Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 20655
Скачиваний: 751
281
Общие культурные черты
Глава 2.7
Общие культурные черты
Культура — как таблетка «Алка-Зельтцер», растворенная
в стакане воды. Вы ее не видите, но она свое дело делает.
Ганс Магнус Энценсбергер
В предыдущих трех главах внимание уделялось организационным структурам, систе-
мам, управленческим процессам и методам работы, то есть осязаемым элементам Би-
рюзовых организаций. В этой главе мы обсудим менее очевидный, но не менее значи-
мый элемент — организационную культуру. Этот термин обычно используют, говоря
об основополагающих представлениях, нормах и ценностях, разделяемых всеми со-
трудниками организации. Проще говоря, культура — это то, как выполняется работа,
когда люди об этом особо не задумываются. Это особая атмосфера. Ее улавливаешь,
проходя по коридорам. Зачастую бывает сложно отметить что-нибудь конкретное,
но все же что-то проявляется — например, в том, как обставлены офисы, о чем говорят
сотрудники, встречаясь у кулера, о чем шутят, как общаются друг с другом руководи-
тели и подчиненные, как сотрудники реагируют на хорошие и плохие новости. Соучре-
дитель компании Sun Hydraulics Боб Коски называет это характером организации:
«Я сужу о характере организации по двум вещам. Чтобы оценить ее здоровье в кратко-
срочной перспективе, я прислушиваюсь, какого рода юмор — черный, жизнерадостный
или никакой — гуляет по организации, и обращаю внимание на то, сразу ли сотрудники
выстраиваются в очередь на выход, едва оканчивается рабочий день. Чтобы оценить
долгосрочные перспективы организации или ее жизненную силу, я интересуюсь, как
скоро она оправляется после ударов. Позволяет ли организация своим сотрудникам
рисковать, чтобы они могли развить уверенность в себе, что помогает быстрее восста-
навливаться после неудач? Поддерживает ли, ободряет ли организация тех, кто пере-
живает трудности? Есть ли у организации большие цели? Поощряет ли она корпора-
тивную культуру доверия и позволяет ли сомневаться в устоявшейся практике работы,
даже если такое сомнение выглядит как недоверие?»
1
282
Глава 2.7
Вопросы, сформулированные Бобом Коски, указывают на важность организацион-
ной культуры. Незаметно, но очень действенно культура создает или разрушает органи-
зации, способствует их бурному развитию или тормозит его. Бесчисленными научными
исследованиями установлена прямая связь между культурой и результатами деятель-
ности организации. Однако зачастую Оранжевые в своей конкурентной механической
парадигме по-прежнему пренебрегают культурой как «надстройкой». В механической
парадигме имеет значение только «базис», то, что позволяет сложному механизму орга-
низации функционировать должным образом. Интерес к «надстройке» рассматривается
как нечто неуместное — кому интересна внутренняя жизнь винтиков машины? Руково-
дители, использующие Оранжевые походы, часто приходят в замешательство от того, что
разработанный ими идеальный план идет под откос из-за странного поведения людей
(например, проблемы с коммуникацией, конфликты, сопротивление изменениям).
Поскольку мы люди, а не винтики, то наши представления, нормы и ценности во мно-
гом определяют наше поведение. Возьмем организацию, где все сотрудники считают,
что вся информация должна распространяться свободно. Сравним ее с другой, где по-
лагают, что информация — это власть и делиться ею следует только с тем, кому поло-
жено. Очевидно, что результаты работы этих двух организаций будут разными. Или
представьте себе организацию, где принято винить других и жаловаться на них за гла-
за. Сравним ее с организацией, где нормой считается брать на себя четкие обязатель-
ства и улаживать разногласия один на один. Легко догадаться, какая из двух организа-
ций будет более продуктивным и приятным местом работы.
Лидеры, смотрящие на мир через Зеленые очки, часто занимают прямо противопо-
ложную позицию. Для них культура организации — ее главный актив, альфа и омега
успеха. В Зеленой парадигме метафора для организации — семья, там все личное и все
связано с взаимоотношениями. С этой точки зрения мало что в жизни организации
может быть важнее — и приоритетнее в смысле затрат времени и денег — чем поддер-
жание здоровых и благополучных семейных отношений.
Взаимодействие культуры, структур и мировоззрений:
четыре квадранта
Кто в этом споре прав? Что лучше: опираться на осязаемые, материальные элементы ор-
ганизационной структуры или неосязаемую культуру? Хотя ответ исключительно ва-
жен из-за последствий для лидеров организаций, вопрос часто обсуждается без долж-
ной основательности. Кен Уилбер и его модель четырех квадрантов (four quadrant)
может обеспечить такому обсуждению прочную основу, если провести несколько про-
стых, но действенных разграничений. Уилбер, основоположник интегральной теории
283
Общие культурные черты
(Integral Theory), раскрыл для нас глубокую истину о природе действительности: любой
феномен обладает четырьмя гранями или аспектами, его можно рассматривать с че-
тырех сторон. Чтобы понять явление лучше, его необходимо исследовать не только
объективно извне (материальная, поддающаяся оценке внешняя сторона), но и прочув-
ствовать его изнутри (нематериальная, внутренняя сторона мыслей, чувств, ощуще-
ний). Кроме того, явление необходимо рассматривать изолированно (индивидуальный
аспект) и в более широком контексте (коллективный аспект). Как только мы всматрива-
емся в явление в совокупности всех его четырех аспектов, мы получаем то, что Уилбер
называет интегральным восприятием действительности.
Идея Уилбера применительно к организациям означает, что должны учитываться:
1) мировоззрения и убеждения людей; 2) поведение людей; 3) организационная куль-
тура; 4) организационные структуры, процессы управления и методы работы (кстати,
именно так и описаны в нашей книге Бирюзовые организации: мировоззренческие
установки, убеждения и модели поведения обсуждаются в главах 1.3 и 3.1; организаци-
онные системы — в главах 2.2–2.6; организационная культура — в этой главе).
