Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18688

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Комиссия по правам человека создала несколько вспомогательных органов в конкретных странах и территориях, а также по вопросам, относящимся к сфере ее компетенции. В настоящее время существуют Рабочая группа по изучению случаев постоянного грубого нарушения прав человека; Рабочая группа по вопросу о недобровольных или насильственных исчезновениях; Рабочая группа правительственных экспертов по праву на развитие. Кроме того, Комиссия активно использует разнообразные методы рассмотрения нарушений прав человека, такие как сбор информации группами экспертов для изучения ситуации в области прав человека либо определенных странах, либо в связи с конкретными случаями нарушений прав человека. Эти нарушения, как правило, касаются казней без судебного разбирательства, религиозной нетерпимостью, массовыми убийствами, наемничеством. Комиссия по правам человека создает рабочие группы для оказания ей содействия в подготовке международных деклараций и конвенций.

В 1947 году была учреждена подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств. Как и Комиссия по правам человека, она действует в соответствии с Правилами процедуры функциональных комиссий Экономического и Социального Совета. Подкомиссия учредила три рабочие группы, которые собираются обычно перед каждой ежегодной сессией для оказания помощи в осуществлении некоторых задач. Например, Рабочая группа по сообщениям рассматривает информацию, касающуюся нарушений прав человека и свидетельствующих о систематических грубых нарушений прав человека. Рабочая группа по вопросу о рабстве рассматривает ход событий в области рабства и работорговли, включая практику эксплуатации детского труда. Рабочая группа по вопросам коренного населения рассматривает ход событий в области защиты прав коренного населения.

Кроме того, Подкомиссия в своей структуре имеет сессионные рабочие группы, занимающиеся вопросами содействия принятию документов по правам человека, по вопросам задержания и тюремного заключения, по вопросу о лицах, подвергаемому задержанию на основании психических заболеваний.

В 1977 году создается Комитет по правам человека, созданный в 1977 году в соответствии со статьей 28 Международного Пакта о гражданских и политических правах. В его состав входят 18 граждан государств-участников Пакта, обладающих высокими моральными качествами и признанной компетенцией в области прав человека. Согласно Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах отдельные лица, сделавшие заявление о том, что имело место нарушение какого-либо из прав, изложенных а Пакте, и что были испробованы и исчерпаны все доступные внутренние средства, могут передать письменные сообщения на рассмотрение в Комитет по правам человека. Эти сообщения принимаются только от государств, являющихся участниками Пакта и Факультативного протокола. На каждой своей сессии Комитет рассматривает доклады государств-участников Пакта о принятых им мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в Пакте, и о конкретных результатах в использовании этих прав, а также тех факторах и затруднениях, влияющих на выполнение прав, изложенных в Пакте.


Комиссия по положению женщин осуществляет свою деятельность с 1946 года в соответствии с Правилами процедуры функциональных комиссий ЭКОСОС. В ее непосредственные функции входит подготовка рекомендаций и докладов о правах женщин в политической, экономической, гражданской , социальной областях и сфере образования, а также дача рекомендаций по наиболее важным проблемам, требующим немедленного рассмотрения в области прав женщин. В 1982 году был учрежден Комитет по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, состоящий из 23 экспертов. В соответствии со статьей 17 Конвенции основная задача Комитета состоит в рассмотрении докладов о результатах, достигнутых в области ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщины.

В 1951 году Генеральная ассамблея ООН создало Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ), которое уполномочено под эгидой ООН обеспечивать международную защиту беженцев. Это осуществляется следующим образом:

  • содействие заключению и ратификации международных конвенций о защите беженцев, наблюдения за выполнением постановлений этих конвенций и предложения необходимых поправок к ним;

  • содействие при помощи специальных соглашений с правительствами выполнению любых мероприятий, имеющих своей целью облегчение положения беженцев и сокращению числа беженцев, нуждающихся в защите;

  • содействие усилиям, направленным на поощрение добровольной репатриации беженцев или их ассимиляции в новых странах;

  • облегчение допуска беженцев на территории других государств;

  • получения от правительства информации относительно числа беженцев на их территории и их правового положения;

  • установление и поддержание тесного контакта с заинтересованными правительствами, межправительственными организациями, занимающимися вопросами о беженцах.

УВКБ может выполнять функции, связанные с репатриацией и расселением по решению Генеральной Ассамблеи, а также выполнять определенные функции по оказанию помощи лицам без гражданства в соответствии с Конвенцией о сокращении безгражданства.

