Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 20644
Скачиваний: 751
121
Самоуправление (организационные структуры)
управление крупными проектами, скажем, автоматизацию одного из этапов производ-
ства. Но, с другой стороны, на нем не лежала ответственность за финансовые результаты
предприятия (или, точнее, он нес ее в той же мере, в какой и все остальные), не он один
мог быть уволен, если результаты окажутся плохи (уволен мог быть каждый), он не мог
заставить других согласиться с его решением, у него не имелось права нанимать и уволь-
нять людей. В этом смысле он никак не напоминал традиционного босса.
Означает ли это, что в самоуправляющихся организациях нет боссов? Ничего подоб-
ного, все наоборот. Каждое занятие, которое берет на себя сотрудник, — это обязатель-
ство перед коллегами. Он ответственен не перед одним боссом: каждый из коллег — его
босс в отношении обязательств. И, как мы увидим в следующей главе, где описываются
методы работы, необходимые для поддержания жизнедеятельности самоуправляющих-
ся структур, каждый сотрудник может стать «боссом», когда нужно принять важное ре-
шение, запустить новый проект, призвать к ответу отлынивающих, помочь уладить кон-
фликт или возглавить работу, если результаты плохи и нужно действовать.
Самоуправляющиеся ученики, учителя и родители:
Бирюзовая школа
Наши школы на сегодняшний день, возможно, наиболее далекие от самоуправления
организации. Практически повсеместно школы превращены в автоматизированные
предприятия для ежегодной обработки учеников партиями по 25 штук на класс. Дети
воспринимаются как взаимозаменяемые учетные единицы, которые необходимо про-
пустить через определенную программу подготовки. В конце цикла тем, кто соответ-
ствует шаблону, присваивается статус выпускника, а «брак» отбрасывается по ходу
процесса. Согласно этой системе, обучение лучше всего идет тогда, когда ученики ча-
сами молча сидят перед всезнающими учителями, заполняющими их головы информа-
цией. Детям нельзя доверить составление учебных планов, определение собственной
цели, решение, чему и как они будут учиться, — это должны делать только учителя.
Но на самом деле и учителям тоже нельзя доверять. За ними бдительно следят дирек-
тора и завучи, учебный округ, комиссии экспертов. Отработана система стандартизо-
ванных тестов и обязательных школьных программ — иначе невозможно определить,
делают ли учителя хоть что-то полезное.
Эта фабричная система стремительно устаревает. Все больше и больше людей тре-
буют усовершенствовать образование, экспериментируют с учебными программа-
ми, технологиями, управлением школой. Но возможно ли выстроить по-настоящему
Эволюционную Бирюзовую модель школы? И на что это может быть похоже? Пре-
восходный пример можно найти в Германии, в самом центре Берлина. Берлинская
122
Глава 2.2
Евангелическая школа ESBZ, 7–12-й классы, открыла двери в 2007 г., и во многом это
была чистая импровизация. Всего за три месяца до начала учебного года городской со-
вет внезапно выделил дряхлое панельное здание еще времен ГДР группе надоедливых
родителей, которые ни за что не желали расставаться с несбыточной мечтой о хоро-
шем образовании. К началу учебного года в школу записалось всего 16 учеников. Че-
рез несколько месяцев, к середине учебного года, к ним присоединились еще 30 чело-
век, по большей части изгои и неудобные ученики, отвергнутые в остальных школах.
Едва ли это можно счесть многообещающим началом для нового учебного заведения.
Но сегодня, всего несколько лет спустя, Берлинская школа насчитывает 500 учеников,
и сотни директоров школ, учителей и специалистов в области образования стремятся
туда, желая изучить эту модель организации.
Вдохновителем проекта стала Маргрет Расфелд, преподаватель естественных наук
и радикальный новатор из совершенно другой части страны. Группа родителей пригла-
сила ее поработать директором новой школы. Идея родилась двадцатью годами ранее
благодаря событию, коренным образом изменившему взгляд Расфелд на детей и обра-
зование. В 1986 г. несколько учеников восьмого класса пришли к ней, чтобы обсудить
случаи насилия, унижений и вымогательства в школе. Маргрет сказала, что это можно
обсудить частным порядком у нее дома, если они захотят. Пришло 16 школьников. Че-
рез неделю их было уже 33 человека. Подростки искали у нее советов и ответов на во-
просы. Она не могла их дать. Но Расфелд помогла детям отправиться в путь, чтобы
найти ответы самостоятельно. В процессе она открыла для себя детей с неведомой ей
прежде стороны. Она была очарована их отвагой, упорством, гибкостью и одновремен-
но устойчивостью, интеллектом и способностью к сочувствию. Все эти качества никак
не могла пробудить в них школа. С тех пор Расфелд определила для себя: надо отдавать
должное истинному потенциалу и характеру учеников. Ей захотелось задействовать
в процессе образования не только разум, но и руки, сердца, души.