Внутренний аспект
(Взгляд изнутри)
Внешний аспект
(Взгляд извне)
И
нд
ив
ид
уа
ль
ный
а
сп
ек
т
(Л
ич
но
ст
ь, И
нд
ив
ид
уу
м
)
убеждения
и мировоззренческие
установки сотрудников
Поведение
сотрудников
ко
лл
ек
ти
вн
ы
й а
сп
ек
т
(С
оо
бщ
ес
тв
о,
к
ол
ле
кти
в)
Организационная
культура
Организационные
системы (структуры,
процессы управления,
методы работы)
Модель четырех квадрантов Уилбера применительно к организациям
284
Глава 2.7
Модель легче понять на примере. Возьмем общераспространенное (Оранжевое)
убеждение, будто людей мотивируют деньги и публичное признание заслуг. Руково-
дители, разделяющие это убеждение (левый верхний угол), естественно, будут поль-
зоваться системой материальных поощрений: перед людьми надо ставить амбициоз-
ные цели и поощрять их высокими бонусами в случае, если цели достигнуты (правый
нижний квадрант). Такого рода убеждения и поощрения, весьма вероятно, отразятся
на поведении сотрудников по всей организации: каждый будет думать только о себе,
ловчить и изворачиваться, чтобы дотянуть до заветных показателей (правый верхний
квадрант). При этом культура компании будет негласно поощрять отдельных успеш-
ных исполнителей, «звезд», а не «командных игроков» (левый нижний угол).
Внутренний аспект
(Взгляд изнутри)
Внешний аспект
(Взгляд извне)
И
нд
ив
ид
уа
ль
ный
а
сп
ек
т
убеждения и мировоз-
зренческие установки
сотрудников (людей
мотивируют деньги и прочие
поощрения)
Поведение сотрудни-
ков (каждый думает о себе,
изловчается, чтобы
дотянуть
до нужных показателей)
ко
лл
ек
тив
ный
а
сп
ек
т
Организационная куль-
тура (культура конкуренции
среди
сотрудников, успеш
ные исполнители ценятся
выше командных игроков)
Структуры, процессы
управления, методы
работы (директивная
постановка задач
, финансо
вые стимулы для мотивации
отдельных сотрудников
(incentives)
)
Модель из четырех квадрантов демонстрирует, как тесно переплетены мировоз-
зренческие установки, культура, поведение и системы организации. Любое изменение
в одном из аспектов вызывает цепочку изменений в остальных трех. Тем не менее нам
часто не дано охватить картину в целом. Носители Янтарного и Оранжевого миро-
воззрений видят только «базис», материальные внешние аспекты (правые квадранты)
и пренебрегают «надстройкой», внутренними аспектами (левые квадранты). Новшества
285
Общие культурные черты
Зеленых были призваны привлечь внимание к внутренним аспектам мировоззрения
и культуры, но, как это порой бывает, маятник качнулся слишком резко. Зеленые орга-
низации чрезмерно сосредоточились на культуре и пренебрегли необходимостью пе-
ресмотреть организационные структуры, управленческие процессы и методы работы
(один из пионеров в области исследования организационной культуры Эдгар Шейн
однажды заметил: «Единственной действительно важной задачей руководителя явля-
ется создание культуры и управление ею», — и это типичный пример крайней точки
зрения). В таких американских компаниях, как Southwest Airlines или Ben & Jerry’s, со-
храняют множество системных элементов традиционных иерархических форм органи-
зации (правый нижний квадрант), но одновременно отдают должное культуре (левый
нижний квадрант), требующей от менеджеров отказа от иерархической модели поведе-
ния. Они должны стать руководителями-помощниками (servant leaders), прислушиваю-
щимися к подчиненным и дающими им возможность проявить себя.
Но иерархические формы организации несовместимы с неиерархической культу-
рой, они не смешиваются, подобно воде и маслу. Именно поэтому руководители таких
компаний твердят, что культура требует постоянного внимания и непрерывных вло-
жений. При иерархической форме управления, когда начальники наделены большей
властью, чем их подчиненные, требуются постоянные усилия, чтобы удерживать мене-
джеров от применения власти, данной высоким положением. Стоит только прекратить
вкладываться в культуру, и укорененная структурно иерархия тут же возьмет верх.
Самоуправляющиеся организации выходят за рамки противопоставления культуры
и структуры организации. Внутренний и внешний аспекты, культура и структура, рабо-
тают рука об руку, а не тянут каждый в своем направлении. Полномочия естественным
образом распределены, и нет необходимости непрерывно тратить время и усилия, что-
бы менеджеры среднего звена не забывали давать подчиненным возможность проявить
себя. Если менеджеры лишены орудий принуждения, то нет и необходимости все время
поддерживать культуру, удерживающую от принуждения. Дэвид Аллен, автор знамени-
той книги «Как привести дела в порядок» (Getting Things Done), рассказывает, что про-
изошло, когда он внедрил холакратию в своей консалтинговой фирме:
«Мы распределили ответственность по всей организации, и в результате я стал уде-
лять гораздо меньше внимания культуре. В системе, работающей с нарушениями,
приходится цепляться за что-то вроде ценностей, чтобы дело шло хоть как-то сносно.
Но когда мы все устремляемся к высокой цели, делаем то, что надо, и так, как нужно,
то культура возникает сама собой. Нет нужды поддерживать ее искусственно»
2
.
Означает ли это, что в Бирюзовых организациях культура менее важна? Брайан Роберт-
сон дает красноречивый ответ: культура в самоуправляющися структурах одновременно