Система специализированных учреждений ООН направляет свою работу на защиту прав и основных свобод человека. Например, созданная в 1919 году в качестве автономной организации, связанной с Лигой Нации, Международная Организация Труда (МОТ) считает основной задачей формулирование международных норм в области труда и их эффективное осуществление. Международные конвенции и рекомендации в области труда касаются таких проблем прав человека, как запрещение принудительного труда, защита права на организацию, включая права профсоюзов; ликвидация дискриминации в области труда, применение принципа равного вознаграждения за равный труд мужчин и женщин, поощрение полной занятости, безопасности и гигиены труда, а также социального обеспечения. Задача Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в соответствии с ее Уставом заключается в том, чтобы «способствовать укреплению мира и безопасности, усиливая сотрудничество народов путем образования, науки и культуры ради обеспечения всеобщего уважения к справедливости, законности, правам человека и основным свободам, признанным Уставом ООН, для всех народов, без различия расы, пола, языка или религии». Согласно Преамбуле Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), обладание наивысшим достижением уровня здоровья является одним из основных прав всякого человека, и правительства несут ответственность за здоровье своих народов, которое может быть сохранено только благодаря предоставлению соответствующих мер в области здравоохранения и социального обеспечения. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) обеспечивает свой вклад в развитие мировой экономики и свободу человечества от голода. Организация в основном занимается вопросами, связанными с улучшением питания и повышения жизненного уровня, обеспечением повышения производительности труда и лучшего распределения продовольствия и продукции сельского хозяйства, улучшением условий жизни сельского населения, способствуя тем самым развитию мировой экономики. Ее деятельность направлена на содействие решению одной из основных проблем, с которыми сталкивается человечество, а именно, всемирной продовольственной проблемой.


Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) – общеевропейская организация, которая занимается вопросами безопасности. Эта региональная организация обеспечивает предупреждение, предотвращение конфликтов, регулирование кризисов и постконфликтного восстановления в Европе. Подход ОБСЕ к обеспечению безопасности носит всесторонний характер. Она занимается вопросами, связанными с упрочением безопасности, включая контроль над вооружениями, превентивную дипломатию, меры укрепления доверия и безопасности, права человека, наблюдение за выборами, а также экономическую и экологическую безопасность. В целом, все перечисленные направления деятельности ОБСЕ в конечном итоге обеспечивают основные права и свободы человека в той или иной сфере отношений. Непосредственно это обеспечивается деятельностью Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ). Это структурное подразделение ОБСЕ осуществляет наблюдение за проведением выборов и содействует становлению национальных избирательных органов и институтов по правам человека.


Контрольные вопросы:


Каков состав населения государства? Какими международными и внутригосударственными нормами обеспечивается статус групп населения государства?

Дайте определение гражданства.

Каковы основания приобретения гражданства в международном праве?

Каковы способы натурализации гражданства в международном праве?

Как возникает двойное гражданство и каково отношение международного сообщества в вопросам бипатризма?

Что представляет собой институт апатризма и каковы его правовые последствия?

Какова процедура приобретения гражданства в Республике Казахстан?

Каковы формы утраты гражданства в казахстанской практике?

Определите понятие «иностранный гражданин», обозначьте особенности правового статуса.

Каковы виды правовых режимов иностранных граждан?

Что представляет собой право убежища, каковы его признаки?

Каков порядок предоставления политического убежища в Республике Казахстан?

Каково правовое содержание принципа уважения прав человека?

Какова система международно-правовых актов, касающихся прав человека?

В чем историческое значение Всеобщей Декларации прав человека 1948 года?

Что представляет собой механизм защиты прав и свобод человека в международном праве?


Литература:


  1. Боярс Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. М. 1986.

  2. Бойцова В.В. «Служба защиты прав человека и гражданина» Мировой опыт. М.1996.

  3. Галенская Л.Н. Право убежища. М., 1968.

  4. Даниленко Г.М. Международная защита прав человека. Вводный курс. М. Юристъ, 2000.

  5. Декларация об упрощенном порядке перемещения граждан РФ, постоянно проживающих на территории РК, и граждан РК, постоянно проживающих на территории РФ. -А., 1986.

  6. Ежова О.Е. Национально-правовая имлементация международных норм о статусе иностранцев.- Киев, 1989

  7. Закон о гражданстве Республики Казахстан. -А., 1992, с дополнениями и изменениями 1995 года.

  8. Карташкин В.А. Международная защита прав человека. Основные проблемы сотрудничества государств. М. Международные отношения, 1976

  9. Лазарев П.В. Иностранные граждане (правовое положение) . -М., 1992.

  10. Манов Б.Г. ООН и содействие осуществлению соглашений о


правах человека. - М., 1986.

  1. Указ Президента, имеющий силу закона, “О правовом положении иностранных граждан РК” . -А., 1995.

