Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 20672
Скачиваний: 753
221
Стремление к целостности (HR-процессы)
В части описанных в этой книге организаций считают нужным также обучать каж-
дого нового сотрудника основным рабочим навыкам, необходимым на предприятии.
FAVI, французская компания — изготовитель запчастей для автомобилей, обучает всех
инженеров и административных работников работать по крайней мере за одним из стан-
ков в цехах. Это весьма практично: если заказ нужно исполнять срочно, могут понадо-
биться все имеющиеся в наличии руки. Белые воротнички спускаются из офисов на пер-
вый этаж и встают на несколько часов к станкам. Замечательный обычай способствует
сплочению сообщества. Коллеги, исполняющие инженерные и административные обя-
занности, работают в цеху под руководством рабочих. Они на собственном опыте убе-
ждаются, как тяжела работа за станком и сколько умения она требует. В конце дня, когда
заказ исполнен вовремя, все коллеги разделяют гордость за хорошо сделанную работу.
В Sun Hydraulics все новые сотрудники начинают свою трудовую деятельность
с «производственной практики» (manufacturing tour) вне зависимости от того, чем они
в дальнейшем будут заниматься. Они учатся управлять не одним, а несколькими ав-
томатизированными рабочими местами. Для рабочих-почасовиков практика длится
от двух до четырех недель. За это время они работают на четырех-шести различных
участках. Для тех, кто будет зачислен в штат постоянных работников, практика длится
еще дольше, от одного до четырех месяцев в цехах. Только после этого новые сотрудни-
ки переходят к обязанностям, для исполнения которых их нанимали.
Зачем нужен такой длинный вводный курс? В Sun Hydraulics считают важным выстро-
ить взаимоотношения между сотрудниками по всей компании со всех возможных углов
зрения. Среда самоуправления устроена так, что там происходят самые разнообразные со-
бытия и необходим свободный доступ ко всем коллегам для обсуждения изменений в усло-
виях отсутствия иерархии последовательных одобрений каждого нововведения. Чем боль-
ше людей вы знаете лично, тем больше понимаете производственный процесс в целом, тем
успешнее сможете выступить с новой идеей и осуществить ее. В Sun Hydraulics иногда слу-
чается, что после «производственной практики» новые сотрудники в итоге берут на себя
совсем не те обязанности, которые собирались выполнять, устраиваясь на работу. Новички
сталкиваются с чем-то новым и интересным для себя, или случается какая-то срочная не-
обходимость, и в итоге они оказываются на совершенно ином рабочем месте.
Процесс адаптации в FAVI кончается красивым жестом. Новые члены команды, про-
шедшие через все вступительные тренинги первых двух месяцев работы, пишут откры-
тое письмо группе коллег, к которой присоединились. Нет никаких инструкций насчет
того, что там должно быть написано, поэтому новым сотрудникам приходится углубить-
ся в себя, чтобы найти что-то существенное, о чем стоит сказать. Письма эти неизменно
оказываются глубоко трогательными, исполненными благодарности и радости. У многих
рабочих FAVI при поступлении еще свежа память о прежнем опыте работы в условиях
тотального недоверия, постоянного контроля и управления сверху. Оказавшись в иной
222
Глава 2.5
среде, где им доверяют, где с их голосом считаются, они часто переживают подлинный
переворот в сознании. Для многих рабочих письмо — не самый предпочтительный спо-
соб самовыражения. Поиск нужных слов требует немалых усилий, и процесс этот стано-
вится сродни особому ритуалу, обряду перехода при приеме в новое сообщество.
Тренинг
Самоуправляющиеся организации естественным образом предлагают своим сотруд-
никам необыкновенные возможности для обучения. Никто не станет удерживать вас
от решения взять на себя больше обязанностей ли попробовать сделать что-либо новое.
