу – уровень В (2 балла); старшая медицинская сестра терапевтического отделения - уровень С (3 балла), заведующий отделением – уровень D (4 балла). Каждому грейду присваивается номер, «вилка» заработной платы - в зависимости от количества баллов. Например, грейд 1 – медсестра (10 – 15 баллов), грейд 2 – врач (20 – 30 баллов), грейд 3 – заведующий отделением (80-100 баллов). В таблице 12 приведен пример оценки должности «Старшая медсестра».

Таблица 12

Результаты оценки должности «Старшая медсестра»