Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 20649
Скачиваний: 751
286
Глава 2.7
менее необходима и более значима, чем в традиционных. Менее необходима, поскольку
ее не используют для борьбы с проблемными проявлениями иерархии. И более значи-
ма по той же причине: энергия организационной культуры не расходуется на борьбу
с системой, а потому может в полной мере приносить свои плоды. С Бирюзовой точки
зрения, организационная культура и организационное устройство идут рука об руку,
это различные аспекты одной и той же действительности, в равной мере заслуживаю-
щие осознанного внимания.
Культура Бирюзовых организаций
Существует ли какая-то особая культура, свойственная всем Бирюзовым организаци-
ям? Исследования показывают, что Бирюзовые организации могут руководствоваться
самыми разнообразными культурными формами, однако всем им присущ целый ряд
общих основополагающих элементов.
Специфика компании и ее цель предполагают формирование самобытной, неповтори-
мой культуры. Сравним, к примеру, культуру некоммерческой организации RHD и ком-
пании Morning Star. У первой главный офис декорирован так причудливо и красочно, как,
пожалуй, нигде больше и не увидишь. Вообразите себе несколько связанных между собой
бывших складских помещений, превращенных в одно гигантское открытое офисное про-
странство. Стены выкрашены в ярко-оранжевый цвет, но заметен он только там, где не ви-
сят огромные фото клиентов RHD, картины, выполненные психически больными пациен-
тами, постеры с заслуживающими внимания цитатами и объявлениями, развешенными
сотрудниками. Зона ожидания для посетителей — несколько стульев — расположена в са-
мом центре этого динамичного пространства рядом с маленьким бассейном. В нем вместо
традиционных золотых рыбок плавают причудливые пластиковые уточки.
Трудно представить себе что-то более отличающееся от этого, чем офисы Morning
Star. Офисные помещения компании и в главном здании, и на фабриках несут на себе
печать солидности и опрятности. Стены выкрашены в белый цвет, картины на них
в красивых рамках, объявления и прочие документы вывешиваются только на специ-
ально предназначенных досках.
Высокая цель организации и ее специфика определяют необходимую
ей культуру. И все же есть культурные элементы, присущие всем
Бирюзовым организациям.
Эти две компании работают в очень разных условиях, чем объясняются разитель-
ные культурные отличия, отразившиеся в оформлении их офисов. Бурлящий главный
287
Общие культурные черты
офис RHD отражает ее культуру: сотрудников поощряют принимать странности дру-
гих людей так же, как мы принимаем свои собственные. Сотрудники стараются помочь
устроить жизнь людям с такими проблемами, как психические заболевания, слабоумие,
бездомность и наркозависимость. Для достижения этой цели сотрудникам необходи-
мо уметь проявлять заботу без осуждения. И этому в значительной мере способству-
ет то, что здесь не делят людей на две категории: нормальных сотрудников и не совсем
нормальных клиентов; здесь каждый особенный и необычный, будь то сотрудник или
клиент. А Morning Star — это предприятие пищевой промышленности с высокими
стандартами гигиены. Неугомонная, шумная атмосфера, как в RHD, здесь абсолютно
неуместна. На фабрике нигде не должно быть заметно ни пятнышка, чтобы любая про-
блема процесса переработки томатов тут же бросалась в глаза, поэтому тот же дух чи-
стоты витает и в офисных помещениях.
Специфический контекст и цель формируют культуру, необходимую организации.
Но за уникальной культурой каждой отдельно взятой компании просматриваются об-
щие черты, указывающие, на какой стадии развития она находится. В той или иной
мере для всех Янтарных организаций подчинение приказу — важная часть организа-
ционной культуры, что теряет всякий смысл в самоуправляющихся Бирюзовых орга-
низациях. Ниже приведены некоторые общие для всех культурные элементы (нормы,
основополагающие представления, ценности), обнаруженные мною в ходе исследова-
ния новаторских организаций, описанных в этой книге. Они, как представляется, со-
гласуются с Эволюционным Бирюзовым мировоззрением. Список не исчерпывающий
и не обязательный, однако он дает пищу для размышлений.
Самоуправление
Доверие
—
Мы относимся друг к другу, исходя из предположения, что намерения у всех
самые добрые.
—
Мы по умолчанию доверяем коллегам, пока нет доказательств, что доверие
не заслуженно.
—
Свобода и ответственность — две стороны одной медали.
Информационные потоки и принятие решений
—
Вся деловая информация является достоянием каждого.
—
Каждый из сотрудников в состоянии правильно реагировать на неприятные
и деликатные известия.
288
Глава 2.7
—
Мы верим в силу коллективного разума. Никто не может превзойти в уме
остальных. Поэтому все решения принимаются в процессе внутреннего кон-
сультирования (advice process).
Ответственность
—
Каждый несет полную ответственность перед организацией. Если мы счита-
ем необходимыми какие-либо действия, то обязаны обратить на это внимание
остальных. Неприемлемо ограничивать обеспокоенность рамками выбранной
роли и взятых на себя обязанностей.
