Файл: Открывая организацию будущего.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2018

Просмотров: 20653

Скачиваний: 751

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

276

Глава 2.6

«От  хорошего к  великому»* (From Good to Great), «Конкурентное преимущество»** 

(Competitive Advantage). Сами названия говорят о том, что считается в бизнесе основ-

ными целями: быть успешным, побить конкурентов, прорваться наверх

20

. С этой точ-

ки зрения, прибыль и доля рынка и есть самая суть бизнеса. Обязанность менеджера 

не в том, чтобы служить некоей цели, нужной миру, а в том, чтобы максимально увели-

чить стоимость акций.

Выше мы рассматривали постепенное проявление новой точки зрения, новой моде-

ли заинтересованных сторон. В рамках этой модели компании несут ответственность 

не только перед акционерами-инвесторами, но и перед клиентами, сотрудниками, по-

ставщиками, местным сообществом, природой и т. д. Лидеры организации обязаны 

найти компромисс между зачастую конфликтующими нуждами всех заинтересован-

ных сторон так, чтобы в долгосрочной перспективе все остались довольны. Ряд весьма 

успешных компаний, таких как Whole Foods и Southwest Airlines, — живые примеры 

сбалансированной точки зрения. С эволюционной точки зрения, модель заинтересо-

ванных сторон (Плюралистическая Зеленая модель) — явный шаг вперед по сравнению 

с более ограниченной моделью акционеров (Конкурентной Оранжевой). Но организа-

ция и в такой модели по-прежнему мыслится как некий предмет: его нужно подталки-

вать, чтобы заставить служить интересам всех.

На следующей ступени, Эволюционной Бирюзовой, смотрят на организацию уже 

не как на некую собственность, даже разделенную на равные части, чтобы в равной 

мере служить различным заинтересованным сторонам. Организация мыслится как 

энергетическое поле, возникающий потенциал, форма жизни, превосходящая всех 

заинтересованных лиц вместе взятых. Она стремится развиваться в  сторону соб-

ственной уникальной эволюционной цели. В этой парадигме никто не управляет ор-

ганизацией, даже если речь идет об основателе или законном владельце. Мы всего 

лишь  управляющие организацией, посредники, внимательно вслушивающиеся в ее 

глубокий творческий потенциал, чтобы помочь организации совершить свою работу 

в этом мире.

Такой взгляд настолько нов и необычен, что мы, вероятно, пока не в состоянии 

в полной мере осмыслить его последствия. Например, как может кто-то «владеть» ор-

ганизацией или акциями организации, если она представляется нам энергетическим 

полем или формой жизни?

*  Коллинз Д. От хорошего к великому. Почему одни компании совершают прорыв, а другие 

нет. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. Прим. ред.

**  Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить 

его устойчивость. М. : Альпина Бизнес Букс, 2005. Прим. ред.


background image

277

Внимание к эволюционной цели организации

Сегодня организациями владеют инвесторы. Возможно, нам придется разработать 

новые законы, отводящие инвесторам нужное место и отдающие должное автономии 

организаций.

Работа — это любовь в действии.

Питер Кэдди

Безусловно, многое еще предстоит изучить и понять, но организации-новаторы, 

описанные в этой книге, демонстрируют нам отработанный комплекс процессов, по-

зволяющих уделить должное внимание эволюционной цели организации. В таблицах 

на с. 278 кратко изложена суть этих процессов, контрастирующих с господствующей 

сейчас Оранжевой точкой зрения на управление организацией.

В конечном итоге позволение организации следовать собственному импульсу раз-

вития — это огромное облегчение. Нам больше не надо предвидеть будущее, чтобы 

разработать идеальную стратегию, нам не надо силой проводить изменения, не надо 

составлять детализированные бюджеты и подстегивать себя, если мы не дотягиваем 

до назначенных цифр. Мы получаем возможность быть партнерами жизни и услышать 

зов того нового, что хочет появиться с нашей помощью на свет. Об этом хорошо сказа-

но в книге Маргарет Дж. Уитли и Майрона Келлнера-Роджерса «Более простой путь» 

(A Simpler Way):

«Самоорганизующийся мир — очень странное для нас место. <…> Нам не нужно быть 

организаторами. Нам не нужно проектировать. <…> Мы можем отказаться от мыс-
ли… что мы ответственны за все формы организации, что именно на нас возложена 
эта… трудная, кропотливая работа — дать возможность чему-то появиться. Мы мо-

