Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 20715
Скачиваний: 761
246
Глава 2.6
Пожалуй, лучше всего это определил психолог Виктор Франкл: «Не ставьте себе
целью успех — чем больше вы будете стремиться к нему, тем вернее вы его упустите.
За успехом, как и за счастьем, нельзя гнаться; он должен получиться — и получается —
как неожиданный побочный эффект личной преданности большому делу». Это еще
один великий парадокс: если во главу угла ставить цель, а не прибыль, прибыль, как
правило, возрастает.
Несколько из основателей описанных здесь организаций вообще не собирались
создавать свой бизнес. Они следовали некоей оформившейся идее, в каком-то смысле,
возможно, коммерческой, но идея была важнее прибылей в самом буквальном смыс-
ле этих слов. Ивон Шуинар, основатель и владелец компании Patagonia, совсем не со-
бирался посвящать свою жизнь бизнесу, пока не наткнулся на идею, превратившуюся
в компанию стоимостью $540 миллионов, где работают 1350 человек.
Говоря откровенно, я, конечно же, хочу, чтобы мои фильмы приносили
деньги, но деньги — это лишь топливо для ракеты. На самом деле я хочу
куда-то двигаться. Двигаться, а не копить топливо.
Брэд Берд, режиссер мультфильмов «Суперсемейка» и «Рататуй»
Ребенком Шуинар каждую свободную минуту проводил на природе: взбирал-
ся на скалы, нырял, обучал ястребов для охоты. В школе он чувствовал себя лишним,
и, по его словам, уроки для него были «возможностью тренироваться в задержке дыха-
ния, чтобы в выходной нырнуть еще глубже и поймать еще больше морских ушек и ома-
ров у берегов Малибу». Уйдя из школы, он жил, не имея постоянного дохода, находя
приют в заброшенных лачугах на пляже или в горах, прыгая на товарные поезда, чтобы
добраться до новой горы или до нового места для дайвинга. В 1957 г. он купил на свалке
кузнечный горн, топившийся углем, и самоучкой выучился ковать, чтобы делать альпи-
нистские крючья. Друзья попросили его сделать такие же крючья и для них, и Шуинар
нашел способ зарабатывать на свою немудреную жизнь. Годами он зимой ковал крючья,
чтобы с апреля по июль взбираться на стены в Йосемитских горах, остаток лета прово-
дить в Вайоминге, а осенью снова возвращаться в Йосемитские горы, где он оставался
вплоть до ноября и первого снега. Никто, а более всего — он сам, не мог бы счесть такого
человека бизнесменом. Но он стал им и владеет сейчас многомиллионной компанией. Од-
нако трезвого взгляда на темные и светлые стороны такого занятия не теряет:
«Я уже почти полвека как бизнесмен. Но произнести эти слова для меня так же тя-
жело, как для кого-нибудь признаться в том, что он юрист или алкоголик. Я никогда
247
Внимание к эволюционной цели организации
не уважал профессию бизнесмена. Именно бизнес отвечает за большинство эколо-
гических проблем, уничтожает культуру коренных народов, отнимает деньги у бедных
и отдает их богатым, отравляет землю выбросами своих заводов.
Но, с другой стороны, бизнес делает для нас еду, лечит, контролирует числен-
ность населения, дает людям работу, обогащает в целом нашу жизнь. И все то хоро-
шее, что делает бизнес, включая прибыль, можно делать, не продавая своей души»
4
.
Опыт, определивший подход Шуинара к бизнесу, пришел к нему в 1970 г. в горах.
«После восхождения по маршруту Нос на Эль-капитан, практически нетронутый еще
несколько сезонов назад, я вернулся домой совершенно удрученный увиденными
разрушениями. Постоянное вбивание твердых стальных крючьев в одни и те же не-
большие трещины в скале, а потом еще и выдергивание страшно изуродовали гору.
Фрост [друг и помощник Шуинара по кузнице] и я решили, что наш кузнечный биз-
нес надо постепенно ликвидировать. <…> крючья были его главной составляющей,
но мы уничтожали ими наши любимые горы»
5
.
Шуинар и Фрост нашли альтернативу стальным крючьям — алюминиевые клинья:
их можно вгонять руками, не повреждая скалу. Два года спустя Шуинар выпустил свой
первый каталог, и через месяц-другой с крючьями было покончено. Клинья продава-
лись быстрее, чем их успевали сделать. Ивон Шуинар неожиданно обнаружил в альпи-
нистской среде огромную потребность предаваться своему занятиию таким образом,
чтобы не наносить вреда окружающей среде.
