Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 20646
Скачиваний: 751
136
Глава 2.3
другой супермаркет и покупает принтер. Теоретически любой сотрудник может потра-
тить любую сумму денег при условии, что он обратился за необходимой консультацией
перед принятием решения. Чем больше сделка, тем, как правило, больше людей вовле-
чены во внутреннее консультирование. В FAVI, Sun Hydraulics и других самоуправляю-
щихся организациях рабочие в гораздо большей степени, чем обычно менеджеры, не-
сут ответственность за закупки станков и оборудования, на которых работают, даже
если это обходится в сотни тысяч долларов. Рабочие проводят анализ, пишут необхо-
димые спецификации, отправляются к поставщикам, ведут переговоры и получают
финансирование от банка, если есть необходимость. В иерархических организациях,
когда инженеры проводят анализ и выбирают модель станка, рабочие часто жалуются
на машины и неохотно осваивают их. Когда они выбирают модель сами, никакого про-
тиводействия переменам не наблюдается.
Как насчет скидок за объем? Теряет ли компания деньги от того, что закупки
не объединены? Как обычно, ответ следующий: доверяйте людям, которые могут при-
нять правильное решение в рамках самоуправления. Для сделок, где оптовые скидки
слишком хороши, чтобы ими пренебречь, коллеги, покупающие у того же поставщика,
договариваются о координации действий, чтобы максимально увеличить объем воз-
можных скидок. В Morning Star, компании по переработке томатов, которую мы да-
лее обсудим подробно, сотрудники заметили: они покупают у множества поставщиков
множество разновидностей клея для резьбовых соединений. Из-за этого они не только
теряли скидки за объем. Нескоординированные закупки порождали ненужную бю-
рократическую работу, потому что регламенты пищевой промышленности требуют
кропотливо отражать все операции с материалами такого рода в базе данных пище-
вой безопасности оборудования. И однажды один рабочий сказал, что будет обходить
фабрику раз в квартал и интересоваться, не хотят ли коллеги заказать фиксаторы для
резьбы через него. Похожее решение возникло и для упаковочных материалов, где су-
ществует система скидок в зависимости от объема закупок. Когда есть смысл, люди по-
просту начинают координировать свои действия.
Как насчет стандартизации? Ведь имеет же смысл покупать компьютерное или
телефонное оборудование от одного и того же поставщика или от совместимых по-
ставщиков? И тут снова можно положиться на процесс внутреннего консультирова-
ния. Секретарь, которой надо купить себе новый компьютер, не обладая обширными
знаниями в области техники и программного обеспечения, вероятно, попросит сове-
та у знающих людей, чтобы компьютер был совместим с остальным IT-оборудовани-
ем компании. В этом случае нет никакой необходимости в центральном департаменте,
следящем за соблюдением стандартов. В более сложных случаях, когда стандарты надо
прописать, кто-то возьмет это на себя и соберет группу: она рассмотрит дело и устано-
вит нужные стандарты.
137
Самоуправление (процессы)
Открытые и ясные установки,
принятые в Бирюзовых организациях
Основателям и лидерам самоуправляющихся организаций постоянно задают один
и тот же вопрос: а не рискованно ли, а не глупо ли позволять людям принимать реше-
ния без контроля сверху, особенно если речь идет о деньгах? Согласно опыту Бирюзо-
вых организаций, это не более, а менее рискованно, поскольку в результате принима-
ются лучшие решения из возможных. Однако самое интересное другое. Выбор между
доверием и контролем редко осознается на рациональном уровне. Мы выбираем на ос-
нове заложенных где-то глубоко в нас и часто неосознанных установок относитель-
но мотивов поведения других людей. Руководители Бирюзовых организаций находят
весьма полезным часто и открыто говорить о предпосылках, на которых держится са-
моуправление, о том, в чем эти установки отличны от подходов и предпосылок тради-
ционных иерархических организаций.
Когда AES приобретает новую электростанцию, Деннис Бакке часто начинает объ-
яснение сути нового подхода к управлению с того, что интересуется, какими владельцы
и менеджеры типичного предприятия предположительно видят работников. Согласно
его данным, рабочие следующим образом описывают, что, по их предположению, дума-
ет руководство.
—
Работники ленивы. Если за ними не следить, они не будут прилежными и ста-
рательными.
—
Работники работают прежде всего ради денег. Они делают то, что нужно, что-
бы заработать как можно больше.
—
Работники ставят свои интересы выше интересов организации. Они эгоисты.
—
Работники показывают наилучшую производительность и эффективность, ко-
гда им надо просто выполнять повторяющиеся несложные задания.
—
Работники не способны принимать правильные решения по важным вопросам,
затрагивающим экономические показатели компании. Такие решения способ-
ны принимать только боссы.
—
Работники не хотят нести ответственность за свои действия или за решения,
влияющие на эффективность организации.
—
Работники нуждаются в присмотре и защите, как дети в присмотре и защите
родителей.
138
Глава 2.3
—
Работников надо держать на почасовой оплате или оплачивать определенное
количество произведенных образцов продукции. Боссы должны получать ста-
бильную зарплату и, возможно, бонусы и опционы.
—
Работники — взаимозаменяемые части машины. Один хороший работник по-
хож на другого хорошего работника.
—
Работникам надо говорить, что делать, когда делать и как делать. Они должны
чувствовать свою ответственность перед боссами
3
.
Эти установки, если их выразить буквально, звучат очень грубо. Однако именно
они лежат в основе структур и методов работы современных организаций. Если такие
взгляды на сотрудников верны, то использование системы контроля, наказаний и по-
ощрений со стороны лидеров вполне разумно. Только дурак доверит сотрудникам при-
нимать решения, используя внутреннее консультирование.
