Файл: Открывая организацию будущего.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2018

Просмотров: 20644

Скачиваний: 751

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

121

Самоуправление (организационные структуры)

управление крупными проектами, скажем, автоматизацию одного из этапов производ-

ства. Но, с другой стороны, на нем не лежала ответственность за финансовые результаты 

предприятия (или, точнее, он нес ее в той же мере, в какой и все остальные), не он один 

мог быть уволен, если результаты окажутся плохи (уволен мог быть каждый), он не мог 

заставить других согласиться с его решением, у него не имелось права нанимать и уволь-

нять людей. В этом смысле он никак не напоминал традиционного босса.

Означает ли это, что в самоуправляющихся организациях нет боссов? Ничего подоб-

ного, все наоборот. Каждое занятие, которое берет на себя сотрудник, — это обязатель-

ство перед коллегами. Он ответственен не перед одним боссом: каждый из коллег — его 

босс в отношении обязательств. И, как мы увидим в следующей главе, где описываются 

методы работы, необходимые для поддержания жизнедеятельности самоуправляющих-

ся структур, каждый сотрудник может стать «боссом», когда нужно принять важное ре-

шение, запустить новый проект, призвать к ответу отлынивающих, помочь уладить кон-

фликт или возглавить работу, если результаты плохи и нужно действовать.

Самоуправляющиеся ученики, учителя и родители: 

Бирюзовая школа

Наши школы на сегодняшний день, возможно, наиболее далекие от самоуправления 

организации. Практически повсеместно школы превращены в автоматизированные 

предприятия для ежегодной обработки учеников партиями по 25 штук на класс. Дети 

воспринимаются как взаимозаменяемые учетные единицы, которые необходимо про-

пустить через определенную программу подготовки. В конце цикла тем, кто соответ-

ствует шаблону, присваивается статус выпускника, а «брак» отбрасывается по ходу 

процесса. Согласно этой системе, обучение лучше всего идет тогда, когда ученики ча-

сами молча сидят перед всезнающими учителями, заполняющими их головы информа-

цией. Детям нельзя доверить составление учебных планов, определение собственной 

цели, решение, чему и как они будут учиться, — это должны делать только учителя. 

Но на самом деле и учителям тоже нельзя доверять. За ними бдительно следят дирек-

тора и завучи, учебный округ, комиссии экспертов. Отработана система стандартизо-

ванных тестов и обязательных школьных программ — иначе невозможно определить, 

делают ли учителя хоть что-то полезное.

Эта фабричная система стремительно устаревает. Все больше и больше людей тре-

буют усовершенствовать образование, экспериментируют с  учебными программа-

ми, технологиями, управлением школой. Но возможно ли выстроить по-настоящему 

Эволюционную Бирюзовую модель школы? И  на  что это может быть похоже? Пре-

восходный пример можно найти в Германии, в самом центре Берлина. Берлинская 


background image

122

Глава 2.2

Евангелическая школа ESBZ, 7–12-й классы, открыла двери в 2007 г., и во многом это 

была чистая импровизация. Всего за три месяца до начала учебного года городской со-

вет внезапно выделил дряхлое панельное здание еще времен ГДР группе надоедливых 

родителей, которые ни за что не желали расставаться с несбыточной мечтой о хоро-

шем образовании. К началу учебного года в школу записалось всего 16 учеников. Че-

рез несколько месяцев, к середине учебного года, к ним присоединились еще 30 чело-

век, по большей части изгои и неудобные ученики, отвергнутые в остальных школах. 

Едва ли это можно счесть многообещающим началом для нового учебного заведения. 

Но сегодня, всего несколько лет спустя, Берлинская школа насчитывает 500 учеников, 

и сотни директоров школ, учителей и специалистов в области образования стремятся 

туда, желая изучить эту модель организации.

Вдохновителем проекта стала Маргрет Расфелд, преподаватель естественных наук 

и радикальный новатор из совершенно другой части страны. Группа родителей пригла-

сила ее поработать директором новой школы. Идея родилась двадцатью годами ранее 

благодаря событию, коренным образом изменившему взгляд Расфелд на детей и обра-

зование. В 1986 г. несколько учеников восьмого класса пришли к ней, чтобы обсудить 

случаи насилия, унижений и вымогательства в школе. Маргрет сказала, что это можно 

обсудить частным порядком у нее дома, если они захотят. Пришло 16 школьников. Че-

рез неделю их было уже 33 человека. Подростки искали у нее советов и ответов на во-

просы. Она не могла их дать. Но Расфелд помогла детям отправиться в путь, чтобы 

найти ответы самостоятельно. В процессе она открыла для себя детей с неведомой ей 

прежде стороны. Она была очарована их отвагой, упорством, гибкостью и одновремен-

но устойчивостью, интеллектом и способностью к сочувствию. Все эти качества никак 

не могла пробудить в них школа. С тех пор Расфелд определила для себя: надо отдавать 

должное истинному потенциалу и характеру учеников. Ей захотелось задействовать 

в процессе образования не только разум, но и руки, сердца, души.

