Файл: Открывая организацию будущего.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2018

Просмотров: 20670

Скачиваний: 753

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

216

Глава 2.5

Глава 2.5

Стремление к целостности 

(HR-процессы)

Мы изобрели быстроходные машины, но заперли в них 

свои души. Изобретения не принесли нам желаемого бо-

гатства. Наши знания превратили нас в циников; ум сде-

лал нас злыми и жестокими. Мы слишком много думаем 

и слишком мало чувствуем. Мы нуждаемся не в открыти-

ях, а в простой человечности, не в развитом уме, но в доб-

роте и чуткости: без них наша жизнь превратится в жест-

кую бессмысленную трату времени.

Чарли Чаплин (заключительная речь цирюльника  

в фильме «Великий диктатор»)

Достичь целостности  — нелегкая задача. При каждом тревожном событии нас так 

и тянет искать спасения в разделении и отделении. Наша душа прячется, наше эго бе-

рет верх и делает то, что, по его ощущениям, нужно, чтобы мы почувствовали себя 

в безопасности. Но эта безопасность слишком дорого обходится: теперь мы относимся 

и к другим, и к себе со страхом и осуждением, а не с любовью и расположением.

Во многих древних традициях высшей целью жизни считается преодоление раз-

деления и восстановление полноты. Практические подходы, описанные в предыдущих 

главах (открытые и гласные основополагающие принципы, практики разрешения кон-

фликтов, методы проведения встреч, места для размышлений, особое устройство офи-

сов), нужны, чтобы создать безопасную атмосферу для работы, где сотрудники смогут 

без опасений вкладывать себя целиком как в личную, так и коллективную целостность. 

Однако в новаторских организациях, исследованных в этой книге, сделали вывод, что 

нельзя останавливаться. Поэтому там перестроили также и все ключевые HR-процес-

сы: прием на работу, адаптацию новых сотрудников, аттестацию, оплату труда, уволь-

нение, — потому что нынешний подход, как правило, лишен целостности и основан 

на страхе и разделении.


background image

217

Стремление к целостности (HR-процессы)

Прием на работу

Ложь начинается задолго до того, как мы сделаем первые шаги в новой организации, 

еще в процессе принятия на работу. Будучи кандидатами, мы соглашаемся выглядеть 

так, как хотел бы наниматель, буквально во всем: в том, что написано в нашем резюме, 

в одежде, в манерах, в наших вопросах, уместных или не уместных на собеседовании, 

в историях, выбранных нами для рассказа о себе. Работодатели, пытаясь привлечь кан-

дидатов, тоже часто надевают маски (появилось целое направление маркетинга под на-

званием «брендинг работодателя» (employer branding), учащее заманивать не клиентов, 

а кандидатов на должности, создавая нужное впечатление о компании как о замеча-

тельном работодателе). Процесс приема на работу часто напоминает нескладный танец 

двух партнеров на высоких каблуках, чтобы казаться внушительнее, в утягивающей 

одежде, чтобы спрятать живот, и с таким количеством косметики, что при свете дня 

они не узнают друг друга.

Я советую вам остерегаться всех дел, требующих нового платья.

Генри Дэвид Торо

В Бирюзовых организациях внесли поправки в  традиционный процесс приема 

на работу. Теперь обе стороны могут взглянуть друг на друга внимательнее и составить 

более верное впечатление. Для начала собеседование проводят не специально обучен-

ные методикам проведения интервью сотрудники HR-службы, а будущие коллеги воз-

можного нового сотрудника. Они попросту хотят понять, смогут ли изо дня в день ра-

ботать рядом с этим кандидатом. У сотрудников нет никаких заранее заданных целей, 

и они куда более откровенны относительно своего места работы. Ведь в итоге им же 

и придется иметь дело с последствиями, если они чересчур расхвалят компанию потен-

циальному члену команды.