—
Не нужно стесняться напоминать другим об их обязанностях в форме замеча-
ния, пожелания или возражения.
Цельность
Одинаковая ценность
—
Мы все принципиально равноценны.
—
В то же время мы считаем, что наше сообщество только обогатится, если мы
позволим каждому члену вносить собственный уникальный вклад с учетом
различий в обязанностях, образовании, опыте, интересах, навыках, чертах ха-
рактера, мировоззрении и т. д.
Безопасное и комфортное рабочее место
—
Любую жизненную ситуацию можно оценивать как с позиции страха и разде-
ления, так и с позиции любви и единения. Мы выбираем любовь и единение.
—
Мы стремимся к созданию эмоционально и духовно безопасного окружения
на работе, где каждый может вести себя естественно и быть самим собой.
—
Мы приветствуем атмосферу… (любви, заботы, признания заслуг, благодарно-
сти, любопытства, радости, игры и т. д.).
—
Нас не смущает употребление на рабочем месте таких слов, как забота, любовь,
служение, высокая цель, душевность и т. д.
Преодоление разделения
—
Мы стремимся к созданию такого рабочего места, где будут уважать все сто-
роны нашей натуры: интеллектуальную, физическую, эмоциональную и духов-
ную, рациональную и интуитивную, женское начало и мужское.
289
Общие культурные черты
—
Мы признаём, что все мы глубоко взаимосвязаны, что все мы — часть больше-
го целого, включающего природу и все формы жизни.
Обучение
—
Любая возникшая проблема — это приглашение учиться и внутренне совер-
шенствоваться. Мы всегда должны оставаться учениками. Мы никогда не смо-
жем выучить все до конца.
—
Неудача — всегда новая возможность, если мы отважно стремимся к высо-
кой цели. Мы обсуждаем наши промахи открыто и учимся на них. Прятаться
от проблемы или игнорировать возможность учиться на ошибках неприемлемо.
—
Замечания по работе или уважительное противостояние — это наша помощь
друг другу в процессе роста.
—
Мы концентрируемся на сильных, а не слабых сторонах, на возможностях,
а не на проблемах.
Взаимоотношения и конфликты
—
Изменить других невозможно. Изменить можно только самого себя.
—
Мы берем на себя ответственность за собственные мысли, убеждения, слова
и действия.
—
Мы не распространяем слухов. Мы не говорим о ком-либо за спиной.
—
Разногласия мы улаживаем один на один, не втягивая в конфронтацию других
людей.
—
Мы не виним в своих проблемах других. Когда у нас появляется желание ко-
го-то в чем-то обвинить, мы воспринимаем это как приглашение задуматься,
а не являемся ли мы сами частью проблемы (и ее решения).
Эволюционная цель
Коллективная цель
—
Мы смотрим на организацию как на одухотворенный организм, имеющий соб-
ственную эволюционную цель.
—
Мы стараемся вслушаться и понять, какое направление развития предпочти-
тельнее для организации, не забывая, что подталкивать ее в том или ином на-
правлении неприемлемо.
290
Глава 2.7
Личная цель
—
Как ради самих себя, так и ради нашей организации мы обязаны выяснить,
в чем состоит наше личное призвание и насколько оно созвучно с эволюцион-
ной целью организации.
—
Мы стараемся выполнять наши обязанности от души, а не из эгоистических
побуждений.
Планирование будущего
—
Бесполезны попытки предсказать и контролировать будущее. Мы делаем про-
гнозы, только если того требуют конкретные решения.
—
Жизнь развернется перед нами более щедро и обильно, если мы откажемся
от попыток контролировать будущее и начнем вместо этого просто ощущать
перемены вокруг и реагировать на них.
Прибыль
—
В долговременной перспективе высшая цель организации и необходимость по-
лучать прибыль не соперничают друг с другом. Если сосредоточиться на дости-
жении высокой цели, прибыль не замедлит себя ждать.
Поддержка проявлений организационной культуры
Как возникает и проявляет себя культура организации, что делает одну культуру при-
тягательней и действенней другой? В большинстве компаний культура просто отража-
ет основополагающие представления, нормы и ценности руководства со всеми их свет-
лыми и темными сторонами.
С Эволюционной Бирюзовой точки зрения, организация — это живой организм,
обладающий собственной жизненной силой, а потому имеющий право на собственную,
автономную культуру, пусть даже несхожую с представлениями и ценностями осно-
вателей и руководителей организации. Каждый должен вглядываться и вслушиваться
в проявления организационной культуры, чтобы понимать, что предпочтительнее для
специфики организации и ее цели (могут помочь, например, коллективные процессы
взаимодействия, описанные в предыдущей главе). Когда достигнута ясность, какая
культура наиболее благоприятствует роду деятельности организации и достижению
поставленной цели, то возникает вопрос: как группа людей может сознательно способ-
ствовать установлению такой культуры? Модель Уилбера дает на этот вопрос простой
ответ: чтобы сформировать такую культуру (левый нижний квадрант), необходимо па-
раллельно предпринять следующие действия.