Перенесемся в настоящее, прямо к началу учебного дня. Посетитель ESBZ может 

почувствовать нечто необычное, еще даже не войдя в двери. Достаточно взглянуть, как 

идут в школу ученики, как они общаются. Дети не слоняются у входа до последней ми-

нуты, они явно хотят как можно скорее попасть в класс. Они несут в себе дух спокойной 

решительности и сосредоточенности, они уже думают о чем-то важном. Нет обычного 

подросткового позерства, соревнования, кто круче. Берлинская школа провозглашает 

основополагающие принципы: все дети уникальны, каждый имеет талант, обеспечиваю-

щий его личный вклад в общее дело, все ценны и необходимы здесь. То, как дети идут 

в школу, говорит о ней больше, чем сказали бы слова. Ученики буквально воплощают 

ее принципы всем своим видом — жестами и манерой поведения.

Каким образом заявленные принципы находят выражение в жизни школы? Первое 

и главное: детям предоставлена вся ответственность за свое обучение. Ученики учатся 


background image

123

Самоуправление (организационные структуры)

сами и учат друг друга в самом широком смысле. Взрослые здесь по большей части на-

ставники и коучи, они выполняют обязанности учителя в традиционном смысле толь-

ко тогда, когда требуется. Учителя Берлинской школы воодушевляют, советуют, хвалят, 

дают отзыв, спорят и предлагают задачи. Ответственность за обучение находится толь-

ко в руках учеников.

Учитель открывает двери. Входишь ты сам.

Китайская пословица

Начинается все с метода преподавания основных предметов: языка, математики, 

естественных наук. В ESBZ отказались от традиционного фронтального обучения — 

учитель перед классом. Предметы разделены на модули, для каждого модуля учителя 

готовят большие карточки из плотного картона, содержащие теоретический матери-

ал, практические упражнения и тесты. Учащиеся сами определяют путь обучения. Тот, 

кому труднее дается математика, может уделить больше времени ей и меньше друго-

му предмету, который дается легче. В каждом модуле есть более сложные задания для 

тех, кому интересно, но выполнять их не обязательно. Ученик учится самостоятельно 

или в составе небольшой группы, если ему так лучше. Когда возникают вопросы, сна-

чала с ними обращаются к другим ученикам. И только если соученики не могут по-

мочь, дети обращаются к учителю (чье рабочее время не связано расписанием, чтобы 

обеспечить всесторонний индивидуальный коучинг). В группах смешаны дети разных 

возрастов — 7, 8 и 9-е классы учатся вместе. Учащиеся постоянно переключаются с обя-

занностей ученика на обязанности учителя. Старших специально обучают помогать 

младшим (что активизирует уже пройденный материал). Поскольку программа опреде-

ляется учащимся самостоятельно, обучение в Берлинской школе носит инклюзивный 

характер. В каждом помещении для занятий обязательно есть дети с аутизмом и раз-

личными сложностями обучения. Обычно таких детей отправляют в  специальную 

школу, но здесь они могут просто работать рядом с остальными в своем собственном 

ритме. Состав учеников необычно разнообразен и в социальном плане. 20% школьни-

ков представляют собой всякого рода меньшинства, 25% из семей, живущих на посо-

бие, еще четверть поступает в Берлинскую школу из прямо противоположных, в выс-

шей степени привилегированных социальных слоев.

У каждого ученика есть журнал, куда он записывает результаты своей работы, по-

скольку речь не идет о вседозволенности. Имеются ясные представления о том, какие 

результаты должны быть достигнуты учащимся к  концу года (ученики, естествен-

но, вольны выходить за пределы ожидаемого, если страстно увлекаются предметом; 


background image

124

Глава 2.2

многие так и поступают). Каждый ребенок раз в неделю по пятницам встречается один 

на один со своим учителем-тьютором. Вместе они обсуждают пройденный за неделю 

прогресс, возникшие проблемы, планы на следующую неделю. А также, если это умест-

но, эмоции и отношения, занимающие сознание ребенка. Посредством еженедельных 

разговоров учителя и ученики узнают друг друга гораздо лучше и на гораздо более глу-

боком уровне, чем в традиционных школах. Ребенок знает: кто-то заботится обо мне, 

здесь есть кто-то, кто меня выслушает. Дважды в год в беседах с тьютором ученики 

устанавливают для себя три цели на ближайшие несколько месяцев. Например, Пауль, 

стеснительный подросток 13 лет, решил освоиться с ощущением, что на него смотрят 

другие, чтобы не бояться привлекать внимание окружающих. Один из предметов, ко-

торые он намерен изучать, — публичные выступления.

Самостоятельное изучение основных предметов в выбранном учеником темпе зани-

мает первые два часа утренних занятий. Бόльшую часть дня занимает работа над инди-

видуальными и коллективными проектами, связанными с задачами из реальной жизни. 