Поскольку члены команды, проводящие собеседование, предельно честны, канди-

дат чувствует потребность и самому быть честным. Это важно, поскольку каждая ор-

ганизация, участвовавшая в этом исследовании, настаивает, что поведение кандидата 

не менее, если не более важно, чем его профессиональные навыки и опыт работы. Вдох-

новляют ли этого человека ценности организации и смысл ее деятельности? Будет ли 

этот человек хорошо чувствовать себя в условиях самоуправления? Впишется ли этот 

человек в команду? Сотрудникам хочется иметь дело с реальной личностью, а не с кан-

дидатом, дающим правильные ответы на все вопросы.


background image

218

Глава 2.5

Тами Саймон, основательница компании Sounds True, так рассказывает об особой 

культуре их организации, о том, как люди или вписываются, или не вписываются в нее:

«Я обнаружила, что в первые три месяца работы многие уходят. <…> В нашей ком-

пании люди хотят знать, кто вы, хотят, чтобы вы вели себя естественно, они не хотят, 

чтобы вы меняли на работе по сорок масок за день. Так и тянет попросить: кто тут 

настоящий, покажись! Нам хочется подлинности. Будьте на работе тем, кто вы в не-
рабочее время. Вот такая здесь среда общения, и, конечно, мы стараемся изучить 
кандидатов с этой точки зрения и дать им это понять еще до того, как они согласи-
лись работать у нас. Множество людей сперва говорят: “О, я готов к этому, мне это 
интересно, это именно то, что я хочу!” И лишь войдя поплотнее в работу, начинают 
задумываться, а удобно ли им работать среди людей, которые, остановившись в ко-
ридоре и спросив: “как твои дела?” — действительно интересуются, как твои дела! 
Буквально! как твои дела?»

1

Конечно, профессиональные навыки и опыт работы имеют значение, но обычно 

они на втором месте. Обязанности в Бирюзовых организациях настолько часто меня-

ются, что не имеет смысла нанимать кого-то на определенную должность. В органи-

зациях, описанных в этом исследовании, выяснили: люди, мотивирующие себя сами, 

удивительно быстро осваивают новые навыки и получают необходимый опыт. Серьез-

но помешать заключению контракта может лишь ощущение, что потенциальный кол-

лега не вписывается в команду, особенно если он, по всей видимости, не готов к само-

управлению. Вот как говорит о таких кандидатах один из сотрудников AES:

«[Плохой кандидат] — это хронический нытик, всегда недовольный, всегда обвиняю-

щий во всем других, не желающий брать на себя ответственность, нечестный, никому 
не доверяющий. Плохой кандидат ждет особого распоряжения, ждет, когда ему ска-
жут что делать. Не самый подходящий кандидат — тот, кто негибок, и тот, кто говорит: 

“Это не моя работа”»

2

.

Большинство Бирюзовых компаний уделяют много времени рассказам о ценно-

стях организации, объясняют, как протекает здесь работа, чтобы кандидаты могли 

решить, хотят ли они быть частью такой организации. Каждого потенциального со-

трудника Morning Star во время собеседования подробно информируют, что такое са-

моуправление. В AES во время отбора сотрудников кандидатов приглашают принять 

участие в разговоре о ценностях и традициях организации. Во многих Бирюзовых ор-

ганизациях с потенциальным сотрудником беседует значительное число членов коман-

ды, 10–12 интервью — не редкость. У обеих сторон есть достаточно времени, чтобы 


background image

219

Стремление к целостности (HR-процессы)

почувствовать и понять друг друга. По сути, идет двусторонний процесс узнавания, 

поиск ответа на главный вопрос: Стоит ли нам идти дальше вместе?

В некоторых организациях, например в FAVI, широко используют испытательный срок 

для сотрудников, чтобы обе стороны могли проверить себя. Zappos.com, компания по про-

даже обуви, онлайн-ретейлер, предлагает новым сотрудникам чек на $3000, если по зрелом 

размышлении они решат уволиться после пробных четырех недель. Процесс опирается 

на то нехитрое соображение, что не стоит жить в браке, если ему не суждено сохраниться. 

Три тысячи долларов — большая сумма для людей, отвечающих на звонки в колл-центрах 

или переставляющих коробки в отделах доставки, то есть для большинства сотрудников 

Zappos.com. То, что лишь один-два процента вновь пришедших берут деньги и увольняют-

ся, можно объяснить только выдающейся культурой компании Zappos. Когда процент тех, 

кто уходит во время испытательного срока, сокращается почти до нуля, Zappos увеличива-

ет сумму (начинали они с $100, затем подняли до $200 и т. д., вплоть до нынешнего уровня). 