Перенесемся в настоящее, прямо к началу учебного дня. Посетитель ESBZ может
почувствовать нечто необычное, еще даже не войдя в двери. Достаточно взглянуть, как
идут в школу ученики, как они общаются. Дети не слоняются у входа до последней ми-
нуты, они явно хотят как можно скорее попасть в класс. Они несут в себе дух спокойной
решительности и сосредоточенности, они уже думают о чем-то важном. Нет обычного
подросткового позерства, соревнования, кто круче. Берлинская школа провозглашает
основополагающие принципы: все дети уникальны, каждый имеет талант, обеспечиваю-
щий его личный вклад в общее дело, все ценны и необходимы здесь. То, как дети идут
в школу, говорит о ней больше, чем сказали бы слова. Ученики буквально воплощают
ее принципы всем своим видом — жестами и манерой поведения.
Каким образом заявленные принципы находят выражение в жизни школы? Первое
и главное: детям предоставлена вся ответственность за свое обучение. Ученики учатся
123
Самоуправление (организационные структуры)
сами и учат друг друга в самом широком смысле. Взрослые здесь по большей части на-
ставники и коучи, они выполняют обязанности учителя в традиционном смысле толь-
ко тогда, когда требуется. Учителя Берлинской школы воодушевляют, советуют, хвалят,
дают отзыв, спорят и предлагают задачи. Ответственность за обучение находится толь-
ко в руках учеников.
Учитель открывает двери. Входишь ты сам.
Китайская пословица
Начинается все с метода преподавания основных предметов: языка, математики,
естественных наук. В ESBZ отказались от традиционного фронтального обучения —
учитель перед классом. Предметы разделены на модули, для каждого модуля учителя
готовят большие карточки из плотного картона, содержащие теоретический матери-
ал, практические упражнения и тесты. Учащиеся сами определяют путь обучения. Тот,
кому труднее дается математика, может уделить больше времени ей и меньше друго-
му предмету, который дается легче. В каждом модуле есть более сложные задания для
тех, кому интересно, но выполнять их не обязательно. Ученик учится самостоятельно
или в составе небольшой группы, если ему так лучше. Когда возникают вопросы, сна-
чала с ними обращаются к другим ученикам. И только если соученики не могут по-
мочь, дети обращаются к учителю (чье рабочее время не связано расписанием, чтобы
обеспечить всесторонний индивидуальный коучинг). В группах смешаны дети разных
возрастов — 7, 8 и 9-е классы учатся вместе. Учащиеся постоянно переключаются с обя-
занностей ученика на обязанности учителя. Старших специально обучают помогать
младшим (что активизирует уже пройденный материал). Поскольку программа опреде-
ляется учащимся самостоятельно, обучение в Берлинской школе носит инклюзивный
характер. В каждом помещении для занятий обязательно есть дети с аутизмом и раз-
личными сложностями обучения. Обычно таких детей отправляют в специальную
школу, но здесь они могут просто работать рядом с остальными в своем собственном
ритме. Состав учеников необычно разнообразен и в социальном плане. 20% школьни-
ков представляют собой всякого рода меньшинства, 25% из семей, живущих на посо-
бие, еще четверть поступает в Берлинскую школу из прямо противоположных, в выс-
шей степени привилегированных социальных слоев.
У каждого ученика есть журнал, куда он записывает результаты своей работы, по-
скольку речь не идет о вседозволенности. Имеются ясные представления о том, какие
результаты должны быть достигнуты учащимся к концу года (ученики, естествен-
но, вольны выходить за пределы ожидаемого, если страстно увлекаются предметом;
124
Глава 2.2
многие так и поступают). Каждый ребенок раз в неделю по пятницам встречается один
на один со своим учителем-тьютором. Вместе они обсуждают пройденный за неделю
прогресс, возникшие проблемы, планы на следующую неделю. А также, если это умест-
но, эмоции и отношения, занимающие сознание ребенка. Посредством еженедельных
разговоров учителя и ученики узнают друг друга гораздо лучше и на гораздо более глу-
боком уровне, чем в традиционных школах. Ребенок знает: кто-то заботится обо мне,
здесь есть кто-то, кто меня выслушает. Дважды в год в беседах с тьютором ученики
устанавливают для себя три цели на ближайшие несколько месяцев. Например, Пауль,
стеснительный подросток 13 лет, решил освоиться с ощущением, что на него смотрят
другие, чтобы не бояться привлекать внимание окружающих. Один из предметов, ко-
торые он намерен изучать, — публичные выступления.
Самостоятельное изучение основных предметов в выбранном учеником темпе зани-
мает первые два часа утренних занятий. Бόльшую часть дня занимает работа над инди-
видуальными и коллективными проектами, связанными с задачами из реальной жизни.