Для Тами Саймон высокая цель также шла впереди коммерческих интересов.
«Я в некотором смысле довольно странная личность. Я ушла из колледжа, поскольку
не могла быть сама собой в академической среде. <…> Я чувствовала, что академи-
ческая среда вынуждает меня играть роль, вести себя так, словно у меня уже есть
ответы на все вопросы, тогда как на самом деле мне хотелось изучить все гораз-
до глубже. <…> Я погрузилась внутрь себя, настойчиво молилась, и молитва моя
была связана с потребностью служения. <…> когда в 20 лет я решила бросить кол-
ледж, я думала так: “Прошу, пусть у меня получится взять все мои таланты, которы-
ми одарила меня дружная и любящая семья, а также потрясающие возможности для
получения высшего образования и… отдать все это каким-то образом, — молилась
я. — Боже, я хочу исполнять Твою волю. Пожалуйста, покажи мне, что это значит. По-
жалуйста, просто возьми и покажи”.
248
Глава 2.6
Слова “Хочу исполнять Твою волю” очень важны для меня в особенном смысле,
потому что я не хотела делать все по-своему. Я не требовала, чтобы все делалось
непременно так, как хочу я. Но в то же время я не хотела быть безвольной и бездея-
тельной, просто сидеть в кафе и ждать, пока мои таланты вдруг внезапно раскроются.
Я чувствую, что идея компании Sounds True пришла ко мне тогда, в 20 лет, как
дар свыше, как договор с Вселенной, как некая клятва, и я пообещала: “Я буду слу-
жить Тебе. Я буду добросовестно работать”. А в ответ, с другой стороны, мне было
сказано: “Тебе помогут, тебе покажут, тебе откроются двери, ты встретишь нужных
людей, наткнешься на благоприятные возможности”. Это было ощущение подлин-
но космического соглашения о том, что… я смогу помочь распространить мудрость
разных традиций по всему миру. И смогу сделать это искренне, с полной самоотда-
чей. Таковы были мои взгляды с самого начала. С самого начала речь шла, по сути,
не обо мне. Я хотела стать собой, стать настоящей и дать что-то миру»
6
.
Принятие решений через понимание эволюционной цели
Сердце каждой организации — личность, готовая исследовать новые
возможности.
М. Уитли, М. Келлнер-Роджерс
Если речь не идет о сделках, связанных с прибылями и долей рынка, на основании чего
тогда принимают важные решения Бирюзовые организации? Они вслушиваются и ста-
раются понять, в чем состоит цель деятельности и смысл существования организации.
Это совершенно новая терминология в области организационной структуры. Конку-
рентная Оранжевая парадигма считает, что организации — это машины, а у машины нет
души и нет никаких своих собственных целей деятельности. С этой точки зрения, обя-
занность CEO и руководства — решить, что надо делать этой машине. В Эволюционной
Бирюзовой парадигме организация мыслится как живой организм, существо, наделенное
собственной энергией, личностью, творческим потенциалом и направлением развития.
Не нужны указания, что же надо делать, нужно вслушаться, что же происходит, присо-
единиться к этому, как в танце, понять, куда он нас поведет.
Брайан Робертсон, создатель холакратии, использует термин эволюционная цель,
чтобы обозначить организации, ощущающие, как мы с вами, свое призвание и наде-
ленные энергией развития, движущей их в сторону осуществления призвания.
249
Внимание к эволюционной цели организации
«Что такое личность организации? Чего она требует? <…> Здесь можно использовать
метафору совместного жизненного пути родителя и ребенка: мы понимаем, что у наше-
го ребенка есть своя отдельная личность, своя собственная стезя и собственная цель.
Даже если я искренне убежден, что мой отпрыск должен стать врачом, это не означает,
что я должен непременно осуществить этот проект над своим ребенком. Это трудный,
взаимозависимый процесс. Став родителями, мы узнаем, что здоровый и подлинный
путь родителя — это путь отделения ребенка от себя, а ирония состоит в том, что эта
дифференциация родителя и ребенка ведет к более осознанному единству, к взаимо-
отношениям и взаимосвязи, но теперь это будут отношения между равными. <…>
Мы, люди, можем настроиться на звучание эволюционной цели организации,
но ключ к ней в разделении личностей, наших и организации. Нужно выяснить:
“В чем состоит призвание организации?” — а не “На что может сгодиться эта орга-
низация, оказалавшаяся в нашей собственности?” Скорее, так: “Что это за живое су-
щество перед нами, во что эта живая система может превратиться?” Именно это мы
и подразумеваем под эволюционной целью: глубочайший творческий потенциал при-
вносит в жизнь что-то новое, какую-то новую энергию, что-то ценное для мира. <…>
На творческий импульс или потенциал надо настроиться, он существует независимо
от того, чего хотим мы сами»
7
.