Одни ученики занимаются перепланировкой части школьного здания, а потом коорди-

нируют ремонтные работы, проводимые по их плану. Другие ведут переговоры с город-

ским советом, чтобы убедить его принять более высокие стандарты защиты окружаю-

щей среды. Учеников побуждают находить то, что имеет значение, метить высоко, падать, 

пробовать снова и праздновать достижения. Дети узнают на практике: их голос что-то 

значит, они могут что-то изменить, другие нуждаются в них, а они нуждаются в других.

В течение всего учебного года ученики 7 и 8-х классов каждую среду проводят два 

часа вне школы на уроке под названием «Ответственность». Посоветовавшись со своим 

тьютором, дети находят себе занятие, в ходе которого одновременно вносят посильный 

осмысленный вклад в жизнь общества и чему-то учатся. Пауль хочет преодолеть застен-

чивость и вызвался преподавать шахматы в своей бывшей начальной школе. Он услышал, 

что занятий по шахматам, которые он так любил, там больше нет, потому что учитель 

перешел в другую школу. Паулю было жаль, что дети в школе теперь не могут радовать-

ся, играя в шахматы, как радовался когда-то он. И внезапно все обрело новый смысл: 

Пауль может обучать игре в шахматы, для этого ему придется регулярно выступать пе-

ред классом, что отвечает его цели научиться говорить на публике, а то, что он общается 

с ребятами помладше, облегчает процесс. Паулю оставалось только убедить директора 

бывшей школы позволить ему попробовать. Остальные дети примерно так же, как Пауль, 

ищут подходящие занятия. Кто-то работает в домах престарелых, кто-то организовывает 

школьные занятия в детсадах. Все зависит от склонностей и изучаемых предметов. Дети 

приобретают опыт собственной инициативы, осознают, что такое быть нужным, испы-

тывают, что такое самим менять жизнь других людей в лучшую сторону.

В 8, 9 и 10-м классе у школьников есть урок под названием «Вызов» (красивое не-

мецкое слово «Herausforderung» дословно означает «призыв расти изнутри наружу»).  


background image

125

Самоуправление (организационные структуры)

Их приглашают прислушаться к своему нереализованному потенциалу, к тем способ-

ностям, что в них дремлют. В течение года старшие ученики организуют и готовят 

специальную трехнедельную сессию, где они, в одиночку или маленькими группами, 

заставляют себя выйти из своей зоны комфорта. Одна группа из четырех школьников 

подготовила трехнедельный поход на выживание в глухом лесу. Они жили в укрытии, 

которое построили сами, на подножном корму, который сами собирали. Даниэль, ти-

пичный экстраверт 16 лет, счел, что для него вызовом будет трехнедельная молчаливая 

медитация в монастыре. Учитель музыки предложил группе детей в течение трех не-

дель усиленно заниматься музыкой по восемь часов в день на заброшенной старой фер-

ме. Другие ученики поехали вместе на велосипедах через всю Германию с минимумом 

денег в запасе, так что им пришлось по пути стучаться на ночлег и просить еду. Такой 

опыт бывает очень непростым, но школьники в восторге от своих достижений, от того, 

что они смогли преодолеть внутренние ограничения, превозмочь свой страх, встретив-

шись с ним лицом к лицу.

Но самый дерзкий эксперимент с ученическим самоуправлением в Берлинской шко-

ле носит иной характер. В конце двенадцатого года обучения школьники в Германии сда-

ют государственный экзамен. От полученных баллов зависит, в какой университет они 

смогут поступить. Ставки так высоки, что до сих пор методы обучения в 10–12-м классе 

оставались традиционными, ориентированными на сдачу тестов в гораздо большей сте-

пени, чем того хотелось бы ученикам и преподавателям. И тогда они задались вопросом, 

возможно ли полностью перестроить программу обучения в 10–12-м классе в соответ-

ствии с основополагающими принципами школы, но при этом как следует подгото-

вить школьников к госэкзамену? В 2014 г. все ученики старших классов заняты в мас-

штабном годовом проекте по изменению методики обучения. Эксперты в проектном 

мышлении (Design Thinking, методология, разработанная знаменитой дизайнерской 

фирмой IDEO) помогут детям и учителям во время интенсивной двухдневной работы 

в проектной мастерской разработать общую концепцию. Ученики и учителя затем бу-

дут работать в течение всего года при поддержке ведущих экспертов в области образо-

вания, чтобы воплотить эту концепцию в конкретные формы и методы работы. Таким 

образом, ученики и учителя весьма эффективно перестраивают собственную школу.

Учительский коллектив ESBZ тоже руководствуется принципами самоуправления. 

Обучение — часто профессия для одиночек, но в Берлинской школе это командный 

вид спорта. На каждый класс есть два учителя-тьютора, поэтому все учителя рабо-

тают в тандеме. Три класса образуют своего рода мини-школу — они занимают один 

этаж с маленькой учительской, где еженедельно встречаются шесть учителей. Эти ми-

ни-школы по сути то же самое, что команды FAVI, Buurtzorg или AES, то есть универ-

сальные организационные единицы, способные быстро реагировать на ежедневный 

поток возникающих вопросов и открывающихся возможностей. На бумаге в школе