Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 20668
Скачиваний: 753
196
Глава 2.4
знание. Часто размышления в большой группе позволяют появиться на свет плодам
коллективного разума, а также решениям и инициативам, приходящим на ум после
возвращения к работе.
Этот процесс требует времени — 75 минут каждую неделю — и участия более по-
ловины сотрудников компании. Но в Heiligenfeld говорят, что выгоды от таких заня-
тий намного перевешивают затраты. Подобные большие групповые собрания — все
равно что спортивные тренировки со стимуляторами в масштабах всей компании.
Организация в целом растет от одной обсуждаемой темы к другой, неделя за неделей
(так быстро, что в компании подумывают перейти на двухнедельный ритм, поскольку
за неделю теперь просто не успевает возникнуть достаточно горячая тема для обсуж-
дения).
Совместный опыт таких встреч также питает чувство общности и развивает при-
нятый внутри компании язык гораздо сильнее, чем любой другой известный мне вну-
тренний процесс. Коллеги на постоянной основе, еженедельно, раскрываются в спе-
циальном пространстве общения, где создана безопасная и спокойная обстановка,
соблюдаются некоторые основополагающие принципы, что приглашает людей на са-
мом деле быть самими собой. Они учатся видеть друг друга в свете своей более глубо-
кой человеческой сути, во всей красоте своих как сильных, так и слабых сторон. Дове-
рие, сочувствие и сострадание, развивающиеся на таких собраниях, распространяются
далеко за пределы помещения, где проводится встреча. Эти чувства начинают прони-
зывать всю организацию. Один из сотрудников Heiligenfeld как-то встал в конце тако-
го вторничного собрания и сказал под одобрительный смех: «Знаете, мне бы хотелось
немного Heiligenfeld и дома!»
Стороннее наблюдение за работой команды
Большинство людей в условиях самоуправления работают в командах, и это неизбеж-
но вызывает напряжение между людьми. Мы сталкиваемся с коллегами разных сти-
лей жизни, разных предпочтений, разных взглядов. Можно, конечно, как это делается
в большинстве организаций, делать вид, что ничего не происходит. А можно собраться
с духом и взглянуть в лицо опасности, тем самым вырастая как лично, так и коллек-
тивно. В Heiligenfeld разработан простой процесс наблюдения за командами. Компания
сотрудничает с четырьмя коучами со стороны. У каждого своя область наблюдения
(взаимоотношения, организационное развитие, системный подход, лидерство). Есть
несколько временных интервалов в течение месяца, когда команды могут назначить
встречу с коучем. Команде рекомендовано собираться для встречи с коучем минимум
раз в год, в среднем встреч бывает от двух до четырех. В ходе дискуссии с помощью
внешнего наблюдателя коллеги могут изучить, какого рода напряженность проявилась
в отношениях и как дорасти до того, чтобы справиться с ней.
197
Стремление к целостности (Общая практика)
Коучинг коллег
Сторонний наблюдатель за командой помогает справиться с проблемами, мешающими
команде в целом. Коуч-коллега использует силу команды, чтобы помочь одному из ее
членов в каком-то индивидуальном вопросе. В Buurtzorg все медработники проходят
тренинг Intervisie, где изучают специальную методику коучинга, основанную на влиянии
равных по положению (разработана в Нидерландах). Медсестра или медбрат, не способ-
ные справиться с каким-то вопросом, просят коллег по команде помочь решить пробле-
му на групповой сессии коучинга. Как вести себя с клиентом, отказывающимся прини-
мать жизненно важное лекарство? Как помочь престарелому пациенту принять помощь
от своих детей? Как научиться говорить «нет» пациентам, чтобы уберечься от эмо-
ционального выгорания? Когда медсестра или медбрат не могут справиться с подобными
вопросами, часто оказывается, что за этим скрывается более сложная и не проработан-
ная личная проблема. В таких случаях и может помочь сессия коучинга в группе коллег.
Некоторые команды Buurtzorg отводят на коучинг коллег один час ежемесячно, другие
прибегают к нему, если кто-то из членов команды просит об этом.
Intervisie, процесс, используемый в Buurtzorg, имеет строгий формат и свод фунда-
ментальных правил, чтобы группа не прибегала к слишком обычным для медицины со-
ветам и указаниям. Во время процесса члены команды по большей части могут задавать
только открытые вопросы, подразумевающие неограниченное количество ответов. Для
коллеги они становятся товарищами по путешествию в поисках разгадки. Так создается
безопасная среда общения, приглашающая всех участников к внимательному слушанию,
самовыражению, обнаружению своих слабых мест — необходимых составляющих для
появления на свет внутренней истины. Цель состоит в том, чтобы медсестра или медбрат
увидели свою проблему в новом свете и нашли свои собственные решения. Это одно-
временно и прекрасный, и простой процесс. Ощущение уважительной и сочувственной
поддержки группы становится для многих новым и незабываемым опытом
12
.