Buurtzorg — интересная иллюстрация к утверждению Робертсона. Компания была со-
здана не только по причине недовольства тем, во что существующие патронажные органи-
зации Нидерландов превратили благородную профессию медсестры-медбрата, разбив ее
на серии отдельных, бессмысленных действий. Идея выросла из нового, более широкого
понимания задач соседского ухода на дому. Цель состояла не в том, чтобы вколоть лекар-
ство или сменить повязку, а в том, чтобы помочь пациентам зажить разнообразной, осмыс-
ленной и самостоятельной жизнью в той мере, в какой возможно. Внутри такого широкого
понимания цели Buurtzorg продолжает развиваться и следовать своему призванию.
Недавно, например, одна из команд в сельской местности разработала новую концеп-
цию: пансионат для пациентов, дающий возможность отдохнуть тем, кто осуществляет
за ними основной уход. Организация обеспечивает медицинской помощью, но кто-то
еще, часто муж или жена пациента, иногда его сын или дочь, несет основное бремя ухо-
да за ним. Нередки случаи, когда ухаживающий супруг, тоже пожилой, бывает просто
вымотан непрерывным бдением рядом с больным, иногда круглые сутки напролет. Если
напряжение слишком возрастает, тот, кто осуществляет основной уход, может свалиться
и тоже заболеть. «По-моему, будет просто замечательно, — подумала одна из медсестер
Buurtzorg, — если организовать заведение, куда можно положить пациентов на день, или
на два, или даже на неделю, что-то вроде пансиона, где обеспечивают кровать, трехра-
зовое питание и уход, чтобы тот, кто ухаживает за больным постоянно, мог позволить
250
Глава 2.6
себе выходные и отдохнуть». Одна из сестер тогда как раз получила в наследство малень-
кую ферму. Вся команда вместе переоборудовала ее в пансион.
На одном из недавних ретритов (company retreat) Buurtzorg команда представила
свою новую идею всем коллегам. Теперь время покажет, приживется ли она, захотят ли
остальные команды создать у себя такие же пансионы. В этом вся прелесть методов
Buurtzorg, его представлений о потенциальных возможностях поставленной перед со-
бой высокой цели. Никто в организации, даже сам основатель Йос де Блок, не может
во имя этой цели заявить: «Да, эта идея прекрасно отвечает смыслу деятельности ком-
пании, поэтому мы создадим еще дюжину пансионов и отпустим на это столько-то де-
нег» или сказать нечто вроде: «Нет, это не отвечает задачам Buurtzorg, не будем этим
заниматься». Идея открытия таких пансионов будет развиваться своим чередом. Если
ей суждено осуществиться, если она достаточно жизнеспособна, она привлечет к себе
медсестер и медбратьев Buurtzorg, и компания откроет для себя новое поле деятельно-
сти. Или же такие пансионы останутся просто локальным экспериментом.
Интересно, что Buurtzorg никогда не фиксировал свою цель в виде письменно-
го документа, заявления о миссии компании. Йос де Блок и остальные сотрудники
Buurtzorg и так все время говорят о ней. Они находят, что в устной форме смысл дея-
тельности компании остается живым, не застывает в установленных формулировках.
Если использовать термин Робертсона, это делает цель компании эволюционной, пред-
полагает ее возможность развиваться далее.
На это мне могут заметить, что для Buurtzorg не составляет ни малейшего труда
услышать зов своего предназначения. Забота о больных и старых — очевидная необ-
ходимость (даже если другие патронажные организации Нидерландов слегка сбились
с правильного пути оказания помощи пациентам). Но как насчет организаций, изготов-
ляющих запчасти для автомобилей, перерабатывающих томаты в пасту или продающих
обувь? Какими высокими целями там могут вдохновляться? Существуют ли они вообще?
С возрастом я все более ясно ощущаю… как смешно то, что не имеет
собственного смысла, собственной души, то, что не пронизано любовью.
Марк Шагал
Мой ответ — да, существуют. Если исходить из того, что организации — живые
существа, у каждой организации есть своя душа и жизненная сила. Вопрос в том,
будем ли мы стараться услышать, что организация говорит нам о своих целях и же-
ланиях. Возьмем FAVI, меднолитейное производство, изготовление и продажу дета-
лей для электромоторов, сантехники и коробок передач. Найти объективный смысл