По сути, этот процесс — идеальный, постоянно действующий барометр здоровья культуры 

организации (Zappos.com знаменита Зеленой культурой, описанной в бестселлере «Достав-

ляя счастье»* (Delivering Happiness), написанном Тони Шеем, основателем и главой ком-

пании. 1500 сотрудников сейчас совершают переход к холакратии: это будет крупнейшая 

на сегодняшний день холакратическая организация).

Адаптация новых сотрудников

Процесс адаптации во многих организациях на сегодня весьма примитивен. Новым сотруд-

никам вручают несколько брошюр об истории компании, миссии и ценностях организации, 

или это может быть двухчасовое собрание, где о том же самом говорит кто-то из высшего 

руководства. Однако по большей части первые шаги нового сотрудника в компании овеяны 

скукой и рутиной: подписать бумаги, найти стол, получить компьютер, выбрать пароль для 

внутренней сети. Подготовившись к началу работы, новый сотрудник должен попытаться 

выловить своего начальника, чтобы получить общую информацию о том, что делать. Пер-

вые дни редко бывают продуктивны, а времена, когда кандидат и компания строили друг 

другу глазки на собеседованиях, забываются, как давний курортный роман.

Бирюзовые организации тратят гораздо больше времени и энергии на то, чтобы 

помочь новичкам адаптироваться. Первые дни и  недели особенно важны для того, 

чтобы новые сотрудники поняли: их новая работа очень отличается от всего того, что 

они встречали прежде. В центре процесса адаптации лежит особая форма тренинга, 

*  Шей Т. Доставляя счастье. От нуля до миллиарда: история создания выдающейся компании 

из первых рук. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. Прим. ред.


background image

220

Глава 2.5

помогающая новым сотрудникам начать ориентироваться в окружении. Тренинг часто 

затрагивает в той или иной форме три основных отличия Бирюзовых организаций: са-

моуправление, стремление к целостности и эволюционную цель.

 

Самоуправление. Людей, пришедших из традиционных иерархических органи-

заций, самоуправление вначале может ставить в тупик. Программа тренинга 

помогает понять, как работает самоуправление, что здесь нового, что остается 

прежним, какие умения и навыки нужны, чтобы успешно работать в таком окру-

жении и т. д. В Buurtzorg всех новых медсестер и медбратьев обучают процессам 

разрешения проблем и проведения собраний, иными словами, навыкам работы 

в команде при отсутствии босса, отдающего приказы. Сходным образом все но-

вые сотрудники Morning Star принимают участие в семинаре по основам само-

управления. Переход к нему может быть особенно сложен для тех, кто ранее за-

нимал руководящие должности. Им приходится учиться добиваться результата 

без использования грубых методов из арсенала «отдал распоряжение — прокон-

тролировал исполнение». Тратить силы для облегчения процесса перехода к но-

вой системе управления — совсем не роскошь. Пол Грин-младший возглавляет 

Институт самоуправления Morning Star’s и утверждает, что почти 50% людей, 

прежде занимавших руководящие должности в других организациях (уровень 

вице-президента или выше), в итоге уходят из компании через год или два, «по-

тому что им трудно адаптироваться к системе, где они не могут играть роль бога».

 

Стремление к целостности. Новые коллеги также проходят тренинг в области 

принятия на себя ответственности, основополагающих принципов и ценно-

стей, позволяющих в большей мере быть самим собой. Вступительный тренинг 

Buurtzorg, кроме того, включает методики разрешения конфликта и ненасиль-

ственных коммуникаций (Nonviolent Communication). Все новые сотрудники 

в Heiligenfeld проходят через шесть тренинговых модулей, включающих такие 

темы, как «самообладание» (self-mastery) и  «умение справиться с  неудачей» 

(dealing with failure).

 

Эволюция цели организации. Еще одна важная часть адаптации вращается вокруг 

осмысления цели деятельности организации: Что собой представляет эта цель, 

откуда она взялась? Новые коллеги приглашаются осмыслить свое личное при-

звание и понять, каким образом оно согласуется с важнейшей целью организа-

ции. Как эти два смысла могут поддерживать и взаимно дополнять друг друга? 

Некоторые основатели и CEO Бирюзовых организаций, такие как Йос де Блок 

из Buurtzorg, Ивон Шуинар из Patagonia, находят эту часть адаптации настолько 

важной, что предпочитают лично участвовать в каждом собрании на эту тему.