Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 20708
Скачиваний: 759
291
Общие культурные черты
—
Внедрить соответствующие организационные формы, процессы управления,
мероприятия и методы работы (правый нижний квадрант).
—
Позаботиться, чтобы поведению сотрудников, пользующихся моральным авто-
ритетом в компании, подражали остальные (правый верхний квадрант).
—
Поощрять сотрудников к самоанализу, чтобы выяснить, поддерживают ли их
личные убеждения новую культуру или, напротив, ослабляют ее (левый верх-
ний квадрант).
Внутренний аспект
(Взгляд изнутри)
Внешний аспект
(Взгляд извне)
И
нд
ив
ид
уа
ль
ный
а
сп
ек
т
исследование и про-
верка на соответствие
новой культуре личных
взглядов сотрудников
Поведение сотрудников,
пользующихся мораль-
ным авторитетом, как
эталон
ко
лл
ек
тив
ный
а
сп
ек
т
Организационная
культура
внедрение новых
организационных форм,
процессов управления,
мероприятий и методов
работы
В качестве иллюстрации давайте предположим, что, как вам кажется, вашей орга-
низации недостает духа признательности и традиции отмечать достижения.
—
Можно попробовать завести правило периодически организовывать меро-
приятия (правый нижний квадрант), предполагающие выражение призна-
тельности и поощрения, как, например, «часы благодарности» в Берлинской
евангелической школе ESBZ или «дни благодарности» в компании Ozvision. Так
можно в течение нескольких месяцев внедрить соответствующую культуру,
292
Глава 2.7
и сотрудники будут совершенно естественно радоваться успехам коллег и хва-
лить их по собственной инициативе.
—
Можно также попросить самых уважаемых сотрудников компании, чтобы они
какое-то время более обычного хвалили своих коллег за приложенные усилия
и достигнутые успехи.
—
Можно организовать семинар, чтобы сотрудники рассказали, как относятся
к тому, чтобы отмечать заслуги и достижения друг друга. Некоторые могут
не задумываясь поблагодарить и похвалить своих коллег — для них это впол-
не естественно. Другие, напротив, почувствуют себя неловко, если им придет-
ся кого-то благодарить или хвалить: может быть, они выросли в семьях, где
об этом не принято было говорить. Психологическая поддержка в виде коучин-
га отношений может помочь выявить ограничивающие убеждения, мешающие
присоединиться к всеобщей атмосфере признательности и поощрения.
Подведем итоги. Какое место занимает культура в Бирюзовых организациях? Там,
где уже существует самоуправление, где внедрены управленческие процессы и ме-
тоды работы, дающие возможность сохранять целостность и стремиться к высокой
цели, культура становится одновременно менее необходимой и более значимой. Куль-
тура организации должна формироваться ее спецификой, контекстом и осмысленной
целью, а не представлениями, нормами и ценностями основателей и руководителей.
В самоуправляющихся структурах это происходит по большей части естественно
и органично, потому что все сотрудники, а не только топ-менеджеры принимают
участие в определении того, что необходимо организации. Если же, однако, при-
сутствует ощущение, что пришло время дальнейшей эволюции организационной
культуры, то можно уделить время, например, в рамках большого группового про-
цесса, чтобы вслушаться, к чему призывает осмысленная цель и окружающая действи-
тельность.
Хотя многие черты необходимой культуры для каждой отдельно взятой организа-
ции будут единственными в своем роде, вполне вероятно, что проявится целый ряд
культурных элементов, характерных для Эволюционной Бирюзовой стадии развития.
Для их осмысления и анализа можно обратиться к списку, приведенному выше.
Существует три способа внедрения новых культурных элементов: с помощью мето-
дов и практик, поддерживающих соответствующее поведение; с помощью сотрудников,
пользующихся моральным авторитетом у коллег и выступающих в качестве поведен-
ческого эталона; и с помощью мероприятий, помогающих сотрудникам проанализиро-
вать и понять, поддерживают ли их личные убеждения новую культуру или, напротив,
ослабляют ее.
С философской точки зрения, новаторство Бирюзовых заключается в том, чтобы
дополнить все четыре квадранта тем, что им недоставало: культурой системы, миро-
воззренческими установками, поведенческой моделью. Предыдущие парадигмы от-
давали предпочтение «базисным» аспектам за счет «надстройки» или наоборот. Мож-
но с уверенностью предположить: будущее принадлежит организациям, чьи «базис»
и «надстройка» тесно связаны и усиливают друг друга в достижении эволюционной
цели организации.
Часть 3
ПОявление
БирюзОвых Организаций