Индивидуальный коучинг
Предлагать индивидуальный коучинг на определенных стадиях карьеры стало для
многих организаций стандартной практикой. Чаще всего эта возможность предостав-
ляется восходящим звездам — топ-менеджерам или же, наоборот, кандидатам на вылет
из организации. Несложно догадаться, что в Бирюзовых организациях распространи-
ли практику индивидуального коучинга на всех коллег, независимо от их роли в орга-
низации. Программа коучинга компании RHD заходит еще на один шаг дальше. Она
предлагает 10 бесплатных консультаций для сотрудников и/или их семей каждый год.
От сотрудников не требуют сообщать то, о чем шла речь на сессии коучинга, и раз-
говор с коучем не обязательно должен строиться вокруг профессиональных проблем.
198
Глава 2.4
Программа построена на уверенности: если сотрудник ищет поддержки у внешнего
консультанта, проблема достаточно важна и стоит заплаченных за нее денег.
Молчание
Если мы хотим услышать мудрость и правду нашей души, нам надо найти время для
того, чтобы замедлить темп и отдать должное молчанию посреди рабочего шума и суе-
ты. В Sounds True каждый день в 8.30 утра звенит колокол. Сотрудники могут объеди-
ниться для 15-минутной групповой медитации или просто посидеть в тишине за сто-
лами. В Heiligenfeld все новые сотрудники — как врачи, так и уборщицы — обучаются
медитации в рамках программы адаптации к новому месту работы. Все психически
больные пациенты также приглашаются на обучение медитации. Есть несколько посто-
янных еженедельных занятий групповой медитацией, некоторые только для сотрудни-
ков, на другие приглашаются и пациенты.
Молчание в сообществе пугает именно по причине, объясняющей
всю силу воздействия такой практики: без слов, заполняющих нашу
среду общения, мы получаем возможность услышать наши внутренние
голоса.
Четыре раза в год в Heiligenfeld организовываются «дни полноты сознания». Такой
день пациенты и персонал проводят в молчании. Пациентов приглашают к абсолют-
ному молчанию (они носят значок с надписью «молчание», чтобы напоминать друг
другу об этом), персонал говорит только в случае необходимости, шепотом и носит
значки с надписью «полнота сознания» (mindfulness). В эти дни не проводятся психо-
терапевтические беседы. Вместо этого занимаются другими видами терапии: прогул-
ками по лесу, рисованием или другой творческой активностью. Специальные занятия
помогают пациентам подготовиться к такому дню, выделены специальные «места для
неотложных разговоров», если пациент чувствует, что не может выдержать молчания.
«Большинство пациентов любят такие дни и просят организовывать их чаще, — гово-
рит Доротея Галушка. — Примерно треть пациентов сталкивается с некоторыми сво-
ими теневыми сторонами и находит такой опыт тяжелым. Если молчание тяжело для
вас, говорю я им, вам повезло. Люди, наслаждающиеся молчанием, просто хорошо про-
водят время, тогда как вы обретаете важный материал для терапии». Этого дня ждут
и сотрудники. Совместная работа в молчании привносит особый вкус в отношения
между коллегами. Достигается новый уровень взаимопонимания, внимания не к тому,
что коллега говорит, а к самому их присутствию, эмоциям, намерениям.
199
Стремление к целостности (Общая практика)
Сторителлинг
В самоуправляющихся организациях, как и в организациях иерархического типа, до-
верие — секретный состав, и от него зависит производительность и хороший настрой.
Но доверию трудно расцвести там, где каждый в той или иной мере скрывается под
профессиональной маской. В результате у нас не просто снижается производитель-
ность труда. Где-то в глубине души наша человеческая сущность чувствует себя обма-
нутой поверхностными взаимоотношениями, возникающими, если мы общаемся друг
с другом не на тех уровнях, на каких общение действительно имеет смысл.