жем отказаться от мысли, что без нас ничего не произойдет. Мир сам знает, как себя 

создавать. Мы для него хорошие партнеры в этом деле. Или можем ими стать»

21

.


background image

278

Глава 2.6

Оранжевые процессы

Бирюзовые процессы

Понятие о цели

 

— Основная цель — самосохра-

нение организации (не имеет 
значения, что значится ее 
задачей)

 

— Организация мыслится как 

живое существо со своей 

собственной эволюционной 
целью

Стратегия

 

— Стратегический курс разра-

батывается высшим руковод-
ством

 

— Стратегия возникает есте-

ственным путем из коллек-
тивного разума самоорга-
низующихся команд сотруд-
ников

Принятие 
решений

 

— Не существует процессов, 

призванных обеспечить вни-
мание к цели деятельности 
и существования органи-
зации, принятие решений 
регулируется соотношением 
между инстинктом самосо-
хранения и страхом перед 
конкурентами

 

— Процессы, помогающие услы-

шать и осмыслить призыв 
цели деятельности и суще-
ствования организации.

 

— каждый сотрудник считается 

чувствительным прибором, 

реагирующим на изменения 
внутри и вне организации.

 

— Процессы в больших группах.

 

— Медитация, визуализация 

и другие эзотерические прак-
тики.

 

— Немедленный ответ на требо-

вания извне

Конкуренция

 

— конкуренция — это враги, за-

ставляющие действовать

 

— конкуренция особого значе-

ния не имеет.

 

— «конкуренты» приглашаются 

следовать вместе к высокой 
цели

Рост и доля рынка

 

— Главные двигатели успеха

 

— Имеют значение только в той 

мере, в какой помогают 
достижению эволюционной 
цели организации


background image

279

Внимание к эволюционной цели организации

Оранжевые процессы

Бирюзовые процессы

Прибыль

 

— Опережающий индикатор

 

— Запаздывающий индикатор: 

появляется естественным пу-
тем, если все идет правильно

Маркетинг 
и разработка 
продукта

 

— Снаружи внутрь: предложе-

ние определяют опросы по-
требителей, сегментация.

 

— Создание новых потреб-

ностей для потребителей 
по мере необходимости

 

— Изнутри наружу: предложе-

ние диктуется целью дея-
тельности и существования 
организации.

 

— Направляется интуицией 

и чувством прекрасного

Планирование, 
бюджетирование 
и контроль

 

— Основаны на принципе «пред-

видеть изменения и контро-
лировать ситуацию».

 

— Трудные циклы среднесроч-

ного планирования, годовых 
и месячных бюджетов.

 

— Строго придерживаться 

плана — любые отклонения 
требуют объяснений, страте-
гические просчеты должны 
быть ликвидированы.

 

— Амбициозные цели в цифрах 

для мотивации сотрудников

 

— Основаны на принципе «ощу-

щать и реагировать».

 

— Отсутствие или радикальное 

упрощение бюджета, отказ 

от отслеживания отклонений.

 

— Действенные, рабочие решения 

и быстрое их выполнение вме-
сто поиска идеальных решений.

 

— Постоянное ощущение того, 

что представляется необхо-

димым.

 

— Отказ от заранее запланиро-

ванных показателей

Управление 
изменениями

 

— Полный набор инструментов 

управления, позволяющих 

организации изменить со-
стояние А на состояние Б

 

— «Изменение» более не предмет 

для обсуждения, потому что орга-
низация непрерывно адаптирует-
ся к окружающему миру изнутри

Поставщики 
(и полная откры­

тость цепочки 
поставок)

 

— Поставщики выбираются 

исходя из критериев цены 
и качества.

 

— По умолчанию предполагает-

ся полная секретность дей-
ствий организации по отно-
шению к окружающему миру

 

— Поставщики выбираются 

по принципу соответствия 
цели деятельности и суще-
ствования организации.

 

— Полная открытость организа-

ции взгляду извне, предложе-
ниям, помогающим достичь 
цели организации


background image

Оранжевые процессы

Бирюзовые процессы

Управление на­

строением

 

—  

 

— Сознательное внимание 

к тому, какое настроение 
лучше всего поможет достичь 
цели деятельности и суще-
ствования организации

Личная цель

 

— В обязанности организации 

не входит помогать сотрудни-
кам определить, в чем состо-
ит их личное призвание

 

— Прием на работу, тренинги 

и оценки результатов обычно 
используются для изучения 
совпадения личного призва-
ния с целью деятельности 
и существования организации