Напротив, чем больший вклад вы стараетесь внести, тем больше растет ваша репутация
и тем больше людей обращаются к вам за консультацией и помощью — и тем бόльшую
поддержку вы получите в новой роли и большее доверие вызовет ваша инициатива. Ден-
нис Бакке говорит, что «внутреннее устройство AES сделало из компании самое лучшее
учебное заведение, какое только можно найти»
3
, потому что люди там непрерывно учатся,
принимая решения и обращаясь за консультацией, работая в командах на добровольных
началах, подхватывая на лету умения и знания, которые в иных условиях концентриро-
вались бы в среде менеджмента и ключевых сотрудников основных функциональных
подразделений. Сотрудник Sun Hydraulics очень красиво описывает:
«Здесь делается много хорошего, такого, чего ни за что нельзя было бы сделать
в традиционной компании. <…> Среди нас есть множество свободомыслящих, ода-
ренных людей. Они могли бы за всю жизнь так и не узнать, в чем их талант. А здесь
все устроено так, что талант не может не раскрыться. Иногда мне не хватает ощуще-
ния уверенности от понимания, что кто-то оценивает мой вклад, признаёт, что я хо-
рошо делаю свою работу, выкладываюсь по полной. Но возможности попробовать
что-то новое никогда не иссякают»
4
.
Личная ответственность и свобода учиться
Развивать людей — не задача организации, но у людей есть
возможность развиваться, работая на организацию.
Том Томисон
Главная отличительная черта тренинга в Бирюзовой организации, конечно, от-
ветственность сотрудников за свое обучение. Нет никаких сотрудников HR-служ-
бы, утверждающих программы тренингов и определяющих, кто и в каком тренинге
223
Стремление к целостности (HR-процессы)
примет участие. В процессе внутреннего консультирования сотрудники могут запи-
саться на любой тренинг внутри или вне компании, если верят, что эти расходы оправ-
даны. Чтобы сделать обучение еще более доступным, некоторые компании из иссле-
дованных мною утверждают бюджет на внешние тренинги (на индивидуальном или
командном уровне), и его не нужно дополнительно согласовывать в процессе вну-
треннего консультирования. В Buurtzorg, например, выработался принцип: команды
могут потратить 3% дохода на тренинги без дополнительного согласования. Члены
команды сами решают, какие дополнительные знания или навыки им необходимы,
а затем ищут, где этому можно научиться лучше всего: у медицинского представи-
теля, в отделении больницы или иногда просто у фармацевта или у другой команды
Buurtzorg. Йос де Блок, основатель компании, отмечает, что такая свобода действий
позволяет медсестрам и медбратьям очень быстро реагировать на новые возможности
медицины.
«Удивительно большое число коллег самостоятельно записывается на тренинги
в специализированных медицинских областях с особым техническим оборудованием,
чтобы помогать затем новым клиентам новейшими и лучшими способами. Они учатся
устройству и обращению с любым оборудованием, от лекарственных помп до диа-
лиза и дыхательных аппаратов, поскольку профессионалов, способных заниматься
любым пациентом, все еще очень мало. Едва медсестры и медбратья избавляются
от необходимости просить у кого-то разрешения поучиться, их готовность получать
новые знания немедленно растет. “Я словно бы пробудилась ото сна, осознав, какие
возможности передо мной открываются”, — часто можно услышать в Buurtzorg»
5
.
Поскольку широко известно, что сотрудники Buurtzorg работают с любыми
устройствами и владеют любой техникой, доктора начинают прописывать пациентам
методы лечения, значительно улучшающие качество их жизни, например лекарствен-
ные помпы при хронических болях. Такие услуги выходят за пределы ограниченного
перечня стандартных услуг, оказываемых традиционными патронажными организа-
циями.
Различные категории обучения
В традиционных организациях программы тренинга обычно разделяются на две кате-
гории.
1. Тренинг, помогающий сотрудникам взбираться по карьерной лестнице. Тре-
нинг юных талантов, начинающих менеджеров, менеджеров, управляющих
224
Глава 2.5
другими менеджерами, руководителей высшего звена и так далее. Зеленые ор-
ганизации, кроме того, обращают особое внимание и тратят много времени
и денег на тренинг, помогающий новым менеджерам благородно распоряжать-
ся властью и передавать бόльшую ее часть подчиненным.
2. Тренинг специальных практических навыков, например курсы по улучшению
навыков продаж, финансового анализа или курсы бережливого производства
(lean manufacturing).
В самоуправляющихся организациях первая категория тренингов просто исчеза-
ет. Здесь нет программ, помогающих карабкаться вверх по карьерной лестнице. Вместо
этого в Бирюзовых организациях предлагают два вида тренингов, редких в традици-
онных организациях: тренинги по укреплению общей культуры организации и тре-
нинги личностного развития. Тренинги по развитию навыков остаются, но чаще всего
их проводят более опытные коллеги, и обучение неразрывно связанно с ценностями
и культурой компании.