Если мы хотим, чтобы рабочая атмосфера была исполнена доверия, если мы хо-
тим установить глубокие, богатые и осмысленные взаимоотношения с коллегами, нам
нужно больше показывать, кто мы есть на самом деле. Во многих компаниях вошло
в моду, если команды плохо сотрудничают, созывать их на командообразующие меро-
приятия, или «тимбилдинг». Сходить вместе в боулинг, может, и приятно в качестве
отдыха от работы, но в остальном на таких мероприятиях происходит все то же самое:
люди взаимодействуют лишь на поверхности, а на деле подобное совместное время-
препровождение нисколько не способствует возникновению доверия или общности
на хоть сколько-нибудь глубоком уровне. В нем отсутствует важный элемент, с помо-
щью которого мы от начала времен создаем сообщества, а затем исторические хрони-
ки, исключительно важные для всех членов сообщества. Этот элемент — сторителлинг,
процесс рассказывания историй. Мы потеряли связь с объединяющей силой расска-
занных истории, а с утратой этой связи и отношения в наших сообществах обветшали
и утратили силу. Открыть для себя заново живую силу историй необходимо. Вот как
говорит об этом Паркер Палмер:
«Чем больше вы знаете о пути, пройденном другим человеком, тем менее вероятно,
что вы не будете доверять этому человеку или любить его. Хотите знать, как постро-
ить доверие? Узнайте больше друг о друге. Узнайте об этом через простые вопросы,
заданные по ходу дела, пока вы трудитесь вместе. Создайте рабочие места, не про-
сто предоставляя людям работу, но и отдавая должное их душе.
Именно так ткутся отношения в обществе, способном выстоять в дни кризиса,
обеспечив всем необходимым в дни нужды. Эту ткань надо ткать до того, как нагря-
нет кризис — в самые тяжелые моменты уже поздно призывать к единству общества.
Поэтому давайте убедимся, и на словах, и на деле, что мы действительно создаем
сообщества равных между собой коллег, сообщества, сформированные настолько же
вокруг самих людей, насколько вокруг их рабочих задач, сообщества, сформирован-
ные как вокруг живых душ, так и вокруг служебных обязанностей»
13
.
200
Глава 2.4
Неудивительно, что центр Center for Courage & Renewal (CC&R) Паркера Палмера
специально занимается исследованиями в области того, как сделать рассказывание ис-
торий составной частью жизни организаций. В этом некоммерческом центре создаются
уединенные убежища с особой духовной атмосферой, чтобы помочь учителям, врачам,
священникам и бизнесменам восстановить связь с их призванием, воссоединить долж-
ность и душу
14
. Небольшая организация состоит из примерно десяти человек персона-
ла поддержки и сети из 200 специально обученных фасилитаторов. За последнее деся-
тилетие они оказали помощь более чем 40 тысячам учителей и представителей других
профессий в домах отдыха центра.
CC&R использует самые простые процессы. С их помощью традиция рассказы-
вать истории вплетается в повседневную жизнь организации. Например, когда все
сотрудники собираются вместе на ретрит (company retreat), по программе ставятся
вопросы, и каждый может ответить на них в течение двух-трех минут (или свободно
воздержаться). «Расскажите нам о пожилом человеке, сыгравшем важную роль в ва-
шей жизни»; «Расскажите о первом заработанном долларе». Процесс достаточно прост,
но в то же время позволяет отбросить маску и поделиться с коллегами важными собы-
тиями, повлиявшими на формирование личности на пути к себе.
Ретрит компании — вполне естественный повод для рассказывания историй, как
и приход нового коллеги. Вполне естественно слушать истории, когда сотрудники
выбираются на совместный отдых. Набор новых сотрудников — другой повод рас-
сказывать истории. CC&R приветствует новых сотрудников на специальной встрече.
Каждый из членов команды приносит предмет, символизирующий пожелание ново-
му коллеге. Они по очереди вручают ему подарки и делятся пожеланиями. Этот про-
цесс — прекрасный способ поприветствовать новичка и дать понять, что ему или ей
здесь рады. Но он во многом помогает и остальным членам команды, поскольку они
тоже узнают друг друга на более глубоком уровне. Каждое пожелание — это история,
открывающая, чем рассказчик дорожит в отношениях с коллегами по работе.
Похожий процесс происходит, и когда кто-то оставляет CC&R. Команда обычно
собирается на обед вместе с увольняющимся коллегой. Каждый готовится рассказать
свою собственную историю о работе в организации уходящего коллеги. Конечно, исто-
рии рассказывают такие, чтобы сказать на прощание что-нибудь приятное. Но опять-
таки, эти истории многое открывают и о самом рассказчике — чем он дорожит в дру-
гих людях, что его трогает, чем он дорожит во взаимоотношениях на рабочем месте.
Взаимоотношения меняют нас, открывают нас миру, пробуждают в нас
нечто большое. Наши таланты становятся видны — даже нам самим, —
только когда мы объединяемся с другими.
М. Уитли, М. Келлнер-Роджерс