  2. Потапов В.И. Беженцы и международное право. -М., 1986

13. Права человека и международные отношения. - М., 1988

14. Шестаков Л.Н. Права человека. Сб. международных документов- М., 1990

15. Мюллерсон Г.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. - М., 1991

16.Лукашева Е.А. Общая теория прав человека. - М., 1996

17.Этнин М.Л. Международно-правовые гарантии прав человека. Практика Совета Европы. М, 1992 г.

  1. Сборник документов по международному праву под общей ред. К.К. Токаева. Алматы. 1998. Том 1.

  2. Права человека в международных документах в двух частях. Составители: К.М. Сарсембаев и А.О. Масатбаев. Алматы. 1998.

  3. Права человека (учебное пособие). В 2-х частях. Авторский коллектив: Айдарбаев С.Ж.; Нурумов Д.И.; Сарсембаев М.А., Сарсембаев К.М. Данекер. 1999.

  4. Основные международные документы по правам человека. Материалы и комментарии. Алматы. 1998.



Глава 9. Дипломатическое и консульское право.



9.1. Понятие дипломатии в современном мире. Понятие, источники дипломатического права.

9.2. Органы внешних сношений.

9.3. Функции, привилегии и иммунитеты дипломатических представительств.

9.4. Правовой статус торговых представительств, статус специальных миссий.

9.5. Понятие, источники консульского права.

9.6. Консульские привилегии и иммунитеты.


9.1. Понятие дипломатии в современном мире. Понятие, источники дипломатического права.


Понятие «дипломатия» произошло от греческого слова diploma-лист, документ, сложенный вдвое. В первоначальном значении «держатель диплома», т.е. рекомендательной или верительной грамоты, которое выдавалось официальным лицам, которые отправлялись в провинцию или за границы государства.

В широком смысле дипломатия – это официальная деятельность по представительству субъектов международного права, по развитию отношений мира и мирного сосуществования, по защите мирным путем прав и интересов участников международных отношений. Дипломатия – это одно из средств осуществления внешней политики государства с помощью допустимых по международному праву специальных дипломатических мероприятий, приемов и методов.

В узком смысле дипломатия – это искусство ведения переговоров и заключения договоров, соглашений. Необходимо подчеркнуть, что это искусство основывается на знании законов развития общества, изучении истории международных отношений, истории отдельных стран, международного права, конституционного права отдельных стран, иностранных языков.

В истории развития человеческого общества вопросы внешней политики государств, его важнейшего средства – дипломатии- всегда занимали видное место. От эффективного решения этих вопросов решалась судьба целых народов, государств, вступавших в конфликты друг с другом.


Основным проводником и исполнителем дипломатических функций является имеющийся во всех государствах дипломатический аппарат в виде центральных и заграничных органов (Министерство иностранных дел, посольства, миссии, консульства), в которых постоянно работают специально отобранные и подготовленные дипломатические кадры. Система работ этих кадров составляет дипломатическую службу государства, являющейся важнейшим звеном государственной службы. Дипломатический аппарат – это часть государственного аппарата, направление и содержание деятельности которого определяется характером социально-экономического, политического строя государств.

Совершенствование дипломатического аппарата, улучшение подбора и подготовки дипломатических кадров, изучение и использование лучшего опыта дипломатии, наконец, разработка и развитие научных его основ – важные задачи, стоящие перед всеми государствами, заинтересованными в использовании дипломатии для мирного решения международных вопросов, для укрепления политики мира и мирного сосуществования.

Дипломатия – это составная часть внешней политики, международной деятельности государства. Именно внешняя политика определяет цели и задачи дипломатии, которая представляет собой совокупность практических мероприятий, а также форм, средств и методов, используемых для внешней политики.

Опыт современной дипломатии показывает использование традиционных и новых форм и методов дипломатической работы в интересах внешней политики независимых государств. Особо важное значение приобретают различные формы дипломатического общения и обсуждения. К таковым относятся личные встречи руководителей государств, двусторонние и многосторонние переговоры на высшем уровне между государствами.

Дипломатическая деятельность нуждается в нормативном обеспечении, правилах ее осуществления в отношении других субъектов международного права. На протяжении многих веков эти правовые нормы постепенно образовали относительно устойчивую и самостоятельную по предмету регулирования отрасль. В настоящее время дипломатическое право – одна из наиболее упорядоченных с точки зрения кодификации и прогрессивного развития отраслей международного права. Дипломатическое право – это одна из старейших отраслей права. Оно возникло и развивалось прежде всего как посольское право. В начале XX века посольское право превратилось в дипломатическое.

Дипломатическое право – это совокупность устанавливаемых в результате соглашения и обеспечения субъектами международного права принципов и норм, которые выражают волю субъектов международного права, участвующих в международном общении; и регулируют положение и деятельность (функции и статус) официальных органов внешних сношений этих субъектов в целях поддержания и упрочения мира и мирного сосуществования.