Программы тренингов для всех сотрудников
В самоуправляющихся компаниях существует особый тип тренингов. Их посе-
щает каждый новый сотрудник, вне зависимости от того, какие обязанности он
в дальнейшем будет выполнять. Это, например, тренинги по ненасильственным
коммуникациям (Nonviolent Communication), по разрешению конфликтов, а так-
же тренинги, где разъясняется, как вообще протекает работа в условиях отсутствия
иерархии.
Для того чтобы расстаться с прежними привычками и приобрести новые, мало
один раз пройти программу тренингов. Поэтому первоначальные учебные модули
в дальнейшем дополняются более углубленными тренингами, а также практическими
занятиями, вплетенными в повседневную работу. В FAVI Жан-Франсуа Зобрис обычно
ведет часовой тренинг, проходящий каждую пятницу по утрам и открытый для каж-
дого, кто пожелает присоединиться. Тема: углубленное изучение главных организаци-
онных инструментов FAVI (в компании их называют fiches, «карточки», поскольку ос-
новополагающие принципы действительно вполне буквально доступны сотрудникам
в форме специально проиндексированных карточек). Занятия включают в себя обсу-
ждение смысла и цели деятельности организации, ее ценностей, механизмов принятия
решений, а также методов бережливого производства (lean manufacturing). Другие ор-
ганизации используют такие форматы тренингов, как групповой коучинг (если надо
проработать какую-то проблему), выезды всей компанией на ретриты (company retreat)
и дни ценностей.
225
Стремление к целостности (HR-процессы)
Сотрудники становятся наставниками
Когда в организациях начинают обучать сотрудников силами собственных сотрудни-
ков, компании обычно перестают обращаться к тренерам со стороны. Занятия прово-
дят коллеги, особо увлеченные нужным делом и перекладывающие учебный матери-
ал на язык культуры организации. Обычно обучение на таком тренинге направлено
изнутри наружу: оно помогает людям установить связи между собой, выяснить, кто
они есть на самом деле, а потом найти подходящие пути выразить себя применитель-
но к предмету изучения. Превращение своего сотрудника в наставника сокращает рас-
ходы и мотивирует людей, поскольку дает инструкторам возможность блеснуть зна-
ниями и опытом. Берлинская школа ESBZ практически полностью полагается на этот
метод обучения. Недавно там познакомились с особой методикой улучшения запоми-
нания, что очень важно для учебы. Школа послала на тренинг инструкторов по этой
методике команду, включающую и учителей, и учеников. Кто сказал, что обучением
должны заниматься исключительно учителя? Почему бы не научить способного учени-
ка так, чтобы он смог обучать других учеников?
Должностные инструкции, названия должностей
и планирование карьеры
В предыдущей главе мы видели, как самоуправляющиеся организации избавляются
от жестких должностных инструкций и названий должностей. Большинство сотрудни-
ков не выполняют одну-единственную «работу», соответствующую некоему описанию.
Вместо этого человек принимает на себя уникальную комбинацию обязанностей. Этот
процесс имеет замечательное дополнительное преимущество: гораздо сложнее начать
путать себя со своей должностью, когда у твоей должности нет названия. Такое смеше-
ние в наше время довольно обычно. Когда нас спрашивают, чем мы занимаемся в про-
фессиональном плане, мы склонны отвечать так: Я… (начальник смены, глава отдела
продаж, вице-президент по HR). Какая-то часть внутри нас верит: должность и есть то,
что мы есть, и мы начинаем думать и вести себя соответственно. Если же названий
должностей и должностных инструкций нет, мы склонны видеть себя в первую оче-
редь и по большей части людьми, некоторое время вкладывающими силы в выполне-
ние определенных обязанностей.
В Бирюзовых организациях избавляются и от должностных инструкций, и это
тоже имеет дополнительное преимущество: у нас нет возможности обратиться к ин-
струкции, указывающей, что и как делать. Нам придется найти внутри себя собствен-
ный, особый способ наполнить наши служебные обязанности жизнью и смыслом. Боб