Одни ученики занимаются перепланировкой части школьного здания, а потом коорди-
нируют ремонтные работы, проводимые по их плану. Другие ведут переговоры с город-
ским советом, чтобы убедить его принять более высокие стандарты защиты окружаю-
щей среды. Учеников побуждают находить то, что имеет значение, метить высоко, падать,
пробовать снова и праздновать достижения. Дети узнают на практике: их голос что-то
значит, они могут что-то изменить, другие нуждаются в них, а они нуждаются в других.
В течение всего учебного года ученики 7 и 8-х классов каждую среду проводят два
часа вне школы на уроке под названием «Ответственность». Посоветовавшись со своим
тьютором, дети находят себе занятие, в ходе которого одновременно вносят посильный
осмысленный вклад в жизнь общества и чему-то учатся. Пауль хочет преодолеть застен-
чивость и вызвался преподавать шахматы в своей бывшей начальной школе. Он услышал,
что занятий по шахматам, которые он так любил, там больше нет, потому что учитель
перешел в другую школу. Паулю было жаль, что дети в школе теперь не могут радовать-
ся, играя в шахматы, как радовался когда-то он. И внезапно все обрело новый смысл:
Пауль может обучать игре в шахматы, для этого ему придется регулярно выступать пе-
ред классом, что отвечает его цели научиться говорить на публике, а то, что он общается
с ребятами помладше, облегчает процесс. Паулю оставалось только убедить директора
бывшей школы позволить ему попробовать. Остальные дети примерно так же, как Пауль,
ищут подходящие занятия. Кто-то работает в домах престарелых, кто-то организовывает
школьные занятия в детсадах. Все зависит от склонностей и изучаемых предметов. Дети
приобретают опыт собственной инициативы, осознают, что такое быть нужным, испы-
тывают, что такое самим менять жизнь других людей в лучшую сторону.
В 8, 9 и 10-м классе у школьников есть урок под названием «Вызов» (красивое не-
мецкое слово «Herausforderung» дословно означает «призыв расти изнутри наружу»).
125
Самоуправление (организационные структуры)
Их приглашают прислушаться к своему нереализованному потенциалу, к тем способ-
ностям, что в них дремлют. В течение года старшие ученики организуют и готовят
специальную трехнедельную сессию, где они, в одиночку или маленькими группами,
заставляют себя выйти из своей зоны комфорта. Одна группа из четырех школьников
подготовила трехнедельный поход на выживание в глухом лесу. Они жили в укрытии,
которое построили сами, на подножном корму, который сами собирали. Даниэль, ти-
пичный экстраверт 16 лет, счел, что для него вызовом будет трехнедельная молчаливая
медитация в монастыре. Учитель музыки предложил группе детей в течение трех не-
дель усиленно заниматься музыкой по восемь часов в день на заброшенной старой фер-
ме. Другие ученики поехали вместе на велосипедах через всю Германию с минимумом
денег в запасе, так что им пришлось по пути стучаться на ночлег и просить еду. Такой
опыт бывает очень непростым, но школьники в восторге от своих достижений, от того,
что они смогли преодолеть внутренние ограничения, превозмочь свой страх, встретив-
шись с ним лицом к лицу.
Но самый дерзкий эксперимент с ученическим самоуправлением в Берлинской шко-
ле носит иной характер. В конце двенадцатого года обучения школьники в Германии сда-
ют государственный экзамен. От полученных баллов зависит, в какой университет они
смогут поступить. Ставки так высоки, что до сих пор методы обучения в 10–12-м классе
оставались традиционными, ориентированными на сдачу тестов в гораздо большей сте-
пени, чем того хотелось бы ученикам и преподавателям. И тогда они задались вопросом,
возможно ли полностью перестроить программу обучения в 10–12-м классе в соответ-
ствии с основополагающими принципами школы, но при этом как следует подгото-
вить школьников к госэкзамену? В 2014 г. все ученики старших классов заняты в мас-
штабном годовом проекте по изменению методики обучения. Эксперты в проектном
мышлении (Design Thinking, методология, разработанная знаменитой дизайнерской
фирмой IDEO) помогут детям и учителям во время интенсивной двухдневной работы
в проектной мастерской разработать общую концепцию. Ученики и учителя затем бу-
дут работать в течение всего года при поддержке ведущих экспертов в области образо-
вания, чтобы воплотить эту концепцию в конкретные формы и методы работы. Таким
образом, ученики и учителя весьма эффективно перестраивают собственную школу.
Учительский коллектив ESBZ тоже руководствуется принципами самоуправления.
Обучение — часто профессия для одиночек, но в Берлинской школе это командный
вид спорта. На каждый класс есть два учителя-тьютора, поэтому все учителя рабо-
тают в тандеме. Три класса образуют своего рода мини-школу — они занимают один
этаж с маленькой учительской, где еженедельно встречаются шесть учителей. Эти ми-
ни-школы по сути то же самое, что команды FAVI, Buurtzorg или AES, то есть универ-
сальные организационные единицы, способные быстро реагировать на ежедневный
поток возникающих вопросов и открывающихся возможностей. На бумаге в школе