Поскольку упомянутые выше установки часто существуют неявно или даже не осо-
знаются, Бакке счел необходимым выразить их открыто, а затем выдвинул совершенно
иной набор предпосылок.
Сотрудники AES
—
Творческие, думающие, достойные доверия взрослые люди, способные прини-
мать серьезные решения;
—
отдают себе и другим отчет и несут ответственность за принятые ими решения
и действия;
—
совершают ошибки, как и все мы совершаем ошибки, иногда намеренно;
—
уникальны; и, самое главное,
—
хотят использовать свои умения и таланты, чтобы внести полезный вклад
в деятельность своей организации и помочь миру в целом
4
.
С таким набором установок самоуправление и внутреннее консультирование обре-
тают смысл, а контрольные механизмы и традиционная иерархия становятся не нуж-
ны, поскольку деморализуют и отвлекают от работы.
Жан-Франсуа Зобрис часто цитирует похожие дискуссии с работниками и новыми
сотрудниками FAVI, чтобы объяснить им причины перехода на самоуправление. Одна-
жды он решил записать оба набора установок, чтобы использовать формулировки для
обучения новых сотрудников.
139
Самоуправление (процессы)
«Анализ нашей организационной структуры в 1980-х гг. [когда FAVI управлялось,
как любой другой завод] показал, что составившие ее исходили из того, что сотрудники
и сотрудницы:
—
воры, поскольку все нужное было заперто на складах;
—
лентяи, поскольку их рабочее время контролировалось и за каждое опоздание
назначал наказание кто-то… кто даже не давал себе труда выяснить причины
опоздания;
—
ненадежны, поскольку вся выпущенная ими продукция контролировалась
кем-то еще, кто, однако, тоже был не слишком надежен, поскольку время
от времени… назначались и выборочные проверки;
—
неумны, поскольку думал за них инженерно-технический отдел».
Зобрис с коллегами сформулировали три новых подхода, которые вскоре стали
на предприятии чем-то вроде мантр.
—
Мы считаем каждого человека хорошим.
(Надежным, целеустремленным, достойным доверия, умным.)
—
Там, где нет счастья, нет и эффективности.
(Чтобы быть счастливыми, нужна мотивация. Чтобы иметь мотивацию, надо
уметь нести ответственность. Чтобы нести ответственность, надо понимать, поче-
му и для кого мы работаем, и обладать свободой, чтобы решить, как нам работать.)
—
Самое ценное создается в цеху.
(Рабочие у станков производят продукцию. CEO и сотрудники центрального
офиса в лучшем случае помогают им в этом, в худшем становятся дорогостоя-
щими помехами
5
.)
Если вы знакомы с теорией менеджмента, то заметите сходство между заявлениями
AES и FAVI и «Теорией Х» и «Теорией Y». Их разработал в 1960-х гг. Дуглас Макгрегор,
который был тогда профессором Массачусетского технологического института. Мак-
грегор утверждал, что руководители придерживаются одного из двух типов убеждений
относительно своих сотрудников. Одни считают, что работники по сути ленивы и бу-
дут увиливать при любой возможности («Теория Х»). Другие полагают, что работники
амбициозны, целеустремленны и способны к самоконтролю («Теория Y»).
140
Глава 2.3
Какое из этих предположений верно? Обсуждать можно бесконечно. Но главное
открытие Макгрегора подтверждается постоянно: верны оба набора предпосылок.
Если вы смотрите на людей с недоверием («Теория Х») и окружаете их всевозможным
контролем, регламентами и наказаниями, люди будут стараться обойти систему, и вы
будете чувствовать, что ваши предположения подтверждаются. Если вы встретитесь
с людьми, чья повседневная практика основана на доверии, они вернут вам ваше до-
верие своим ответственным поведением. И снова вы будете ощущать, что ваши пред-
положения оправдались. В терминах психологии развития, если вы создаете сильную
Янтарно-Оранжевую структуру и культуру, люди будут в итоге соответствовать ей
Янтарно-Оранжевыми способами. Создайте достаточно сильный Бирюзовый контекст,
и люди с большой вероятностью поведут себя соответственно.
По сути, все сводится к основополагающей духовной истине: что посеешь, то и по-
жнешь. Страх воспитывает страх, доверие воспитывает доверие. Традиционные
иерархии с избытком встроенных контролирующих систем — чудовищные машины,
производящие страх и недоверие. Самоуправляющиеся структуры и внутреннее кон-
сультирование создают с течением времени огромный коллективный фонд доверия ме-
жду коллегами.
То основополагающее предположение относительно сути человеческой
природы, которое вы сделаете, и будет подтверждено откликом на ваше
поведение среди окружающих вас людей.
Организации постоянно говорят о своих ценностях и задачах. Бирюзовые орга-
низации говорят о еще более фундаментальных вещах — основополагающих пред-
положениях относительно сути человеческой природы. Это связано, я полагаю, с тем,
что внутренние процессы самоуправления на сегодняшний день по-прежнему ле-
жат в области контркультуры. Многие из нас носят в себе глубоко укоренившиеся
установки относительно коллег и работы, основанные на страхе, требующие иерар-
хии и контроля. Только пролив свет на эти убеждения и на питающий их страх, мы
можем решиться выбрать иной набор предположений. В FAVI, AES и других подоб-
ных организациях обнаружили: если регулярно обсуждать с коллегами оба набора
допущений, люди начинают менять свою систему убеждений. Риск, что основанные
на страхе механизмы контроля потихоньку проложат путь обратно, сводится к ми-
нимуму. Кто-то обязательно возьмет слово и скажет: «Постойте! А отвечает ли новый
процесс нашим предположениям относительно сути человеческой природы? Я пола-
гаю, что нет».